Ярославская областная Дума

Также в разделе

Отчет о деятельности КСП за 2011 год

 

 

ОТЧЕТ

о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты

Ярославской области за 2011 год

 

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с требованиями статьи 20 Закона Ярославской области от 07.11.2011 № 40-з «О Контрольно-счетной палате Ярославской области» для представления Ярославской областной Думе информации о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты Ярославской области (далее по тексту – Контрольно-счетная палата, Палата) за 2011 год.

Деятельность Палаты как органа внешнего государственного финансового контроля в соответствии с законодательством подотчетна Ярославской областной Думе.

          В 2011 году ее деятельность была направлена на обеспечение действенности, эффективности и результативности государственного финансового контроля за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины экономических субъектов Ярославской области.

          Расширение полномочий Палаты обусловило дальнейшее внедрение в систему контроля аудита за эффективностью использования бюджетных средств.

                         Основными функциями и задачами Палаты в 2011 году стали обнаружение отклонений от принятых стандартов, выявление нарушений установленных принципов законности, эффективности и целевого характера использования денежных средств и материальных ресурсов на ранней стадии, в целях принятия корректирующих мер, а в отдельных случаях – привлечения виновных к ответственности, проведения мероприятий по предотвращению нарушений в будущем.

 

 

1.      Общие сведения

Контрольно-счётная палата Ярославской области в 2011 году осуществляла свою деятельность в соответствии с Планом работы Контрольно-счётной палаты на 2011 год, утвержденным Постановлением Ярославской областной Думы от 17.12.2010 № 200.

В Плане работы были учтены предложения депутатов Ярославской областной Думы и Правительства Ярославской области. В течение года в План были внесены изменения Постановлением Ярославской областной Думы от 28.06.2011 № 108.

        Планирование деятельности Палаты осуществлялось в целях эффективной организации проведения внешнего государственного финансового контроля на территории Ярославской области, обеспечения выполнения Палатой законодательно установленных задач и функций.

        Планом работы Палаты на 2011 год было предусмотрено выполнение 35 основных мероприятий по направлениям деятельности Палаты:

          - по организационно-методической работе -12;

          - по экспертно-аналитической – 12;

          - по контрольной – 11.

         Основными приоритетными направлениями деятельности Палаты в 2011 году в соответствии с Планом работы стали:

          в организационно-методической работе:

          - участие Палаты в заседаниях Ярославской областной Думы, комитетов Ярославской областной Думы;

          - подготовка и проведение заседаний Совета КСО Ярославской области, Коллегии Палаты;

          - разработка методических указаний по проведению контрольных мероприятий;

           - подготовка проекта Плана работы Палаты на 2012 год;

           в экспертно-аналитической деятельности:

           - мониторинг за реализацией приоритетных национальных проектов на территории Ярославской области;

          - подготовка заключений на годовой отчет об исполнении областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год;

           - подготовка заключений на проекты законов Ярославской области «Об областном бюджета на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов» и «О бюджете территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов»;

            в контрольной деятельности:

          - проверка организации исполнения областного бюджета за 2010 год;

 - проверка организации полноты и своевременности поступления в областной бюджет доходов от продажи активов Ярославской области и от использования имущества, находящегося в собственности Ярославской области;

- проведение аудита эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Ярославской области совместно со Счетной Палатой РФ;

            - проведение проверки использования средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» за 2008-2010 годы.

           В течение 2011 года были реализованы основные задачи Контрольно-счетной палаты в сфере внешнего государственного финансового контроля: контроль за исполнением областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области по объемам, структуре и целевому назначению; контроль за законностью, результативностью (эффективностью и экономностью) использования указанных средств, в том числе средств, предоставленных из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов; контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ярославской области; проведена внешняя проверка годового отчета об областном бюджете и бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования. Кроме того, Контрольно-счетной палатой проводилась экспертиза проектов законов Ярославской области об исполнении областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, финансово-экономическая экспертиза проектов законов субъекта Российской Федерации и нормативных правовых актов органов государственной власти.

          Большое внимание уделялось определению путей эффективного расходования бюджетных средств при применении программно-целевого метода бюджетирования, ориентированного на результат, внедряемого Ярославской областью, поиска резервов для увеличения доходной базы областного бюджета.

В отчетном году Контрольно-счетная палата провела 11 контрольных и 74 экспертно-аналитических мероприятия. Подробнее их результаты будут рассмотрены далее в соответствующих разделах отчета.

         Знаковыми для Контрольно-счетной палаты событиями прошедшего года явилось принятие первого специального федерального закона, регулирующего вопросы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, - Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее по тексту встречается сокращение — Федеральный закон № 6-ФЗ), а также принятие нового закона Ярославской области о Контрольно-счетной палате - от 07.11.2011 № 40-з «О Контрольно-счетной палате Ярославской области» (далее по тексту – Закон № 40-з). Данные события послужили основанием проведения Контрольно-счетной палатой ряда мероприятий: была изменена структура Палаты, введены должности аудиторов, проведены необходимые организационные и методические совещания в том числе с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ярославской области. Кроме того, в декабре 2011

 

 

года Ярославской областной Думой штатная численность Контрольно-счетной палаты увеличена на 5 единиц и составила 27 единиц. Это позволит Палате более полно выполнять ее задачи и полномочия, определенные и расширенные указанными новыми законами.

         Председатель Палаты А.П. Набатов и заместитель председателя -начальник отдела Т.Д. Куницына приняли активное участие в работе рабочей группы по разработке проекта указанного закона Ярославской области, что позволило учесть мнение Контрольно-счетной палаты по порядку организации внешнего государственного финансового контроля на территории Ярославской области.  

         В течение 2011 года Палата продолжила тенденцию 2010 года по интеграции со Счетной палатой Российской Федерации, с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и контрольно-счетными органами муниципальных образований Ярославской области.

В рамках взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации выполнено одно совместное контрольное мероприятие и одно совместное экспертно-аналитическое мероприятие, по инициативе Счетной палаты Российской Федерации проводился мониторинг мер, принимаемых органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона № 6-ФЗ.

Интеграция с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации осуществлялась как в рамках работы Ассоциации контрольно-счетных органов России, так и при непосредственном взаимодействии.

В октябре 2011 года сотрудники палаты принимали участие в совещании представителей контрольно-счетных палат Костромской и Ярославской областей, проводимой в г. Костроме, с целью обмена опытом по вопросам принятия закона о контрольно-счетном органе субъекта РФ в соответствии с требованиями Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

В декабре 2011 года Контрольно-счетная палата Ярославской области провела Межрегиональную конференцию «Пути совершенствования внешнего государственного финансового контроля в Ярославской и Ивановской областях». В мероприятии приняли участие руководство и сотрудники контрольно-счётных органов Ярославской и Ивановской областей, представители законодательных органов власти, как регионального, так и муниципального уровня, в том числе Костромы и Вологды. Межрегиональная конференция была организована в целях обсуждения совместных скоординированных действий по проблемам внешнего финансового контроля, оказания консультационной, правовой и методической помощи в применении контрольно-счетными органами действующего законодательства.

На конференции были рассмотрены основные направления деятельности контрольно-счетных органов, пути их развития, проблемы законодательного регулирования в сфере внешнего государственного финансового контроля, изменения в указанной сфере в связи с принятием Федерального закона от 07.02.2011  №  6-ФЗ  «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

          Участники конференции приняли решение закрепить практику проведения межрегиональных конференций, посвященных теоретическим и практическим вопросам реализации правовых актов, регулирующих деятельность контрольно-счетных органов всех уровней; в целях определения путей и способов обеспечения в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективах устойчивого повышения конструктивного участия контрольно-счётных органов в развитии экономического потенциала соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований решили одобрить практику разработки и принятия стратегий развития органов внешнего государственного финансового контроля.

В ходе конференции председателем Контрольно-счётной палаты Ярославской области А.П. Набатовым и председателем Контрольно-счётной палаты Ивановской области А.В. Гаспаровым подписано Соглашение о сотрудничестве в области развития внешнего государственного финансового контроля.

Участие Палаты в работе Ассоциации контрольно-счетных органов России (далее - АКСОР) осуществлялось на основании  плана работы АКСОР.

В марте 2011 года председатель Контрольно-счетной палаты Ярославской области А.П. Набатов и заместитель Председателя Ярославской областной Думы Е.Н. Заяшников приняли участие в видеоконференции Ассоциации, посвященной вопросам применения Федерального закона № 6-ФЗ, выступили с докладами, отметив, что с принятием нового законодательного акта, регламентирующего вопросы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, контрольно-счетные органы превращаются в независимые органы внешнего финансового контроля, а также то, что впервые в Российской Федерации законодательно введено понятие аудита эффективности расходных показателей бюджета.

В течение 2011 года Контрольно-счетная палата активно взаимодействовала с контрольно-счетными органами муниципальных образований области.

В марте 2011 года по инициативе Контрольно-счетной палаты был создан Совет контрольно-счетных органов Ярославской области, в него помимо Палаты вошли 15 контрольно-счетных органов муниципальных образований Ярославской области. На I Конференции данного Совета были рассмотрены проблемы создания и деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований области в рамках реализации Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». С докладами выступили представители Ярославской областной Думы, Департамента финансов и Контрольно-счетной палаты. Кроме того, был утвержден совместный план работы Совета контрольно-счетных органов Ярославской области, была создана рабочая группа по методическому обеспечению контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных органов.

 

 

 

По итогам встречи было принято решение о дальнейшем сотрудничестве, о проведении совещаний с расширенным кругом участников: контрольно-счетными палатами Ивановской, Костромской, Вологодской областей.

Создание Совета явилось совместным большим достижением контрольно-счетных органов Ярославской области, заложило основу для их планомерного развития, для унификации деятельности органов государственного и муниципального финансового контроля на территории области, их взаимовыгодного плодотворного сотрудничества. Деятельность данного коллегиального органа, в том числе ведущая позиция в его работе Контрольно-счетной палаты, позволит значительно повысить уровень муниципального финансового контроля.

         В течение года Контрольно-счетная палата оказывала значительную практическую помощь в работе контрольно-счетным органам муниципальных образований Ярославской области: по вопросам практической деятельности данных органов по осуществлению муниципального контроля, по вопросам организации и осуществления контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности, по организации их деятельности. Ряду муниципальных образований была оказана консультационная помощь по вопросам создания, реорганизации контрольно-счетных органов данных муниципальных образований в связи с принятием Федерального закона № 6-ФЗ.

Кроме того, с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ярославской области проведено одно совместное контрольное мероприятие, позволившее охватить большое количество получателей средств областного бюджета, сделать более полный и объективный срез по итогам выполнения проверяемой областной целевой программы.

Контрольно-счетная палата Ярославской области уделяет большое внимание вопросам сотрудничества с другими контрольно-счетными органами как регионального, так и муниципального уровня, что позволяет совершенствовать механизмы внешнего финансового контроля, помогает по-новому оценить практические проблемы деятельности контрольно-счетных органов, внедрить положительный опыт коллег и поделиться собственным.

 

В целях осуществления государственного финансового контроля на высоком качественном уровне, в полном соответствии с требованиями действующего законодательства председатель Палаты А.П. Набатов и иные сотрудники в течение года принимали активное участие в работе конференций, советов, совещаний государственных органов, в том числе международных.

Так, председатель Контрольно-счетной палаты А.П. Набатов в марте 2011 года принял участие в международной конференции «Государственный внешний аудит в контексте программного бюджета и перехода к федеральной контрактной системе», подготовленной Счётной палатой РФ совместно с Всемирным банком. В рамках конференции рассмотрены проблемы создания федеральной контрактной системы, была предоставлена возможность изучения опыта программно-целевого бюджетного планирования и аудита эффективности в США, Франции, Корее и других странах.

В мае 2011 года представитель Контрольно-счётной палаты Ярославской области принял участие в работе «круглого стола» на тему «Участие органов финансового контроля в разработке социальных стандартов жизни в Российской Федерации», организованного Комиссией Совета Федерации по взаимодействию со Счётной палатой РФ. Участниками «круглого стола» отмечалась необходимость дальнейшего взаимодействия органов власти всех уровней и органов местного самоуправления с органами финансового контроля, научными и общественными организациями с целью разработки социальных стандартов и нормативов уровня и качества жизни в Российской Федерации.

Председатель Палаты А.П. Набатов в течение года принимал активное участие в работе межведомственной рабочей группы по оценке эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие, при координационном совещании по обеспечению правопорядка в Ярославской области. 

В отчетном периоде продолжалось активное взаимодействие Контрольно-счетной палаты с органами государственной и законодательной власти в целях осуществления задач, возложенных на Палату как на орган внешнего финансового контроля. Контрольно-счетная палаты в течение всего года участвовала в заседаниях Правительства и Ярославской областной Думы, наиболее активно - в заседаниях рабочих групп, комитетов Ярославской областной Думы.

Так, председатель Палаты А.П. Набатов в составе комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области участвовал в подготовке рекомендаций по предложениям о предоставлении налоговых льгот и рекомендаций по продлению или отмене действия ранее предоставленных налоговых льгот в рамках задач, поставленных Губернатором в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2011 и на плановый период 2012 и 2013 годов по сокращению объема предоставленных налоговых льгот для организаций, деятельность которых не направлена на решение стратегических задач по социально-экономическому развитию Ярославской области.

Сотрудник контрольно-методического отдела В.В. Зарубин принимал участие в работе методологического совета по бюджетному учету при Губернаторе Ярославской области. На заседаниях совета рассматривались вопросы проверки правильности ведения бухгалтерского учета, достоверности составления бухгалтерской отчетности, особенности применения плана счетов казенными, бюджетными и автономными учреждениями, начата разработка типового положения «Об учетной политике» для указанных учреждений.

Палатой в целях решения задач обеспечения защиты государственных и общественных интересов от преступных посягательств в финансово-бюджетной сфере и в сфере использования и сохранности государственной собственности по вопросам, связанным с выявлением, пресечением и расследованием преступлений экологической направленности заключено соглашение с Волжским межрегиональным природоохранным следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации.

Контрольно-счетной палатой заключено соглашение о сотрудничестве с Государственной академией промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова в области предоставления информационных, консультационных услуг и обучения сотрудников палаты с целью подготовки, переподготовки и повышения квалификации. Во исполнение соглашения сотрудником академии были подготовлены опросные листы и заключение по результатам социологического исследования, использованное при подготовке выводов в отчете по аудиту эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Ярославской области.

 

По основным вопросам деятельности Контрольно-счетная палата в установленном порядке представляла отчеты для рассмотрения в Ярославскую областную Думу, Губернатору Ярославской области. Многие из отчетов были высоко оценены депутатами Ярославской областной Думы.

В 2011 году продолжила свою работу Коллегия Контрольно-счетной палаты, в состав которой входили представители органов исполнительной и законодательной власти Ярославской области. На данной Коллегии рассматривались и утверждались отчеты о результатах деятельности Палаты, многие из которых получили высокую оценку членов Коллегии.

Особое внимание Контрольно-счетная палата уделяла вопросам противодействия коррупции. Руководство палаты принимало участие в мероприятиях различного уровня по антикоррупционной тематике.

Председатель Палаты А.П. Набатов в составе рабочей группы по совершенствованию законодательства в сфере противодействия коррупции участвовал в рассмотрении концепции областной целевой программы «Противодействие коррупции в Ярославской области» на 2012-2013 годы и иных проектов правовых актов, а также в выработке предложений в указанной сфере.

В целях организации деятельности рабочей группы по мониторингу ситуации в коррупционно зависимых областях Совета по противодействию коррупции в Ярославской области, эффективного и действенного предупреждения, выявления и пресечения коррупционных правонарушений на территории Ярославской области Контрольно-счетная палата заключила многостороннее Соглашение о взаимодействии с Управлением МВД РФ по Ярославской области, Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ярославской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ярославской области, Территориальным управлением Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Управлением Федеральной налоговой службы по Ярославской области и Правительством Ярославской области.

В июле 2011 года заместитель председателя - начальник отдела Т.Д. Куницына приняла участие в конференции Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации на тему «Формирование системы антикоррупционного законодательства в сфере финансовых отношений», по результатам конференции органам государственного финансового контроля рекомендовано активно выявлять коррупционные нарушения, принимать меры по их пресечению и передавать материалы по таким нарушениям в правоохранительные органы для принятия дальнейших мер.

         Кроме того, Палата осуществляла в пределах своих полномочий профилактические меры по противодействию коррупции в соответствии с федеральным и региональным законодательством — Палатой был разработан план мероприятий по противодействию коррупции, направленных на создание условий, препятствующих возможности возникновения коррупциогенных факторов и обеспечивающих антикоррупционность деятельности Палаты в целом. Мероприятия, запланированные на 2011 год, выполнены полностью.

Палата по выявленным при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий фактам коррупционных правонарушений направляла информацию в Прокуратуру Ярославской области.

Был организован обмен с правоохранительными органами информацией о причастности к преступной деятельности лиц, претендующих на замещение должностей государственной гражданской службы, организована работа "телефона доверия" Контрольно-счетной палаты. Кроме того, был разработан порядок рассмотрения обращений граждан на предмет наличия в них информации о фактах коррупционного поведения сотрудников Контрольно-счетной палаты, разработан порядок антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, внесены изменения в положение о материальном стимулировании сотрудников Контрольно-счетной палаты в части совершенствования системы мотивации государственных гражданских служащих к безупречному и эффективному исполнению должностных обязанностей и соблюдению требований нормативных правовых актов в сфере противодействия коррупции, разработан и утвержден порядок уведомления государственными гражданскими служащими Контрольно-счетной палаты Ярославской области о намерении выполнять иную оплачиваемую работу.

В течение года велась работа по осуществлению таких антикоррупционных мер, как антикоррупционная пропаганда и антикоррупционное просвещение сотрудников Палаты для повышения уровня их правосознания и правовой культуры, нетерпимости к коррупционному поведению, воспитания у сотрудников Палаты чувства ответственности.

 

В 2011 году в Контрольно-счетной палате разработана система мер, способствующих развитию и совершенствованию структуры и организации внутренней деятельности органа финансового контроля, направленная в первую очередь на четкую регламентацию, а также оптимизацию деятельности сотрудников. Кроме того, приняты необходимые меры для приведения в соответствие действующему законодательству кадрового делопроизводства.

В первом квартале отчетного года утверждены должностные регламенты сотрудников всех отделов Контрольно-счетной палаты, закрепившие   распределение должностных обязанностей внутри отделов.

         С учетом требований и положений международных стандартов ИНТОСАИ для высших органов финансового контроля ISSAI 100-400 Палатой в сентябре 2011 года был утвержден Административный регламент проведения проверок в рамках контрольных мероприятий, осуществляемых Палатой, рассмотренный и одобренный Коллегией Палаты.

         Данный Административный регламент позволил определить последовательность и сроки действий по планированию, проведению и оформлению результатов контрольных мероприятий, осуществляемых Палатой в рамках последующего контроля за исполнением бюджета Ярославской области и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области, а также регламентировал права и обязанности должностных лиц Палаты, участвующих в контрольных мероприятиях, порядок взаимодействия сотрудников Палаты при проведении контрольных мероприятий.

         Нормы Административного регламента будут использованы Контрольно-счетной палатой в 2012 году при разработке стандартов внешнего государственного финансового контроля и регламента Палаты.

В рамках методологического обеспечения учета результатов контрольных мероприятий в Палате, а также контроля за реализацией материалов проверок, проводимых Палатой, были разработаны формы отчетов, которые позволили группировать выявленные нарушения по определенным видам в ходе осуществления проверок, учитывать размер проверенных и возмещаемых средств, сведения о принятых мерах по реализации материалов проверок – направлении представлений, предписаний, вынесенных Палатой в проверяемые организации, информации по материалам проверок в органы прокуратуры, правоохранительные и следственные органы, а также составленных уполномоченными сотрудниками Палаты протоколов об административных правонарушениях по нецелевому использованию бюджетных средств Ярославской области.

Помещения Контрольно-счетной палаты оборудованы системой видеонаблюдения, разработан порядок обращения с конфиденциальной информацией и персональными данными должностных лиц, иных штатных работников Контрольно-счетной палаты и граждан.

Продолжена работа по созданию Государственной информационно-аналитической системы контрольно-счетных органов Российской Федерации (ГИАС КСО) в рамках федеральной целевой программы «Электронная Россия».

В отчетном периоде проведена работа по подключению и настройке серверов ГИАС, двух рабочих мест «Комплекса аудита формирования и исполнения бюджета» (КАФИБ) и одного рабочего места «Планирование и контроль основной деятельности контрольно-счетных органов Российской Федерации» (ПКОД), установки пяти обучающих комплексов ПКОД и КАФИБ в контрольно-методическом и экспертно-аналитическом отделах.

В течение года в базы данных заносилась информация по основным видам доходов и расходов областного бюджета за 2011 год, по показателям социально-экономического развития Ярославской области. Проработаны положения типового проекта Соглашения о взаимодействии Счетной палаты РФ и контрольно-счетного органа субъекта РФ при использовании и эксплуатации государственной информационно-аналитической системы констрольно-счетных органов Российской Федерации с целью создания, развития и интеграции информационных ресурсов всех участников бюджетного процесса.

Деятельность палаты регулярно освещалась в средствах массовой информации, через иные общедоступные информационные источники. На лентах информагентств публиковались материалы, посвященные работе Палаты. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты в течение года своевременно размещалась на официальном интернет-сайте Ярославской областной Думы.

В отчетном году начал функционировать официальный web-сайт Контрольно-счетной палаты Ярославской области (www.kspalata76.yarregion.ru). Данный сайт позволил формировать достоверную и актуальную информацию о деятельности Палаты, внедрять и использовать современные информационные технологии в целях повышения эффективности и результативности деятельности Палаты, а также обеспечивать информационную открытость и доступность Палаты — органа государственной власти Ярославской области.

Таким образом, в отчетном году проведение мероприятий, направленных на развитие и совершенствование государственного внешнего финансового контроля на территории Ярославской области позволило Контрольно-счетной палате обеспечить реализацию целей и задач, возложенных на нее Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом «О Контрольно-счетной палате Ярославской области» и иными нормативными правовыми документами Ярославской области.

 

2. Исполнение бюджетной сметы Контрольно-счетной палаты

 

В соответствии Законом Ярославской области от 28.12.2010 года № 54-з «Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов» на содержание Контрольно-счетной палаты в 2011 году утверждено расходов на сумму 17715,8 тыс. рублей.

Фактически исполнено 17655,0 тыс. рублей или 99,66 % от суммы годовых назначений.

Остаток неисполненных средств областного бюджета составил 60,8 тыс. рублей.

Причиной неисполнения бюджета в полном объеме явилось уменьшение расходов в связи с применением регрессивной шкалы по начислениям и уплате единого социального налога.

Исполнение бюджета характеризуется следующими видами расходов:

- на выплату заработной платы с начислениями – 15571 тыс. рублей или 87,9% от выделенных ассигнований на содержание Контрольно-счетной палаты;

- на прочие расходы 2143,6 тыс. рублей, в том числе:

- на оплату командировочных расходов – 494,4 тыс. рублей;

- на приобретение нефинансовых активов 759,9 тыс. рублей;

- на оплату работ и услуг, связанных с содержанием помещения Контрольно-счетной палаты 889,3 тыс. рублей.

 

Объем бюджетных средств, выделенных на содержание Палаты в 2011 году, позволил ей в полном объеме обеспечить выполнение функций и задач, возложенных на нее действующим законодательством.

 

3. Экспертно-аналитическая деятельность

 

В 2011 году в рамках экспертно-аналитической деятельности проводилась экспертиза проектов законов и иных нормативных правовых актов, областных целевых программ и иных документов, затрагивающих вопросы областного бюджета и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее по тексту – ТФОМС).

Всего подготовлено 63 заключения по проектам нормативных правовых актов по различным тематикам, в том числе: 20 – по областному бюджету и бюджету фондов, 5 – по бюджетному процессу, 2 – по налоговому законодательству, 13 – по социальной поддержке, 4 – по приватизации, 5 – по целевым программам и др.

 

Центральное место в экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты было отведено вопросам формирования и исполнения областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

 

В рамках предварительного финансового контроля в заключении на проект закона о бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов Контрольно-счетной палатой было обращено внимание на следующее:

- на возможность увеличения объема бюджетных назначений исходя из их ожидаемого поступления налога в консолидированный бюджет области без учета корректировок на суммы, поступившие в погашение задолженности прошлых лет, перечисляемые ежегодно;

- на рост программных расходов в основном за счёт роста финансирования расходов на реализацию ведомственных целевых программ, а также несоответствие объемов бюджетных ассигнований объемам финансирования, указанным в паспортах программ, практически по всем ведомственным целевым программам (кроме трех);

- на необходимость уточнения отнесения отдельных бюджетных ассигнований на целевые статьи и виды расходов классификации расходов бюджетов;

- на необходимость создания в соответствии с рекомендациями Министерства финансов РФ Резервного фонда области;

- на несоблюдение положения Основных направлений бюджетной и налоговой политики о продолжении применении практики выделения из областного бюджета дотаций на обеспечение сбалансированности местных бюджетов;

- на несоответствие выделяемых муниципальным образованиям субсидий паспортам ряда областных целевых программ; кроме того, в некоторых методиках не представлен расчет эффективности и результативности использования субсидий;

- на включение в областной бюджет грантов на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области;

- на нарушение Бюджетного кодекса РФ в части превышения предельного значения объема иных межбюджетных трансфертов на 2013 год.

При рассмотрении проекта областного бюджета Контрольно-счётной палатой были установлены нарушения постановления Правительства Ярославской области от 01.06.2011 № 412-п «О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства области» в части целевых программ, а именно:

- нарушение установленного срока утверждения Правительством области по 7 программам,

- непрохождение процедуры утверждения Правительством области на момент представления проекта закона об областном бюджете на очередной финансовый год по 14 программам;

- несвоевременное утверждение концепции по 4 программам.

В нарушение требований Бюджетного кодекса РФ по 13 долгосрочным целевым программам объемы ассигнований, предусмотренные в проекте бюджета, не соответствовали объемам финансирования, утверждённым паспортами программ; не прошли финансовую экспертизу Контрольно-счетной палаты две долгосрочные целевые программы.

Ряд нарушений был отмечен Контрольно-счётной палатой и при рассмотрении Адресной инвестиционной программы области на 2012 год:

- объемы финансирования в разрезе мероприятий не соответствовали объемам финансирования, утвержденным паспортами пяти программ;

- в адресно-инвестиционную программу включены мероприятия, не предусмотренные паспортами областных целевых программ, либо отсутствуют предусмотренные паспортами мероприятия;

- в нарушение Порядка формирования и реализации адресной инвестиционной программы Ярославской области распределение средств адресно-инвестиционной программы на плановый период 2013-2014 годов к проекту бюджета не представлено.

В проекте бюджета отсутствовали данные об объектах, включенных в планы приватизации прошлых лет, но не приватизированных.

В своём заключении Контрольно-счетная палата обратила внимание на необходимость перехода на среднесрочное планирование приватизации имущества с включением в прогнозные планы приватизации перечней подлежащего приватизации имущества на очередной финансовый год и на плановый период, на необходимость усиления работы по взысканию задолженности по бюджетным кредитам.

При принятии закона ряд предложений Палаты был учтен Департаментом финансов области и депутатским корпусом Ярославской областной Думы.

 

Исполнение областного бюджета в рамках текущего финансового контроля контролировалось путем оперативного анализа отчетов Департамента финансов Ярославской области в части полноты поступлений, соответствия фактического расходования областных бюджетных ассигнований законодательно утвержденным показателям бюджета. Подготовлено 12 оперативных отчетов и 1 заключение об исполнении областного бюджета за 1 полугодие 2011 года. Материалы анализа используются Палатой и для проведения последующего контроля.

 

Последующий финансовый контроль при проведении экспертно-аналитических мероприятий осуществлялся Контрольно-счетной палатой в процессе экспертизы отчета об исполнении областного бюджета за 2010 год.

Контрольно-счетной палатой в 2011 году подготовлено заключение на годовой отчет об исполнении областного бюджета за 2010 год, которое в установленные сроки представлено в Ярославскую областную Думу.

В подготовленном заключении на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» Контрольно-счетной палатой в качестве выводов экспертного заключения отмечено исполнение бюджета в целом в соответствии с законом о бюджете. Однако обращено особое внимание на увеличение в течение 2010 года задолженности по оплате арендной платы перед областным бюджетом в 3,8 раза и увеличение на 33% количества арендаторов, имеющих задолженность по платежам в бюджет за аренду земельных участков, предоставленных в целях капитального строительства, а также отмечено, что ни один из подразделов раздела «Межбюджетные трансферты» не был исполнен в полном объеме.

Значительный объём в экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счётной палаты занимает финансовая экспертиза долгосрочных целевых программ.

По итогам анализа сроков утверждения областных целевых программ палатой направлено информационное письмо в Ярославскую областную Думу о несвоевременном утверждении 6 областных целевых программ.

В 2011 году в Контрольно-счетную палату Ярославской области были направлены проекты 5 долгосрочных областных целевых программ для проведения финансовой экспертизы. По результатам проведенной экспертизы подготовлены заключения, в которых изложены выявленные нарушения по проектам областных целевых программ, а именно:

- нарушение сроков утверждения высшим исполнительным органом государственной власти Ярославской области, установленных требованиями Положения о системе управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области;

- несоответствие проекта областной целевой программы форме составления программы согласно требованиям Положения;

- несоответствие объема финансирования, изложенного в Концепции областной целевой программы и проекте программы;

- нарушение бюджетного законодательства в части порядка предоставления субсидий муниципальным образованиям области в рамках программ.

Кроме того, в данных заключениях Палатой были указаны следующие предложения:

- предложения по замене показателей, используемых при оценке результативности и эффективности реализации программы, а также предложения по изменению значений показателей и их весовых коэффициентов;

- предложения по внесению изменений в механизм реализации программы;

- предложения по исправлению технических ошибок в проектах программ.

В отчётном периоде по результатам проведения экспертиз основные замечания разработчиками учтены. С учетом предложений приняты 4 документа, проект одной программы будет рассмотрен на заседании Правительства в 2012 году.

По итогам подготовки заключения на проект закона "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ярославской области на 2012 год" подготовлено письмо Председателю Ярославской областной Думы о необходимости разработки единой методики по данному вопросу. В декабре 2011 года получен ответ Правительства области, в котором указано, что расчет величины регионального прожиточного минимума будет осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями Минрегионразвития РФ.

По итогам подготовки заключения на проект закона «О внесении изменений в Социальный кодекс Ярославской области» было указано на необходимость устранить положения, допускающие снижение уровня социальной поддержки отдельных категорий граждан. Данное замечание учтено при внесении Губернатором поправок в проект закона.

При рассмотрении образовательных стандартов учтено предложение об индексации одного из нормативов, при рассмотрении проекта закона «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области» уточнен уполномоченный орган в сфере образования по назначению и выплате компенсации расходов на оплату жилого помещения и внесены изменения в порядок определения размера субсидий на выполнение заданий муниципальными бюджетными учреждениями социального обслуживания и др.

Следует отметить, что многие замечания и предложения Контрольно-счетной палаты, высказанные в ходе принятия проектов областных законов и нормативных актов, а также в ходе рассмотрения аналитических записок, учтены в процессе работы над документами и в дальнейшем при внесении изменений в законодательство Ярославской области. С учетом предложений Палаты принято 26 нормативных правовых акта.

В начале 2011 года подготовлена итоговая информация по вопросам осуществления мониторинга реализации приоритетных национальных проектов за 2010 год. Подводя итоги, Контрольно-счетная палата отметила, что «Образование» - это один из приоритетов, который успешно реализуется на территории области. Ключевым с точки зрения результативности приоритетного национального проекта «Здоровье» являлся ввод в эксплуатацию областного перинатального центра. Наряду с достигнутыми результатами в рамках реализации национального проекта «Доступное и комфортное жильё – гражданам России» оставалась сложная ситуация с улучшением жилищных условий отдельных категорий граждан, в первую очередь, к данным категориям граждан относятся молодые семьи. Главными проблемами в агропромышленном комплексе, несмотря на усиливающийся рост инвестиций, являлся недостаток собственных средств сельхозтоваропроизводителей, низкий уровень возможности привлечения средств банков сельхозпредприятиями всех форм собственности в связи с низкой кредитоспособностью, а также погодные условия 2010 года.

Среди значимых тематических экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой в 2011 году, можно отметить анализ исполнения областной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» за 2009 – 2010 годы.

Проведенный анализ позволил сделать выводы, что за период действия областной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» на 2009-2010 годы открыто 2679 дополнительных мест для получения дошкольного образования в функционирующих учреждениях дошкольного и общего образования, в зданиях, переданных системе дошкольного образования, при плане 2699 (99,3%). При этом, сохранен охват детей дошкольным образованием на уровне 73 процентов. По расчету Контрольно-счетной палаты показатель удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования за период действия Программы снизился с 69,85% до 67,67% .

Несмотря на принимаемые меры, численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные образовательные учреждения, увеличилась на 15,7 %.

Решение вопроса нехватки мест в детских садах путем уплотнения групп и создания новых групп в зданиях, переданных системе дошкольного образования, позволило в определенной мере снять социальную напряженность в связи с недостаточностью мест в дошкольных учреждениях. Число мест в дошкольных образовательных учреждениях в 2009-2010 годах увеличилось на 2018 единиц или на 3,8 %. Однако, этот путь практически исчерпал себя. По мнению Контрольно-счетной палаты, следует обратить внимание на развитие следующих направлений организации дошкольного образования: распространение государственно-частного партнерства; строительство современных быстровозводимых зданий детских садов; переход на новую систему учреждений, когда в одном здании размещаются и детский сад, и школа; поддержка вариативных форм дошкольного образования.

В рамках экспертно-аналитического мероприятия «Анализ исполнения областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» за 2010 – 2011 годы установлено, что реализация Программы позволила в определенной мере стабилизировать ситуацию с потреблением наркотиков в области на относительно невысоком уровне. Согласно статистической информации по итогам 2010 года общее число лиц, состоящих на учете с диагнозом «наркомания», в расчете на 100 тыс. населения в 4 раза ниже среднероссийского показателя.

Произведенный Контрольно-счетной палатой расчет эффективности реализации Программы говорит о высокой эффективности её реализации за 2010 год.

         Вместе с тем анализ исполнения программы показал, что результативность использования субсидии на обеспечение функционирования спортивных залов в общеобразовательных учреждениях оценивается Департаментом образования Ярославской области в показателях, не предусмотренных методикой ее предоставления и распределения. Методикой предоставления и распределения субсидии не определен отдельный расчет показателя эффективности использования субсидии.

Критериев оценки выполнения мероприятия по обеспечению функционирования спортивных залов учреждений начального и среднего профессионального образования для занятий в них молодежи не предусмотрено.

Оценивая ход реализации мероприятий рассматриваемой Программы, Контрольно-счетная палата предложила разработчикам аналогичной областной целевой программы по данному вопросу учесть изложенные предложения. Данное предложение Палаты поддержано решением комитета по социальной политике Ярославской областной Думы.

Целью областной целевой программы развития туризма и отдыха в Ярославской области являлось создание правовых, методологических и информационных основ для реализации долгосрочной стратегии развития туристской индустрии и увеличения вклада туризма в социально-экономическое развитие области.

Анализ полученной информации позволил сделать вывод о том, что программа является высокорезультативной и эффективной. При этом Контрольно-счетная палата обратила внимание на то, что ожидаемый конечный результат программы – принятие нормативных актов, решающих от 70 до 100 процентов имеющихся проблем правового обеспечения, - по итогам реализации программы не достигнут.

В результате невыполнения требований постановления Правительства Ярославской области от 01.06.2011 года № 412-п «О развертывании системы управления программами и проектами в органах исполнительной власти Ярославской области и структурных подразделениях аппарата Правительства» программа развития туризма и отдыха в Ярославской области, принятая на 2011-2014 годы, не была оформлена и утверждена в установленный срок до 1 августа 2011 года. В декабре 2011 года программа приведена в соответствие с требованиями законодательства.

В результате проведенного анализа программ Контрольно-счетной палатой высказывались замечания и предложения, обращалось внимание на недопустимость неточностей. В большинстве случаев указанные замечания при формировании новых программ устранялись.

При подготовке аналитической записки «Эффективность принимаемых мер в 2009 – 2010 годах и первой половине 2011 года органами исполнительной власти Ярославской области по социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест заключения» проанализированы материалы и информация государственных органов исполнительной власти Ярославской области.

Контрольно-счётная палата Ярославской области проводила данное мероприятие по поручению Счетной палаты Российской Федерации в рамках аудита эффективности расходования средств федерального бюджета, выделенных Федеральной службе исполнения наказаний в 2009 и 2010 годах на содержание, трудовую адаптацию и обучение осужденных, и мер, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по их последующей социальной адаптации для более полного отражения в отчете сведений о проводимой работе в субъектах Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа, Палатой был сделан вывод о том, что проводимая Правительством области работа в данном направлении позволила трудоустроить часть освободившихся лиц из мест с целью их социальной адаптации и исключения рецидивов в дальнейшем.

 

В результате проведения экспертно-аналитических мероприятий в 2011 году Контрольно-счетной палатой вносились существенные предложения по бюджетному процессу в целом, которые в основном были учтены органами исполнительной власти Ярославской области и Ярославской областной Думой.

 

4.      Контрольно-ревизионная деятельность

 

Контрольно-счетной палатой Ярославской области в 2011 году выполнено 11 контрольных мероприятий, в рамках которых проведено 60 проверок: 36 проверок годовой бюджетной отчетности главных распорядителей средств областного бюджета, 1 проверка годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС, 20 тематических проверок, 3 встречные проверки.

         Одними из наиболее важных и социально-значимых контрольных мероприятий, проведенных Палатой в 2011 году, стали проверки:

- по организации исполнения областного бюджета в Департаменте финансов Ярославской области за 2010 год;

- по организации полноты и своевременности поступления в областной бюджет доходов от продажи активов Ярославской области и от использования имущества, находящегося в собственности Ярославской области, в Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области за 2010 год;

- совместно со Счетной Палатой РФ по проведению аудита эффективности оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению Ярославской области за 2008-истекший период 2011 года в Департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области и 4-х учреждениях здравоохранения Ярославской области;

- совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований Ярославской области по использованию средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2008-2010 годы в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области, Департаменте строительства Ярославской области, Администрациях Брейтовского, Некоузского и иных муниципальных районов Ярославской области.     

 

Сумма проверенных средств, охваченная внешней проверкой годовой бюджетной отчетности главных распорядителей по средствам областного бюджета и внешней проверкой годового отчета об исполнении бюджета ТФОМС Ярославской области за 2010 год, составила 47 164 067,6 тыс.рублей (100% от суммы исполнения расходов областного бюджета по ведомственной структуре расходов и бюджета ТФОМС за 2010 год).

Общая сумма проверенных средств в рамках контрольных мероприятий в 2011 году составила 7 012 226,507 тыс. рублей, в том числе:

- средств областного бюджета – 6 434 115,474 тыс. рублей;

- средств   областного бюджета, полученных   Ярославской   областью из

федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов – 240 971,440 тыс. рублей;

- средств муниципальных образований – 12 067,414 тыс. рублей;

- средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход

деятельности – 1 223,0 тыс. рублей;

- средств областного бюджета, полученных   Ярославской областью из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства – 44 787,879 тыс. рублей;

- прочих средств (средств управляющих компаний) – 279 061,300 тыс. рублей.

 

В ходе контрольных мероприятий Контрольно-счетной палатой Ярославской области выявлено нарушений на сумму 2 042 430,131 тыс. рублей.

 

Структура выявленных нарушений характеризуется следующими показателями:                                                                                            

                                                                                                                                                                       

      

Вид нарушения

Общая сумма нарушений

сумма

% в структуре нарушений

1.    нецелевое использование бюджетных средств

818,000

0,04

2.    неэффективное использование бюджетных средств

1 465,290

0,07

3.    неправомерное использование средств

135 083,595

6,6

4.    недостача денежных средств

90,988

0,004

5.    излишки денежных средств

0

0

6.    нарушения, связанные с использованием областного имущества

5 507,300

0,3

7.    недопоступление платежей в областной бюджет

253 910,112

12,4

8.    нарушения правильности ведения бухгалтерского учета и предоставления бухгалтерской отчетности, искажение отчетных данных, порядка и срока хранения учетных документов

1 267 813,427

62,1

9.    иные нарушения:

- принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств;

- нарушения 94-ФЗ при порядке формирования, размещения и исполнения заказов на закупку и поставку товаров, оказания услуг, выполнения работ;

- нарушения порядка ведения кассовых операций и расчетов с наличными денежными средствами;

- нарушения порядка учета областного имущества и ведения реестра областного имущества;

- неправильное начисление арендной платы за пользование областным имуществом

377 741,419

18,5

Общая сумма нарушений:

2 042 430,131

100,0

                                                                                                                                                                   

 

Краткое содержание наиболее существенных нарушений, выявленных в 

ходе проведения проверок:

 

         При    проведении     проверки   организации    планирования   полноты    и

своевременности поступления в 2010 году в областной бюджет средств от продажи материальных и нематериальных активов, а также средств от использования имущества, находящегося в государственной собственности, в Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области установлено:

1. В нарушение п. 2.1.1. раздела 2 порядка ведения реестра имущества, находящегося в собственности Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства области от 25.12.2009 № 1266-п Департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области ( далее по тексту – Департамент) в Реестр не были внесены сведения о кадастровой и иной стоимости земельных участков (частей земельных участков), являющихся собственностью Ярославской области, не включенных в казну области.

2. В нарушение требований статьи 8 Закона Ярославской области от 08.12.2000 № 28-з «О порядке управления и распоряжения собственностью Ярославской области» по состоянию на 01.01.2011 в Реестр не были внесены сведения об акциях, являющихся собственностью Ярославской области, общей номинальной стоимостью 936,4 тыс. рублей, а именно: ОАО «МРСК Северо-Запада» в количестве 1553550 шт. номинальной стоимостью 155,355 тыс. рублей; ОАО «МРСК Центра и Приволжья» в количестве 2898241 шт. номинальной стоимостью 289,824 тыс. рублей; ОАО «ФСК ЕЭС» в количестве 982184 шт. номинальной стоимостью 491,092 тыс. рублей; ОАО «Сибирьтелеком» в количестве 30 шт. номинальной стоимостью 0,004 тыс. рублей; ОАО «Урал-связьинформ» в количестве 67 шт. номинальной стоимостью 0,008 тыс. рублей; ОАО «Орловская сбытовая компания» в количестве 214900 шт. номинальной стоимостью 0,118 тыс. рублей; ОАО «Архангельская СК» в количестве 300000 шт. номинальной стоимостью 0,015 тыс. рублей.

Кроме того, в связи с аннулированием лицензии на осуществление депозитарной деятельности у ОАО «Ярсоцбанк», по поручению клиента – Департамента ОАО «Ярсоцбанк» выполнил операцию по перерегистрации вышеуказанных акций со счета депо Департамента. Документы-основания по передаче данных акций на хранение другим регистраторам (депозитариям) в Департаменте на момент проверки отсутствовали.

3. В нарушение ст. 1 и ст. 11 Федерального закона № 129-ФЗ, п. 89 Инструкции № 148н, Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной Приказом Минфина РФ от 13.11.2008 N 128н (далее по тексу – Инструкция № 128н):

- в Реестре числились объекты недвижимости и движимые объекты стоимостью 31262,0 тыс. руб., не учтенные в бюджетном учете Департамента;

- по 58 объектам казны площадью 18648,6 кв.м. (зданиям, помещениям и объектам незавершенного строительства) и 37 объектам казны (инженерной инфраструктуры) – первоначальная стоимость каждого объекта указана 0,01 руб.;

         - в Реестр   внесена   информация о стоимости 29 земельных участков в

сумме 49 626,9 тыс. руб. из 629 участков, числящихся в Реестре, из которых 600 участков не числились в бюджетном учете.

4. В нарушение ст. ст. 1, 8, 10 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», п.149 Инструкции 148н, Инструкции N 128н данные бюджетного учета Департамента искажены по состоянию на 01.01.2011 в части неотражения задолженности по арендной плате и пени по договорам аренды имущества на сумму 346029,4 тыс.руб. (или 67,7% от начисленной суммы 511126,9 тыс.руб.), в том числе пени на сумму 241851,5 тыс.рублей, неучтенной в бюджетном учете дебиторской задолженности по арендной плате в сумме 104177,9 тыс.рублей.

Кроме того, при такой числящейся в Департаменте задолженности по арендной плате по 293 договорам было направлено только 115 претензий на сумму 466024,6 тыс.руб., из них по договорным обязательствам - на 78034,6 тыс.руб., по пеням - на 387990,0 тыс.руб.

5. Недопоступление в 2010 году платежей в бюджет в соответствии со статьей 57 БК РФ, выразившееся в несвоевременном внесении в нарушение ст. 614 ГК РФ арендной платы арендаторами по договорам аренды земельных участков, составило 253910,1 тыс. рублей.

6. В нарушение п.12 постановления Правительства Ярославской области от 23.07.2007 № 276-а «О порядке оформления договоров аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г. Ярославле» Департаментом в 2010 году было оформлено 10 исков о взыскании с арендаторов просроченных платежей по арендной плате и пени, в то время как полностью отсутствовали платежи по 151 договору с арендаторами.

Кроме того, Департаментом были представлены сведения о планируемых доходах на 2010 год в департамент финансов Ярославской области без учета 304 договоров аренды земельных участков, заключенных органами местного самоуправления городского округа город Ярославль, принятых от МУ «Агентство по аренде земельных участков города Ярославля» в соответствии с законом Ярославской области от 06.04.2009   № 18-з «О внесении изменений в закон Ярославской области «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Ярославской области - городе Ярославле» и подлежащих учету в Департаменте.

 

По результатам рассмотрения представления, направленного Палатой в адрес Департамента, были приняты следующие меры по устранению нарушений:

- в Реестр имущества внесены сведения о кадастровой стоимости 600 земельных участков, являющихся собственностью Ярославской области;

- в Реестр имущества внесены сведения об акциях номинальной стоимостью 936,4 тыс.рублей, являющихся собственностью Ярославской области;

- Департаментом начата работа по инвентаризации и оценке стоимости объектов казны стоимостью 0,01 руб.;

- Департаментом разработана методика прогнозирования неналоговых доходов областного бюджета в целях обеспечения достоверного планирования доходов областного бюджета от продажи и использования имущества Ярославской области;

- на бюджетный учет Департаментом по состоянию на 31.12.2011 было поставлено имущество, включенное в состав казны: 224 объекта недвижимого имущества общей стоимостью 388244,2 тыс.рублей; 263 объекта движимого имущества общей стоимостью 5454,5 тыс.рублей; 63 земельных участка общей стоимостью 508378,7 тыс.рублей;

- Департаментом проводилась работа по погашению задолженности перед областным бюджетом по арендной плате и пеням по договорам аренды имущества и земельных участков, направлено в адрес должников 424 претензии, предъявлено исков о взыскании задолженности по использованию земельных участков за 2010 год на сумму 26366,0 тыс.рублей, за 2011 год на сумму 274417,7 тыс.рублей;

- поступление средств в областной бюджет от продажи и использования имущества Ярославской области за 2011 год составило 421910,3 тыс.рублей, что свидетельствует о перевыполнении плановых показателей областного бюджета на 10,8%.

 

Палатой в 2011 году была продолжена работа по внедрению аудита эффективности как одного из наиболее перспективных и социально-значимых видов контрольной деятельности.

В ходе данного аудита Палата оценила эффективность использования выделенных средств федерального и областного бюджетов для медицинских учреждений Ярославской области, участвующих в выполнении государственного задания по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи населению Ярославской области (далее по тексту – ВМП), обеспеченность потребности граждан в оказании необходимой по объемам и профилю качественной высокотехнологичной медицинской помощи.

         Аудит эффективности по оказанию ВМП совместно со Счетной Палатой РФ был проведен в 5-ти организациях и учреждениях здравоохранения Ярославской области – Департаменте здравоохранения и фармации Ярославской области, ГУЗ ЯО «Областная клиническая больница», ГУЗ ЯО «Областная детская клиническая больница», ГБУЗ ЯО «Областная клиническая онкологическая больница», МУЗ «Клиническая больница скорой медицинской помощи имени Н.В. Соловьева».

По данным социологического опроса граждан, получивших ВМП, удовлетворены доступностью и качеством услуг – 93%, что свидетельствует о достаточно качественном и эффективном оказании ВМП лечебными учреждениями Ярославской области, участвующим в выполнении государственного задания.

Однако, как показали результаты проведенного аудита, остается неурегулированным ряд существенных вопросов, необходимых для оказания ВМП. Так, в ходе проведения аудита было установлено, что отсутствуют механизм определения потребности нуждающегося населения в оказании ВМП, четкий перечень стандартов оказания ВМП, медицинских технологий, применяемых для оказания ВМП, требований к медицинским учреждениям и органам исполнительной власти субъектов РФ по обеспечению информационной доступности по вопросам оказания ВМП, не урегулирован порядок и критерии отбора медицинских учреждений здравоохранения, участвующих в выполнении государственного задания по оказанию ВМП.

Кроме того, общий порядок направления граждан на ВМП, утвержденный Минздравсоцразвития РФ, не учитывает особенности оказания ВМП по отдельным профилям ВМП.

По итогам проведенного аудита эффективности ряд предложений Контрольно-счетной палаты нашел свое отражение в отчете Счетной палаты Российской Федерации.

 

      При проведении проверки целевого и эффективного использования средств

областного бюджета, направленных в 2010 году на мероприятия в области физической культуры и спорта и содержание Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорту Ярославской области установлено:

1. В нарушение статей 38 и 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009 № 150н, в Департаменте по делам молодежи, физической культуры и спорту Ярославской области (далее по тексту – Департамент) было допущено нецелевое использование средств областного бюджета в сумме 618,309 тыс. рублей, выразившиеся в принятии расходов и выплате денежных средств при направлении спортсменов, тренеров, спортивных судей для участия в соревнованиях, учебно-тренировочных сборах по КОСГУ 290 «Прочие расходы», при этом расходы должны были производиться за счет КОСГУ 222 «Транспортные услуги» и 226 «Прочие работы, услуги».

2. В нарушение статьи 9 Закона о бухгалтерском учёте, пункта 3 Инструкции по бюджетному учёту, пункта 14 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.2008 № 749 и пункта 42 Порядка и условий командирования государственных гражданских служащих Ярославской области, утвержденных постановлением Губернатора области от 27.09.2005 № 607, установлены случаи неправомерного принятия Департаментом расходов и списания выданных авансов без оправдательных документов на сумму 204,739 тыс. рублей.

3. В нарушение статьи 161 Гражданского кодекса РФ в проверяемом периоде Департаментом при организации проведения соревнований по различным видам спорта оплачены оказанные услуги судейского аппарата и обслуживающего персонала без заключения договоров гражданско-правового характера на сумму 2832,875 тыс. рублей.

4. В нарушение требований статьи 69 Бюджетного кодекса РФ Департаментом в 2010 году перечислялись денежные средства Управлению по физкультуре и спорту администрации ГО г. Рыбинск для выполнения функций Департамента по обеспечению материальной поддержки ведущим спортсменам области и на обеспечение финансирования проведения спортивных мероприятий за счёт ассигнований на оказание государственных услуг, а не в форме межбюджетных трансфертов на общую сумму 1453,760 тыс. рублей.

5. В нарушение пункта 2 Постановления Губернатора области от 15.02.2010 № 48, приказов директора Департамента бухгалтерией не производились выплаты на питание спортсменов за выходные и праздничные дни. Сумма недоплаты спортсменам за 2010 год составила 519,4 тыс. рублей.

 

По результатам рассмотрения представления, направленного Палатой в адрес Департамента, были приняты следующие меры по устранению нарушений:

- Департаментом по состоянию на 31.12.2011 устранены нарушения неправомерного принятия расходов и списания выданных авансов без оправдательных документов на сумму 119,0 тыс. рублей;

- Департаментом устранено нарушение по недоплате за питание спортсменам денежных средств за выходные и праздничные дни в сумме 519,4 тыс. рублей.

Устранение Департаментом в полном объеме нарушений и недостатков находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

 

         Проверка эффективности и целевого использования средств областного бюджета, направленных на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» на 2008-2010 годы была проведена Контрольно-счетной палатой Ярославской области совместно с контрольно-счетными органами муниципальных образований.

 

          В ходе её проведения установлено следующее:

          - в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры Ярославской области:

        1. В результате невыполнения требований пункта 1.7 Методики предоставления и распределения средств субсидии на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» на 2008-2010 годы (далее по тексту – Методика № 595-п) к Программе, в 2010 году Департаментом было профинансировано мероприятие «Оптимизация системы теплоснабжения центрального района г. Углича» в размере 12191,0 тыс. руб. без оформленного разрешения на строительство, без прохождения проектно-сметной документации государственной экспертизы.

Также Департаментом были зачтены расходы средств субсидии по фактически выполненным работам, не соответствующим проектным решениям.

Кроме того, Департаментом было профинансировано мероприятие «Реконструкция дизельной котельной д/с «Улыбка» с переводом на дрова» в размере 380,0 тыс. рублей при отсутствии грифа утверждения и подписей на представленной проектно-сметной документации и в акте выполненных работ.

2. В нарушение требований пункта 3 статьи 53 Гражданского кодекса Российской Федерации директор Департамента ЖКХ в ходе завершения 2008 финансового года не воспользовался своим правом в соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации по установлению отсутствия потребности в использовании остатков неиспользованных средств субсидии в муниципальных образованиях области, в результате чего в бюджет области своевременно не было возвращено 14 300,0 тыс. рублей.

 

- в Департаменте строительства Ярославской области:

1. При невыполнении муниципальными образованиями требований пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ и при отсутствии в регистрах бюджетного учёта департамента кредиторской задолженности перед муниципальными образованиями неправомерно произведены расходы за счет средств областного бюджета в сумме 31641,0 тыс. руб., предусмотренных по Программе 2008-2010 годов на переселение из аварийного и ветхого жилья, в счет расчетов за 2007 год по предыдущей Программе по переселению из аварийного и ветхого жилья.

2. В нарушение пункта 3.7. Порядка разработки, принятия реализации областных целевых программ, утвержденного постановлением Губернатора Ярославской области от 27.11.2000 № 790, и условий договоров при уточнении мероприятий подпрограммы - при изменении в Программе сумм финансирования изменения в договоры, заключенные Департаментом с органами местного самоуправления на предмет осуществления совместных действий по реализации в 2008 году мероприятий по переселению граждан, не вносились, вследствие чего, согласно данным отчетности Департамента об объемах средств и показателей подпрограммы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г., количество фактически расселенных человек на 32 больше и фактически расселенная площадь больше на 458,3 кв.м., чем предусмотрено вышеуказанными договорами.

 

- в Администрации Некоузского муниципального района:

1. В нарушение требований статьи 743, пункта 1 статьи 746 Гражданского кодекса Российской Федерации Администрация муниципального района приняла и оплатила работы за счет средств областного бюджета при отсутствии утвержденной проектно-сметной документации и при отсутствии заключения ГАУ Ярославской области «Государственная вневедомственная экспертиза в строительстве» на общую сумму 10174,2 тыс.рублей по следующим объектам: строительство станции электрохимической защиты, выполненные подрядчиком ОАО «Ярославльоблгаз» «Мышкинмежрайгаз» по муниципальному контракту от 12.02.2008 № 4; строительство газопровода по ул. Ленина в п. Волга, выполненные подрядчиком ООО «Ярсельхозмонтажпроект» по муниципальному контракту от 30.09.2010 № 24, в рамках мероприятий «Газификация жилых домов пос. Волга»; реконструкция очистных сооружений канализации в с. Новый Некоуз по муниципальному контракту 09.07.2007 № 70, заключенному Администрацией, заказчиком-застройщиком ГУП ЯО «Ярославльстройматериалы» и подрядчиком ООО «НПЦ Передовые эко-технологии».

 2. В нарушение требований пункта 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, Администрация муниципального района заключила муниципальный контракт от 07.09.2010 № 18 на выполнение работ по инструментальной диагностике технического состояния магистральных трубопроводов тепловых сетей, выполнения гидравлического и теплового расчета системы теплоснабжения в п. Октябрь Некоузского района с ИП Васениным Д.А., не имеющим свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее по тексту – СРО). Работы, выполненные ИП Васениным Д.А., не имеющим СРО, приняты и оплачены Администрацией Некоузского муниципального района на общую сумму 731,0 тыс. рублей.

3. В нарушение требований пункта 1 статьи 527 ГК РФ и пункта 5 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-Ф3 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» Администрацией муниципального района заключён муниципальный контракт от 11.10.2008 № 28 с ООО «Завод молекулярных сит «РЕАЛ СОРБ» с превышением размера стоимости 1 кв.м. жилья от стоимости, указанной в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе на право заключения муниципального контракта. В результате чего излишне использовано средств областного бюджета на сумму 429,1 тыс.рублей.

4. В нарушение требований статьи 89 Жилищного кодекса РФ в 2008 году приобретены квартиры площадью, большей площади расселяемых квартир на 66,6 кв.м., в результате чего переплата средств областного бюджета на приобретение жилья для переселения граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в 2008 году составила 1324,3 тыс. рублей.

 

 

 

- в Администрации Тутаевского муниципального района:

В нарушение требований Постановления Правительства области от 17.06.2009 № 595 средства областного бюджета на общую сумму 4146,0 тыс. рублей, предусмотренные на направление Программы по модернизации систем водоснабжения и водоотведения, были использованы на оплату муниципальных контрактов, не соответствующих целям мероприятий, а именно на осуществление технического надзора за строительством наружных газовых сетей, электроснабжение коттеджных поселков, разработку проектной и рабочей документации по объекту «телефонизация проектируемого коттеджного поселка».

 

По результатам проведенных проверок Палатой были направлены представления для рассмотрения и устранения нарушений в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ярославской области, Департамент строительства Ярославской области, Администрации Брейтовского и Некоузского муниципальных районов. Устранение нарушений и недостатков находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

 

При проведении проверки использования средств областного бюджета на реализацию региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области с учетом необходимости развития малоэтажного строительства за 2010 год установлено следующее:

 

- в Администрации Брейтовского муниципального района:

В нарушение пункта 3.2.2  договора от 19.07.2010 № ФСА-02-10 «О реализации мероприятий региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год», заключённого Администрацией с Департаментом строительства Ярославской области и Администрацией Брейтовского сельского поселения, не соблюдён установленный срок перечисления субсидии средств областного бюджета, а именно: средства областного бюджета в сумме 577,803 тыс.рублей были перечислены Администрации Брейтовского сельского переселения с задержкой на 11 рабочих дней, а средства областного бюджета, полученные от Государственной корпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – Фонд) в сумме 9554,391 тыс. рублей, были перечислены с задержкой на 10 рабочих дней.

Кроме того, данные средства субсидии не были предусмотрены в доходной и расходной части бюджета Брейтовского МР на момент их перечисления Департаментом строительства Ярославской области.

 

- в Администрации Брейтовского сельского поселения:

1. В нарушение пункта 9 статьи 20.5 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ и пункта 1 раздела 5 Региональной программы стоимость за счет средств субсидии неправомерно оплачены 0,2 кв.м. площади, превышающей расселяемую на общую сумму 5,676 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда 5,353 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета 0,323 тыс. рублей.

2. В нарушение требований п. 5.3 Договора от 19.07.2010 № ФСА-02-10 «О реализации Региональной программы» было сообщено несвоевременно (с опозданием на 68 дней) в Департамент строительства о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, связанных со смертью гражданина, проживавшего в расселяемом в рамках Региональной программы жилом помещении по адресу: с. Брейтово, ул. Памяти Ильича, д. 49.

Кроме того, было установлено, что в аварийном доме по адресу: с. Брейтово, ул. Депутатская, д. 11, подлежащему расселению в рамках Региональной программы, имеется невключенная в программу и, соответственно, нерасселенная 1-комнатная квартира площадью 30,5 кв.м.

3. В нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 16 Закона № 185-ФЗ Администрацией Брейтовского СП при наличии на территории Брейтовского СП нерасселенного дома, по адресу с. Брейтово, ул. Депутатская, дом 11, признанного до 01.01.2007 аварийным и подлежащим сносу, бюджетные средства в сумме 579,0 тыс. руб., в том числе за счет средств Фонда 516,526 тыс. руб., за счет средств областного бюджета 31,237 тыс. руб., за счет средств местного бюджета 31,237 тыс. руб. использованы для расселения дома, по адресу с. Брейтово, ул. Память Ильича, д. 26, признанного аварийным и подлежащим сносу в 2009 году, что не соответствует условиям Региональной программы.

 

 - в Администрации Первомайского муниципального района:

1. В рамках региональной программы не были расселены следующие дома: Первомайский район, ст. Скалино, пос. Лесоучастка, д. 57, включенный в Региональную программу, по причине отказа от заключения договора мены собственницы квартиры площадью 35,8 кв.м. и Первомайский район, р.п. Пречистое, ул. Советская, д. 17, включенный в Региональную программу по причине – не оформлена государственная регистрация договора мены жилого помещения площадью 16,8 кв.м., находящегося в данном доме и принадлежащего на праве совместной собственности по средствам субсидии в сумме 1463,804 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда в сумме 1380,401 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета в сумме 83,403 тыс. рублей.

2. В нарушение требований п. 9 ст. 20.5 Закона № 185-ФЗ, п. 1 раздела 5 Региональной программы, Администрацией Первомайского района за счет средств субсидии оплачены в том числе 0,7 кв. м. площади, превышающей расселяемую площадь, в сумме 19,634 тыс. рублей, в том числе за счет средств Фонда в сумме 18,516 тыс. рублей, за счет средств областного бюджета в сумме 1,118 тыс. рублей.

 

По результатам проведенных проверок Палатой были направлены представления для рассмотрения и устранения нарушений в Администрации Брейтовского муниципального района и Брейтовского сельского поселения.

 

Подводя итоги контрольно-ревизионной деятельности Палаты, можно сделать следующий вывод, что в основном нарушения, недостатки и замечания, выявленные в ходе проведения контрольных мероприятий, имеют правовую, организационную и методологическую составляющую, а именно:

- недостаточно полное и всестороннее изучение проверяемыми организациями нормативно-правовых документов, а также вносимых в них изменений и дополнений в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством;

- недостаточная организация в департаментах взаимодействия между своими структурными подразделениями: отраслевыми подразделениями и подразделениями, отвечающими за организацию и ведение бухгалтерского учета и отчетности;

- недостаточный контроль со стороны департаментов при реализации выполнении условий областных целевых программ муниципальными образованиями;

- неполное освоение муниципальными образованиями средств областного бюджета, выделяемых в рамках областных целевых программ, а также неполное фактическое выполнение мероприятий программ.

 

Контрольно-счетной палатой по результатам контрольных мероприятий приняты следующие меры:

- направлено 11 отчетов Губернатору Ярославской области и в Ярославскую областную Думу с информацией о выявленных нарушениях при проведении внешнего государственного финансового контроля с предложениями по их рассмотрению;

- направлено 17 представлений в проверяемые организации и учреждения Ярославской области для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, возмещению причиненного ущерба, привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений, из которых 10 представлений рассмотрены проверяемыми организациями и по ним приняты соответствующие меры.

Согласно полученной информации от органов исполнительной власти и проверенных учреждений все представления рассмотрены, принимаются меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем. Устранение отдельных нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

- направлены в правоохранительные органы материалы по 3-м проверкам, в том числе материалы по 2-м проверкам - в органы прокуратуры.

По материалам, переданным по инициативе Контрольно-счетной палаты, было возбуждено 1 уголовное дело, которое находится в стадии расследования.

Сотрудниками Контрольно-счетной палаты Ярославской области было составлено 6 протоколов об административных правонарушениях по фактам нецелевого использования средств областного бюджета в отношении Департамента по делам молодежи, физической культуры и спорту Ярославской области и его должностных лиц, по которым Департаментом финансов Ярославской области были вынесены постановления о прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.

По результатам проведенных проверок 8 должностных лиц проверяемых организаций были привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

В 2011 году устранено нарушений в финансово-бюджетной сфере на сумму 1 309 183,0 тыс. рублей, в том числе по средствам областного бюджета – на 1 300 641,2 тыс. рублей, по средствам от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности – 119,0 тыс. рублей, по прочим средствам – 8422,8 тыс. рублей.

Сумма возмещенных средств в доход областного бюджета составила 85,6 тыс. рублей. По результатам проверки Палатой организации полноты и своевременности поступления в областной бюджет доходов от продажи активов Ярославской области и от использования имущества, находящегося в собственности Ярославской области, в Департаменте имущественных и земельных отношений значительно увеличились поступления в доход областного бюджета от использования имущества.

Всего в 2011 году на 1 рубль средств областного бюджета, полученных на содержание Контрольно-счетной палаты, устранено нарушений проверяемыми организациями на 74 рубля.

Таким образом, Контрольно-счетная палата в 2011 году достигла определенных результатов по укреплению внешнего государственного финансового контроля на территории Ярославской области. 



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры