Ярославская областная Дума

Также в разделе

Отчет о деятельности КСП за 2009 год

 

Отчет

о результатах деятельности контрольно-счетной палаты

Ярославской области за 2009 год

 

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статей 3 и 21 Закона Ярославской области от 26.01.2000 № 5-з «О контрольно-счетной палате Ярославской области» о ежегодном представлении Ярославской областной Думе отчета о результатах деятельности контрольно-счетной палаты Ярославской области.

Деятельность контрольно-счетной палаты осуществляется на основе принципов законности, объективности и гласности. Одной из форм реализации принципа гласности является настоящий отчет о деятельности контрольно-счетной палаты, в соответствии с законом о контрольно-счетной палате публикуемый в средствах массовой информации.

В отчете отражена деятельность контрольно-счетной палаты по реализации в 2009 году задач, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ), федеральными законами и законами Ярославской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.

1.    Общие сведения

Контрольно-счетная палата Ярославской области в 2009 году осуществляла свою деятельность в соответствии с планом работы, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы от 27.01.2009 № 18. В план работы были включены предложения депутатов Ярославской областной Думы и Правительства Ярославской области. План выполнен в полном объеме.

Для выполнения задач, возложенных на орган государственного финансового контроля Ярославской областной Думы, в отчетном 2009 году контрольно-счетная палата провела 12 контрольных и 48 экспертно-аналитических мероприятий.

В истекшем году в закон о контрольно-счетной палате Ярославской области внесены изменения, дающие право палате по результатам проведенных тематических проверок направлять органам государственной власти Ярославской области, органам местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, руководителям проверяемых организаций представления для принятия мер по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, действия которых привели к нарушению законодательства. В случаях несоблюдения порядка и сроков рассмотрения представлений контрольно-счетной палаты, создания препятствий для проведения контрольных мероприятий, контрольно-счетная палата имеет право направлять администрации проверяемых организаций обязательные для исполнения предписания.

В целях совершенствования деятельности палаты,   в течение отчетного периода разработано и утверждено 2 внутренних порядка, регламентирующих вопросы проведения контрольных мероприятий и составления протоколов об административных правонарушениях по результатам проведенных контрольных мероприятий.

Продолжено взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов России.

Председатель палаты принимала участие в различных мероприятиях, посвященных проблемам государственного финансового контроля. В мае 2009 г. в рамках официальных мероприятий, посвященных 15-летию Контрольно-счетной палаты Москвы, состоялся научно-практический семинар на тему: «Роль и место органов государственного аудита в системе публичного управления региона». В семинаре приняли участие Председатель Счетной палаты РФ С.В. Степашин, Мэр Москвы Ю.М. Лужков, Председатель Московской городской Думы В.М. Платонов, Президент и Вице-президент ЕВРОРАИ, представители Счетной палаты Берлина, Управления городского аудита Улан-Батора, Счетной палаты Верховной Рады автономной Республики Крым, а также руководители органов государственного финансового контроля РФ, известные ученые.

В декабре 2009 года председатель контрольно-счетной палаты Ярославской области приняла участие в семинаре-совещании на тему «Инновационное развитие экономики и задачи контрольно-счетных органов, проводимом Администрацией Президента Российской Федерации.

С целью экономии бюджетных средств всех уровней впервые в 2009 году XIII конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации проходила в режиме видеоконференции с использованием технических средств национального и региональных центров управления в кризисных ситуациях МЧС России. В конференции приняли участие первые лица Счетной палаты РФ, руководители контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных контрольно-счетных органов. По итогам работы Конференции принято решение о внедрении в практику антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, предусматривающих расходы государственных средств, а также о продолжении работы по мониторингу социально-экономической ситуации в субъектах Российской Федерации.

В целях выявления и пресечения правонарушений в финансово-бюджетной сфере в отчетном году было заключено Соглашение о взаимодействии с Управлением внутренних дел по Ярославской области.  Наряду с ранее заключенными соглашениями данный документ призван повысить результативность  деятельности палаты.

Руководство контрольно-счетной палаты Ярославской области принимало участие в работе постоянных комиссий и заседаний Ярославской областной Думы. В составе областного консультативного совета по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Губернаторе Ярославской области председатель участвовала в выработке предложений по совершенствованию и развитию  внешнеэкономической деятельности, совершенствованию механизма взимания таможенных пошлин и налогов, экспортного и валютного контроля, систем сертификации и стандартизации продукции. В составе комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области участвовала в подготовке рекомендаций по предложениям о предоставлении налоговых льгот, установление которых в соответствии с федеральным законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти Ярославской области, а также рекомендаций по продлению или отмене действия ранее предоставленных налоговых льгот.

В соответствии с постановлением Губернатора Ярославской области заместитель председателя КСП - начальник отдела ревизионной работы, являясь членом методологического совета по бюджетному учету при Губернаторе Ярославской области, регулярно принимала участие в его работе. На заседаниях совета были рассмотрены актуальные вопросы организации и ведения бюджетного учета, в частности: порядок проведения проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности, порядок отражения в учете принятия бюджетных обязательств, хозяйственных операций по приобретению и расходованию продуктов питания, проблемы учета имущества казны - с принятием соответствующих рекомендаций; а также разработан порядок списания дебиторской и кредиторской задолженности, порядок списания активов учреждения. 

В течение 2009 года проведена необходимая работа по формированию кадрового резерва - 18 государственных гражданских служащих Ярославской области, замещающих должности гражданской службы в контрольно-счетной палате, прошли аттестацию. Решением квалификационной комиссии 12 из них рекомендованы к зачислению в кадровый резерв контрольно-счетной палаты для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста.

 В феврале 2009 года по результатам проведенного квалификационного экзамена двум государственным гражданским служащим, замещающим должности категории «специалисты» в контрольно-счетной палате Ярославской области, присвоены классные чины.

Как и в предыдущие годы, в отчетном периоде осуществлялась целенаправленная работа по повышению профессионального уровня сотрудников контрольно-счетной палаты. Ежеквартально проводились внутриведомственные учебы по изучению нового в законодательстве.

В соответствии с требованиями законодательства, регламентирующего вопросы прохождения государственной гражданской службы, четверо сотрудников палаты прошли обучение в Центре государственного и муниципального контроля Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации по программам повышения квалификации сотрудников контрольно-счетных органов «Государственный аудит и управления бюджетными ресурсами субъектов Российской Федерации» и «Аудит государственных и муниципальных бюджетных ресурсов» в Москве. Два работника прошли краткосрочное обучение в ГОУ "Государственный университет - Высшая школа экономики" по программе "Основные направления реформирования региональных финансов". С целью совершенствования компьютерной грамотности все сотрудники палаты повысили квалификацию в Академии МУБиНТ, прослушав курс "Информационные технологии".

Достигнутый сотрудниками уровень профессиональных знаний и накопленный опыт работы были востребованы не только в деятельности самой контрольно-счетной палаты. В отчетном периоде сотрудники палаты привлекались к участию в семинаре руководителей и сотрудников контрольно-счетных органов муниципальных образований области.

В соответствии с планом работы в феврале 2009 года была подготовлена и проведена Конференция контрольно-счетных органов муниципальных образований Ярославской области. В её работе приняли участие более 60 человек, в том числе представители счетных палат Иванова, Костромы и Череповца. Конференция посвящена первоочередным задачам контрольно-счетных органов по повышению эффективности контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в условиях финансово-экономического кризиса. О первоочередных задачах, стоящих перед контрольно-счетными органами в современных условиях, доложил представитель Счетной палаты РФ, председатель Союза муниципальных контрольно-счетных органов РФ Дахов И.Г. В целях углубления сотрудничества и взаимодействия между контрольно-счетными органами, формирования единых подходов к организации государственного финансового контроля, а также оказания помощи представительным органам муниципальных образований в создании контрольно-счетных органов, участники высказались за поддержку инициативы Ярославской областной Думы и контрольно-счетной палаты области по созданию Союза контрольно-счетных органов Ярославской области.

 Сотрудники контрольно-счетной палаты Ярославской области постоянно оказывали консультационную помощь вновь создаваемым муниципальным органам финансового контроля. Проводились консультации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований области по отдельным вопросам налогового, трудового и бюджетного законодательства, а также по вопросам организации и осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности. Оказывалась иная методическая помощь.

Деятельность палаты регулярно освещалась в средствах массовой информации, через иные общедоступные информационные источники, в том числе официальный интернет-сайт контрольно-счетной палаты.

В течение отчетного года в средствах массовой информации были опубликованы 8 материалов о деятельности контрольно-счетной палаты и проводимых ею мероприятиях.

В рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)» контрольно-счетной палатой было получено и установлено оборудование и программно-технические комплексы в целях создания Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

2. Экспертно-аналитическая работа

Важнейшей составной частью экспертно-аналитической деятельности является экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, областных целевых программ и иных документов, затрагивающих вопросы областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, областной собственности и финансов, а также подготовка аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля.

Все проекты законов и нормативных правовых актов, поступающие на рассмотрение  в контрольно-счетную палату, изучаются на предмет соответствия действующему законодательству; результатом является направление в адрес Ярославской областной Думы соответствующего заключения.

Всего подготовлено 41 заключение, в том числе: 34 заключения по проектам законов и 7 заключений по проектам иных нормативных правовых актов.

На этапе предварительного контроля параметры проекта бюджета сопоставлялись с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально-экономическом положении региона, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области. По результатам рассмотрения проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» и поправок к нему контрольно-счетной палатой было обращено внимание на следующие вопросы:

- несоответствие законодательству срока направления в представительный орган законопроекта об областном бюджете;

- сокращение поступлений в областной бюджет в 2010 году госпошлины за совершение юридически значимых действий на 31,2 % по сравнению с планом 2009 года при увеличении ее поступлений в федеральный бюджет по сравнению с уточненной оценкой 2009 года более чем в 1,8 раза;

- отсутствие раздельного планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих и вновь принимаемых обязательств;

- недопустимость наращивания просроченной задолженности по областному бюджету;

- необходимость продления сроков предоставления временных мер социальной поддержки в части предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг безработным гражданам и другие технические неточности.

В отчетном периоде контрольно-счетной палатой Ярославской области было подготовлено 8 заключений по проектам законов Ярославской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год».

Внесение изменений было вызвано корректировкой доходов областного бюджета в связи с перечислением средств из федерального бюджета, уменьшением бюджетных назначений по отдельным видам налоговых и неналоговых доходов, уточнениями доходов и расходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, корректировками расходов бюджета.

В заключениях контрольно-счетной палаты на законопроекты «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год» анализировались предлагаемые изменения расходной части бюджета, в том числе изменения межбюджетных трансфертов, адресной инвестиционной программы, областных целевых программ, а также источников финансирования бюджета.

По результатам рассмотрения вышеназванных законопроектов учтены предложения контрольно-счетной палаты:

о необходимости корректировки прогнозируемых доходов областного бюджета в части отражения субвенций на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны,

об исправлении допущенных ошибок в части отражения сумм субсидий и субвенций муниципальным районам в текстовой части законов,

о внесении изменений в ведомственную структуру в части детализации целевой статьи 505 34 00 и отражении расходов областного бюджета на обязательное медицинское страхование неработающего населения по целевой статье 505 17 00, а также предложения технического характера.

Оперативный контроль осуществлялся в течение всего года в соответствии со статьей 8 Закона Ярославской области «О контрольно-счетной палате Ярославской области» на основе изучения и анализа ежемесячных отчетных материалов об исполнении консолидированного и областного бюджетов. С этой целью ежемесячная отчетность департамента финансов Ярославской области по исполнению областного бюджета за 2009 год сопоставлялась с показателями, утвержденными законом об областном бюджете. Подготовлено 12 оперативных отчетов и 1 заключение об исполнении областного бюджета за 1 полугодие 2009 года.

Последующий контроль при проведении экспертно-аналитических мероприятий осуществлялся контрольно-счетной палатой в процессе экспертизы отчета об исполнении областного бюджета за 2008 год. Внешняя проверка проводилась в условиях изменившегося порядка проведения внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета.

Проверка отчета об исполнении областного бюджета за 2008 год осуществлена на основании ст. 264.4 Бюджетного кодекса РФ, законов о бюджетном процессе и о контрольно-счетной палате. Целями внешней проверки являлись оценка достоверности и полноты отчета, а также наличия нарушений при исполнении бюджета. Для реализации данных целей в ходе проверки решались следующие задачи: анализ исполнения бюджета по доходам, по расходам, реализации адресной инвестиционной программы, анализ исполнения бюджета в части источников финансирования дефицита бюджета, реализации программы внутренних заимствований и расходов на обслуживание государственного долга.

Проверка отчета об исполнении бюджета осуществлялась по критериям соответствия отчета об исполнении бюджета отчетности главных администраторов бюджетных средств, требованиям Бюджетного кодекса РФ, федерального и регионального законодательства, нормативно-правовым актам Ярославской области; соответствия показателей исполнения бюджета плановым показателям и полноты выполнения расходных обязательств.

В заключении на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2008 год» контрольно-счетной палатой было предложено:

разработать порядок исполнения судебных актов по искам к казне и бюджетным учреждениям области;

уточнить прогнозные сведения о количестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки в оплате жилищно-коммунальных услуг;

принять меры по сокращению просроченной дебиторской и кредиторской задолженности по бюджетной деятельности.

В 2009 году в Ярославскую областную Думу были направлены 3 аналитические записки о проведённом анализе расходования:

- субвенций бюджетам городского округа г. Ярославль и городского округа г. Рыбинск на осуществление государственных полномочий Ярославской области в части опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами;

- средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы «Государственная поддержка материально-технической базы образовательных учреждений Ярославской области»;

- средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области». 

По итогам подготовки первой аналитической записки отмечена целесообразность выделения ассигнований на расходы по обслуживанию зданий, оплате коммунальных услуг, аренде помещений при расчете средств, необходимых для осуществления полномочий, переданных с областного уровня на муниципальный, а также необходимость применения единой методологии расчета показателей работы органов опеки и попечительства территориальных администраций в целях единообразного подхода и сопоставимости отчетных данных.

Анализ выполнения областной целевой программы «Государственная поддержка материально-технической базы образовательных учреждений Ярославской области» показал, что необходима дальнейшая работа по улучшению условий осуществления образовательного процесса и безопасного пребывания обучающихся, воспитанников и работников в образовательных учреждениях на территории области и устранению всех выявленных Государственным пожарным надзором нарушений и замечаний.

По результатам анализа областной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» контрольно-счетной палатой было предложено расширить систему показателей для оценки эффективности реализации Программы, а также провести мониторинг потребности в развитии сети детских садов для детей раннего возраста.

В течение 2009 года осуществлялся мониторинг реализации плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 1000-летие города Ярославля. Информация ежеквартально представлялась в Ярославскую областную Думу. В целях осуществления мониторинга палата взаимодействовала с Правительством области, отраслевыми департаментами, мэрией города Ярославля.

Продолжена работа по вопросам осуществления мониторинга реализации приоритетных национальных проектов. В Ярославскую областную Думу  представлено 4 информационных сообщения о результатах проводимого контрольно-счетной палатой анализа хода реализации приоритетных национальных проектов на территории области.

Контрольно-счетной палатой в 2009 году в адрес Губернатора Ярославской области было направлено информационное письмо об отсутствии в нормативных актах положений, позволяющих контрольно-счетной палате осуществлять полномочия по экспертизе долгосрочных целевых программ, определенные статьей 157 Бюджетного кодекса РФ. В результате Правительством области внесены дополнения в Порядок разработки, принятия и реализации областных целевых программ, позволяющие контрольно-счетной палате осуществлять бюджетные полномочия по данному вопросу. В 2009 году были проведены 4 экспертизы проектов целевых программ или вносимых в них изменений. Разработчиками целевых программ учтены предложения контрольно-счетной палаты по результатам экспертизы указанных проектов программ при подготовке нормативных актов.

Следует отметить, что часть замечаний и предложений контрольно-счетной палаты, высказанных в ходе рассмотрения и принятия проектов областных законов и нормативных актов, учитывалась в процессе работы над документами и в дальнейшем при внесении изменений.

 По обращениям Председателя Ярославской областной Думы и его заместителей контрольно-счетной палатой были подготовлены предложения и высказаны замечания по федеральным законопроектам, подготовлены информации по запросу Комитета Совета Федерации по делам Федерации и региональной политике о предложениях по совершенствованию Методики МФ РФ распределения средств из Фонда финансовой поддержки регионов и о совершенствовании федерального законодательства в части обеспечения целевой направленности бюджетных расходов.

В рамках взаимодействия со Счетной палатой РФ контрольно-счетная палата участвовала в совместном экспертно-аналитическом мероприятии «Анализ и оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, направленной на минимизацию и преодоление последствий финансового кризиса». Направлено 6 информаций "О социально-экономическом положении Ярославской области в условиях кризиса".

В течение 2009 года продолжено взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ в части информирования о сводных результатах деятельности, проводимых мероприятиях, численности муниципальных контрольно-счетных органов. В рамках предложений по совершенствованию документов в комиссию по правовому обеспечению АКСОР направлены заключение на проект  модельного закона о контрольном органе субъекта РФ, направлена информация для издания «Вестник АКСОР» и  подготовлены данные для ввода в Государственную информационно-аналитическую систему АКСОР.

 

3.Контрольно-ревизионная работа

                      

Контрольно-счетной палатой Ярославской области осуществлено 12 контрольных мероприятий, в рамках которых проведено 128 проверок, по их результатам составлено 80 актов, 2 справки и 46 заключений по внешней проверке главных распорядителей бюджетных средств Ярославской области.

По заданию Генеральной прокуратуры Российской Федерации проведена проверка целевого использования средств областного бюджета, выделенных в 2008 году на реализацию областной целевой программы «Предупреждение, лечение заболеваний социального характера и модернизация материально-технических ресурсов государственных учреждений здравоохранения», подпрограмм «Сахарный диабет», «Неотложные меры по противодействию распространения ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С в Ярославской области».

Материалы проверок направлены в Прокуратуру Ярославской области (письмо от 13.02.2009 №02-08/05). 

Кроме того, в соответствии с Соглашением о взаимодействии между Прокуратурой Ярославской области и Контрольно-счетной палатой Ярославской области от 14.10.2005 сотрудники контрольно-счетной палаты в качестве привлеченных Прокуратурой Красноперекопского района специалистов приняли участие в проведении выборочных осмотров отдельных помещений здания ГСУ СО ЯО «Красноперекопский психоневрологический интернат» и части прилегающей территории. По результатом которых составлен совместный с Прокуратурой Красноперекопского района документ - справка.

Сумма финансирования, охваченная контрольными мероприятиями, составила 4 458 132 тыс. руб., в том числе средств:

- областного бюджета 3 238 млн. 414 тыс. руб.;

- областного бюджета за счет субсидии из бюджета Пенсионного фонда РФ - 6 300 тыс. руб.; 

- федерального бюджета - 990 369 тыс.;

- муниципальных бюджетов - 208 049 тыс. руб.;

- внебюджетных – 15 000 тыс. руб.

Сумма выявленных финансовых нарушений составила 14882,88 тыс. руб., в том числе:

- нецелевое использование средств федерального бюджета - 9,08 тыс. руб.

-расходы, произведенные с нарушением действующего законодательства  - 9115,4 тыс. руб., в т.ч.:

средств областного бюджета в сумме – 9065,1 тыс. руб.;

     средств федерального бюджета - 50,34 тыс. руб.

- расходы средств областного бюджета по Программам, не отвечающих им условиям – 2431,0 тыс. руб.;

- неэффективное использование средств областного бюджета 1791,3 тыс. руб.;

- недополученный бюджетом доход 1434 тыс. руб.;

-размещение средств областного бюджета без запроса ценовых котировок 175,9 тыс. руб.;

- принятие бюджетных обязательств без утвержденных лимитов бюджетных ассигнований 1400,0 тыс. руб.

Наиболее существенные нарушения установлены при проведении следующих проверок:

При проверке годовой бюджетной отчетности за 2008 год руководителем ГОУ Ярославской области «Информационно-консультационная служба агропромышленного комплекса» дважды за счет средств областного бюджета была начислена и выплачена заработная плата сотрудникам учреждения за выполнение своих обязанностей в сумме 301,2 тыс. руб.

В нарушение требований постановления Правительства ЯО от 03.04.2008 № 128-п «О мерах по организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков Ярославской области в 2008 году» средства, выделенные Департаменту образования Ярославской области на удешевление стоимости путевок в детские оздоровительные лагеря в сумме 286,53 тыс. руб., были израсходованы на приобретение билетов на Кремлевскую елку в период зимних каникул для детей, родители которых работали в бюджетных организациях и в хозяйствах Ярославского района, а также на вручение призов детям, имеющим родителей. Аналогичные нарушения на сумму 51,75 тыс. руб. установлены в Главном управлении МЧС по Ярославской области.

Кроме того, за счет средств областного бюджета в сумме 11,7 тыс. руб. в нарушение требований вышеуказанного Постановления был оплачен активно-познавательный тур на 10 дней на базе гостиницы «Лазурный берег» (Краснодарский край, п. Лермонтово) на 1-го взрослого человека.

В нарушение пункта 4.2.3. программы «Молодежь», предусматривающей получение второго высшего образования, Департаментом по делам молодежи Ярославской области произведен расход в сумме 10,5 тыс. руб. по оплате услуг на обучение специалиста Департамента, получающего первое высшее образование.

За счет средств, выделенных на мероприятия по программе государственной поддержки въездного и внутреннего туризма в Ярославской области, Департаментом культуры Ярославской области на сумму 371,4 тыс. руб. оплачены мероприятия, не предусмотренные программой - поездка на фестиваль Российского искусства в г. Бари (Италия) фольклорного коллектива ГОУ СПО ЯО «Ярославское училище культуры» «Горенка» - 322,5 тыс. руб., оплачены услуги МУК «Ярославский городской джазовый центр» по продвижению фестиваля «Джаз над Волгой» - 9,5 тыс. руб. и услуги по изготовлению сувенирной продукции в ООО «Мастерская майолики Павловой и Шепелева» - 39,4 тыс. руб.

В нарушение постановления Правительства РФ от 04.04.2000 № 294 «Об утверждении Порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» бюджетными учреждениями, за счет средств областного бюджета, осуществлялась оплата услуг энергоснабжающих организаций с применением авансовых платежей, в результате чего по состоянию на 1 января 2009 года образовалась дебиторская задолженность в сумме 1747,0 тыс. руб., а именно:

- за услуги по отоплению ОАО ТГК №2 в сумме 1396,5 тыс. руб. (Департамент строительства Ярославской области – 23, 9 тыс. руб. и 6 учреждений культуры – 1 372,6 тыс. руб.),

- за услуги по электроснабжению ОАО «Ярославская сбытовая компания» в сумме 317,3 тыс. руб. (9 учреждений культуры),

- за услуги по газоснабжению ОАО «Яррегионгаз» в сумме 33,3 тыс. руб. (Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей).

При расходовании средств субсидии из областного бюджета на внедрение инновационных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях установлен факт приобретения аналогичных ноутбуков МОУ СОШ №6 г.Гаврилов-Яма, по ценам, отличающимся от МОУ Коптевская ООШ Мышкинского муниципального района более чем в два раза.

Департаментом промышленности, предпринимательской деятельности и транспорта Ярославской области за счет средств программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008-2009 годы», в рамках проведенного Ярославским центром научно-технической информации - филиала ФГУ «Объединение «Росинформресурс» семинара, оплачен сканер на сумму 7,5 тыс. руб., который после его проведения остался в его собственности.

Кроме того, за счет средств вышеуказанной программы Департаментом по договору с ООО «Ваниль» за счет средств областного бюджета оплачен торжественный ужин на сумму 42,0 тыс. руб.

Проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета департаментом лесного хозяйства Ярославской области за 2008 год.

Департаментом лесного хозяйства Ярославской области (далее – Департамент) расходы по оплате работ по техническому обслуживанию оборудования и линии локально-вычислительной сети, стоящей на балансе Департамента, в сумме 9,1 тыс. руб. в нарушение требований приказа Минфина РФ от 24 августа 2007 г. N 74н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ» были отнесены на подстатью 226 КОСГУ «Прочие услуги», вместо подстатьи 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества», что является в соответствии со ст.289 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств.

В нарушение п.5 «Порядка выплаты материальной помощи, предусмотренной условиями служебного контракта (трудового договора)», п.8 «Положения о порядке материального стимулирования, оказания материальной помощи и единовременной выплаты», ст.126 Трудового кодекса РФ, работникам Департамента начислена и выплачена материальная помощь, денежная компенсация за неиспользованный отпуск и единовременная выплата к ежегодному оплачиваемому отпуску на общую сумму 50,3 тыс. руб.

Проверкой фактического использования древесины, заготовленной гражданами на основании договоров купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, в Большесельском районе установлено, что из 17 человек только трое подтвердили использование заготовленной древесины по целевому назначению для личных нужд. 4 человека дали объяснения о том, что заявления они оформляли по просьбе других лиц за обещанное вознаграждение либо по другим основаниям. Кроме того, установлен факт фиктивного оформления договора купли-продажи лесных насаждений, а именно: гражданин, указанный в договоре, фактически заготовкой древесины для строительства дома не занимался, заявление не писал и договор не подписывал, тогда как отпуск лесных насаждений по данному договору ГУ ЯО «Большесельское лесничество» был произведен в объеме 100 кубометров.

Выездом на лесные участки Яковлевского участкового лесничества было установлено, что переданный Департаментом в долгосрочную аренду по договору аренды от 30.06.2008 №37 лесной участок ООО «Забава» для рекреационной деятельности (сроком на 49 лет) в нарушение требований ст.609 Гражданского кодекса РФ, п.3 ст.71 Лесного кодекса РФ не прошел государственную регистрацию. Кроме того, ООО «Забава» не выполнены требования ст. 88 Лесного кодекса РФ в части составления проекта освоения лесного участка, в результате чего Департаментом не проведена его государственная экспертиза (ст. 89 Лесного кодекса РФ).

Проверка целевого использования средств областного бюджета, направленных на модернизацию и оснащение государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница»

Департаментом строительства Ярославской области (далее по тексту – Департамент) в нарушение требований п.1 ст. 711, ст.720 Гражданского кодекса РФ в рамках выполнения государственного контракта на общую сумму 1194,3 тыс. руб. произведена оплата работ ООО «Экономические программы» г. Москва при отсутствии их фактического выполнения.

В нарушение требований ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» при отсутствии оправдательных документов списаны расходы на сумму 4744,7 тыс. руб.

В проверяемом периоде Департаментом не выполнялись требования ст. 34 Бюджетного кодекса РФ в части эффективного использования средств областного бюджета, а именно:

-средства в сумме 900,0 тыс. руб. были израсходованы на приобретение 30 компьютеров и мониторов, при этом фактические параметры объема оперативной памяти компьютеров не удовлетворяют минимальным требованиям, предъявляемым к аппаратному обеспечению фирмой JEMYS (разработчиком медицинской информационной системы). Кроме того, цена, по которой были приобретены компьютеры, оказалась завышенной, так как средняя цена данных моделей компьютеров и мониторов в период их приобретения в результате проведенного мониторинга Контрольно-счетной палатой Ярославской области с использованием сети Интернет была в 1,5-2 раза ниже.

- средства в сумме 810,0 тыс. руб. израсходованы на приобретение медицинской информационной системы фирмы JEMYS, которая не удовлетворяет потребности ГУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница», вместо данной информационной системы в ней используются иные программные продукты, соответствующие предъявляемым требованиям.

Кроме того, модернизация и оснащение ГУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница» проводилась в рамках областной целевой программы «Совершенствование оказания онкологической помощи населению Ярославской области» на 2007-2009 годы, утвержденной Законом Ярославской области от 27.06.2007  №42-з.

Департаментом был заключен государственный контракт с поставщиком - ООО «Экономические программы» г.Москва. Стоимость работ по контракту установлена в размере 1 494 530, 7 тыс.руб.

На момент проверки предусмотренные условиями контракта сроки оплаты государственным заказчиком авансовых платежей, а также сроки выполнения работ, поставщиком не соблюдались.

Так, с февраля по июль 2009 года числилась дебиторская задолженность за ООО «Экономические программы» г. Москва в размере 183 469,7 тыс.руб., что составляет 53,3 % от общей суммы перечисленных Департаментом средств за весь период действия контракта. При этом в областном бюджете на 2009 год средства для финансирования областной целевой программы «Совершенствование оказания онкологической помощи населению Ярославской области» не предусмотрены.

Согласно объяснениям руководства Департамента, наличие дебиторской задолженности за ООО «Экономические программы» г. Москва объясняется необходимостью авансирования поставки в рамках контракта медицинской радиотерапевтической системы (линейного ускорителя) фирмы Varian Medical Systems Швейцария. Стоимость комплекта линейного ускорителя согласно приложению №7 к контракту составляет 214 153,6 тыс.руб.. Таможенное оформление поступающего оборудования производило ЗАО «Эктив Медикал Системс», которое заключило контракт с поставщиком - компанией «ISOLIN TRADE @ INVEST LIMITED», зарегистрированной на Кипре. Общая стоимость приобретаемого по контракту оборудования составляет 5 567 666,50 долларов США, что по курсу Центрального банка России на дату заключения контракта (29.03.2007) в рублях – 144 734,8 тыс.руб. Срок поставки оборудования, указанный в контракте - не позднее 31 мая 2009 года. Фактически по состоянию на 01.10.2009 года таможенное оформление в Санкт-Петербургской таможне прошла лишь часть предполагаемого к поставке оборудования, стоимостью 1 907 250,20 долларов США, что составляет 34 % от общей стоимости оборудования.

В ГУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница» до настоящего времени компоненты медицинской радиотерапевтической системы не поступали.

 

Проверка http://kodeks.adm.yar.ru/law?doc&nd=934433386&nh=0&c=%CF%C0%CB%C0%D2%DB+%CA%CE%CD%D2%D0%CE%CB%DC%CD%CE+2009+%CF%CB%C0%CD+%CF%D0%CE%C2%C5%D0%CA%C8+%D1%D7%C5%D2%CD%CE%C9+%C3%CE%C4&spack=111barod%3Dx%5C120;y%5C16%26intelsearch%3D%EF%EB%E0%ED+%EF%F0%EE%E2%E5%F0%EA%E8+%CA%EE%ED%F2%F0%EE%EB%FC%ED%EE+%F1%F7%E5%F2%ED%EE%E9+%EF%E0%EB%E0%F2%FB+%ED%E0+2009+%E3%EE%E4%26listid%3D010000000100%26listpos%3D3%26lsz%3D112%26w%3D1;2;3;4;5%26whereselect%3D1%26 - C82#C82целевого и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» в части мероприятий по газификации.

Администрацией Ярославского муниципального района в нарушение состава мероприятий, предусмотренных программой на строительство газопровода д. Тарантаево, оплачена разработка проектно-сметной документации по строительству газопровода высокого давления населенных пунктов деревень Поповское, Кузничиха и Шманова в сумме 409,6 тыс. руб.

Администрацией Пошехонского и Ростовского муниципальных районов в нарушение требований ч. 2 ст. 161, ч. 3 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ заключены муниципальные контракты с подрядными организациями при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств в сумме 1 400,0 тыс. руб.

Кроме того, проверкой были установлены неоднократные случаи наличия значительных временных промежутков между получением финансирования и оплатой фактически выполненных работ подрядчиком.

Отдельные мероприятия по газификации Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области не финансировались по причине не выполнения 11-ю администрациями муниципальных районов необходимых условий Программы.

Проверка целевого использования средств областного бюджета, направленных на реализацию комплексной целевой программы «Энергосбережение в Ярославской области» на 2008 -http://kodeks.adm.yar.ru/law?doc&nd=934433386&nh=0&c=%CF%C0%CB%C0%D2%DB+%CA%CE%CD%D2%D0%CE%CB%DC%CD%CE+2009+%CF%CB%C0%CD+%CF%D0%CE%C2%C5%D0%CA%C8+%D1%D7%C5%D2%CD%CE%C9+%C3%CE%C4&spack=111barod%3Dx%5C120;y%5C16%26intelsearch%3D%EF%EB%E0%ED+%EF%F0%EE%E2%E5%F0%EA%E8+%CA%EE%ED%F2%F0%EE%EB%FC%ED%EE+%F1%F7%E5%F2%ED%EE%E9+%EF%E0%EB%E0%F2%FB+%ED%E0+2009+%E3%EE%E4%26listid%3D010000000100%26listpos%3D3%26lsz%3D112%26w%3D1;2;3;4;5%26whereselect%3D1%26 - C84#C84 2009 годы.

Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области (далее по тексту – Департамент) в нарушение требований условий Программы средства областного бюджета в сумме 250,0 тыс. руб., выделенные на внедрение автоматизированной системы учета электроэнергии, перечислены ГУП ЖКХ ЯО «Яркоммунсервис» на приобретение технических средств учета.

ГСУ СО «Гаврилов-Ямский детский дом-интернат для умственно-отсталых детей», которому Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области были делегированы полномочия по заключению государственного контракта в рамках реализации Программы, в нарушение требований ст.42 Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных служб», заключил договор с подрядной организацией без проведения запроса котировок на сумму 175,9 тыс.руб.

Проверка эффективности расходования средств областного бюджета на государственную поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей (включая процедуру отбора организаций для оказания поддержки).

Департаментом агропромышленного комплекса Ярославской области в нарушение:

- Закона Ярославской области от 03.12.2007 № 101-з «Об областном бюджете на 2008 год» за счет средств областного бюджета произведены выплаты субсидии в сумме 668,4 тыс. руб. на компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам (на 1 год) и займам по договорам, заключенным в 2006 году (предусматривалась компенсация на 2007-2010г.);

- условий подпрограммы «Поддержка садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений» оплачено проведение конференции на сумму 7,0 тыс. руб. 

Кроме того, в нарушение «Правил предоставления в 2008-2010 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение сельскохозяйственным товаропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, организациям агропромышленного комплекса и организациям потребительской кооперации части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в 2007-2009 годах на срок до 1 года», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 998, в Департаменте не велся специальный журнал регистрации заявлений о предоставлении субсидий.

В нарушение требований Порядка выплаты субсидий из федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.01.2009 № 79 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2009-2011 годах субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на поддержку племенного животноводства», Департаментом при начислении и выплаты субсидий из областного бюджета на племенное животноводство принимались справки-расчеты субсидий, составленные без указания даты и номера документа, подтверждающего покупку племенных животных и при отсутствии копий актов-счетов на покупку-завоз племенных животных, заверенных специалистом ОАО «Ярославское» по племенной работе (Ярославского муниципального района).

Проверка эффективности использования объектов недвижимости областной собственности, находящихся в государственных унитарных предприятиях и государственных учреждениях на правах хозяйственного ведения и оперативного управления.

Проверкой эффективности использования объектов недвижимости областной собственности, находящихся в 24 организациях на правах хозяйственного ведения и оперативного управления, установлено:

- в нарушение ч.2 ст. 295, ч. 1 ст. 298 Гражданского кодекса РФ в 6 учреждениях области - использование помещений площадью 2508 кв.м. третьими лицами без оплаты и заключения договоров аренды или безвозмездного пользования;

- в нарушение ч. 1 ст. 7 Закон ЯО от 08.12.2000 № 28-з «О порядке управления и распоряжения собственностью Ярославской области» - неиспользование недвижимого имущества, закрепленного за предприятиями. При этом величина арендной платы при условии сдачи их в аренду могла бы составить не менее 46,0 тыс. руб. в месяц;

- в нарушение Постановления Администрации области от 12.10.2001 № 145 «О порядке расчета арендной платы за пользование нежилыми помещениями областной собственности» - в двух ГУП передача в аренду помещений ниже ставки арендной платы. В результате чего ежемесячный недополученный доход составил 228 тыс. руб., а за период проверки - 1 434,0 тыс. руб.;

- в нарушение постановления Губернатора ЯО от 07.02.2000 № 96 «Об учете и порядке ведения Реестра имущества, находящегося в государственной собственности Ярославской области» в ГУП ЯО по содержанию и ремонту автомобильных дорог общего пользования «Яравтодор» -  наличие недвижимого имущества, не числящегося в Реестре и на балансе предприятия.

По результатам контрольных мероприятий контрольно-счетной палатой в целях реализации материалов проверок приняты следующие меры:

- по результатам проведенных контрольных мероприятий Губернатору Ярославской области и в Ярославскую областную Думу направлено 9 отчетов с информацией о выявленных нарушениях действующего законодательства и даны предложения по их устранению и недопущению в дальнейшем.

- направлено 19 представлений в органы исполнительной власти и проверенные учреждения с требованиями принять меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, действия которых привели к нарушению законодательства.

- по результатам двух контрольных мероприятий составлено 3 протокола об административном правонарушении.

- 13 материалов проверок направлено в правоохранительные органы.

 

В результате реализации материалов:

- восстановлено бюджетных средств на сумму 105,9 тыс. руб., в т. ч. средств федерального бюджета 50,3 тыс. руб., средств областного бюджета 55,6 тыс. руб.;

- согласно полученной информации от органов исполнительной власти и проверенных учреждений все представления рассмотрены, принимаются меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем. Устранение отдельных нарушений находятся на контроле Контрольно-счетной палаты Ярославской области;

- по информации правоохранительных органов в адрес должностных лиц проверенных организаций Прокуратурой Ярославкой области:

- внесено 2 представления;

- приняты меры по восстановлению резерва предупредительных мероприятий в ООО «СК «Ингосстрах»;

- по материалам проверок Департамента промышленности и транспорта Ярославской области и ГУП ЯО «Ярославское АТП» направлено заявление в суд о признании недействительным отдельных положений договора, заключенного между указанными организациями.

 

 

 

Председатель

контрольно-счетной палаты                                                          А. П. Набатов

 

 

 



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры