Ярославская областная Дума

Также в разделе

Заключение на проект закона "Об исполнении областного бюджета за 2006 год"

Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области

на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2006 год»

Общие положения

Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2006 год» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, законом Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области», законом «О Контрольно-счетной палате Ярославской области».

Целью подготовки заключения является определение полноты поступления доходов и иных платежей в областной бюджет, привлечения и погашения источников финансирования дефицита областного бюджета, фактического расходования средств областного бюджета по сравнению с показателями, утвержденными законом об областном бюджете по объему и структуре, а также установление законности, целевого назначения и эффективности финансирования и использования средств областного бюджета в 2006 году.

Отчет об исполнении областного бюджета за 2006 год представлен в Государственную Думу Ярославской области в форме проекта закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2006 год» 27 апреля 2007 года, что соответствует статье 138 Закона Ярославской области от 19 апреля 2006г. № 19-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области». Из Государственной Думы в контрольно-счетную палату отчет об исполнении областного бюджета за 2006 год поступил 2 мая 2007 года.

Контрольно-счетной палатой проведена проверка Департамента финансов Ярославской области как органа исполнительной власти, ответственного за составление, организацию и исполнение областного бюджета, обладающего бюджетными полномочиями в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и законом о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области, а также как главного распорядителя средств областного бюджета, бюджетного учреждения, субъекта ведомственной структуры расходов бюджета на 2006 год.

В соответствии со статьей 137 Закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» отчет об исполнении областного бюджета за 2006 год должен быть составлен и представлен в Государственную Думу Ярославской области в соответствии с основными характеристиками и показателями, используемыми при утверждении областного бюджета.

Отчет об исполнении бюджета не соответствует ранее утвержденным плановым показателям.

В проекте закона об исполнении бюджета изменены плановые ассигнования областного бюджета, в том числе по доходам и расходам.

Согласно статье 44-1 Закона Ярославской области об областном бюджете на 2006 год орган, исполняющий областной бюджет, вправе вносить изменения в структуру расходов по ведомственной, функциональной, целевой и видам расходов по ведомственной, функциональной целевой и видам расходов бюджетной классификации Российской Федерации с последующим отражением данных изменений в настоящем законе, а по итогам финансового года – в законе Ярославской области об исполнении областного бюджета за отчетный 2006 финансовый год.

Однако закон об исполнении бюджета не может изменять плановых показателей бюджета, а корректировка ранее утвержденных плановых показателей областного бюджета возможна при условии своевременного внесения соответствующих изменений в Закон об областном бюджете.

Поскольку закон об областном бюджете направлен на регулирование правоотношений в 2006 году и составляется на один финансовый год, который соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, то в пределах этого года и могут реализовываться предоставленные полномочия, в том числе определенные статьей 44-1 Закона о бюджете. Кроме того, статьей 5 БК РФ установлено, что акты бюджетного законодательства, к которым относится закон об исполнении бюджета, не имеют обратной силы, и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, что неоднократно подтверждено решениями Верховного суда Российской Федерации. Таким образом, изменение плановых показателей бюджета 2006 года в законе об исполнении бюджета противоречит действующему законодательству.

С целью сопоставимости показателей при подготовке заключения учитывались основные характеристики и показатели, используемые при утверждении Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год» в действующей редакции.

Доходы областного бюджета.

Законом Ярославской области от 28.12.2005 № 93-з «Об областном бюджете на 2006 год» доходы бюджета были установлены в сумме 17087,7 млн. руб. В редакции закона Ярославской области от 06.12.2006 № 97-з доходы областного бюджета были увеличены до 18902,6 млн. руб., т.е. на 1814,9 млн. руб., или на 10,6 %.

Однако, в рассматриваемом законопроекте «Об исполнении областного бюджета за 2006 год» бюджетные назначения уменьшены на 123,11 млн. руб. в части безвозмездных поступлений из федерального бюджета без внесения изменений в закон о бюджете.

Уведомления об уменьшении или увеличении бюджетных ассигнований из федерального бюджета на указанную сумму направлялись в период с 05 октября по 20 декабря 2006 года, в том числе:

за период до 06.12.2006 (принятие закона «О внесении изменений в закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год») об уменьшении на сумму 139,75 млн. руб.:

- субвенция на реализацию полномочий субъекта РФ по тушению лесных пожаров - уменьшена на 0,42 млн. руб. (уведомление о бюджетных ассигнованиях от 05.10.2006),

- субсидии на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - уменьшены на 14,67 млн. руб. (уведомление о бюджетных ассигнованиях от 27.10.2006, зарегистрировано Департаментом финансов 21.11.2006),

- субвенции на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор» - увеличены на 0,16 млн. руб. (уведомление о бюджетных ассигнованиях от 16.11.2006, зачислено на счет областного бюджета в УФК 17.11.2006),

- субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан - уменьшены на 136,15 млн. руб. (уведомление о бюджетных ассигнованиях от 15.11.2006, поступило в Департамент финансов 28.11.2006),

- субсидии на государственную поддержку АПК - увеличены на 11,33 млн. руб. (реестры электронных платежных документов за 22.11.2006 и 04.12.2006),

за период после 06.12.2006 – об увеличении на 16,64 млн. руб.:

- субсидии на государственную поддержку малого предпринимательства - увеличены на 1,93 млн. руб. (уведомление о бюджетных ассигнованиях от 11.12.2006, зачислено на счет областного бюджета в УФК 20.12.2006),

-средства Федеральной адресной инвестиционной программы - увеличены на 3,10 млн. руб. (уведомление о бюджетных ассигнованиях от 29.11.2006, зачислено на счет областного бюджета в УФК 7.12.2006),

- средства Федеральной адресной инвестиционной программы увеличены на 1,95 млн. руб. (реестр электронных платежных документов за 13.12.2006),

субсидии на государственную поддержку АПК - увеличены на 9,64 млн. руб. (реестр электронных платежных документов за 14.12.2006),

- субвенции из бюджета Пенсионного фонда РФ - увеличены на 0,02 млн. руб. (реестры электронных платежных документов за 19.12.2006 и 20.12.2006).

Вышеизложенное свидетельствует о возможности внесения необходимых изменений в закон об областном бюджете до истечения финансового года.

В наибольшей сумме - 136,15 млн. руб. (или на 25,5%) - уменьшена субвенция на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, что обусловлено завышенными прогнозными сведениями о количестве лиц, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате ЖКУ, предусмотренные федеральными законами, представленными в Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию.

Таким образом, за 2006 год доходная часть областного бюджета (в редакции закона от 06.12.2006 № 97-з) исполнена на 96%, в доходы бюджета поступило 18158,5 млн. руб.

Собственные доходы бюджета также исполнены на 96% в сумме 15643,8 млн. руб.

В соответствии с последней редакцией закона о бюджете безвозмездные перечисления в 2006 году были запланированы в сумме 2579,5 млн. руб., фактическое исполнение составило 2514,7 млн. руб., или 97%.

В 2006 году не в полном объеме исполнены законодательно установленные бюджетные задания по отдельным налоговым и неналоговым доходам. Недопоступления по сравнению с законодательно утвержденными показателями составило 1335,25 млн. руб., в основном за счет невыполнения бюджетных назначений по налогу на прибыль организаций – 1278,0 млн. руб.

В 2005 году из-за предоставленных в соответствии законодательством Ярославской области налоговых льгот в областной бюджет не поступило доходов в сумме 469,3 млн. руб. (без учета льгот по транспортному налогу для пенсионеров в соответствии с п.1 ст. 7 Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з).

В 2006 году в связи с прекращением действия ряда льгот по налогу на имущество по федеральному законодательству и предоставлением региональных льгот выпадающие доходы областного бюджета составили 1062,8 млн. руб., что в 2,3 раза выше уровня 2005 года.

Недоимка в консолидированный бюджет области на 01.07.2007 составила 1,4 млрд. руб.

Недоимка по налогам и сборам в течение 2006 года в консолидированный бюджет Ярославской области увеличилась на 19,8 млн. руб. При этом, недоимка по налогу на прибыль возросла на 95,0 млн. руб.

По информации Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области сумма сложившейся недоимки за 2006 год по доходам, администратором поступлений которых является указанный департамент, увеличилась до 6,2 млн. руб., или в 2,2 раза, в том числе по доходам от сдачи в аренду имущества – до 3,2 млн. руб., или в 2,5 раза.

Сумма предоставленных льгот по арендной плате за пользование нежилыми помещениями, находящимися в государственной собственности Ярославской области, в 2006 году составила 1,1 млн. руб.

Таким образом, за рассматриваемый период областной бюджет имел резервы для увеличения поступлений.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, исполнены на 117%, или в сумме 328,5 млн. руб., среди которых план по доходам от сдачи в аренду имущества перевыполнен на 68,0 процентн. пункта, а доходы от перечисления части прибыли ГУП превысили бюджетные назначения в 3,6 раза.

Обращает на себя внимание сложившаяся практика изменения ставок арендной платы не с начала финансового года при планировании бюджета, а с 1 мая. Так, в целях увеличения поступлений в областной бюджет доходов от арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в областной собственности, было принято постановление Администрации Ярославской области от 18.04.2006 № 110, однако, прогнозные назначения по этому доходному источнику не были скорректированы, что повлияло на значительное перевыполнение плана. Аналогичное постановление об увеличении ставок арендной платы с 01 мая 2007 года принято в текущем году.

При рассмотрении законопроектов об областном бюджете на 2005, 2006 годы контрольно-счетная палата отмечала о необходимости увеличения прогнозных поступлений по доходам от перечисления части прибыли ГУП. Перевыполнение бюджетных назначений в 2006 году по указанным доходам в 3,6 раза свидетельствует о занижении планового показателя.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона Ярославской области от 02.06.2003 № 26-з «О приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области» в составе отчета об исполнении областного бюджета за отчетный финансовый год представлен отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Ярославской области за прошедший финансовый год (приложение № 15 к законопроекту). Однако, в нарушение п.2 вышеуказанной статьи закона в Государственную Думу Ярославской области не представлена информация о цене сделки приватизации каждой единицы государственного имущества, превышающей один миллион рублей.

Данные отчета о выполнении прогнозного плана приватизации свидетельствуют о его невыполнении за 2006 год:

- ГУП ЯО санаторий «Малые Соли» был преобразован в ОАО в марте 2007 года,

- аукционы по продаже акций пяти ОАО, планировавшиеся в конце декабря 2006 года, не состоялись ввиду отсутствия заявок,

- средства от продажи акций ОАО «Угличская типография» поступили в областной бюджет в январе 2007 года.

Невыполнение программ приватизации отмечалось за 2004- 2005 годы.

О необходимости решения проблемы невыполнения прогнозных планов приватизации было обращено внимание в бюджетном послании Президента РФ Федеральному собранию «О бюджетной политике в 2006 году».

Расходы областного бюджета.

Плановые показатели проекта закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2006 год» не соответствуют плановым показателям, утвержденным Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год»» от 28.12.2005 №93-з в действующей редакции.

В ходе исполнения областного бюджета 2006 года были приняты 10 законов “О внесении изменений и дополнений в Закон “Об областном бюджете на 2006 год”.

В результате, при общем увеличении расходов на 13 %, бюджетные назначения по таким расходам, как «Резервные фонды» возросли в 2,6 раза, «Спорт и физическая культура» - в 2,2 раза. В окончательной редакции бюджета снизилась доля следующих отраслей социальной направленности:

- «Образование» - с 7,1 % до 6,4 %;

- «Здравоохранение и спорт» - с 16,4 % до 16,1 %;

- «Культура, кинематография, средства массовой информации» - с 1,9 % до 1,8 %.

Расходы на финансирование органов государственной власти по сравнению с 2005 годом возросли на 39% при росте всех расходов областного бюджета на 23%. При этом, удельный вес расходов на руководство и управление в сфере установленных функций органов власти увеличился с 3,6% в 2005 году до 4% в 2006.

Фактическое исполнение расходов составило 21358,9 млн. руб. или 93 % к плановому показателю, утвержденному законом о бюджете. Анализ исполнения расходов в разрезе функциональной классификации показывает, что в 2006 году, также как и в 2005 году ни один раздел не был профинансирован в полном объеме.

Самый низкий процент исполнения бюджетных назначений сложился по следующим направлениям:

государственная поддержка периодической печати и издательств – профинансировано 66 % годовых назначений;

прикладные научные исследования в области жилищно-коммунального хозяйства (разработка региональной целевой программы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Ярославской области») – профинансировано 33 % годовых назначений.

В Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2006 год Губернатором области в качестве одной из основных задач бюджетной политики было определено повышение результативности бюджетных расходов и оптимизация управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы, смещение акцентов бюджетного процесса «от управления бюджетными ресурсами (затратами)» на управление результатами», применение метода «бюджетирования, ориентированного на результат» (БОР).

Исполнение областного бюджета Ярославской области в 2006 году, как и в предыдущие годы, осуществлялось в условиях отсутствия определенных качественных показателей результативности (эффективности) большинства направлений расходов областного бюджета, что затрудняет оценку эффективности бюджетных расходов как на финансирование отдельных региональных целевых программ, так и комплексную оценку работы главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств по исполнению областного бюджета за 2006 год.

Другой задачей бюджетной политики в 2006 году было - формирование областного бюджета на основе разделения средств, направляемых на исполнение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения.

В то же время в течение 2006 года на основании постановлений Администрации выделялись средства муниципальным районам на исполнение расходных полномочий, отнесенные Федеральным законом от 28 августа 1995 года №154-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления, а именно:

-выделено 8,0 млн. руб. на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы и начислений на оплату труда Рыбинскому и Некрасовскому муниципальным районам;

-выделено 3,0 млн. руб. на ремонтно-строительные работы в административном здании Рыбинскому муниципальному району;

-выделено 1,0 млн. руб. на приобретение и капитальный ремонт здания для детской библиотеки Брейтовскому муниципальному району.

Справка о расходовании средств резервного фонда Губернатора области, представленная в составе законопроекта об исполнении областного бюджета за 2006 год, не соответствует аналогичной информации, представленной в контрольно-счетную палату в составе ежеквартальной отчетности. Расходятся данные о количестве получателей (44 и 40), а также о суммах, выделенных по 6 мероприятиям. Согласно справке о расходовании средств резервного фонда Губернатора области для финансирования непредвиденных расходов областного бюджета за 2006 год расходы резервного фонда составили 31,8 млн. руб., что в 2,5 раза больше, чем в 2005 году, более 30 % резервного фонда (9,9 млн. руб.) направлено на финансовую помощь религиозным организациям.

В нарушение положений Бюджетного кодекса РФ (статьи 32, 41, 42, 161) средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не были учтены в Законе ЯО «Об областном бюджете на 2006 год».

В то же время, согласно «Отчету об исполнении консолидированного бюджета субъекта РФ (по внебюджетной деятельности)» на 1 января 2007 года областным бюджетом за 2006 год получен доход от предпринимательской деятельности на сумму 947,0 млн. руб., произведены расходы на 926,8 млн. руб. Однако, согласно информации Департамента финансов о наличии счетов, обслуживающих областной бюджет в 2006 году, Департаментом финансов не был открыт счет в ГРКЦ ГУ Банка России на балансовом счете №40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации». Операции со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности главными распорядителями, распорядителями и получателями средств областного бюджета отражались на лицевых счетах, открытых в кредитных организациях, а не на лицевых счетах, открытых им в Департаменте финансов, что является нарушением бюджетного законодательства.

Законом Ярославской области от 28.12.2005 года № 93-з «Об областном бюджете на 2006 год» (с учетом изменений и дополнений) предусмотрено финансирование отдельных мероприятий в области автомобильного, железнодорожного, речного транспорта, а также мер социальной поддержки граждан через департамент промышленности и транспорта Администрации Ярославской области в сумме 488082 тыс. руб. Фактическое финансирование на эти цели произведено на 98,5% от предусмотренного законом.

В рамках социальной поддержки по региональным полномочиям в 2006 году департаментом произведен расход средств областного бюджета в размере 3033,069 тыс. руб. на приобретение именных проездных билетов. Расход произведен на бесконкурсной основе.

Проверкой выявлено, что распределение финансирования департаментом промышленности и транспорта средств областного бюджета при осуществлении мер социальной поддержки транспортных предприятий производится крайне неравномерно.

Средства областного бюджета в сумме 695 тыс. руб., выделенные на компенсацию выпадающего дохода от реализации мер социальной поддержки по региональным полномочиям, направлены на другие цели: компенсацию выпадающего дохода по федеральным полномочиям, осуществляемым из федерального бюджета; убытков предприятий от государственного регулирования тарифов, осуществляемым из областного бюджета, собственные нужды. Таким образом, нецелевое использование средств областного бюджета составляют 695 тыс. руб.

Распределение финансирования убытков в связи государственным регулированием тарифов в разрезе автотранспортных предприятий осуществлялось также неравномерно.

В нарушение п. 7 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на государственную поддержку транспорта в 2006 году, утвержденного постановлением Администрации ЯО от 03.04.2006 № 50-а, допущено перефинансирование ООО Любимское АТП в сумме 207,94 тыс. руб. и ОАО «Ярославский речной порт» в сумме 87,785 тыс. руб. Департаментом промышленности и транспорта не востребовано и не возвращено в областной бюджет 295,725 тыс. руб.

В ряде случаев со стороны департамента отсутствовал контроль за обоснованностью определения объема средств, необходимого для финансирования из областного бюджета.

Фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) исполнен на 96 % от предусмотренных по этой статье годовых бюджетных ассигнований. Не профинансированы в плановой сумме дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности Рыбинскому (85 %), Некоузскому (93 %), Мышкинскому (98 %) и Ярославскому (99 %) муниципальным районам.

Расходы, производимые из Фонда компенсаций, исполнены на 94 %, из 37 субвенций плановые назначения по 31-ой не полностью исполнены.

В течение 2006 года не финансировалась субвенция по ежегодному изменению и дополнению списков кандидатов в присяжные заседатели федеральных судов общей юрисдикции;

Субвенция на компенсацию расходов по оплате проезда на транспорте лиц, находящихся под диспансерным наблюдением в связи с туберкулезом, исполнена на 14 %; субвенция на подготовку и проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи - на 51%; субвенция на денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам «Скорой медицинской помощи» - на 62 %.

Фонд софинансирования социальных расходов в целом исполнен на 89,3 %, при этом ниже среднего уровня профинансированы городские округа г. Ярославль (78,7 %) и г. Рыбинск (84,6 %), муниципальные районы Тутаевский (88,3 %) и Пошехонский (88,3 %).

При проверке отчёта о предоставленных ссудах и кредитах из областного бюджета Ярославской области бюджетам других уровней за 2006 год установлено, что списание бюджетного кредита Любимскому муниципальному образованию в сумме 2 650 тыс. руб. осуществлялось согласно статье 16-1 Закона о бюджете, противоречащей требованиям п. 2 статьи 141 БК РФ, согласно которой в случае, если предоставленные местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетные кредиты не погашены в установленные сроки, остаток непогашенного кредита погашается за счет дотаций местному бюджету из бюджета субъекта Российской Федерации в соответствующем финансовом году. Однако, корректировки дотаций Любимскому МО сделано не было. Проценты за пользованием бюджетным кредитом в сумме 19,98 тыс. руб., и пени в сумме 234,5 тыс. руб. при этом были уплачены муниципальным образованием.

Бюджетные кредиты из областного бюджета местным бюджетам выдавались на основании «Порядка предоставления, использования и возврата бюджетного кредита из областного бюджета местным бюджетам», утверждённого Постановлением Администрации от 28.03.2006 N 78. Обращает на себя внимание то, что документ, регламентирующий выдачу бюджетных кредитов в 2006 году был утверждён только в конце I квартала прошлого года.

Из числа выданных 5 бюджетных кредитов местным бюджетам кредитов своевременно, т.е. в пределах указанного в договоре срока, возвращены 3. Два кредита, выданные 29.03.2006 г. дважды пролонгировались.

Положением о департаменте финансов Ярославской области установлены полномочия по предоставлению бюджетных ссуд на покрытие временных кассовых разрывов на срок не более шести месяцев в пределах текущего финансового года, что не соответствует БК РФ. Пролонгация кредитов не предусмотрена БК РФ и Положением о департаменте, т. е. выходит за рамки полномочий департамента.

За пользование бюджетными кредитами муниципальными образованиями было выплачено процентов в сумме 128,9 тыс. рублей.

При проведении проверки отчёта о предоставленных бюджетных кредитах юридическим лицам за 2006 год установлено, что отчёт не соответствуют данным реестра предоставленных кредитов.

Наибольшую долю расхождения по кредитам юридическим лицам составляет увеличение задолженности по кредиту ГУП ТСО "Ярославльстрой" на 704 092,3 тыс. руб., а также по ссудной задолженности кредитов, выданных на закупочные интервенции зерна. Последних было выдано в сумме 148 280 тыс. руб. и погашено сумме 161545,16 тыс. руб. Общая сумма задолженности по кредитам юридическим лицам составила 820 486,25 тыс. руб.

Проверкой отчета департамента финансов о представлении кредитов из областного бюджета юридическим лицам за 2006 год, представленного в составе отчетности об исполнении бюджета, установлено, что сумма фактически погашенной задолженности ГУП ТСО "Ярославльстрой" занижена на сумму курсовой разницы 258,6 тыс. руб.

Проверкой выдачи бюджетных кредитов на проведение закупочных интервенций зерна установлено, что в 2006 году было выдано бюджетных кредитов на проведение закупок зерна в сумме 148280 тыс. руб. Погашено данных кредитов на сумму 161545,16, в том числе кредитов, выданных в предыдущие периоды в сумме 94927,2 тыс. руб., остаток на 31.12.2006 г. составил 67728,1 тыс. рублей. Данные кредиты предоставлялись предприятиям, зарегистрированным и осуществляющим свою деятельность по обеспечению мукой и комбикормами на территории Ярославской области, с взиманием платы за пользование бюджетными средствами в размере 1/3 ставки рефинансирования Банка России. Предоставление данного вида кредитов производилось в соответствии с «Порядком предоставления использования и возврата бюджетных кредитов на проведение закупочных интервенций продовольственного зерна», утвержденным постановлением Администрации области от 06.06.2005 № 91-а. Кредитование осуществлялось непосредственно департаментом финансов Ярославской области.

В нарушение требований статьи 76 БК РФ кредиты на проведение закупочных интервенций зерна на сумму 6780 тыс. руб. были предоставлены Даниловскому филиалу ООО ПКП "Ярмельсервис", который согласно положению о филиале, юридическим лицом не является. В обеспечение этого кредита предоставлялся залог зерна на складе филиала, однако документы, подтверждающие право владения филиала зерном, отсутствуют.

В нарушение п.19 Порядка в документах отсутствуют отчёты о целевом использовании кредитов. Департаментом истребовались только ежеквартальные отчёты предприятий о движении продовольственного зерна и продукции.

ОАО «Рыбинский комбикормовый завод» при заключении кредитных договоров в качестве залога предоставляло «зерно в ассортименте». В наименовании зерна указывалось «(пшеница, ячмень, кукуруза)» без указания веса и стоимости каждого вида зерна в отдельности, часто не указывались единицы измерения. Сумма залога указывалась общая усредненная. В связи с этим оценить обеспеченность залогом по этим кредитам не представляется возможным. Всего подобных договоров с залогом «зерна в ассортименте» с этим предприятием было заключено 10 и предоставлено кредитов на общую сумму 7200 тыс. руб.

По кредитам на закупочные интервенции зерна в 2006 году было уплачено 3750,3 тыс. руб. процентов, взыскано пеней в сумме 401,3 тыс. рублей.

В ходе внешней проверки отчета об исполнении областного бюджета за 2006 год проведена проверка отдельных вопросов организации исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета.

Проверкой установлено:

В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Бюджетного кодекса РФ исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Организация исполнения и непосредственное исполнение областного бюджета осуществляется финансовым органом Ярославской области, т.е. Департаментом финансов Ярославской области в соответствии с п.2 статьи 103 Закона Ярославской области от 28.03.2006 №69-з «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области». Кроме того, в соответствии со статьей 71 данного закона департамент финансов Ярославской области организует методическое руководство в области исполнения областного бюджета.

Исполнение областного бюджета осуществляется финансовым органом Ярославской области в соответствии со сводной бюджетной росписью.

Следует отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом и во исполнение законов о бюджете в целях организации эффективного взаимодействия главных распорядителей и получателей бюджетных средств Минфин РФ и финансовые органы других субъектов РФ ежегодно разрабатывают и утверждают нормативные акты о порядке исполнения сводной бюджетной росписи и внесения изменений в неё. Так, приказом Министерства финансов РФ от 20.12.2005 №151н утвержден порядок исполнения сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2006 год и внесения изменений в неё. Однако, разработка и утверждение порядка исполнения сводной бюджетной росписи областного бюджета не предусмотрена нормативным правовым актом, регулирующим бюджетные правоотношения в области.

В соответствии с Бюджетным кодексом (статья 217 пункт 4) и Законом ЯО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» (статья 110 пункт 5) бюджетная роспись областного бюджета в установленные сроки направляется Департаментом финансов в контрольно-счётную палату Ярославской области.

В результате анализа представленной бюджетной росписи контрольно-счетная палата отмечает, что в ней отсутствует распределение бюджетных средств по подведомственным получателям, конкретным субсидиям и субвенциям по каждому муниципальному округу. Таким образом, бюджетная роспись представляет собой свод росписей главных распорядителей бюджетных средств.

В соответствии с Бюджетным кодексом (статья 233) и Законом ЯО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» (статья 123) главный распорядитель, распорядитель средств областного бюджета в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями в объеме не более 5 % бюджетных ассигнований, доведенных до получателя средств областного бюджета.

Контроль за соблюдением данного ограничения в соответствии с Положением о Департаменте на Департамент финансов не возложен. Следует отметить, что в положениях об отраслевых департаментах эта ответственность также не закреплена. Поскольку бюджетная роспись составлена по главным распорядителям и распорядителям бюджетных средств, проверить соблюдение указанного условия не представляется возможным.

Кроме того, Департамент финансов перемещает бюджетные ассигнования между разделами, подразделами, целевыми статьями и видами расходов функциональной классификации. Выборочной проверкой превышения установленного предела в 10 % от объёма бюджетных ассигнований, выделенных главному распорядителю средств областного бюджета, не установлено.

В соответствии со статьей 220 Бюджетного кодекса РФ и статьей 111 Закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» орган, исполняющий бюджет, доводит показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнований до всех нижестоящих распорядителей и получателей средств областного бюджета. Согласно статье 6 БК РФ, бюджетные ассигнования это бюджетные средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств.

Передвижка ассигнований с одного квартала на другой и по статьям экономической классификации по получателям бюджетных средств производится на основании писем распорядителей бюджетных средств. Однако, в случае изменения бюджетных ассигнований возможно изменение лимитов бюджетных обязательств (статья 224 БК РФ), а лимиты бюджетных обязательств, в свою очередь, доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия (статья 223 БК РФ). Следовательно, изменение бюджетных ассигнований на текущий квартал за 1-2 дня до его окончания является нарушением норм бюджетного законодательства. Имеются случаи изменения бюджетных ассигнований по конкретным получателям на 1 квартал 2006 года 29 и 30 марта 2006 года и на 4 квартал 28 декабря 2006 года. В частности:

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 30.03.2006 №13-1 Департаменту дорожного хозяйства ЯО увеличены ассигнования на 1 квартал в сумме 9 млн. руб.;

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 29.03.2006 №15н/160 ГУЗ «Детский соматический санаторий «Итларь» увеличены ассигнования на 1 квартал в сумме 0,8 млн. руб.;

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 30.03.2006 №15-1/ф Департаменту по физической культуре и спорту Администрации ЯО увеличены ассигнования на 1 квартал в сумме 5 млн. руб.;

- уведомлением о бюджетных ассигнованиях от 28.12.2006 №16-06 Борисоглебскому муниципальному району увеличены ассигнования на 4 квартал в сумме 0,06 млн. руб.

В соответствии с Законом ЯО «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе» (статья 88) перечень и объёмы финансирования областных целевых программ утверждаются Государственной Думой области в составе областного бюджета на очередной финансовый год. В нарушение указанного положения на основании постановления Губернатора от 19.12.2006 № 1038 уведомлением от 25.12.2006 №13-1 бюджетные ассигнования Департамента дорожного хозяйства области уменьшены на 11 млн. руб. по программе «Развитие телекоммуникационных сетей в сельской местности: телефонизация, передача данных, оповещение» и увеличены по целевой программе совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования Ярославской области в части строительства объектов центра лыжного спорта «Дёмино» без внесения изменения в Закон об областном бюджете.

Установлены случаи уменьшения бюджетных ассигнований по субвенциям из фонда компенсаций на основании приказа Департамента финансов от 29.12.2006 № 50 на общую сумму 1,3 млн. руб. Так, уменьшены законодательно утвержденные субвенции местным бюджетам:

- на обеспечение предоставляемого на бесплатной основе питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ярославскому и Борисоглебскому муниципальным районам на сумму 0,5 млн. руб.;

- на обеспечение мер социальной поддержки работников бюджетных учреждений в сельской местности, рабочих поселках и малых городах области по оплате жилищно-коммунальных услуг Борисоглебскому и Первомайскому муниципальным районам на сумму 0,8 млн. руб.

Данные уменьшения произведены в связи с нецелевым использованием муниципальными районами средств, выделенных из областного бюджета на долевое участие в возмещении разницы в цене угольной продукции для населения. Нецелевое использование средств выявлено Департаментом финансов на основании отчетов, представляемых финансовыми органами муниципальных образований.

Изъятие бюджетных средств является одной из мер принуждения в соответствии со статьей 289 БК РФ в случае нецелевого использования бюджетных средств. Взыскание производится в бесспорном порядке органами, исполняющими бюджеты субъектов РФ, в соответствии со статьей 284.1 БК РФ.

Статьей 21 Закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год» Администрации области предоставлено право уменьшить суммы финансовой помощи муниципальным образованиям Ярославской области в случае нецелевого использования органами местного самоуправления средств областного бюджета.

При этом, в соответствии со ст. 46 Закона Ярославской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Ярославской области» межбюджетные трансферты (за исключением субвенций из фонда компенсаций Ярославской области) предоставляются из областного бюджета при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства.

Таким образом, уменьшение средств в объеме нецелевого использования может быть направлено на уменьшение финансовой помощи, однако уменьшение средств, направляемых муниципальным образованиям в виде субвенций из фонда компенсации, законодательством не допускается.

Порядок применения мер к нарушителям бюджетного законодательства в настоящее время на областном уровне отсутствует.

В результате выборочного анализа заявок бюджетополучателей на выделение бюджетных средств на 2006 год и их удовлетворения установлено отсутствие экономически обоснованных нормативов при планировании расходов по статьям экономической классификации расходов. При расчете прогнозируемых сумм расходов рамки четкого регулирования имеют лишь расходы на оплату труда и начисления на оплату труда.

Пунктом 21 постановления Губернатора Ярославской области № 367 от 11.05.2006 года «Об оплате труда» определён порядок формирования фонда оплаты труда гражданских служащих. Установлено, что в нарушение данного порядка департаменту промышленности и транспорта Администрации Ярославской области дополнительно в течение года выделялись бюджетные ассигнования для выплаты компенсации за неиспользованный отпуск в соответствии с письмами № 197 от 18.04.2006 года и № 896 от 15.12.2006 года.

Анализ бюджетных заявок и уточненных смет на содержание центрального аппарата в разрезе 28 департаментов и организаций показал, что финансирование распределяется между бюджетополучателями неравномерно: процент роста бюджетных ассигнований по сравнению с потребностью по различным бюджетополучателям колеблется от 31% до 219%.

При принятии «Бюджетных заявок» бюджетополучателей департаментом финансов не принимается во внимание имеющаяся кредиторская задолженность, которая покрывается за счет средств, выделяемых из областного бюджета на расходы текущего года, и тем самым лимитами бюджетных обязательств не обеспечиваются объемы расходов в сумме кредиторской задолженности. Наличие кредиторской задолженности на начало года, не учтенной при принятии бюджета, обуславливает образование кредиторской задолженности и на конец года даже при условии точного нормативного планирования расходов. Как предлагалось контрольно-счетной палатой ранее, задолженность прошлых лет следует тщательно проинвентаризировать и предусмотреть отдельную программу по ее погашению в течение года.

Анализ данных баланса исполнения областного бюджета показал, что по состоянию на 01.01.2007 года дебиторская задолженность по расчетам по выданным авансам и расчетам с подотчетными лицами составила 205037,44 тыс. руб.

В структуре дебиторской задолженности наибольший объем приходится на:

- услуги по содержанию имущества» - 24190,7 тыс. руб.;

- прочие услуги» - 20218,2 тыс. руб.;

- приобретение основных средств» - 111206,7 тыс. руб.

Наряду с наличием значительной суммы дебиторской задолженности имеет место значительная кредиторская задолженность (расчеты с поставщиками и подрядчиками, расчеты по НДФЛ, расчеты по ЕСН и страховым взносам на ОПС в РФ, расчеты по прочим платежам в бюджет, расчеты по ОСС от несчастных случаев на производстве, расчеты с депонентами, расчеты по удержаниям из оплаты труда) по балансу на 1.01.2007 составила 338347,8 тыс. руб.

По данным баланса исполнения областного бюджета по ряду бюджетополучателей имеет место переплата по НДФЛ и по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в РФ, по обязательному страхованию от несчастных случаев в сумме 344,3 тыс. руб. При этом задолженность по заработной плате отсутствует. Анализ отчетов отдельных бюджетополучателей показал, что наибольшие суммы указанной выше задолженности имеются у департамента промышленности и транспорта Администрации ЯО – 578,9 тыс. руб. (ЕСН); департамента дорожного хозяйства – 226,2 тыс. руб. (НДФЛ); департамента здравоохранения и фармации – 165,1 тыс. руб. (НДФЛ); УВД ЯО – 117,4 тыс. руб. (ЕСН).

В то же время кредиторская задолженность по расчетам по НДФЛ, по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве по состоянию на 01.01.2007 года составляет 35131,3 тыс. руб. (по балансу).

Анализ исполнения Адресной инвестиционной программы.

Адресная инвестиционная программа Ярославской области, принятая Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год» в сумме 1509,4 млн. руб., выполнена в целом на 82% (профинансировано 1243,7 млн. руб.)

Финансирование строительства объектов по Губернаторской программе совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования Ярославской области, утвержденной постановлением Губернатора от 04.10.2005 № 624, произведено в сумме 78,6 млн. руб. или на 104 % от объемов, утвержденных законом об областном бюджете, что 7,8 млн. руб. меньше предусмотренного Губернаторской программой.

В адресной инвестиционной программе в 2006 году полностью профинансированы работы:

  • по строительству очистных сооружений ГУЗ ЯО психиатрической больницы, г. Рыбинск;
  • по реконструкции кардиологического корпуса под хирургический корпус, г. Рыбинск;
  • по реконструкции здания общежития техникума бытового сервиса, г. Ярославль;
  • по реконструкции и строительству здания училища культуры, г. Ярославль;
  • по строительству поликлинники, п. Борисоглебский;
  • по реконструкции больницы, п. Красный Профинтерн;
  • по реконструкции здания под кукольный театр, г. Рыбинск и т.п.

Фактически на 100 % освоены средства областного бюджета на строительство распределительных газовых сетей в сельской местности.

На 85 процентов профинансирована инвестиционная составляющая областной целевой программы «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области».

Строительство областного перинатального центра в рамках областной целевой программы «Здоровый ребенок» в 2006 году профинансировано из областного бюджета на 50 процентов. Финансирование в сумме 120 млн. руб. не производилось в связи с отсутствием заключения Главгосэкспертизы России. В истекшем году завершены проектные работы и выполнены подготовительные работы под строительство центра на сумму 38,3 млн. руб.

При наличии установленного программой финансирования в сумме 3,7 млн. руб. не проведены работы по восстановлению и реконструкции административного здания, Советская пл., д. 5 г. Ярославль (консервация). В нарушение Порядка финансирования адресной инвестиционной программы Ярославской области, утвержденного Постановлением Администрации области от 6 июня 2005 г. № 88-а, при отсутствии проектно-сметной документации, из областного бюджета выделены средства в размере 800 тыс. руб., предусмотренные для осуществления данных работ. Указанные средства были направлены на оплату услуг по разработке проектно-сметной документации объекта в сумме 752,8 тыс. руб., в том числе задолженность 2005 года - 587,1 тыс. руб. Необходимая проектно-сметная документация утверждена 17.07.2006.

Не профинансированы и не выполнены мероприятия по газификации пожарных депо в п. Пречистое и г. Ростов областной целевой программы «Пожарная безопасность» в размере 1,15 млн. руб., а также работы по проектированию здания для ГУЗ «Областной специализированный дом ребенка № 2» г. Ярославль. На 2007 год финансирование не предусмотрено.

В связи с несостоявшимся конкурсом на реконструкцию кровли ГОУ ЯО «Багряниковская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с отклонениями в развитии» (Первомайский МО) не освоены 350 тыс. руб.

Несмотря на отсутствие финансирования из областного бюджета (предусмотрено инвестиционной программой –3,8 млн. руб.) произведены следующие работы:

- в г. Данилове выполнены работы по проектированию реконструкции дома культуры и реконструкции здания центральной районной больницы на общую сумму 1995 тыс. руб.;

- в Первомайском муниципальном районе на сумму 1587 тыс. руб. выполнены работы по проектированию спортивного комплекса в с. Кукобой и реконструкции школы под детский дом в д. Шильпухово.;

- в Некрасовском муниципальном районе выполнены проектные работы на сумму 300 тыс. руб. по газификации д. Малые соли, д. Елохова, д. Смирново.

Кроме того, в проекте в приложении 13 «Перечень строек и объектов, финансируемых за счет средств Федеральной адресной инвестиционной программы и федеральных целевых программ» итоговая сумма (колонка План) - 1444054 тыс. руб. не соответствует арифметически фактической на 5050 тыс. руб. – должна быть равна 1449104 тыс. руб.

Областные целевые программы

Целевые программы являются одним из важнейших инструментов осуществления государственной структурной политики, реализации целей и приоритетных направлений социально-экономического развития области.

В 2006 году законом об областном бюджете утверждено 47 областных целевых программ (50 в 2005 году) с общей суммой финансирования 2135,9 млн. руб., фактическое исполнение 1617,3 млн. руб. (87,97 %), что составляет 8,1 % от всей суммы расходов, осуществлённых в 2006 году. По сравнению с прошлым годом увеличилась доля областных целевых программ в общих расходах бюджета области на 1,9 процентного пункта, однако процент исполнения при этом по сравнению с прошлым годом (91,4%) снизился на 3,4 процентного пункта.

Заметная доля бюджетных ассигнований в 2006 году (20,4 % общей суммы финансирования всех программ) пришлась на финансирование региональной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области». Финансирование данной программы исполнено на 98 %, однако следует учесть, что в течение года увеличилось назначение бюджетного финансирования на 45% вследствие внесения изменений в саму программу.

Наибольшими расходами на реализацию, от общего финансирования всех программ, характеризовались следующие: "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" – 13,8 %, "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ярославской области" – 6,1 % , "Социальное развитие села до 2010 года" – 8,6 %, "Предупреждение, лечение заболеваний социального характера и модернизация материально-технических ресурсов государственных учреждений здравоохранения Ярославской области" – 8,1 %, "Развитие амбулаторно-поликлинической помощи Ярославской области в рамках национального проекта в сфере здравоохранения" – 5,1 %, Программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования Ярославской области – 4,9 %, "Модернизация материально-технических ресурсов государственных учреждений здравоохранения Ярославской области" – 3 %.

При этом следует отметить, что большинство программ финансировалось не в полных объёмах от потребностей указанных в паспортах на 2006 год. Сравнительный анализ финансирования от потребностей, указанных в паспортах программ, и бюджетного исполнения программ приведён ниже в таблице.

Размер исполнения финансирования
(%)

Количество программ

в 2006 году
(фактически от паспорта программ)

Количество программ

в 2006 году
(фактически от бюджетных назначений)

более 100

4

2

100

3

8

75-100

14

29

50-75

10

7

25-50

11

1

до 25

5

0

Не финансировались

0

0

ИТОГО

47

47

Таким образом, в 2006 году общее выполнение областных целевых программ составило 56 % от назначений, предусмотренных паспортами программ. Более половины всех программ прошлого года исполнены до 50 % от сумм предусмотренных их паспортами. Безусловно выполнены, т.е. 100% от паспортных назначений на год 3 программы: "Школьный автобус", "Пожарная безопасность образовательных учреждений Ярославской области", "Развитие кредитной потребительской кооперации в системе агропромышленного комплекса Ярославской области". Затраты на перечисленные программы составили 5 % от всех ОЦП.

Высокими показателями исполнения характеризуются следующие программы: "Семья" – 95 % плана (109% от паспорта программы), Государственной поддержки въездного и внутреннего туризма в Ярославской области – 90% плана (104% от паспорта программы), "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на период с 2005 по 2007 год" – 90 % (93%), , "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в Ярославской области" – 62 % (436%), "Забота" – 100 % (99%). Программа содействия развитию малого предпринимательства Ярославской области выполнена на 261 % от бюджетных назначений, однако от потребностей в паспорте программы исполнение составило 38 %.

Губернаторская целевая программа совершенствования и развития сети автомобильных дорог общего пользования Ярославской области, выполнена на 91 %, относительно паспортных, и на 104% бюджетных назначений, причём в течение года средства осваивались неравномерно, так, за полугодие исполнение составило 9,5 %, за 9 месяцев 15 %.

Следует отметить, что программы, характеризующиеся высоким уровнем исполнения от бюджетных назначений, исполнялись недостаточно относительно потребностей, указанных в паспорте программы:

-"Повышение безопасности дорожного движения в Ярославской области" исполнена на 75 % от бюджетного плана, но всего на 1% от паспорта программы;

-"Реализация первого этапа создания объединенной системы оперативно-диспетчерского управления в чрезвычайных ситуациях Ярославской области" – 97% от бюджетных назначений, и на 1 % от паспортных значений;

-"Укрепление материальной базы территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Ярославской области и совершенствование мобилизационной готовности экономики области" – 100% (27% паспортных потребностей);

-"Развитие донорского движения и обеспечение инфекционной безопасности продуктов крови в Ярославской области" - 100% (40% паспортных);

- программа борьбы со СПИДом (Программа АНТИ-СПИД) – 99% (59% паспортных);

-"Развитие службы медицины катастроф и экстренной медицинской помощи населению Ярославской области" – 92% (38% паспортных);

-"Развитие информатизации Ярославской области" – 86 % (7% паспортных значений);

-"Здоровый ребенок" – 64% (24% паспортных значений);

-"Неотложные меры борьбы с туберкулезом на территории Ярославской области" – 100% (60% паспортных);

-"Социальная поддержка инвалидов" - 98% (64%). Все вышеупомянутые программы подвергались в течение года корректировке плановых назначений финансирования в законе о бюджете в сторону уменьшения бюджетных назначений.

Таким образом, исполнение областных целевых программ характеризуется средним уровнем исполнения от расчётных значений, заложенных их заказчиками. В этой связи следует иметь в виду, что прилагаемые к программам методики оценки исполнения программ используют в расчётах параметры уровня финансирования. При этом достижение, заложенных в ОЦП целей прямо пропорционально затратам на её реализацию.

Анализ исполнения за 2006 год областной целевой программы «Одаренные дети» показал, что бюджетная политика в отношении Программы не способствовала её эффективной реализации. Программа профинансирована на 62,2% от средств, предусмотренных паспортом программы. Из 15 мероприятий, предусмотренных к финансированию по программе, полностью выделены средства только по семи из них, или 47%. В программе отсутствуют четкие целевые индикаторы и показатели реализации программы, не предусмотрены мероприятия за счет средств внебюджетных источников. Система постоянного, планомерного, объективного и квалифицированного проведения диагностики признаков одаренности у детей требует совершенствования. Анализируемая программа была направлена, прежде всего, на поддержку уже проявивших себя детей, а не на выявление определенных способностей в раннем возрасте.

Государственный долг Ярославской области и его обслуживание

В 2006 году расходы областного бюджета по подразделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» составили в сумме 422,1 млн. рублей, или 98,2 процента от бюджетных назначений. Доля расходов на обслуживание государственного долга Ярославской области в общем объеме расходов областного бюджета составила 2,1 процента при планировании 2,0%. Следует отметить, что по сравнению с исполнением за 2005 год указанная доля снизилась на 0,2 процентного пункта.

Объем государственного внутреннего долга на 1 января 2006 года составил в абсолютном выражении 6615,5 млн. рублей, при утвержденном предельном размере 7000 млн. рублей, или 42,3 процента от доходов областного бюджета без учета средств финансовой помощи из федерального бюджета, что соответствует требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Долговые обязательства Ярославской области характеризуются данными, представленными в таблице:

(млн. рублей)

Вид долгового обязательства

Сумма по состоянию на 01.01.2006

Сумма по состоянию на 01.01.2007

Кредиты кредитных организаций

631,0

1400,0

Бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней

355,8

1045,1

Государственные ценные бумаги

2869,8

4170,0

Итого собственный долг

3856,6

6615,1

Государственные гарантии

905,8

0,4

Итого государственный долг

4762,4

6615,5

В структуре государственного долга по состоянию на 01.01.2007 основную долю занимают государственные займы в виде ценных бумаг (63 процента). Их доля с начала 2006 года увеличилась на 2,7 процентного пункта. Доля бюджетных кредитов увеличилась на 8,3 процентного пункта, кредитов кредитных учреждений - на 8,0 процентного пункта. В целом доля собственного долга Ярославской области выросла на 19 процентных пунктов. Государственный долг области увеличился за год на 1853,1 млн. руб. или на 38,8%, при этом собственный долг увеличился на 2758,5 млн. руб. или на 71,5%.

Дефицит областного бюджета

Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2006 год» был установлен предельный размер дефицита областного бюджета на 2006 год в сумме 2579,4 млн. рублей, что составляет 15,8 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета сумм финансовой помощи из федерального бюджета. Согласно представленному отчету фактический дефицит составил 1812,7 млн. рублей, что составляет 11,6% к общему объему собственных доходов областного бюджета (15643,8 млн. руб.).

Размер дефицита меньше установленного Законом предельного размера на 766,7млн. рублей, или на 29,7 процентов.

Источниками внутреннего финансирования дефицита за 2006 год явились:

-государственные займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг (предусмотрено Законом 1639,8 млн. рублей, исполнение – 1281,6 млн. рублей);

-бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации (предусмотрен возврат -183,8 млн. рублей, исполнение в той же сумме);

-кредиты кредитных организаций (предусмотрено Законом 1145 млн. рублей, исполнение – 769 млн. рублей);

-исполнение государственных гарантий (план -92,1 млн. рублей, факт -91,8 млн. рублей). По данному коду классификации отражается исполнение гарантий, «если платежи гаранта не ведут к возникновению эквивалентных требований со стороны гаранта к должнику, не исполнившему обязательство». Отражен перевод гарантии за ГУП ТСО Ярославльстрой в бюджетные кредиты Минфина;

-поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в государственной собственности (сальдо продажи-приобретения: прогнозные данные 68,4 млн. рублей, исполнение -91,6 млн. рублей). Данные значения сложились из-за невыполнения прогнозного плана приватизации: планировались поступления от продажи акций в размере 201 млн. руб., фактически получено от продажи 25,8 млн. руб. (12,8%). При этом, средства поступили от реализации пакетов акций, предусмотренных в плане приватизации на 2005 год, аукционы по которым в 2005 году не состоялись (5 предприятий – 23,7 млн. руб.). В перечень ОАО, акции которых подлежат реализации, прогнозного плана приватизации на 2006 год данные акционерные общества не включены. Кроме того, проданы пакеты акций менее 1% в соответствии с требованием акционеров (3 ОАО – 2,1 млн. руб.). Приобретение акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности области, составило 117, 4 млн. руб. при плане 132,6 млн. руб. или 88,5%. Таким образом, при дефицитном бюджете затраты на приобретение акций превышают доходы от реализации;

-от продажи земельных участков, находящихся в государственной собственности (сальдо: прогнозные данные 2,1 млн. рублей, фактическое исполнение 79,9 млн. рублей или превышает в 38 раз). План приватизации на 2006 год не содержит данных о намерении приобретения и реализации земельных участков.

На основании нормативных актов Администрации Ярославской области департаментом финансов выделены денежные средства департаменту по управлению государственным имуществом Ярославской области в сумме 1,6 млн. руб. для приобретения земельных участков.

Данные средства направлены на приобретение 2 земельных участков сельскохозяйственного назначения общей площадью 228300 кв. м, расположенных в Ярославской области, Некрасовском районе, Диево - Городищенской сельском округе, районе д. Климатино, кадастровая стоимость которых составляет 0,1 млн. руб.

Рыночная стоимость земельных участков превышает кадастровую в 16 раз. Цель приобретения земельных участков неизвестна, таким образом имеет место неэффективное использование бюджетных средств в 2006 году в сумме 1,6 млн. руб.

По данным отчета об исполнении бюджета сумма от продажи земельных участков составляет 81,5 млн. руб. (приложение 9 к проекту). Отчет о выполнении плана приватизации, представленный в составе законопроекта (приложение 15 к проекту), содержит данные только о поступлении в областной бюджет 73,7 млн. руб. (земельный участок по адресу пр. Ленина,28а), информация об иных поступлениях отсутствует. По сведениям ДУГИ (ответ на запрос) сумма от продажи земельных участков составляет 75,2 млн. руб. (администратором которых является департамент имущества), в том числе через фонд имущества области 75,1 млн. руб. (объекты не указаны). Кроме того, получены средства в размере 6,3 млн. руб. от продажи иных, не планируемых земельных участков.

В нарушение приказа от 21 декабря 2005 г. N 152н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» поступления по данному источнику 000 06 03 0000 01 0000 430 «Поступления от продажи иных земельных участков, находящихся в государственной собственности до разграничения государственной собственности на землю и не предназначенных для жилищного строительства» не содержат кода администратора. В отчете о выполнении плана приватизации ни сумма поступлений, ни объекты не отражены.

Председатель

Контрольно-счетной палаты Е.Б. Морозова



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры

 Ноябрь 

П В С Ч П С В
    1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 1 2 3

 2017 

Трансляция заседания Думы 20 лет Думе История семьи - история победы

Ссылки


    Портал органов государственной власти Ярославской области

    Президент Российской Федерации

    Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации

    Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

    Мы в Facebook

    Мы в ВКонтакте

    Мы в Twitter

    Общественная палата Ярославской области

    Избирательная комиссия Ярославской области

    Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)

    Официальный интернет-портал правовой информации

Закупки