Ярославская областная Дума

Также в разделе

Отчет о деятельности КСП за 2010 год

 

УТВЕРЖДЕН

решением коллегии Контрольно-счетной

палаты Ярославской области

от 14.03.2011 № 3

(протокол № 5 от 14.03.2011)

 

Отчет

о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты

Ярославской области за 2010 год

 

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статей 3 и 21 Закона Ярославской области от 26.01.2000 № 5-з «О контрольно-счетной палате Ярославской области» о ежегодном представлении Ярославской областной Думе отчета о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области.

Деятельность Контрольно-счетной палаты в 2010 году была направлена на реализацию задач, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс РФ), федеральными законами и законами Ярославской области, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ярославской области.

1.    Общие сведения

Контрольно-счетная палата Ярославской области в 2010 году осуществляла свою деятельность в соответствии с планом работы, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы от 16.02.2010 № 20. В план работы были включены предложения депутатов Ярославской областной Думы и Правительства Ярославской области. В процессе работы в план были внесены дополнения в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 29.06.2010 № 99.

Для выполнения задач, возложенных на орган государственного финансового контроля Ярославской областной Думы, в отчетном году Контрольно-счетная палата провела 13 контрольных и 69 экспертно-аналитических мероприятий. Контрольными мероприятиями охвачено 82 объекта.

Важнейшими в 2010 году стали контрольные мероприятия, проводимые в целях пресечения финансовых нарушений при использовании государственной средств, направленных на подготовку праздничных мероприятий к 1000-летию города Ярославля. Отчет в общеустановленном порядке направлен в Ярославскую областную Думу, органам исполнительной власти.

В 2010 году Контрольно-счетной палатой начата работа по внедрению в практику одного из наиболее перспективных и социально значимых видов контрольной деятельности – аудита эффективности. Аудит эффективности определяет результат использования государственных средств не только в части соблюдения законности и целевого использования средств бюджета, но и эффективность произведенных затрат финансовых ресурсов с точки зрения решения общегосударственных задач.

С учетом задач, поставленных Губернатором области и Ярославской областной Думой перед Контрольно-счетной палатой, в истекшем году было продолжено взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, Ассоциацией контрольно-счетных органов России.

В феврале 2010 г. сотрудники Контрольно-счетной палаты приняли участие в международном семинаре, организованном Счетной палатой Российской Федерации с представителями Государственного аудита Великобритании. В частности в семинаре приняла участие главный аудитор национального управления аудита Великобритании Сьюзан Свинглер. В ходе семинара были проработаны основные вопросы аудита эффективности с учетом 15-летнего опыта работы национального управления аудита Великобритании.

На основании полученных знаний  в соответствии с методологическим и экономическим обоснованием, подготовленным с учетом положений федерального Стандарта финансового контроля и опыта деятельности Государственного управления аудита Великобритании Контрольно-счетной палатой проведен аудит эффективности использования медицинского оборудования, закупленного в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2009 годах и истекший период 2010 года.

В марте 2010 года состоялась очередная XV Конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, которая проходила в режиме видеоконференции с использованием технических средств Национального и региональных центров управления в кризисных ситуациях МЧС России. В конференции приняли участие председатель Счетной палаты РФ Степашин С.В., аудиторы Счетной палаты, руководители контрольно-счетных органов субъектов и муниципальных контрольно-счетных органов. От Ярославской области в конференции приняли участие председатель Контрольно-счетной палаты Ярославской области Набатов А.П. и заместитель Председателя Ярославской областной Думы Заяшников Е.Н.

Конференцией было рекомендовано обратить внимание на необходимость проведения системного «антикризисного» аудита – посредством анализа сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, а также посткризисного развития государства, включая формирование нового промышленного потенциала, региональных инновационных систем. В результате в план работы Контрольно-счетной палаты на текущий год был включено проведение ежемесячного мониторинга социально-экономической ситуации в Ярославской области в условиях финансово-экономического кризиса.

В октябре 2010 г. в региональных управлениях МЧС России состоялось видеосовещание Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина с руководителями контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

На совещании рассмотрены вопросы эффективности использования бюджетных средств, выделенных на ликвидацию последствий пожаров и оказание помощи пострадавшим. Кроме того, на совещании обсуждались особенности законопроекта «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период  2012 и 2013 годов», а также важность принятия Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В декабре 2010 года Администрацией Президента Российской Федерации проведено очередное всероссийское совещание по вопросам совершенствования государственного контроля, на которое традиционно были приглашены руководители контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

Председатель Контрольно-счетной палаты Набатов А.П. принял участие во всероссийском совещании в Кремле, а также в XVI конференция Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации, на которой были подведены итоги деятельности Ассоциации за 10 лет и определены приоритетные направления ее деятельности в условиях модернизации экономики и обеспечения стратегии национальной безопасности.

С 2007 года в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия» Контрольно-счетная палата Ярославской области участвует в создании Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО).

За счет средств федерального, регионального и местных бюджетов в 2006-2007 гг. была создана Пилотная зона в составе 13 контрольно-счетных органов субъектов РФ. С 2008 года осуществляется тиражирование типовых проектных решений в контрольно-счетных органах субъектов Российской Федерации. В декабре 2009 года в Контрольно-счетной палате Ярославской области выполнена поставка и установка серверного оборудования и программно-технических средств, произведена установка и настройка 2 комплексов программных средств: аудита формирования и исполнения бюджета, планирования и контроля основной деятельности.

В 2010 году в Контрольно-счетной палате произведена установка и настройка сервера приложений, установка и настройка баз данных комплексов программных средств. Начата тестовая эксплуатация Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, поставленной в рамках федеральной целевой программы.

Функционирование ГИАС КСО обеспечит сбор, хранение, обработку информации о контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иной деятельности контрольно-счетных органов в ходе планирования, контроля и анализа исполнения бюджетов на основе использования современных информационных технологий, средств вычислительной техники и автоматизации, а также создание, развитие и интеграцию информационных ресурсов всех участников бюджетного процесса.

 

В 2010 году начала свою работу Коллегия Контрольно-счетной палаты. В соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы в состав коллегии входят кроме Председателя Контрольно-счетной палаты и заместителя Председателя, 10 депутатов Ярославской областной Думы и 3 заместителя Губернатора области. Проведено 3 заседания коллегии, на которых рассмотрены 2 заключения и 6 отчетов о результатах контрольных мероприятий, изменения в план работы на 2010 год и проект плана работы на 2011 год. 

В отчетном периоде продолжено взаимодействие Контрольно-счетной палаты с органами государственной власти в областях, представляющих взаимный интерес.

Председатель участвовал в выработке предложений в составе рабочей группы по совершенствованию законодательства Ярославской области и рассмотрению проектов правовых актов, касающихся вопросов противодействия коррупции. В составе комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области участвовал в подготовке рекомендаций по предложениям о предоставлении налоговых льгот, установление которых в соответствии с федеральным законодательством отнесено к компетенции органов государственной власти Ярославской области, а также рекомендаций по продлению или отмене действия ранее предоставленных налоговых льгот.

В целях обеспечения защиты государственных интересов в финансово-бюджетной сфере в отчетном году были заключены Соглашение о взаимодействии со Следственным управлением Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Ярославской области и с Территориальным управлением Федеральной службы финансового надзора. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с другими организациями в сфере контроля призвано способствовать совершенствованию деятельности и повышению ее эффективности.

Заместитель председателя КСП - начальник отдела ревизионной работы, являясь членом методологического совета по бюджетному учету при Губернаторе Ярославской области, принимала участие в его работе. В 2010 году на заседаниях совета были рассмотрены и утверждены вопросы организации и ведения бюджетного учета: порядок проведения проверок состояния бухгалтерского учета и отчетности рекомендации по порядку выбытия основных средств учреждения, по порядку учета бланков строгой отчетности, их изготовления и использования; по бюджетному учету путевок на оздоровление и санаторно-курортное лечение, рассмотрен проект порядка передачи капитальных вложений и документальное оформление процедуры передачи, и др.

Как и в предыдущие годы, в отчетном периоде осуществлялась целенаправленная работа по повышению профессионального уровня сотрудников Контрольно-счетной палаты. Повышение квалификации по использованию комплексов программных средств ГИАС КСО: «Хранилище данных», «Аудит формирования и исполнения бюджетов», «Планирование и контроль основной деятельности» в Счетной палате Российской Федерации прошли 3-е сотрудников Контрольно-счетной палаты.

Председатель и заместитель Председателя Контрольно-счетной палаты прошли краткосрочное повышение квалификации по программе «Улучшение качества менеджмента в сфере государственного управления через применение модели CAF» и приняли участие в Конференции CAF в Правительстве Ивановской области.

Объединение локальных нормативных актов, разработка и последующее утверждение единой Инструкции по делопроизводству позволили детализировать и упорядочить систему делопроизводства Палаты, выработать единые требования к формированию дел, архивации документов, что положительно повлияло на оперативность и эффективность документооборота, позволило в полной мере организовать контроль за прохождением документов и своевременным принятием управленческих решений.

Проведена аттестация рабочих мест на соответствие требованиям охраны труда, сотрудники прошли обучение и проверку знаний требований охраны труда.

Положения должностных регламентов государственных гражданских служащих Контрольно-счетной палаты скорректированы в соответствие с требованиями Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения повышения уровня их профессиональной служебной деятельности и оптимизации выполнения стоящих перед государственным органом задач.

В течение 2010 года в КСП проводилась работа по разработке административных регламентов выполнения основных функций, возложенных на КСП при осуществлении государственного финансового контроля. Данные регламенты раскрывают права и обязанности как сотрудников КСП, так и лиц и организаций, с которыми КСП взаимодействует при проведении внешнего контроля. Наличие регламентов обеспечит качественное и своевременное решение задач, стоящих перед КСП.

На протяжении отчетного года принимались меры по предотвращению коррупционных проявлений во взаимодействии должностных лиц Контрольно-счетной палаты с проверяемыми организациями, по выявлению фактов коррупционных правонарушений среди сотрудников Палаты: утвержден план противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате на 2010-2011 годы, расширен перечень должностей гражданской службы, обязанных предоставлять сведения о своих доходах и доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей; утверждено положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов; утвержден порядок уведомления представителя нанимателя о фактах склонения гражданских служащих Контрольно-счетной палаты к совершению коррупционных правонарушений.

Контрольно-счетная палата Ярославской области осуществляет постоянное взаимодействие с контрольно-счетными органами муниципальных образований области. По инициативе палаты в феврале и октябре 2010 года были проведены - семинары-совещания с контрольно-счетными органами Ярославской области.

Актуальными вопросами при проведении указанных совещаний являются порядок проведения экспертизы проекта местного бюджета на очередной финансовый год и плановый период с учетом изменений бюджетного законодательства, порядок проведения внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за истекший год. Интересными для коллег остаются практика контроля за эффективным использованием государственной и муниципальной собственности, опыт проведения проверок использования бюджетных средств, выделяемых в рамках приоритетных национальных проектов, опыт проведения проверок по контролю за исполнением положений Федерального закона РФ от 21.07.2005 № 94-ФЗ и ответственность получателей бюджетных средств в случае нецелевого использования бюджетных средств. Среди новых вопросов, обсуждаемых в процессе совещаний, стали особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений, установленные Федеральным законом от 08.05.2010 г. № 83-ФЗ, и роль Союза муниципальных контрольно-счетных органов в построении системы муниципального финансового контроля.     

29 ноября в Ярославской области в рамках съезда сотрудников контрольно-счетных палат муниципальных образований и поселений был создан Совет контрольно-счетных органов Ярославской области. Деятельность созданного Совета направлена на координацию работы контрольно-счетных органов области, повышение квалификации работников  КСП различных уровней. Совет станет дискуссионной площадкой для обмена опытом.

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты на постоянной основе проводятся консультации работников контрольно-счетных органов муниципальных образований области по вопросам налогового, трудового и бюджетного законодательства, а также по вопросам организации и осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, оказывается иная методическая помощь.

Деятельность палаты регулярно освещалась в средствах массовой информации, через иные общедоступные информационные источники, в том числе на официальном интернет-сайте Ярославской областной Думы. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты в течение года своевременно размещалась в разделах «Новости», «Планы работы», «Информация о работе», «Коллегия КСП». Информация о создании раздела «Совет контрольно-счетных органов Ярославской области» на сайте Думы доведена до муниципальных контрольных органов. На этой странице содержится информация, предназначенная для использования контрольно-счетными органами муниципальных образований в своей работе. В соответствии с требованием законодательства на официальном интернет-сайте Ярославской областной Думы также были размещены Сведения о доходах и имуществе сотрудников Контрольно-счетной палаты за 2009 г.

 

2. Экспертно-аналитическая работа

В отчетном периоде экспертно-аналитическая деятельность Палаты осуществлялась по всем направлениям ее деятельности.

В 2010 году в рамках экспертно-аналитической деятельности проводилась экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, областных целевых программ и иных документов, затрагивающих вопросы областного бюджета, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, областной собственности и финансов, а также осуществлялась подготовка аналитических материалов по вопросам государственного финансового контроля. В установленном порядке проводился анализ соответствия законопроектов и нормативных правовых актов, поступивших на рассмотрение в Контрольно-счетную палату, действующему законодательству, а в ряде случаев давалась оценка состояния нормативной базы, регламентирующей порядок формирования законопроектов. Отдельное внимание уделялось представляемым расчетам, финансово-экономическим обоснованиям.

Контрольно-счетная палата принимала участие в обсуждении указанных проектов законов Ярославской области, находящихся на рассмотрении областной Думы, внося свои предложения как устно, так и письменно в рамках деятельности рабочих групп и заседаний комитетов Ярославской областной Думы. Тематика рассмотренных проектов законодательных актов затрагивала широкий круг вопросов в сфере экономики, бюджета и налогового законодательства.

Всего подготовлено 61 заключение, в том числе: 49 заключений по проектам законов и 12 заключений по проектам иных нормативных правовых актов.

Центральное место в экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты было отведено вопросам формирования и исполнения областного бюджета, подготовке заключений на проекты законов об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, на законопроекты о внесении изменений в закон области об областном бюджете.

На этапе предварительного контроля осуществлялся анализ основных характеристик областного бюджета, при этом, параметры проекта бюджета сопоставлялись с оперативной информацией о ходе исполнения бюджета текущего года, данными о социально-экономическом положении региона, основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области. По результатам рассмотрения проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» и поправок к нему Контрольно-счетной палатой было обращено внимание на следующие моменты:

- необходимость отражения доходов от приносящей доход деятельности в проекте областного бюджета в соответствии с положениями Бюджетного Кодекса;

- необходимость учета потенциальных резервов увеличения доходов областного бюджета в результате повышения качества налогового администрирования;

- необходимость формирования бюджета в соответствии с прогнозом социально-экономического развития и едиными сценарными условиями;

- на несоответствие объемов финансирования по ведомственным и целевым программам, заложенных в проектах и нормативных актах объемам, предлагаемых к финансированию в бюджете, недопустимость нарушений требований Бюджетного Кодекса и регионального законодательства в части соответствия объемов финансирования и прохождения процедуры утверждения программ;

- необходимость предоставления субсидий по ЖКУ безработным;

- на активизацию работы по взысканию задолженности по бюджетным кредитам и др. При принятии закона многие предложения были учтены депутатским корпусом Ярославской областной Думы.

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой Ярославской области было подготовлено 7 заключений по проектам законов Ярославской области «О внесении изменений и дополнений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2010 год».

В течение отчетного года в соответствии со статьей 8 Закона Ярославской области «О контрольно-счетной палате Ярославской области» Контрольно-счетной палатой осуществлялся оперативный контроль за исполнением областного бюджета посредством изучения и анализа ежемесячных отчетных материалов об исполнении консолидированного и областного бюджетов. С этой целью ежемесячная отчетность департамента финансов Ярославской области по исполнению областного бюджета за 2010 год сопоставлялась с показателями, утвержденными законом об областном бюджете. Подготовлено 12 оперативных отчетов и 1 заключение об исполнении областного бюджета за 1 полугодие 2010 года.

В соответствии со статьей 264.4 Бюджетного Кодекса и статьей 18 Закона Ярославской области «О бюджетном процессе», в порядке последующего контроля, годовой отчет об исполнении областного бюджета до его рассмотрения в Ярославской областной Думе подлежит внешней проверке.

Последующий контроль при проведении экспертно-аналитических мероприятий осуществлялся Контрольно-счетной палатой в процессе экспертизы отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год.

В 2010 году Палата провела внешнюю проверку годовой бюджетной отчетности всех главных администраторов (главных распорядителей) средств областного бюджета. Результаты внешней проверки их годовой бюджетной отчетности были оформлены заключениями по каждому главному администратору (главному распорядителю). На основе внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и материалов, ранее проведенных экспертно-аналитических мероприятий, Контрольно-счетной палатой в 2010 году подготовлено  заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2009 год, которое в установленные сроки представлено в Ярославскую областную Думу.

В заключении на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2009 год»  Контрольно-счетной палатой было отмечено, что при исполнении областного бюджета нормы бюджетного законодательства в целом соблюдены. При этом, анализ исполнения областного бюджета к показателям, утвержденным законом о бюджете, показал, что практически все подразделы классификации расходов бюджета не исполнены в полном объёме, а наличие профицита областного бюджета вызвано фактическим неисполнением расходов бюджета.

В условиях кризиса при исполнении областного бюджета за 2009 год органами исполнительной власти не в полной мере выполнены задачи, поставленные  Губернатором Ярославской области в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы, в том числе в части полного использования средств федерального бюджета, создания в составе областного бюджета фонда стимулирования муниципальных образований, обеспечения ограничения заимствований, повышения доли рыночных заимствований.

Значительный объём в экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счётной палаты занимает финансовая экспертиза проектов нормативно-правовых актов, касающихся принятия долгосрочных целевых программ. Основной проблемой, на которую регулярно обращает внимание Палата, является недостаточное качество подготовки проектов ответственными исполнителями, в том числе финансово-экономических обоснований. Основная масса указанных нормативных правовых актов неоднократно в течение года пересматривается. Продолжается практика направления проектов на заключение в Контрольно-счетную палату области в срочном порядке, что создает проблемы для проведения всестороннего, углубленного и объективного их анализа.

Так, в рамках исполнения полномочий по экспертизе долгосрочных целевых программ, определенных статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, в Контрольно-счётную палату были направлены Правительством области материалы по 9 долгосрочным областным целевым программам. Экспертным отделом в 2010 году были проведены 11 экспертиз проектов целевых программ с учетом вносимых в них изменений. В отчётном периоде по результатам проведения экспертиз разработчиками учтены замечания по 5 областным целевым программам; две программы находятся в стадии доработки, еще по двум программам срок исполнения предложений наступает в 2011 году.

Необходимо отметить, что разработчиками долгосрочных областных целевых программ – департаментами правительства области не всегда соблюдались сроки направления проектов областных целевых программ в Контрольно-счётную палату. Своевременно были направлены на экспертизу только 2 проекта программ из 9.

В соответствии с планом работы на 2010 год, Контрольно-счетной палатой были подготовлены и направлены в Ярославскую областную Думу 3 аналитические записки:

1.                Анализ эффективности реализации областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008-2009 годы.

В ходе проведения анализа эффективности реализации областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области на 2008-2009 годы были установлены факты оказания содействия росту конкурентоспособности и продвижению продукции на товарные рынки крупным предприятиям, а также факты нарушения законодательства Ярославской области. Предлагаемые для оценки целевые показатели и формула для расчета эффективности не имели прямой зависимости с достигнутыми результатами и уровнем финансирования в связи с наличием не зависящих от действия программы факторов, влияющих на конечный результат.

Контрольно-счетной палатой даны рекомендации по уточнению и доработке порядков предоставления средств из областного бюджета субъектам малого и среднего предпринимательства, а также по передаче функции оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства специализированной организации для исключения коррупционных рисков.

2.                Анализ эффективности реализации областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» на 2008-2009 годы.

По результатам подготовленной аналитической записки сформированы рекомендации по улучшению просветительно-образовательной работы в образовательных учреждениях, по месту работы, жительства и отдыха населения в части пропаганды физической культуры и спорта, возможностей спортивно-оздоровительной деятельности в профилактике негативных социальных явлений, развитию массовой физкультурно-оздоровительной работы среди инвалидов.

3.                Анализ исполнения областной целевой программы «Реформирование региональных финансов Ярославской области» на 2008-2011 годы.

При подготовке данной аналитической записки проанализированы материалы и информация государственных органов исполнительной власти Ярославской области, по результатам которых сделан вывод об осуществлении большого блока институциональных изменений в сфере регулирования областных финансов. Тем самым закладывается основа, благодаря которой в среднесрочной перспективе могут быть получены ожидаемые финансовые результаты – в первую очередь в виде повышения эффективности бюджетных расходов.

Следует отметить, что многие замечания и предложения Контрольно-счетной палаты, высказанные в ходе принятия проектов областных законов и нормативных актов, а также в ходе рассмотрения аналитических записок, учтены в процессе работы над документами и в дальнейшем при внесении изменений в законодательство.

В начале 2010 года подготовлена итоговая информация в Ярославскую областную Думу о результатах реализации плана мероприятий по подготовке и проведению празднования 1000-летие города Ярославля. Мониторинг осуществлялся ежеквартально по основным мероприятиям плана за 2007-2009 годы с использованием данных Управления Правительства области по подготовке к 1000-летию, отраслевых департаментов, мэрии города Ярославля.

Продолжена работа по вопросам осуществления мониторинга реализации приоритетных национальных проектов. В Ярославскую областную Думу представлено 4 информационных сообщения о результатах проводимого Контрольно-счетной палатой мониторинга хода реализации приоритетных национальных проектов на территории области.

В рамках взаимодействия со Счетной палатой РФ контрольно-счетная палата участвовала в совместном экспертно-аналитическом мероприятии «Мониторинг социально-экономической ситуации в субъектах РФ в условиях финансово-экономического кризиса». Это продолжение ранее начатой работы по мониторингу проявления последствий финансово-экономического кризиса в области и реализации антикризисных мер в тесном взаимодействии с Правительством области, а также с использованием оперативной статистической информации, материалов контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий Палаты. Оперативная информация о складывающейся ситуации, тенденциях социально-экономического развития области в условиях кризиса ежемесячно, а затем ежеквартально представлялась в Ассоциацию контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 2010 году Контрольно-счетная палата Ярославской области совместно со Счетной палатой Российской Федерации и другими контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации проводила мониторинг мер, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по ликвидации пожаров и оказанию помощи пострадавшим.

На основе имеющейся информации и в соответствии с запросом, Палата еженедельно информировала Счетную палату Российской Федерации о выделении и расходовании средств, направляемых на реализацию мер по ликвидации пожаров, оказанию помощи пострадавшим в Ярославской области.

В течение 2010 года было продолжено взаимодействие с Ассоциацией контрольно-счетных органов РФ по информированию о сводных результатах деятельности, о проведении совместных мероприятий, о численности муниципальных контрольно-счетных органов. В рамках подготовки предложений по совершенствованию законодательства в Комиссию по правовому обеспечению АКСОР Контрольно-счетной палатой направлены заключения на проекты:

- федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»,

- Программы эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и плана мероприятий по ее реализации,

- форм отчетности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации.

 

3.Контрольно-ревизионная работа

 

За прошедший период Контрольно-счетной палатой Ярославской области в целях реализации плана контрольной деятельности проведено 13 контрольных мероприятий, в рамках которых проведено 82 проверки, по их результатам составлено 44 акта и 38 заключений по внешней проверке главных распорядителей бюджетных средств Ярославской области.

 

Сумма финансирования, охваченная внешней проверкой бюджетной отчетности за 2009 год, составила 39 785,4 млн. руб., контрольными мероприятиями в 2010 году -   14 648,4 млн. руб., в том числе средств:

- областного бюджета 2 517,2 млн. руб.;

- федерального бюджета 3 336,5 млн. руб.;

- средств ТФ ОМС 8 777,9 млн. руб.

- внебюджетных средств 16,8 млн. руб.

         Кроме того, проверена эффективность использования имущества стоимостью 317,4 млн. руб., в том числе областного - 89,2 млн. руб., муниципального - 228,2 млн. руб.

 

Сумма выявленных нарушений законодательства в финансово-бюджетной сфере по результатам проверок составила 243,21   млн. руб., в том числе:

- нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 0,01 млн. руб.;

- расходы средств областного бюджета, произведенные с нарушением действующего законодательства на общую сумму 33,2 млн. руб.;

- расходы средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, произведенные с нарушением действующего законодательства в сумме 0,47 млн. руб.;

- неэффективное использование бюджетных средств в сумме 18,57 млн. руб., в том числе:

средств федерального бюджета 17,08 млн. руб.;

средств областного бюджета 1,49 млн. руб.

- потери средств областного бюджета в сумме 0,03 млн. руб.;

- потери средств территориального фонда обязательного медицинского страхования – 4,35 млн. руб.;

- недостачи материальных ценностей на общую сумму 0,04 млн. руб.;

- размещение средств областного бюджета без проведения конкурсных процедур на сумму 15,3 млн. руб.;

- не отражение в Реестре государственной собственности Ярославской области имущества на общую сумму 138,7 млн. руб.;

- принятие бюджетных обязательств сверх утвержденных лимитов на сумму 1,7 млн. руб.;

- искажение бухгалтерской отчетности в сумме 29,24 млн. руб.;

- неэффективное использование муниципального имущества на сумму 1,6 млн. руб.

 

Наиболее существенные нарушения установлены при проведении следующих проверок:

При внешней проверке бюджетной отчетности:

 - главных распорядителей бюджетных средств областного бюджета

В рамках заключенных контрактов на поставку газа, теплоэнергии и теплоносителя в горячей воде в нарушение Порядка расчетов за тепловую энергию и природный газ, установленного постановлением Правительства РФ от 17.10.2009 № 816, семью ГРБС необоснованно создана дебиторская задолженность на сумму 1,3 млн. руб.

В нарушение п.3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ 7 ГРБС приняты бюджетные обязательства сверх доведенных до них лимитов бюджетных обязательств в сумме 1,1 млн. руб.

- Территориального фонда обязательного медицинского страхования

В нарушение требований ст.1, п.5 ст.8 Федерального закона « О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ дебиторская задолженность ОАО СМК «Арсенал» в сумме 29,24 млн.руб. не была отражена в бюджетном учете Фонда, в результате чего представленная отчетность за 2009 год являлась недостоверной.

 

При проведении проверок:

Эффективности использования средств областного бюджета на областную целевую программу «Семья и дети» в части подпрограммы «Дети - инвалиды».

В нарушение ст. 38, ч.1 ст. 161 и ст. 289 Бюджетного кодекса РФ ГОУ ЯО «Институт развития образования» допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 0,01 млн. руб. По результатам проверки за нецелевое использование средств областного бюджета главный бухгалтер привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 тыс. руб.. Кроме того, ГОУ ЯО «Институт развития образования» при отсутствии потребности допущено необоснованное отвлечение средств областного бюджета в дебиторскую задолженность в сумме 0,04 млн. руб. за бензин в декабре 2009г., которая возвращена в бюджет лишь в ноябре 2010г.

Эффективности использования медицинского оборудования, закупленного в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2006-2009 годах и истекшем периоде 2010 года совместно со Счетной палатой Российской Федерации.

В нарушение ст.8 Закона Ярославской области от 08.12.2000 №28-з «О порядке управления и распоряжения собственностью Ярославской области» поступившее от Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию в 2006 году оборудование и санитарный автотранспорт в общей сумме 136,2 млн. руб. не были внесены в Реестр имущества, находящегося в государственной собственности Ярославской области, а, минуя его, напрямую переданы Администрацией Ярославской области в муниципальную собственность.

Целевого характера и эффективного использования средств областного бюджета, направленных на подготовку к 1000-летию города Ярославля:

- в Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.

В нарушение требований ст.10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» без проведения конкурсных процедур департаментом дорожного хозяйства был заключен агентский договор на приобретение под снос объектов производственной базы, находящихся в зоне строительства обхода г. Ярославля, на сумму 15,3 млн. руб.

В нарушение требований ст.34 Бюджетного кодекса РФ допущено неэффективное использование средств областного бюджета в сумме 1,35 млн. руб., выразившееся в оплате суммы процентов за пользование чужими денежными средствами по решению Арбитражного суда Ярославской области, а также оплате госпошлины, за ненадлежащее исполнение обязательств по агентскому договору, связанному со строительством обхода г. Ярославля.

 - в Департаменте культуры, ГУК ЯО «Дирекция по реставрации и реконструкции», ГУК ЯО «Ярославский художественный музей».

В нарушение требований ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия «Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря», «Церковь Ильи Пророка», «Церковь Рождества Христова», «Дом Дунаева», «Ансамбль Губернаторского дома», «Ильинско-Тихоновская церковь» выполнены ремонтно-реставрационные работы на сумму 24,4 млн. руб. подрядными организациями, не имеющими разрешений на выполнение указанных работ от уполномоченных организаций.

Эффективности расходования средств областного бюджета в 2009 году на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в части предоставления субсидий юридическим лицам и бюджетных инвестиций:

- в ОАО « Гарантийное агентство «Ярославия»

В нарушение пункта 4.7. Положения о порядке предоставления займов в 2009 г. по решению генерального директора ОАО ГА «Ярославия» без рассмотрения на комиссии департамента промышленной политики и поддержки предпринимательства области выдавались микрозаймы заемщикам при наличии непогашенного займа. Всего было выдано четыре таких повторных микрозайма на общую сумму 1,93 млн. руб.

Эффективности использования имущества физкультурно-оздоровительных комплексов, возведенных в ходе исполнения областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» на 2008-2009 годы:

- в МАОУ ДОД Детско-юношеская спортивная школа Угличского муниципального района,

- в МУ Ростовского муниципального района Спортивный комплекс «Олимп».

Установлено неэффективное использование муниципального имущества физкультурно-оздоровительного комплекса, возведенного в ходе исполнения областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области в 2008-2009 гг.» в сумме 1,6 млн. руб.

Кроме того, в ходе проверки установлено, что в Угличском муниципальном районе в нарушение раздела 2 п.8 Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 6/01 «Учет основных средств», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 30.03.2001г. №26н, были учтены в бухгалтерском учете с присвоением инвентарного номера как отдельные объекты основных средств, услуги на сумму 4,7 млн.руб., которые должны быть входить в стоимость здания ФОКа. В результате направления КСП ЯО в адрес руководства ФОК представления, а затем предписания, в бухгалтерский учет были внесены соответствующие изменения.

 

Таким образом, результаты проведенных в 2010 году проверок показали, что основной причиной выявленных нарушений является неисполнение в полной мере главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями и получателями бюджетных средств норм федерального и областного законодательства, нормативно-правовых актов регулирующих отношения в финансово-бюджетной сфере.

 

По результатам проведенных проверок Контрольно-счетной палатой приняты следующие меры:

- направлено 11 отчетов Губернатору Ярославской области и в Ярославскую областную Думу с информацией о выявленных нарушениях действующего законодательства с предложениями об их рассмотрении;

- направлено 15 представлений в органы исполнительной власти и проверенные учреждения с требованиями принять меры по устранению выявленных нарушений, возмещению причиненного ущерба и привлечению к ответственности должностных лиц, действия которых привели к нарушению законодательства;

- направлено 1 представление об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований в Департамент финансов;

- направлено 1 предписание в адрес МАОУ ДОД ДЮСШ Угличского муниципального района с требованием выполнить направленное в их адрес представление;

- по результатам двух контрольных мероприятий составлено 3 протокола об административном правонарушении;

- материалы 2-х проверок направлены в правоохранительные органы.

 

 В результате принятых мер устранено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 63,3 млн. руб.

На 1 рубль средств областного бюджета полученных на содержание Контрольно-счетной палаты устранено нарушений на 4 руб.

Согласно полученной информации от органов исполнительной власти и проверенных учреждений все представления рассмотрены, принимаются меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем. Устранение отдельных нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

Одно должностное лицо привлечено к административной ответственности, 4 человека привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                          А. П. Набатов



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры