Ярославская областная Дума

Также в разделе

Заключение на проект закона "Об областном бюджете на 2009 год"

Заключение контрольно-счетной палаты
на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов»

Заключение контрольно-счетной палаты на проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» подготовлен в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» (далее закон Ярославской области «О бюджетном процессе») и закона Ярославской области от 25.01.2000 № 5-з «О контрольно-счетной палате Ярославской области».

Общие положения

Проект закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2009 год и плановый период 2010-2011 годов» внесен в Ярославскую областную Думу 15.10.2008 года; направлен в контрольно-счетную палату 16.10.2008.

Бюджетный кодекс РФ определяет (часть 1 статьи 185), что проект закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) вносится в сроки, установленные законом субъекта Российской Федерации, но не позднее 15 октября текущего года.

Бюджетный кодекс наделяет субъект Федерации правом самостоятельно определять сроки внесения законопроекта о бюджете субъекта Федерации, однако требует установления данного срока в законе субъекта и ограничивает его конкретной датой – 15 октября текущего года. Сама по себе эта дата не является процессуальной, на которую ориентируются участники бюджетного процесса при направлении законопроекта о бюджете субъекта РФ на рассмотрение в законодательный орган власти субъекта РФ. Данное требование адресовано законодателю и относится к закону субъекта, в котором устанавливается дата внесения законопроекта (не позднее 15 октября текущего года). В соответствии со статьей 6 Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» Губернатор Ярославской области вносит проекты законов Ярославской области об областном бюджете (далее - проект закона об областном бюджете) и бюджете Фонда (далее - проект закона о бюджете Фонда) на рассмотрение Ярославской областной Думы одновременно не позднее 1 октября текущего года.

В соответствии со статьей 7 закона «О бюджетном процессе» одновременно с проектом закона об областном бюджете в Ярославскую областную Думу представляются документы и материалы, предусмотренные БК РФ. В целом представленный перечень соответствует требованиям Бюджетного кодекса. Однако в соответствии с пунктом 4.6 постановления Губернатора Ярославской области от 27 ноября 2000 г. N 790 «О порядке разработки, принятия и реализации областных программ» перечень целевых программ утверждается вместе с областным бюджетом и включается в него в качестве приложения. С законопроектом «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» указанный перечень не представлен. В силу статьи 184.2 БК РФ перечень документов и материалов, представляемых одновременно с проектом закона о бюджете не является исчерпывающим.

В нарушение ст. 184.2 Бюджетного Кодекса РФ одновременно с проектом бюджета не представлена оценка исполнения областного бюджета за текущий финансовый год по форме утвержденного бюджета. Вместо указанного документа представлено ожидаемое исполнение основных характеристик областного и консолидированного бюджета на 2008 год (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита бюджета).

Кроме того, контрольно-счетная палата Ярославской области неоднократно обращала внимание на достаточно узкий перечень документов, предоставляемых в Ярославскую областную Думу для рассмотрения проекта бюджета, и предлагала его расширить. Так, например, при рассмотрении проекта закона о бюджетном процессе состав документов и материалов, вносимых в Ярославскую областную Думу, предлагалось дополнить:

расчетами по видам доходов областного бюджета и источников финансирования дефицита областного бюджета,

реестром расходных обязательств Ярославской области, подлежащих исполнению за счет областного бюджета,

перечнем и расчетами расходов на исполнение публичных нормативных обязательств Ярославской области,

перечнем законодательных актов Ярославской области (статей, отдельных пунктов статей, подпунктов, абзацев), действие которых отменяется или приостанавливается на очередной финансовый год и (или) плановый период в связи с тем, что областным бюджетом не предусмотрены средства на их реализацию,

отчетами о реализации долгосрочных целевых программ,

программой приобретения имущества в государственную собственность Ярославской области.

Анализ текстовых статей

Часть 4 статьи 18 законопроекта предусматривает, что порядок расчета и условия предоставления дотации для обеспечения сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов) Ярославской области устанавливаются постановлением Правительства Ярославской области. Однако в соответствии с пунктом 1 статьи 138 БК РФ порядок и методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), в том числе порядок расчета и установления заменяющих часть указанных дотаций дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты, утверждаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса. Формулировка части 4 статьи 18 законопроекта противоречит БК РФ.

В соответствии с п. 3 статьи 30 законопроекта установлено, что в ходе исполнения областного бюджета департамент финансов Ярославской области вправе вносить изменения в структуру источников покрытия дефицита областного бюджета, в структуру доходов областного бюджета и в ведомственную структуру расходов, в том числе по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов, с последующим отражением данных изменений в настоящем Законе в случае использования остатков средств областного бюджета на 01.01.2008, в том числе остатков средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Контрольно-счетная палата указывает на отсутствие направлений использования остатков бюджетных средств, и обращает внимание на то, что аналогичные положения Федерального закона от 24.07.2007 № 198-фз «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» содержат перечень получателей указанных средств и цели, в соответствии с которыми эти средства расходуются.

Доходы областного бюджета.

Проектом закона доходы областного бюджета (с учетом отражения в бюджете доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) на 2009 год планируются в сумме 39614,5 млн. руб., что на 11788,6 млн. руб., или на 42,4% выше доходов, утвержденных законом «Об областном бюджете на 2008 год» в действующей редакции от 02.10.2008 № 39-з.

Собственные доходы областного бюджета в 2009 году составят 27023,9 млн. руб., что на 6304,6 млн. руб. (или на 30,4%) выше бюджетных назначений 2008 года.

На плановый период 2010 и 2011 годов налоговые и неналоговые доходы прогнозируются в суммах 32619,3 млн. руб. и 36701,7 млн. руб. с темпами роста к предыдущему году 120,7% и 112,5% соответственно.

Поступление налога на прибыль организаций в 2009 году планируется в сумме 9132,0 млн. руб. с ростом на 15,6% к бюджетным назначениям текущего года; в 2010 году 12450,0 млн. руб. (на 36,3% к 2009 году), в 2011 году – 13655,0 млн. руб. (на 9,7%).

Прогноз по налогу на доходы физических лиц в 2009 году составляет 8004,1 млн. руб. с увеличением к плану 2008 года на 65,7%; в 2010 году 9546,5 млн. руб. (рост на 19,3%), в 2011 году – 11207,5 млн. руб. (на 17,4%).

На 2009 год акцизы запланированы в сумме 3722,8 млн. руб. с увеличением на 19,0%; в 2010 году – 4079,0 млн. руб. (рост на 9,6%), в 2011 году – 4595,4 млн. руб. (на 12,7%).

Налог на имущество организаций на 2009 год прогнозируется в сумме 3496,1 млн. руб., что составляет 129,5% от уровня текущего года; в 2010 году – 4080,4 млн. руб. (116,7% к предыдущему году), в 2011 году – 4584,6 млн. руб.(112,4%).

В структуре доходов на 2009 год отражены безвозмездные поступления в сумме 11765,5 млн. руб. В текущем году сумма таких поступлений должна составить 6323,2 млн. руб., что меньше на 5442,4 руб. или на 86,1%.

Вместе с тем, в прогнозируемых доходах областного бюджета не нашли отражения средства федерального бюджета, предоставляемые в виде:

- субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение модернизации объектов коммунальной инфраструктуры на 2009 год в сумме 16,7 млн. руб.;

- субвенций бюджетам субъектов РФ на осуществление полномочий РФ по контролю качества образования, лицензированию и государственной аккредитации образовательных учреждений, надзору и контролю за соблюдением законодательства в области образования на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов по 5532,8 млн. руб. соответственно.

В ходе анализа отдельных планируемых показателей доходов контрольно-счетная палата отмечает следующее.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ принят закон Ярославской области от 07.10.2008 № 41-з, в котором предусмотрены единые нормативы отчислений в местные бюджеты.

В сравнении с текущим годом в 2009 году единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, будет зачисляться в областной бюджет по нормативу 90%. Поступления в областной бюджет единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на 2009 год прогнозируются в сумме 1112,4 млн. руб. с ростом к ожидаемому уровню в консолидированный бюджет субъекта РФ 2008 года на 25,5%.

Вместе с тем, в проекте закона Ярославской области «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» поступления этого налога в бюджет фонда на 2009 год запланированы с ростом на 36,7%.

На основе единообразного подхода к планированию доходных параметров бюджетов считаем возможным увеличение поступления в областной бюджет данного налога в 2009 году в сумме от 100,0 до 170,0 млн. руб.

Поступления транспортного налога на 2009 год запланированы в сумме 451,0 млн. руб. с увеличением на 23,6% к ожидаемому уровню поступлений текущего года. Считаем, что темп роста количества транспортных средств - 103,6% может быть увеличен до 105,5% на основании данных УГИБДД УВД по Ярославской области, а учитывая задолженность по уплате транспортного налога следует увеличить сумму прогноза поступлений на 2009 год как минимум на 20 млн. руб.

Сумма доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей государственных унитарных предприятий субъектов РФ, в законопроекте определена в размере по 2,5 млн. руб. на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов.

Контрольно-счетная палата неоднократно отмечала ежегодное занижение прогнозных значений по этим перечислениям. Так, в 2006 году при плане 2,7 млн. руб. поступило 9,7 млн. руб. При внесении изменений в закон об областном бюджете на 2007 год (ред. от 04.10.2007 № 58-з) увеличен план с 2,5 млн. руб. до 4,2 млн. руб. Поступило 5,1 млн. руб. В 2008 году бюджетные назначения - 6,0 млн. руб. Поступило за 9 мес. 2008 года 9,0 млн. руб. Учитывая ежегодную негативную тенденцию невыполнения планов приватизации областного имущества, можно сказать об отсутствии обоснованного планирования по названному доходному источнику.

Кроме того, представленный прогнозный план приватизации имущества не содержит стоимостной оценки имущества Ярославской области, подлежащего приватизации, в том числе земельных участков. А сумма доходов от приватизации областного имущества в 2009 году, отраженная в программе (150,0 млн. руб.), не соответствует значениям в доходной части бюджета (305,1 млн. руб.).

Расходы областного бюджета

В Бюджетном послании Президента Федеральному собранию об основных направлениях и ориентирах бюджетной политики в 2009-2011 годах указано, что в основу бюджетной политики должно быть положено безусловное исполнение действующих обязательств. Решения об их отмене, прекращении или реструктуризации должны вырабатываться до завершения формирования проекта бюджета.

В период подготовки заключения на закон об областном бюджете письмом Департамента финансов области от 20.10.2008 №02-1-06/2947 контрольно-счетной палатой получен реестр расходных обязательств Ярославской области по состоянию на 30.06.2008. Согласно статьям 65 и 87 Бюджетного кодекса РФ при составлении проекта бюджета используется реестр расходных обязательств, содержащий оценку объема бюджетных ассигнований, необходимых для исполнения включенных в реестр обязательств.

В то же время, расходная часть областного бюджета больше объема средств, предусмотренных на выполнение расходных обязательств согласно указанному реестру, в 2009 году на 4513,6 млн. руб., в 2010 году на 6601,1 млн. руб., в 2011году на 2568,6 млн. руб.

При этом в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы, утвержденных постановлением Губернатора области от 20.06.2008 №458, указывалось, что реестр расходных обязательств не стал реальной основой формирования бюджета, поскольку объем действующих обязательств, включенных в реестр, превышает доходные возможности бюджета. Поэтому главные распорядители бюджетных ассигнований сформировали свои реестры в рамках предельных объемов бюджетных ассигнований, утверждаемых Губернатором Ярославской области.

По мнению контрольно-счетной палаты, необходимо законодательно предусмотреть нормы о приостановлении (или отмене) полностью либо частично нормативных правовых актов, исполнение которых не обеспечено средствами областного бюджета.

В нарушение статьи 1742 Бюджетного кодекса РФ формирование проектировок областного бюджета по расходным обязательствам на трёхлетний период не осуществляется раздельно по бюджетным ассигнованиям на исполнение действующих и принимаемых обязательств.

Федеральным законом от 26.04.2007 №63-ФЗ в Бюджетный кодекс РФ введено понятие «государственное задание», которое представляет собой документ, устанавливающий требования к составу, качеству и объему, условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг. С 1 января 2009 года в соответствии со статьями 691, 692, 1742 планирование бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг физическим и юридическим лицам должно осуществляться с учетом государственного задания на очередной финансовый год и плановый период.

Ввиду отсутствия в настоящее время такого документа во внесенном законопроекте бюджетные ассигнования, запланированные по главным распорядителям бюджетных средств, не увязаны с государственными заданиями.

В проекте закона об областном бюджете предусмотрено выделение бюджетных средств 41-му главному распорядителю бюджетных средств, в том числе и государственным автономным учреждениям («Агентство по сопровождению инвестиционных проектов, «Лесная охрана», «Яроблтранском», «Государственная экспертиза в строительстве» на общую сумму более 42 млн. руб.)

При этом согласно Федеральному Закону от 26 апреля 2007 года №63-ФЗ до дня вступления в силу указанных положений использование их при составлении проектов бюджетов, а также раздельное планирование бюджетных ассигнований на исполнение действующих и принимаемых обязательств может осуществляться в случаях и порядке, устанавливаемых соответствующими финансовыми органами.

Впервые в областном бюджете планируются условно утверждаемые расходы, под которыми, согласно ст.184.1 Бюджетного кодекса РФ, понимаются не распределённые в плановом периоде по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов в ведомственной структуре расходов бюджета бюджетные ассигнования, их объем соответствует ограничениям, установленным статьей 1841 Бюджетного кодекса РФ (не менее 2,5% от общего объема расходов в 2010 году, не менее 5% - в 2011 году). Следует отметить, что согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным приказом Министерства финансов РФ от 24.08.2007 №74н, условно утвержденные расходы федерального бюджета отражаются по целевой статье 9990000. В рассматриваемом законопроекте указанные расходы никак не закодированы. Кроме того, расходы областного бюджета на выполнение территориальной программы обязательного медицинского страхования должны отражаться по целевой статье 505 17 02.

Проведенный контрольно-счетной палатой анализ показал, что при общем росте расходной части областного бюджета в 2009 году по сравнению с действующим бюджетом на 35,7 % наиболее существенный рост расходов произойдет по следующим направлениям:

«Дорожное хозяйство» (112,6 %),

«Культура» (193,2 %),

«Периодическая печать и издательства» (170,0 %),

«Амбулаторная помощь в здравоохранении» (в 12 раз),

«Дотации бюджетам муниципальных образований» (в 12 раз),

«Иные межбюджетные трансферты» (в 16,6 раз).

В очередном финансовом году произойдет рост расходов на обслуживание государственного долга на 20,3 % по сравнению с текущим финансовым годом.

В то же время практически не растут расходы на сельское хозяйство и рыболовство. Так, в 2009 году бюджетные ассигнования на указанные цели будут меньше, чем в 2008 году (расходы уменьшаются как по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство», так и по Департаменту агропромышленного комплекса области).

На том же уровне запланированы расходы за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (0,9 млрд. руб.).

Наиболее крупные распорядители средств областного бюджета – Департамент финансов и Департамент дорожного хозяйства, в 2009 году, им выделяется соответственно 6932,7 млн. руб. и 8826,7 млн. руб. или 38,5 % всех бюджетных средств.

Следует отметить, что к концу планового периода увеличения бюджетных расходов в целом не предусмотрено и к 2011 году расходы областного бюджета планируются в сумме 40849,0 млн. руб. или 97,8 % от уровня 2009 года.

Основой формирования областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов является программно-целевое планирование. В проекте бюджета по 13-ти главным распорядителям предусмотрены к финансированию ведомственные целевые программы на общую сумму 13390,3 млн. руб., что в 2009 году составляет 32,1 % от всех расходов областного бюджета, в 2010 году – 34,6 %, в 2011 – 38,5 % соответственно.

Как указано в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы, утвержденных постановлением Губернатора от 20.06.2008года, необходимо внедрение в практику системы оценки эффективности бюджетных расходов в рамках Докладов о результатах и основных направлениях деятельности органов исполнительной власти (ДРОНД). ДРОНДы должны содержать цели, задачи и показатели субъекта бюджетного планирования, ведомственные целевые программы, план мероприятий по достижению заявленных результатов, распределение расходов по целям, задачам и программам. Однако на сегодняшний день Доклады главных распорядителей бюджетных средств отсутствуют.

Кроме того, в рассматриваемом законопроекте нет четкой увязки увеличения (уменьшения) ресурсного обеспечения ведомственной целевой программы с предполагаемыми результатами использования бюджетных средств.

Следует отметить, что в Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы предусматривалось пересмотреть расходы областного бюджета с учетом среднероссийского уровня затрат на реализацию законов: Закона РФ от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», Федеральных законов от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» и от 19.05.1995 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Указанные денежные выплаты в Ярославской области ниже, по сравнению, например, с выплатами в Вологодской и Костромской областях. Однако, до утверждения закона об областном бюджете изменения в законы Ярославской области, регулирующие размер данных выплат, не были внесены.

Контрольно-счетная палата обращает внимание на указание Бюджетного послания Президента РФ о необходимости минимизировать внесение поправок в утвержденный бюджет для полноценного использования преимуществ трехлетнего бюджета.

Раздел «Межбюджетные трансферты»

Межбюджетные отношения в Ярославской области на 2009-2011 годы формируются в условиях разграничения бюджетных полномочий между органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексов РФ, Федеральными законами от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Законом Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях».

Бюджетные ассигнования по разделу «Межбюджетные трансферты» (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) характеризуются следующими данными:

Наименование показателя

Закон об областном бюджете
на 2008 год
(в ред. от 02.10.2008г.)

Проект бюджета:

2009 год

2010 год

2011 год

Общий объем, млн. руб.

12663,5

18639,9

18072,0

17267,0

Доля в бюджетных ассигнованиях областного бюджета, %

41,1

44,6

42,9

42,2

Прирост (снижение) к предыдущему году, млн.руб.

 

5976,4

-567,9

-805,0

Прирост (снижение) к предыдущему году, %

 

47,2

-3,0

-4,5

Рост к уровню 2007 года, %

 

147,2

142,7

136,4

Как и предыдущие годы, весомую часть в расходах областного бюджета занимают межбюджетные трансферты, и если в 2009 году планируется рост межбюджетных трансфертов на 47,2 % по сравнению с предыдущим годом, то в 2010 и 2011 годам планируется снижение на 3,0 % и 4,5 % соответственно.

Данные о размерах межбюджетных трансфертов (без учета межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов) муниципальным образованиям Ярославской области на 2009-2011 годы в сравнении с текущим годом приведены в следующей таблице:

млн. руб.

Наименование подразделов

Закон об областном бюджете
на 2008 год
(в ред. от 02.10.2008г.)

Проект бюджета:

2009 год

2010 год

2011 год

«Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

323,3

3849,7

4063,8

4514,0

«Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)»

4308,1

5284,3

4253,4

2222,3

«Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

7979,3

8631,1

9225,0

10067,0

«Иные межбюджетные трансферты»

52,8

874,8

529,8

463,7

ИТОГО:

12663,5

18639,9

18072,0

17267,0

Как видно из таблицы, наибольшую долю в межбюджетных трансфертах занимают субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так в 2008 году их доля составляет 63,0 %, в 2009 году – 46,3 %, в 2010 году – 51,0 %, в 2011 году – 58,3 %. В 2009 году в 11,9 раза увеличены дотации бюджетам муниципальных образований по сравнению с 2008 годом. Это связано с отменой с 2009 года дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц, заменяющих дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов), а также сокращением целевых субсидий и увеличением размера дотаций.

Подраздел «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

Укрепление финансовых основ местного самоуправления и снижение уровня их дотационности - одна из задач совершенствования межбюджетных отношений в 2009-2011 годах, утвержденных постановлением Губернатора Ярославской области от 20.06.2008 № 458 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы».

С этой целью в проекте областного бюджета на 2009-2011 годы предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений Ярославской области, порядок и методики распределения которых утверждены Законом Ярославской области от 07.10.2008 № 40-з «О межбюджетных отношениях».

Согласно статье 137 Бюджетного кодекса Российской Федерации дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений образуют региональный фонд финансовой поддержки поселений, который в проекте областного бюджета на 2009 год составляет 226,5 млн. руб., на 2010 год – 288,1 млн. руб., на 2011 год – 283,7 млн. руб.

Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) образует, в соответствии со статьей 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, региональный фонд финансовой поддержки поселений муниципальных районов (городских округов) который планируется в 2009 году в сумме 3623,2 млн. руб., в 2010 году – 3775,7 млн. руб., в 2011 году – 4230,3 млн. руб. В объем средств данной дотации входит дотация для обеспечения сбалансированности бюджетов, которая рассчитывается с учетом планируемого дефицита соответствующего местного бюджета, путем доведения расчетного размера дефицита до предельного значения, установленного статьей 921 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях» предусмотрен порядок расчета и установления заменяющих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) и поселений Ярославской области дополнительных нормативов отчислений от налога на доходы физических лиц в местные бюджеты. В проекте областного бюджета на 2009-2011 годы данный механизм не был использован, что по мнению Контрольно-счетной палаты снижает заинтересованность органов местного самоуправления в увеличении доходной части бюджета по налогу на доходы физических лиц.

Подраздел «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)»

В целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения в 2009-2011 годах, в проекте областного бюджета предусмотрены следующие субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов):

- субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

- субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение областных целевых программ;

- субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета в части софинансирования с федеральным бюджетом.

Совокупность субсидий из областного бюджета бюджетам поселений и муниципальных районов (городских округов) образует фонд софинансирования расходов Ярославской области, который планируется на 2009 год в объеме 5284,3 млн. руб., на 2010 год – 4253,4 млн. руб., на 2011 год – 2222,3 млн. руб.

Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения включают 3 вида субсидий и составляют на 2009 год – 113,2 млн. руб., на 2010 год – 119,6 млн. руб. и на 2011 год – 128,1 млн. руб.

Следует отметить, что субсидия на реализацию территориальной программы государственных гарантий оказания населению Ярославской области бесплатной медицинской помощи на 2009-2011 годы включена в проект областного бюджета в сумме 77,5 млн. руб. без утвержденной Правительством области «Территориальной программы государственных гарантий оказанию населения Ярославской области бесплатной медицинской помощи».

Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение областных целевых программ включают 18 видов субсидий и запланированы в сумме 1004,9 млн. руб. на 2009 год, в сумме 997,6 млн. руб. на 2010 год и в сумме 1100,4 млн. руб. на 2011 год.

По 11 субсидиям, отраженным в проекте бюджета на 2009-2011 годы, отсутствуют утвержденные областные целевые программы, срок действия которых распространяется на соответствующий год:

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья» на 2011 год в сумме 112,6 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» в части оздоровления и отдыха на 2009 год в сумме 24,4 млн. руб., на 2010 год в сумме 27,3 млн. руб. и на 2011 год в сумме 30,5 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» в части организации занятости подростков в летний период и проведения вариативных профильных лагерей на 2009 год в сумме 47,2 млн. руб., на 2010 год в сумме 49,6 млн. руб. и на 2011 год в сумме 52,0 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области» на 2009 год в сумме 50,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 53,8 млн. руб. и на 2011 год в сумме 57,6 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области в части создания бизнес-инкубаторов на 2010 год в сумме 4,0 млн. руб. и на 2011 год в сумме 4,0 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области в части реализации муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2010 год в сумме 1,0 млн. руб. и на 2011 год в сумме 1,0 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области» на 2010 год в сумме 0,5 млн. руб. и на 2011 год в сумме 0,6 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения Ярославской области» на 2010 год в сумме 1,4 млн. руб. и на 2011 год в сумме 1,0 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования» на 2010 год в сумме 32,2 млн. руб. и на 2011 год в сумме 34,6 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области» в части мероприятий по газификации, теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению на 2011 год в сумме 546,8 млн. руб.;

- субсидия на финансирование природоохранных мероприятий в рамках областной целевой программы «Отходы» на 2010 год в сумме 33,0 млн. руб. и на 2011 год в сумме 35,5 млн. руб.

Таким образом, в проект областного бюджета на 2009-2011 годы включены субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) на выполнение областных целевых программ без принятия соответствующих программ на сумму 1200,6 млн. руб., в том числе в 2009 году на сумму 121,6 млн. руб., на 2010 год – 202,8 млн. руб., на 2011 год – 876,2 млн. руб.

Кроме этого, субсидия на реализацию областной целевой программы «Обеспечение территорий муниципальных образований Ярославской области градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки» на 2009 год в сумме 76,2 млн. руб. не распределена между муниципальными образованиями.

Субсидии бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета в части софинансирования с федеральным бюджетом состоят из 12 видов субсидий и запланированы в проекте бюджета на 2009 год в сумме 4166,2 млн. руб., на 2010 год в сумме 3136,2 млн. руб. и на 2011 год в сумме 993,7 млн. руб.

По пяти субсидиям не распределены ассигнования на 2009-2011 годы между муниципальными образованиями:

- субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, поступивших в областной бюджет от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год в сумме 368,3 млн. руб., на 2010 год в сумме 298,3 млн. руб. и на 2011 год в сумме 298,3 млн. руб.;

- субсидия на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств, поступивших в областной бюджет от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на 2009 год в сумме 221,5 млн. руб., на 2010 год в сумме 449,9 млн. руб. и на 2011 год в сумме 300,0 млн. руб.;

- субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств областного бюджета на 2009 год в сумме 236,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 191,1 млн. руб. и на 2011 год в сумме 191,1 млн. руб.;

- субсидия на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств областного бюджета на 2009 год в сумме 125,1 млн. руб., на 2010 год в сумме 135,8 млн. руб. и на 2011 год в сумме 188,3 млн. руб.;

- субсидия на осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности Ярославской области, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений на 2009 год в сумме 17,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 18,0 млн. руб. и на 2011 год в сумме 16,0 млн. руб.

Четыре субсидии выделяются в проекте областного бюджета только на 2009 год:

- субсидия на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов в сумме 243,9 млн. руб.;

- субсидия на ремонт и капитальный ремонт улично-дорожной сети г. Ярославля в сумме 241,4 млн. руб.;

- субсидия на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований в рамках федеральной целевой программы «Развитие физкультуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в сумме 60,0 млн. руб.;

- субсидия на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований за счет средств федерального бюджета в сумме 156,0 млн. руб.

Законопроектом предусмотрены в 2009 году бюджетные ассигнования по 31 субсидии (в 2008 году – по 67 субсидиям), в 2010 году – по 25 субсидиям, в 2011 году – по 21 субсидии. Таким образом, выполняется задача по повышению самостоятельности и ответственности муниципальных образований при реализации собственных полномочий путем частичного сокращения целевых субсидий и увеличения размера дотаций.

Законом Ярославской области «О межбюджетных отношениях» предусмотрен порядок предоставления субсидий из бюджетов поселений и муниципальных районов (городских округов). О применении данного механизма с 2009 года говорится в постановлении Губернатора Ярославской области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы». Однако, в проекте областного бюджета на 2009-2011 годы перечисление субсидий из местных бюджетов не предусмотрено.

Подраздел «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»

В целях финансового обеспечения расходных обязательств поселений и муниципальных районов (городских округов), возникающих при выполнении государственных полномочий, передаваемых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области, в составе областного бюджета предусматриваются субвенции бюджетам поселений и муниципальных районов (городских округов), совокупность которых образует фонд компенсаций Ярославской области.

Законопроектом предусмотрены следующие субвенции:

- субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение государственных полномочий Ярославской области;

- субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение областных целевых программ;

- субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета в части софинансирования с федеральным бюджетом.

Субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение государственных полномочий Ярославской области включают 22 вида субвенций и составляют на 2009 год – 7049,9 млн. руб., на 2010 год – 7664,6 млн. руб. и на 2011 год – 8390,0 млн. руб.

Более 65 % от общего объема бюджетных ассигнований вышеуказанных субвенций приходиться на 3 субвенции:

- субвенция на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, осуществление мер социальной поддержки которым относится к ведению Ярославской области, в натуральной форме на 2009 год в сумме 771,2 млн. руб., на 2010 год в сумме 944,7 млн. руб. и на 2011 год в сумме 1183,7 млн. руб.;

- субвенция на денежные выплаты (социальное обеспечение и социальные выплаты отдельным категориям граждан, социальная поддержка материнства и детства и т.д.) на 2009 год в сумме 886,6 млн. руб., на 2010 год в сумме 953,1 млн. руб. и на 2011 год в сумме 1021,7 млн. руб.;

- субвенция на обеспечение образовательного стандарта и реализацию образовательных программ дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях на 2009 год в сумме 3169,6 млн. руб., на 2010 год в сумме 3369,8 млн. руб. и на 2011 год в сумме 3612,5 млн. руб.

Субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области на выполнение областных целевых программ состоят из 3 видов субвенций и запланированы на 2009 год в сумме 16,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 15,9 млн. руб. и на 2011 год в сумме 17,0 млн. руб.

Следует отметить, что в законопроекте данные субвенции запланированы в бюджете на 2009-2011 годы и распределены между муниципальными образованиями Ярославской области, хотя областные целевые программы «Отдых, оздоровление и занятость детей» и «Семья и дети» не приняты на 2009-2011 годы, а программа «Профилактика правонарушений в Ярославской области» действует только на 2008-2009 годы.

Субвенции бюджетам муниципальных районов (городских округов) Ярославской области за счет средств федерального бюджета и средств областного бюджета в части софинансирования с федеральным бюджетомвключают 13 видов субвенций и составляют на 2009 год - 1565,1 млн. руб., на 2010 год - 1544,5 млн. руб. и на 2011 год - 1660,1 млн. руб.

Более 50 % от общего объема бюджетных ассигнований по данному виду субвенций приходится на субвенцию на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации. Так в проекте закона на 2009 год она составляет 894,6 млн. руб., на 2010 год – 1000,1 млн. руб., на 2011 год – 1104,1 млн. руб.

Всего в законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования по 38 субвенциям (в 2008 году – по 50 субвенциям).

В нарушение статьи 1842 Бюджетного кодекса Российской Федерации, одновременно с проектом закона об областном бюджете на 2009-2011 годы не представлены методики и расчеты распределения субвенций местным бюджетам.

В проекте областного бюджета на 2009-2011 годы предусмотрен переход функции по финансированию субсидий и субвенций муниципальным образованиям от департамента финансов к соответствующим главным распорядителям бюджетных средств, что позволит более эффективно и оперативно использовать бюджетные средства исходя из реальной необходимости в них в определенный период. Кроме того, данная мера призвана существенно повысить самостоятельность и ответственность отраслевых департаментов.

Подраздел «Иные межбюджетные трансферты»

В проекте областного бюджета на 2009-2011 годы предусмотрены иные межбюджетные трансферты:

- межбюджетные трансферты (дотации) на сбалансированность бюджетов поселений Ярославской области на 2009 год в сумме 62,6 млн. руб.;

- межбюджетные трансферты на обеспечение мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках Ярославской области, по оплате жилищно-коммунальных услуг на 2009 год в сумме 50,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 53,8 млн. руб. и на 2011 год в сумме 57,6 млн. руб.;

- межбюджетные трансферты на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 год в сумме 651,3 млн. руб., на 2010 год в сумме 411,9 млн. руб. и на 2011 год в сумме 350,0 млн. руб.;

- межбюджетные трансферты на организацию проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Ярославской области, по решению органов местного самоуправления на 2009 год в сумме 54,0 млн. руб.;

- межбюджетные трансферты на обеспечение равного с Министерством внутренних дел Российской Федерации повышения денежного довольствия сотрудникам и заработной платы работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат на 2009 год в сумме 52,0 млн. руб., на 2010 год в сумме 58,9 млн. руб. и на 2011 год в сумме 50,3 млн. руб.;

- межбюджетные трансферты на обеспечение казначейской системы исполнения областного бюджета в муниципальных районах (городских округах) Ярославской области на 2009 год в сумме 4,9 млн. руб., на 2010 год в сумме 5,3 млн. руб. и на 2011 год в сумме 5,7 млн. руб.

Следует отметить, что межбюджетные трансферты на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг не распределены между муниципальными образованиями области. Законом Ярославской области от 21.12.2004 № 69-з «О региональных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг в Ярославской области» (в ред. от 07.10.2008 г.) утверждены региональные стандарты предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг и экономически обоснованных затрат на предоставление жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья в месяц по муниципальным образованиям Ярославской области, которые действуют с 1 января 2008 года. На 2009 год региональные стандарты не утверждены, тем самым расчета общего объема межбюджетных трансфертов на содержание жилищного фонда по региональным стандартам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг на 2009 год произведен по нормативам 2008 года, то есть без учета индексации цен и тарифов на жилищные и коммунальные услуги.

Кроме этого, межбюджетные трансферты на организацию проезда отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Ярославской области в законопроекте не предусмотрены на 2010-2011 годы.

В постановлении Губернатора области «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009-2011 годы» ставится задача по поддержке проводимых на местном уровне реформ, направленных на повышение эффективности функционирования бюджетного сектора и качества управления общественными финансами путем формирования в составе областного бюджета фонда стимулирования муниципальных образований. Законопроектом не предусмотрено создание данного фонда, тем самым не выполнена задача, озвученная Губернатором области по разработке проекта областного бюджета на 2009-2011 годы.

Областные целевые программы

В рассматриваемом законопроекте в нарушение действующего законодательства - Порядка разработки, принятия и реализации областных целевых программ, утверждённого постановлением Губернатора Ярославской области от 27.11.2000 г № 790 отсутствует оформленный отдельным приложением перечень областных целевых программ.

Областные целевые программы представлены только в Приложении 7 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» в разрезе Главных распорядителей, функциональной классификации, целевых статей и видов расходов. Данное обстоятельство резко снижает информативность бюджетных назначений на исполнение Программ.

Представленным проектом закона о бюджете предлагается утвердить расходы на реализацию семи, не утверждённых в установленном порядке программ: "Отдых, оздоровление и занятость детей", "Обеспечение доступности дошкольного образования в Ярославской области", "Семья и дети", программа развития туризма и отдыха в Ярославской области, "Развитие информатизации Ярославской области", "Совершенствование системы жизнеобеспечения запасного пункта управления Правительства области на 2009-2010 годы", "Повышение эффективности и результативности деятельности органов исполнительной власти Ярославской области".

На момент внесения проекта Закона о областном бюджете указные программы представляли собой только утвержденные концепции программ, т. е. имели предпроектную стадию. Общая сумма предлагаемых таким образом к утверждению средств составила 440,77 млн. руб., что составляет 14,4 % от объёма финансирования всех Программ.

Все перечисленные Программы рассчитаны на трёхлетний период и по действующим нормативным актам подлежат утверждению Ярославской областной Думой, однако, названные концепции программ разрабатывались и утверждались по методикам Порядка разработки, принятия и реализации областных целевых программ,утверждённого постановлением Правительства Ярославской области от 27.08.2008 г. № 449-п, в целом вступающего в действие с 01.01.2009 г. Указанное Постановление было разработано с целью реализации Концепции управления по результатам и бюджетирования, ориентированного на результат, в Ярославской области. Однако, с момента подписания данного постановления действуют только отдельные положения раздела 2 «Порядок инициирования и разработки программ». Таким образом, при разработке проекта Закона «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годы» методов бюджетирования ориентированного на результат в отношении областных целевых программ не применялось.

По целому ряду программ необоснованно предложены к утверждению расходы на 2010 и 2011 г.г., однако действующими паспортами Программ сроки действия этих программ ограничены 2009 годом или 2010 годом.

Так, на утверждённые Законами Ярославской области долгосрочные программы "Государственная поддержка молодых семей Ярославской области в приобретении (строительстве) жилья" и "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" со сроком действия по 2010 год, необоснованно запланированы затраты на 2011 год.

Следующие 13 Программ паспортами определены сроки действия по 2009 год: "Развитие автомобильного пассажирского транспорта общего пользования", "Развитие муниципальной службы в Ярославской области", целевая программа развития субъектов малого и среднего предпринимательства Ярославской области, "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ярославской области", "Развитие и совершенствование бытового обслуживания населения Ярославской области", "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования", "Профилактика правонарушений в Ярославской области", "Энергосбережение в Ярославской области", "Реализация второго этапа создания объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Ярославской области", "Отходы", "Здоровый ребенок", "Улучшение условий и охраны труда". Программу развития сети автомобильных дорог Ярославской области планируется в 2010 году заменить на другую, с тем же названием и сроком действия 2010-2013 гг.

С учётом вышеизложенного, всего к утверждению расходов на Программы предлагается утвердить расходы: в 2009 году по 7 программам в сумме 440,77 млн. руб. или 14 % от всех Программ, в 2010 году 4 799,92 млн. руб. – 77 %, в 2011 году 3663,45 млн. руб. – 82 %.

В результате анализа Приложения 7 «Ведомственная структура расходов областного бюджета на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» установлено следующее:

Предлагается к финансированию в 2009 году – 39 Программ с общей суммой финансирования 3052,34 млн. руб., что составляет 7% от всех расходов, 2010 году– 27 Программ на сумму 6197,04 млн. руб. (15% всех расходов), в 2011 году – 24 программы в сумме 4483,84 млн. руб. (11 %)

Кроме того в Приложения 7 не указана целевая статья по расходам на комплексную целевую программу "Семья и дети" по главному распорядителю 906 Департамент финансов Ярославской области.

Адресная инвестиционная программа

Законопроектом установлены следующие назначения на адресную инвестиционную программу (АИП): в 2009 году 2814,75 млн. руб., в 2010 г. – 3025,76 млн. руб., в 2011 году – 3243,61 млн. руб.

Обращает на себя внимание следующее: объекты адресной инвестиционной программы финансируются в рамках соответствующих областных целевых программ (ОЦП). В 2008 году действующей редакцией Закона об областном бюджете доля Адресной инвестиционной программы составляет около 66 %, от сумм финансирования на целевые программы. Доля финансирования АИП в рассматриваемом законопроекте составляет: в 2009 г – 92% от финансирования ОЦП, в 2010 году – 49%, в 2011 году – 72%.

Доля объектов муниципальной собственности, софинансирование которых осуществляется за счёт расходов областного бюджета, составит: в 2009 году – 27,9 %, 2010 г. – 27,7 %, 2011– 26,6%. Значительную часть в объектах областной собственности составляет исполнение целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области", соответственно по годам: 65,4%, 62,7 %, 63,4%

Основные затраты по объектам областной собственности составят объекты дорожного хозяйства: 66 % от затрат в 2009 году, 62% - 2010 году, 63.4% в 2011 г. Как указывалось в разделе «Областные целевые программы» целевая программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2013 годы в настоящее время не разработана. Планируемые затраты по этой программе составляют 62 % от всех объектов областной собственности в 2010 году и 70 % в 2011 году.

Федеральная адресная инвестиционная программа.

Назначения на федеральную адресную инвестиционную программу в расходах областного бюджета составят 18,3 % от всех расходов бюджета в 2009 году – 7640,23 млн. руб. и 11,7 % или 4928,24 млн. руб. в 2010 году. На 2011 год законопроектом затраты по данному направлению не предусмотрены.

Наибольшие расходы составляют объекты ФЦП «Модернизация транспортной системы России» (2002-2010) годы" – 5777,68 млн. руб. в 2009 году и 4238,24 млн. руб. в 2010 году.

Предполагается финансирование строительства перинатального центра из федерального бюджета в сумме 200 млн. руб. в 2009 году и 400 млн. руб. в 2010 году. На строительство областной психиатрической больнице – 70 млн. руб. и 90 млн. руб. соответственно.

На строительство и модернизация автомобильных дорог общего пользования, в том числе в поселениях в 2009 году планируется 87,7 млн. руб.

На строительство автодорог, тротуаров и подъездных путей, микрорайона массовой малоэтажной застройки МКР №2 городского поселения Ростов Ростовского муниципального района и подъездных путей к нему в 2009 году – 200,88 млн. руб.

На 2009 год предусмотрены федеральные средства на строительство крытого катка с искусственным льдом, г. Переславль-Залесский - 60 млн.руб., и реконструкцию стадиона "Шинник" (I очередь, реконструкция "Южной трибуны"), г. Ярославль 156 млн. руб.

Государственный долг Ярославской области, расходы на обслуживание государственного долга Ярославской области

Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2009 - 2011 годы в части управления государственного долга ставятся следующие задачи:

обеспечить ограничение заимствований,

оптимизация структуры государственного долга,

повышение эффективности государственной долговой политики.

Планируемый объем государственного долга Ярославской области с начала 2009 года (9695,5 млн. руб.) и по конец 2011 года (11930,0 млн. руб.) увеличится на 23% или на 2234,5 млн. руб. Объем долга относительно валового регионального продукта снизится с 3,99 % в 2009 году до 3,0 % к концу 2011 года.

Следует отметить, что планируемый законопроектом объем государственного долга на 01.01.2009 на 10% ниже утвержденного законом о бюджете на 2008 год расчетного объема государственного долга на эту же дату (10705,8 млн. руб.). Показатели объема государственного долга на 2009, представленные в материалах к законопроекту, меньше ранее прогнозируемых показателей в среднесрочном финансовом плане на 2008-2010 годы (10700 млн. руб.).

Планируемый объем заимствований Ярославской области по сравнению с 2008 годом (6450,0 млн. руб.) в 2011 году (7470,0 млн. руб.) вырос на 16% или на 1020,0 млн. руб. В 2009 и 2010 годах предельные объемы заимствований составят 8365,0 (129,7% к плану 2008 года) и 8620,0 млн. руб.(133,6%) соответственно.

Предельный объем внутренних заимствований, осуществляемых в 2009 году и в плановом периоде 2010 и 2011 годов, отраженный в разделе 2 Программы заимствований, ниже привлекаемых в соответствии с этой же Программой внутренних заимствований, отраженных в разделе 3 на 160 млн. руб. в каждом году.

В то же время с ростом объемов привлечения государственных заимствований увеличиваются расходы бюджета на обслуживание государственного долга в 2011 году по сравнению с 2008 годом (780,3 млн. руб.) в 1,7 раза и составят 1337,0 млн. руб. Расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) в соответствии с законопроектом будут иметь тенденцию к росту и по сравнению с 2009 годом: увеличатся в 1,4 раза. Увеличится доля процентных расходов в общем объеме расходов с 2,24 % в 2009 году до 3,27 % в 2011 году, относительно ВВП процентные расходы увеличатся с 0,31% в 2009 году до 0,34 % в 2011 году.

Прогнозные показатели структуры государственного долга на 01.01.2009, отраженные в действующем бюджете и проекте закона о бюджете на 2009 и плановый период 2010-2011 годы, значительно отличаются друг от друга. К 2012 году планируется снижение доли заимствований в виде ценных бумаг (на 7,32 п.п.) и бюджетных кредитов (на 7,2 п.п.), и напротив, увеличение доли заимствований в виде кредитов кредитных организаций (на 12,01 п.п.) и государственных гарантий (на 2,51 п.п.).

Согласно Программе заимствований обязательства

в виде ценных бумаг увеличатся с 6400,1 млн. руб. в 2009 году до 7000,0 млн. руб. в 2012 году или на 9,4%;

в виде кредитов кредитных организаций увеличатся с 2600 млн. руб. в 2009 году до 4630 млн. руб. в 2012 году или на 78,1%;

обязательства по государственным гарантиям составят 300,0 млн. руб.;

бюджетные кредиты будут погашены полностью.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Ожидаемый дефицит за 2008 год, исходя из представленных к проекту документов, составит 1489,2 млн. руб. Законом о бюджете на 2008 год в действующей редакции утвержден дефицит в сумме 2970,3 млн. руб.

На 2009 год планируется дефицит в сумме 2168,5 млн. руб., что составляет 8% от доходов бюджета без учета безвозмездных поступлений и полностью соответствует требованиям статьи 921 БК РФ. На 2010-2011 годы планируются бездефицитные бюджеты.

В состав источников финансирования дефицита на 2009 год включены:

разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение в сумме 449,9 млн. руб.;

разница между полученными и погашенными в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций в сумме 1925,0 млн. руб.;

разница между полученными и погашенными бюджетными кредитами, предоставленными областному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации - отрицательное сальдо -223,4млн. руб.;

изменение остатков средств на счетах по учету средств областного бюджета в течение соответствующего финансового года в сумме 0, что фактически никогда не соответствует действительности;

В составе иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета отражены:

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности области в сумме 17 млн. руб.

Проект прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области, не содержит стоимостных характеристик подлежащих приватизации акций и другого имущества, ежегодно в полном объеме не исполняется и подвергается значительным изменениям и дополнениям;

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из областного бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов (145,0 млн. руб.), и суммой предоставленных юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации (145,0 млн. руб.);

разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из областного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов (100,0 млн. руб.), и суммой предоставленных из областного бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации (100,0 млн. руб.). Объемы получения и погашения указанных бюджетных кредитов на 2009 год планируются на уровне плановых показателей 2008 года. Объемы возврата соответствуют объемам предоставления.

Председатель

Контрольно-счетной палаты Е.Б. Морозова



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры