Ярославская областная Дума

Также в разделе

Заключение на проект закона "Об исполнении областного бюджета за 2010 год"

 

Утверждено коллегией контрольно-счетной палаты Ярославской области Решением № 1 от 23.05.2011 (Протокол № 6  от 23.05.2011 )

        

 Заключение

Контрольно-счетной палаты Ярославской области

 на проект закона Ярославской области

«Об исполнении областного бюджета за 2010 год»

 Заключение Контрольно-счетной палаты Ярославской области на проект закона Ярославской области «Об исполнении областном бюджете за 2010 год» подготовлено в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации, закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» и закона Ярославской области от 26.01.2000 № 5-з «О контрольно-счетной палате Ярославской области».

 Общие положения

 Проект закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2010 год» представлен в Контрольно-счетную палату 15.04.2011 года.

В соответствии с частью 3 статьи 18 закона Ярославской области «О бюджетном процессе» Правительство Ярославской области направляет не позднее 15 апреля текущего года в Контрольно-счетную палату Ярославской области отчеты об исполнении областного бюджета и бюджета Фонда и иные документы, подлежащие представлению в Ярославскую областную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении областного бюджета.

Законопроект направлен в Контрольно-счетную палату Департаментом финансов Ярославской области.

Направление отчета об исполнении бюджета финансовым органом не соответствует требованиям бюджетного законодательства.

В нарушение ст. 18 Закона Ярославской области от 26.06.2008 № 28-з «О бюджетном процессе» 12 главными администраторами средств областного бюджета годовая бюджетная отчетность представлена в Контрольно-счетную палату позже установленного срока.

При подготовке заключения на отчет об исполнении бюджета Контрольно-счетной палатой используется информация о предоставлении налоговых льгот за отчетный период.

В соответствии со статьей 21.1 Закона Ярославской области от 24.02.1998 № 2-з «О порядке и условиях предоставления налоговых льгот» открытость информации о налоговых льготах обеспечивается размещением на официальном сайте органов государственной власти Ярославской области информации о бюджетной и социальной эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот.

Официальный сайт органов государственной власти на момент написания заключения не содержал в полном объеме информации о предоставленных налоговых льготах в 2010 году.

В связи с этим в вышеуказанном законе следует установить срок размещения информации о налоговых льготах не позднее представления отчета об исполнении областного бюджета за соответствующий год в Контрольно-счетную палату Ярославской области.

 

Доходы областного бюджета

 

Первоначальной редакцией Закона Ярославской области от 16.12.2009 № 71-з «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» доходы бюджета на 2010 год были утверждены в сумме 31640,4 млн. руб. В ходе корректировок (в редакции Закона Ярославской области от 21.12.2010 № 52-з) прогнозируемые доходы областного бюджета составили 41213,9 млн. руб., т.е. с увеличением на 9573,5 млн. руб., или на 30,3 %.

В результате внесенных изменений безвозмездные поступления были увеличены на 9541,1 млн. руб., или в 3,7 раза, а доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – на 32,4 млн. руб., или на 3,7%.

Сведения по исполнению доходной части областного бюджета в сравнении с 2009 годом представлены в таблице:

 

 (млн. руб.)

Группы доходов

Факт 2009 год

2010 год

Исполнение утвержденного  бюджета 2010 г.

Изменение за

2009-2010 гг.

 

 

план

факт

отклон.

%

отклон.

%

Налоговые и неналоговые доходы

21032,2

27199,8

26373,1

- 826,6

97,0

5340,9

125,4

Безвозмездные поступления

20425,8

13106,9

13285,5

178,6

101,4

- 7140,3

65,0

Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности

747,2

907,2

826,1

- 81,2

91,1

78,9

110,6

ИТОГО ДОХОДОВ

42205,2

41213,9

40484,7

- 729,2

98,2

- 1720,5

95,9

 

За 2010 год доходная часть областного бюджета в целом исполнена на 98,2%, в бюджет поступило 40484,7 млн. руб. Бюджетные назначения в полном объеме исполнены только в части безвозмездных поступлений. Прогнозируемые доходы по налоговым и неналоговым доходам исполнены на 97,0 %, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности – на 91,1%.

В сравнении с 2009 годом доходы областного бюджета уменьшились на 1720,5 млн. руб., или на 4,1%, в первую очередь за счет сокращения объема безвозмездных поступлений (на 35,0%, или на 7140,3 млн. руб.). Поступления налоговых и неналоговых доходов увеличились на 5340,9 млн. руб., или на 25,4%, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности выросли на 10,6%, или на 78,9 млн. руб.

По информации Департамента финансов Ярославской области сумма уменьшения платежей в доход областного бюджета в 2010 году в результате предоставления налоговых льгот законами Ярославской области от 15.10.2003 № 45-з «О ставках налога на прибыль организаций», от 15.10.2003 № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» составила 633,0 млн. руб., в том числе:

- по налогу на имущество организаций – 515,2 млн. руб.,

- по налогу на прибыль организаций – 38,9 млн. руб.,

- по транспортному налогу – 78,9 млн. руб.

Более половины в сумме льгот по налогу на имущество организаций составляют льготы по 2-м категориям налогоплательщиков:

- участники инвестиционной деятельности, реализующие приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области – 183,5 млн. руб., или 35,6%,

- сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общей выручке от реализации товаров этих товаропроизводителей доля выручки от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов – 113,4 млн. руб., или 22,0%.

98,6% в сумме льгот по налогу на прибыль организаций составляет льгота участникам инвестиционной деятельности – 38,4 млн. руб.

 86,3% (68,0 млн. руб.) в сумме льгот по транспортному налогу составляют налоговые льготы, предоставленные: пенсионерам, получающим пенсию, назначенную в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ; гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) в семье, относящейся к многодетной в соответствии с законом Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области».

Суммы поступлений доходов областного бюджета (без доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), отраженные в Отчете об исполнении консолидированного отчета субъекта РФ по форме 0503317, соответствуют данным представленного законопроекта об исполнении областного бюджета за 2010 год.

Основными налогами, формирующими 93,6% доходов группы «Налоговые и неналоговые доходы», остаются: налог на прибыль организаций (29,8%), акцизы (26,0%), налог на доходы физических лиц (23,4%) и налог на имущество организаций (14,3 %). Бюджетные назначения исполнены:

- по налогу на прибыль на 111,3%, поступило 7866,8 млн. руб.,

- по налогу на доходы физических лиц – 101,8%, 6178,2 млн. руб.,

- по налогу на имущество организаций – 98,4%, 3782,4 млн. руб.,

- по акцизам – 83,1%, 6864,2 млн. руб.

Доля неналоговых доходов в сумме налоговых и неналоговых поступлений областного бюджета незначительна и составляет 2,5% (за исключением средств от доходов и возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет).

В составе неналоговых доходов основную долю (41,9%) занимают доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности Ярославской области, которые поступили в сумме 272,5 млн. руб., плановые назначения исполнены на 103,8%.

При этом 80,7% в этих доходах составляют доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов (г. Ярославль, г. Рыбинск, г. Переславль-Залесский), а также средства от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков. Сумма поступлений за 2010 год составила 220,0 млн. руб., или 99,9% прогнозируемых доходов, в том числе:

- по договорам, заключенным Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области, - 31,8 млн. руб.,

- по договорам, заключенным органами местного самоуправления городского округа г. Ярославль, – 145,0 млн. руб.,

- по договорам, заключенным органами местного самоуправления городского округа г. Рыбинск, – 38,2 млн. руб.,

- по договорам, заключенным органами местного самоуправления городского округа г. Переславль-Залесский, - 5,0 млн. руб.

В ходе проверки в Департаменте по управлению государственным имуществом Ярославской области было установлено, что по состоянию на 01.01.2010 задолженность по оплате арендной платы перед областным бюджетом числилась в сумме 13,5 млн. руб. (220 договоров), а по состоянию на 31.12.2010 - по 293 договорам увеличилась до 50,8 млн. руб. (или в 3,8 раза), что соответствует 23,1% суммы поступлений 2010 года в областной бюджет от указанных платежей.  В течение 2010 года произошло увеличение на 33,0% количества арендаторов, имеющих задолженность по платежам в бюджет за аренду земельных участков, предоставленных в целях капитального строительства.

В доходах от продажи материальных и нематериальных активов, которые поступили в 2010 году в сумме 83,7 млн. руб. и исполнены на 63,6% плана, 70,8% составляют доходы от продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов.

Вышеназванные доходы поступили в сумме 59,3 млн. руб. с перевыполнением плановых назначений в 2,2 раза, в том числе:

- по договорам, заключенным Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области, - 6,6 млн. руб.,

- по договорам, заключенным органами местного самоуправления городского округа г. Ярославль, – 48,0 млн. руб.,

- по договорам, заключенным органами местного самоуправления городского округа г. Рыбинск, – 3,8 млн. руб.,

- по договорам, заключенным органами местного самоуправления городского округа г. Переславль-Залесский, - 0,9 млн. руб.

В указанной подгруппе доходов плановые назначения по доходам от реализации имущества, находящегося в государственной собственности, исполнены лишь на 23,4%; поступление указанных доходов составило 24,0 млн. руб.

Доходы по данному источнику напрямую зависят от выполнения программы приватизации имущества, утверждаемой ежегодно.

Постановлением Правительства Ярославской области от 31.01.2011 № 37-п работа Департамента по управлению государственным имуществом Ярославской области по выполнению прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области, за 2010 год признана неудовлетворительной.

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ, в 2010 году получены в сумме 0,4 млн. руб. (23,3%) при плане 1,8 млн. руб.

Следует отметить, что в 2010 году проводились аукционы по продаже земельных участков, являющихся собственностью Ярославской области, в частности 5 земельных участков, расположенных в Некрасовском районе. Аукционы по реализации этих участков не состоялись по причине отсутствия заявок.

4 из указанных участков, расположенные в д. Климатино, ранее были приобретены в собственность Ярославской области в порядке реализации преимущественного права Ярославской области на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно информации, предоставленной Департаментом по управлению государственным имуществом Ярославской области, всего в рамках реализации преимущественного права покупки земель сельскохозяйственного назначения за 2006-2007 годы в собственность Ярославской области был приобретен 21 земельный участок, общая цена приобретения составила 36,0 млн. руб. Один из указанных земельных участков предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования ГАУ Ярославской области «Областная служба заказчика» для строительства областной клинической психиатрической больницы. Остальные 20 земельных участков по настоящее время находятся в казне Ярославской области.

 Сумма всех доходов, полученных в виде отчислений от прибыли государственных унитарных предприятий, составила 12,8 млн. руб. При этом, на увеличение уставных фондов 6-ти государственных унитарных предприятий Ярославской области в 2010 году из областного бюджета было направлено 94,2 млн. руб., ими перечислено в доход областного бюджета 1,7 млн. руб. отчислений от прибыли.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов поступили в сумме 83,7 млн. руб. Плановые назначения по этому источнику доходов исполнены на 63,6%.

Платежи при пользовании природными ресурсами (плата за негативное воздействие на окружающую среду, плата за использование лесов, платежи при пользовании недрами) перечислены в доход областного бюджета в сумме 68,9 млн. руб., или 104,8% плана с ростом – на 2,7% - к 2009 году.

Доходы областного бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет составили 140,2 млн. руб.

Возвращено остатков субсидий и субвенций прошлых лет в 2010 году в сумме 584,1 млн. руб.

Наибольшие суммы возврата произведены Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области (203,5 млн. руб.) и Департаментом труда и социальной поддержки населения Ярославской области (185,5 млн. руб.), их доли в общей сумме возвращенных средств – 34,8% и 31,7% соответственно.

Безвозмездные поступления в 2010 году составили 32,8% доходов областного бюджета, или 13285,5 млн. руб.

 

Характеристика безвозмездных поступлений по видам приведена в таблице:

 

млн. руб.

Виды безвозмездных поступлений

факт

2009 год

2010 год

изменение

к 2009 году,

%

план

факт

исп. плана%

доля в безв.

пост.

%

Дотации

4873,3

1726,8

1726,8

100,0

13,0

35,4

Субсидии

10658,5

5838,2

5997,3

102,7

45,1

56,3

Субвенции

2793,4

4446,7

4464,5

100,4

33,6

159,8

Иные межбюджетные

трансферты

361,8

367,7

415,5

113,0

3,1

114,8

Прочие безвозмездные

поступления от других бюджетов бюджетной системы

11,2

5,70

5,69

99,8

0,1

50,8

Безвозмездные поступления от

государственной корпорации  

Фонд содействия реформированию ЖКХ

1727,6

721,8

675,8

93,6

5,1

39,1

Итого

20425,8

13106,9

13285,5

101,4

100,0

65,0

 

Плановые назначения в целом по группе «Безвозмездные поступления» исполнены на 101,4%.

В 2010 году в общем объеме безвозмездных поступлений субсидии составили 45,1% , или в сумме 5997,3 млн. руб., по сравнению с 2009 годом субсидии из федерального бюджета уменьшились почти в 2 раза (на 43,7%, или на 4661,2 млн. руб.).

Более чем в 1,5 раза - на 59,8% или на 1671,1 млн. руб. - увеличилось поступление субвенций, доля которых составила 33,6%.

Доля дотаций составила 13,0% (1726,8 млн. руб.), что соответствует лишь 35,4% поступления дотаций в 2009 году.

В 2010 году в 2,6 раза уменьшилось поступление средств от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и составило 675,8 млн. руб., при этом план был исполнен на 93,6%.

По информации Департамента финансов Ярославской области уменьшение поступления средств от государственной корпорации в 2010 году связано с освоением остатков ранее выделенных лимитов и привлечением дополнительных бонусов Фонда на поддержку моногородов области в части капитального ремонта многоквартирных домов.

 

 

Расходы областного бюджета

 

Первоначально расходная часть бюджета области на 2010 год принята в размере 33010,1 млн. руб. Изменения в расходы областного бюджета вносились 6 раз. С учётом всех внесённых в бюджет изменений общий объем расходов областного бюджета составил 45504,3 млн. руб., что на 12494,2 млн. руб. или 37,8 % больше первоначально планируемых расходов. Расходы по бюджетной деятельности утверждены в сумме 44523,9 млн. руб.

Сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2011 года (далее – уточненный годовой план) бюджетные ассигнования по расходам на 2010 год утверждены в объеме 44659,7 млн. рублей.

Расхождение в сумме 135,8 млн. руб. (44659,7-44523,9) между плановыми показателями расходов бюджета на 2010 год, утвержденными Законом Ярославской области от 16.12.2009 № 71-з «Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (с учетом изменений), и сводной бюджетной росписью по состоянию на 1 января 2011 года сложилось за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета.

Указанная сумма соответствует представленным Департаментом финансов сведениям об изменениях сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон об областном бюджете на 2010 год по кодировке, которая применяется при использовании субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, фактически полученных при исполнении бюджета субъекта и местного бюджета сверх утверждённых законом (решением) о бюджете доходов, в соответствии со статьёй 232 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

На исполнение расходной части бюджета направлено 41845,5 млн. руб. (без учёта средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности), что на 2678,4 млн. руб. меньше утвержденных законом о бюджете и составляет 94,0 % к закону.

В соответствии со статьёй 12 Закона об областном бюджете на 2010 год общий объем бюджетных ассигнований на исполнение публичных нормативных обязательств утверждён в сумме 3487,6 млн. руб., по расчетам Контрольно-счётной палаты обязательства исполнены в сумме 3334,0 млн. руб. или на 95,6 %.

 

Общая характеристика расходов по разделам функциональной классификации приведена в таблице:

 

Раздел расходов

Закон о бюджете

(млн. руб.)

Исполнение

(млн. руб.)

Доля в общей сумме расходов

(%)

% исполнения

Общегосударственные вопросы

2 794,5

2 548,1

6,09

91,18

Национальная оборона

18,6

18,5

0,04

99,74

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

1 122,0

1 102,7

2,64

98,28

Национальная экономика

5 939,8

5 559,2

13,29

93,59

Жилищно-коммунальное

хозяйство

62,3

55,7

0,13

89,26

Охрана окружающей среды

45,5

43,9

0,10

96,47

Образование

2 214,5

2 179,3

5,21

98,41

Культура, кинематография и средства массовой информации

1 463,7

1341,6

3,21

91,66

Здравоохранение, физическая культура и спорт

4 283,3

3898,3

9,32

91,01

Социальная политика

4 713,3

4530,9

10,83

96,13

Межбюджетные трансферты

21 866,4

20567,3

49,14

94,06

 ИТОГО расходов

44 523,9

41 845,5

100,0

93,98

 

Наиболее низкое исполнение наблюдалось по подразделам:

«Другие вопросы в области национальной экономики» - 50,5 %;

«Периодическая печать и издательства» - 41,5 %;

«Другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта» - 69,4 %.

В 2010 году отмечается рост удельного веса расходов по разделам социальной направленности: с 23,05 % в 2008 году и 21,17 % в 2009 году до 28,56 % в 2010 году.

По данным годового баланса об исполнении бюджета остатки средств на едином счёте бюджета на 01.01.2011 года составили 2163,7 млн. руб. В составе общего объёма остатков целевые средства, полученные из федерального бюджета (1526,4 млн. руб.), занимают 70,6 %, из них:

587,9 млн. руб. – субсидия на реализацию федеральных целевых программ, подпрограмма «Автомобильные дороги»;

260,5 млн. руб. – субсидия на мероприятия по совершенствованию медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями.

 По информации Департамента финансов остатки образовались в связи отсутствием потребности в данных средствах в размере 183,8 млн. руб., экономией при проведении аукционов - 24,2 млн. руб., с недопоставкой оборудования в 2010 году на сумму 52,5 млн. руб., обязательства перешли на 2011 год.

225,1 млн. руб. – субсидия на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства (концертно-зрелищный центр г. Ярославль).

На дату окончания сроков выполнения работ, установленную государственным контрактом, а именно на 30.06.2010 года, готовность объекта составляла лишь 49,6%.

Причинами незавершения строительства концертно-зрелищного центра по состоянию на 01.01.2011 года, согласно информации, полученной от Департамента строительства, является отсутствие у генерального подрядчика ООО «Максстрой» собственных оборотных средств, необходимого количества собственных инженерно-технических работников, строительной техники, оснастки для производства работ на объекте, а также имущества, необходимого для привлечения кредитных ресурсов, и, как следствие, полная несостоятельность генерального подрядчика в организации работ по строительству концертно-зрелищного центра.

В ходе исполнения областного бюджета в 2010 году полностью не использованы федеральные средства в сумме 4,8 млн. руб., поступившие в июле 2010 года на закупку оборудования для учреждений здравоохранения, в целях реализации мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, включая сокращение потребления алкоголя и табака. По информации Департамента финансов средства не использованы в связи с отсутствием заявок на аукцион по закупке медицинского оборудования, а также из-за поставки оборудования в 2011 году.

Практически не расходовались средства, выделенные из федерального бюджета в форме субвенций на выплату инвалидам компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (остаток 1,1 млн. руб. или 88,4 % всего объёма поступивших средств). По информации Департамента финансов остаток средств, выделенных из федерального бюджета, объясняется отсутствием потребности. Указанная сумма возвращена в федеральный бюджет 26.01.2011 года.

Недостаточно расходовались средства на обеспечение жильём отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» и от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (остаток 19,2 млн. руб. или 56,3 % всего объёма поступивших средств).

Исходя из экономического содержания, наибольший удельный вес в расходах областного бюджета занимают расходы на безвозмездное перечисление бюджетам других уровней — 49,2 %; расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда — 10,8 %, социальное обеспечение — 10,4 %.

В 2010 году кассовые расходы на обслуживание государственного долга (процентные расходы) составили 835,5 млн. руб. или 2,0 % от общего объема кассового исполнения расходов областного бюджета (в 2009 году – 2,9 %).

Объём средств областного бюджета, направляемый на обслуживание долга области, составлял: в 2007 году - 636,3 млн. руб., в 2008 году - 734,8 млн. руб., в 2009 году – 1146,6 млн. руб., в 2010 году – 835,5 млн. руб.

 

 

 

 

По сравнению с 2009 годом расходы областного бюджета увеличились на 5,3 %, в том числе наиболее значительное увеличение произошло по подразделам:

- «Молодёжная политика и оздоровление детей» на 160,4 %;

- «Санитарно-эпидемиологическое благополучие» на 89,1 %;

- «Социальное обеспечение населения» на 133,0 %.

Сокращение бюджетных ассигнований наблюдается по направлениям:

- «Водное хозяйство» на 43,9 %;

- «Дорожное хозяйство» на 35,3 %;

- «Обслуживание государственного долга» на 27,1 %.

В постановлении Губернатора Ярославской области от 02.06.2009 № 267 «Об Основных направлениях бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов» (далее - Основные направления бюджетной и налоговой политики) указывалось на необходимость проведения мониторинга кредиторской задолженности получателей бюджетных средств с целью недопущения наращивания кредиторской задолженности по принятым обязательствам Кредиторская задолженность по обязательствам областного бюджета на 01.01.2011 года составила 99,7 млн. руб., что подтверждено данными баланса исполнения бюджета (форма 0503320). По сравнению с соответствующим периодом прошлого года кредиторская задолженность увеличилась на 23,4 млн. руб. или в 1,3 раза. В то же время просроченная (нереальная к взысканию) кредиторская задолженность областного бюджета по состоянию на 01.01.2011 года уменьшилась практически в 3 раза и составила 0,5 млн. руб.

Дебиторская задолженность по областному бюджету по состоянию на 01.01.2011 года уменьшилась по сравнению с дебиторской задолженностью на 01.01.2010 года на 609,6 млн. руб. и составила 1238,1 млн. руб.

В течение 2010 года осуществлялась реализация 16 ведомственных целевых программ с плановым объемом финансирования в соответствии с Законом о бюджете на 2010 год в сумме 17 393,3 млн. руб. Общая сумма финансирования программ из средств областного бюджета составила 17 206,5 млн. руб. или 98,9% от плана.

Из 16 ведомственных целевых программ полностью профинансирована ведомственная программа Департамента финансов «Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований Ярославской области на 2009-2011 годы».

По данным департамента экономического развития об исполнении ведомственных целевых программ, размещенным на официальном портале органов власти Ярославской области, наибольший удельный вес в расходах областного бюджета на финансирование программ приходится на образование и молодежную политику (34,2%), здравоохранение (26,8%), социальную политику (15,6%). Структура расходов по сравнению с 2009 годом практически не изменилась, увеличение или уменьшение доли отдельных направлений не превысило 1,8 процентных пункта. Уровень достижения плановых значений целевых индикаторов и показателей результативности ведомственных целевых программ в 2010 году составил 74% - из 263 целевых индикаторов по 68-ти не достигнуты запланированные значения.

Низкоэффективными признаны ведомственные целевые программы:

- Ведомственная целевая программа департамента культуры Ярославской области на 2009-2011 годы;

- «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» на 2009-2011 годы.

По итогам реализации в 2010 году ведомственная целевая программа «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» на 2009-2011 годы признана низкорезультативной.

По двум программам («Молодёжь» и Ведомственная целевая программа развития институтов гражданского общества и гармонизации межнациональных отношений в Ярославской области) эффективность, рассчитанная в соответствии с утвержденными в составе программ методиками, составила 195,9 % и 203,7 % соответственно, что свидетельствует либо о недостатках в планировании (завышение потребности в финансировании, занижение плановых значений показателей), либо о неправильной оценке значимости показателей.

 

Более половины всех бюджетных ассигнований (26 903,4 млн. руб. или 64,3 %) были предусмотрены пяти главным распорядителям бюджетных средств: Департаменту образования, Департаменту труда и социальной поддержки населения, Департаменту дорожного хозяйства, Департаменту здравоохранения и фармации и Департаменту строительства.

Ниже среднего уровня исполнения областного бюджета в целом (94,0 %) выполнены бюджетные обязательства 12-ю главными распорядителями, доля расходов которых в общем объеме расходов бюджета составляет 49,9 %.

В течение 2010 года финансовые вложения области в акции и иные формы участия в капитале увеличились на 169,1 млн. руб., что соответствует движению по счёту 020402000. Основные суммы взносов в уставные капиталы произведены следующим организациям:

103,4 млн. руб. «Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области» (73,4 млн. руб. - средства федерального бюджета, 30,0 млн. руб. – средства областного бюджета);

42,7 млн. руб. ГУП ЖКХ ЯО «Яркоммунсервис»;

30,0 млн. руб. ГУП по материально-техническому обеспечению «Ярославльагропромтехснаб» (лизинг сельхозтехники);

20,0 млн. руб. ОАО «Ярославская генерирующая компания».

14,0 млн. руб. ОАО «Санаторий «Малые соли» и другие.

В Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2010-2012 годах указывалось на необходимость замещения, где это возможно, механизмов прямого бюджетного финансирования увеличения уставных капиталов организаций рыночными инструментами привлечения денежных средств. По мнению Контрольно-счетной палаты одним из вариантов может быть предоставление государственных гарантий по кредитам, привлекаемым организациям, при условии совершенствования данного механизма.

Согласно годовому отчету общий объём распределенных средств резервного фонда составляет 168,5 млн. руб. или 0,4 % расходов областного бюджета, что не превышает норматив, установленный Бюджетным кодексом РФ (3 % утвержденного законом о бюджете общего объёма расходов).

В 2010 году наибольший объём средств резервного фонда был направлен на следующие цели:

- приобретение в муниципальную собственность городского округа города Переславль-Залесский здания для размещения детского дошкольного учреждения (31 млн. руб.);

- оплата кредиторской задолженности за коммунальные услуги органов местного самоуправления и муниципальных бюджетных учреждений Угличского муниципального района (21 млн. руб.);

- возмещение непредвиденных расходов по водоснабжению и водоотведению Ростовского муниципального района (10,5 млн. руб.).

Кроме того, в 2010 году выделено 2,1 млн. руб. на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в результате разлива нефтепродуктов ООО «МИРТИ» в акватории реки Печегды, помимо 8,8 млн. руб., направленных на указанные цели в 2009 году.

Как уже указывала Контрольно-счетная палата в своих заключениях , согласно Федеральному закону от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» и Законом Ярославской области от 07.10.2008 №40-з «О межбюджетных отношениях» финансовая помощь предоставляется местным бюджетам в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ, а именно субсидиях, дотациях, иных межбюджетных трансфертов, распределенных по утвержденным методикам. Финансовая помощь местным бюджетам на приобретение здания для размещения детского дошкольного учреждения является по сути участием в финансировании расходного обязательства муниципального образования. Наличие утверждённых методик  предполагает установление целей и условий предоставления и расходования межбюджетных трансфертов, критериев отбора муниципальных образований. Программой по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утверждённой распоряжением Правительства РФ от 30.06.2010 года №1101-р, предусмотрена замена практики передачи имущества, специально приобретенного за счёт бюджетных средств одного публично-правового образования, другому публично-правовому образованию путем предоставления субсидий на соответствующие цели, распределяемых по прозрачным критериям. В Ярославской области сохраняется практика приобретения имущества в собственность области и передаче его в муниципальную собственность. Так, постановлением Губернатора области от 10.11.2010 №838-п предусмотрено приобрести в собственность области квартиру общей площадью не менее 60 квадратных метров и передать данное имущество в собственность городского поселения Пошехонье для формирования муниципального маневренного жилищного фонда.

Согласно годовому отчету стоимость нефинансовых активов Ярославской области за счет бюджетных средств по состоянию на 1 января 2011 года по сравнению с данными на 1 января 2010 года возросла на 4433,9 млн. рублей, или на 31,3 % и составила 18619,3 млн. руб. (по остаточной стоимости).

В связи с большим объёмом незавершённого строительства в общем объеме нефинансовых активов в 2008-2010 годах увеличивается доля капитальных вложений в основные средства с 37 % до 63 % и снижается доля основных средств (по остаточной стоимости) с 59 % до 34 %.

Не снижается изношенность объектов основных средств - по данным начисленной амортизации по состоянию на 1 января 2011 года она составляет 47 % от их первоначальной стоимости.

В соответствии с данными годового отчёта недвижимого и движимого имущества (по остаточной стоимости) и непроизведенных активов в казне на 01.01.2011 года числится на общую сумму 14409,6 млн. руб. Основной прирост по сравнению с 2009 годом (на 13,6 млн. руб.) сложился по непроизведенным активам (земельные участки).

В 2011 году Контрольно-счётной палатой была проведена проверка организации исполнения областного бюджета за 2010 год Департаментом финансов. При проверке было обращено внимание на то, что применявшийся в области в 2010 году Временный порядок финансирования расходов областного бюджета при казначейской системе исполнения бюджета, утвержденный постановлением Администрации Ярославской области от 17.03.2003года №33-а «О реализации мер по поэтапному переходу на казначейское исполнение областного бюджета» не в полной мере соответствовал действовавшей редакции Бюджетного кодекса РФ.

Приказом Департамента финансов от 30.12.2010 года №28н был утверждён Порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств областного бюджета, который вступил в действие с 1 января 2011 года.

Одним из направлений совершенствования законодательной базы, регламентирующей исполнение областного бюджета, является принятие нормы о ведении сводного реестра главных администраторов доходов областного бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, главных распорядителей и получателей средств областного бюджета.

Кроме того, установлены случаи нарушения Порядка завершения операций по исполнению областного бюджета в текущем финансовом году и обеспечения главных распорядителей и получателей средств областного бюджета наличными деньгами, утвержденного приказом Департамента финансов Ярославской области от 09.12.2010 года №18н (далее - Порядок):

- зачисленные 29.12.2010 и 30.12.2010 пять невыясненных платежей в общей сумме 29,7 тыс. руб. получателями бюджетных средств не были уточнены в течение следующего рабочего дня после поступления указанных сумм на единый счет областного бюджета, что не соответствует требованиям п. 4 Порядка;

- в последние два рабочих дня финансового года произведены перечисления средств из областного бюджета в бюджеты городских округов и муниципальных районов области в общей сумме 43,3 тыс. руб., что является нарушением п.5 Порядка, согласно которому перечисление средств в рамках межбюджетных отношений осуществляется не позднее, чем за два рабочих дня до окончания финансового года. По информации Департамента финансов были перечислены субвенции на выплаты медицинским работникам (7,2 тыс. руб.) и на обеспечение бесплатным питанием обучающихся образовательных учреждений (36,1 тыс. руб.);

- согласно п.6 Порядка поступления по объявлениям на взнос наличными от получателей бюджетных средств допускаются не позднее, чем за три рабочих дня до окончания текущего финансового года. Фактически Департаментом финансов зачисление 48 поступлений на взнос наличными от получателей бюджетных средств в сумме 1412,6 тыс. руб. произведено в течение трёх последних дней года.

 

Межбюджетные трансферты

 

Законом Ярославской области от 16 декабря 2009 года № 71-з «Об областном бюджете на 2010 год» (в редакции от 21.12.2010 г.) по разделу «Межбюджетные трансферты» бюджетные ассигнования утверждены в объеме 21866,4 млн. руб., что на 5562,7 млн. руб., или на 34,1 % больше объема первоначальных бюджетных назначений.

Раздел «Межбюджетные трансферты» в законе о бюджете включает 5 подразделов. Наибольший удельный вес занимает подраздел 1103 «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – 41,0 %, подраздел 1102 «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – 29,3 %, подраздел 1101 «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» – 13,4 %, подраздел 1105 «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» – 11,5 %, подраздел 1104 «Иные межбюджетные трансферты» – 4,8 %.

Исполнение расходов областного бюджета в 2010 году по разделу «Межбюджетные трансферты» составило 20567,3 млн. руб., или 94,1 % от утвержденных законом о бюджете ассигнований (в редакции от 21.12.2010г.), и осуществлялось 17 главными распорядителями средств областного бюджета, основными из которых являлись Департамент образования, Департамент труда и социальной поддержки населения и Департамент финансов Ярославской области, на долю которых пришлось около 60 % от общего объема межбюджетных трансфертов.

В соответствии с Основными направлениями бюджетной и налоговой политики, для более оперативного и эффективного использования бюджетных средств продолжена практика распределения целевых видов финансовой помощи соответствующим главным распорядителям бюджетных средств. Как и в 2009 году, финансирование межбюджетных трансфертов производилось 17 главными распорядителями. При этом объем неисполненных бюджетных назначений по сравнению с 2009 годом увеличился на 356,2 млн. руб. или на 30,6 %, и начиная с 2008 года растет (остаток неиспользованных бюджетных ассигнований в 2008 году составил 637,3 млн. руб., в 2009 году - 1164,6 млн. руб., в 2010 году – 1520,8 млн. руб.).

Ни один из подразделов раздела «Межбюджетные трансферты» не исполнен в полном объеме.

Основные итоги исполнения расходов областного бюджета за 2010 год по разделу «Межбюджетные трансферты» и его подразделам представлены в следующей таблице.     

                                                                                                                        млн. руб.

Наименование разделов, подразделов 

Закон ЯО                            от 16.12.09г.     № 71-з (в редакции от 21.12.2010г.)

Утвержденные бюджетные назначения

Исполнено

% исполнения гр.4 / гр.3

Неисполненные назначения

1

2

3

4

5

6

Межбюджетные трансферты

21866,4

22088,1

20567,3

93,1

1520,8

Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

2931,9

2931,9

2925,1

99,8

6,8

Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (межбюджетные субсидии)

6398,5

6468,5

5168,7

79,9

1299,8

Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований

8973,4

8975,2

8826,0

98,3

149,2

Иные межбюджетные трансферты

1043,8

1193,7

1147,4

96,1

46,3

Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов

2518,8

2518,8

2500,1

99,3

18,7

 

По подразделу «Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» бюджетные назначения утверждены в сумме 2931,9 млн. руб. По сравнению с 2009 годом, объем дотаций муниципальным образованиям Ярославской области увеличен на 305,9 млн. руб. или на 11,6 %. Как и в 2009 году не использовался механизм передачи дополнительных нормативов отчислений в бюджеты муниципальных образований от налога на доходы физических лиц, заменяющих полностью или частично дотации из регионального фонда финансовой поддержки поселений и муниципальных районов (городских округов). Решение не передавать дополнительные нормативы отчислений в местные бюджеты от налога на доходы физических лиц было принято Правительством области при формировании проекта областного бюджета на 2010-2012 годы в связи с осложнением финансовой ситуации в Ярославской области и в целях гарантированного финансового поддержания муниципальных образований области.

Исполнение по данному подразделу составило 2925,1 млн. руб. или 99,8 % от утвержденных бюджетных назначений, основная сумма средств из которых направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (2128,8 млн. руб. или 72,8 %). По сравнению с 2009 годом исполнение по фонду финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) и поселений Ярославской области увеличилось на 306,0 млн. руб. или на 11,7 %. Количество муниципальных образований области, получающих дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из областного бюджета в 2010 году, составило 77 (в 2009 году – 92). Наблюдается положительная динамика по сокращению числа муниципальных образований, получающих финансовую помощь из областного бюджета на исполнение муниципальных расходных обязательств, однако их количество по прежнему остается значительным.

По подразделу «Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» бюджетные назначения утверждены в сумме 6468,5 млн. руб., что на 5139,2 млн. руб. или в 4,9 раза больше первоначальных бюджетных назначений. При этом количество субсидий увеличилось с 27 (первоначальный закон о бюджете) до 59. Исполнение по подразделу составило 5168,7 млн. руб. или 79,9 % от утвержденных бюджетных назначений.

По 28 субсидиям исполнение составило 100 % от утвержденных в бюджете ассигнований, наиболее крупные из которых:

- субсидия на обеспечение мероприятий по капитальному ремонту многоквартирных домов за счет средств, поступивших в областной бюджет от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 438,1 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы "Комплексный инвестиционный план модернизации городского поселения Гаврилов-Ям" в части мероприятий по реконструкции коммунальной инфраструктуры в целях реализации инвестиционного проекта по созданию промышленного парка "Гаврилов-Ям" в сумме 397,9 млн. руб.;

- субсидия на реализацию областной целевой программы "Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области" в сумме 240,0 млн. руб.

Кроме этого, субсидия на бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства собственности муниципальных образований в рамках федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" профинансирована в сумме 141,8 млн. руб. (строительство крытого катка с искусственным льдом в г.Переславль-Залесский и реконструкция объектов конно-спортивного комплекса с инженерными коммуникациями г.Ярославль) или на 130,6 % от утвержденных законом о бюджете ассигнований.

Финансирование субсидий на реализацию комплексного инвестиционного плана модернизации городского поселения Ростов на строительство коммунальной инфраструктуры и на капитальный ремонт и ремонт улично-дорожной сети на общую сумму 396,8 млн. руб. не производилось. Согласно отчетности Департамента жилищно-коммунального хозяйства и инфраструктуры и Департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области причиной неисполнения вышеназванных субсидий является отсутствие заключенных муниципальных контрактов на строительство и ремонт объектов инвестиционного плана, в связи с поздними сроками заключения соглашения на получение бюджетного кредита из федерального бюджета.

Субсидия на строительство и реконструкцию автомобильных дорог г. Ярославля и искусственных сооружений на них, осуществляемые в рамках реализации подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" исполнена в сумме 1527,3 млн. руб. (72,2 % от утвержденных в бюджете ассигнований). Остаток неиспользованных бюджетных средств в сумме 587,9 млн. руб. обусловлен нарушением контрактных обязательств подрядной организацией, выполняющей работы по реконструкции объектов улично-дорожной сети г.Ярославля, согласно отчетности департамента дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области.

Как и в 2009 году, субсидия на обеспечение автомобильными дорогами новых микрорайонов, предназначенная для Ростовского муниципального района, осталась не исполнена (172,7 млн. руб.). Согласно отчетности, представленной главным распорядителем данной субсидии (Департаментом дорожного хозяйства и транспорта Ярославской области), субсидия не перечислена в связи с проведением проверок следственным комитетом при Прокуратуре РФ.

 В соответствии с правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам Ярославской области, установленными постановлением Правительства Ярославской области от 09.10.2008 № 523-п, порядки (методики) предоставления и распределения субсидий утверждаются постановлениями Правительства области до начала очередного финансового года. В нарушение этого требования в течение 2010 года были утверждены порядки (методики) по следующим субсидиям:

- субсидии на реализацию ведомственной целевой программы "Государственная поддержка граждан, проживающих на территории Ярославской области, в сфере ипотечного жилищного кредитования" (постановление Правительства Ярославской области от 21.01.2010 № 21-п);

- субсидии на реализацию мероприятий патриотического воспитания молодежи Ярославской области (постановление Правительства Ярославской области от 16.02.2010 № 52-п);

- субсидии на государственную поддержку материально-технической базы образовательных учреждений Ярославской области (постановление Правительства Ярославской области от 30.04.2010 № 242-п).

Выполнена задача, поставленная Губернатором области, по оптимизации пропорции между различными формами финансовой помощи местным бюджетам путем частичного сокращения целевых субсидий и увеличения размера дотаций, в целях повышения самостоятельности и ответственности муниципальных образований при реализации собственных полномочий. Сокращен объем бюджетных ассигнований по фонду софинансирования расходов Ярославской области с 6943,9 млн. руб. в 2009 году до 6398,5 млн. руб. в 2010 году, а объем дотаций муниципальным образованиям области увеличен с 2626,0 млн. руб. в 2009 году до 2931,9 млн. руб. в 2010 году.

По подразделу «Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» бюджетные назначения утверждены в сумме 8975,2 млн. руб. и образуют фонд компенсаций Ярославской области. Количество субвенций увеличилось с 32 (первоначальный закон о бюджете) до 33.

Исполнение по данному подразделу составило 8826,0 млн. руб. или 98,3 % от утвержденных бюджетных назначений. По сравнению с 2009 годом исполнение по подразделу увеличилось на 480,0 млн. руб. или на 5,8 %.

По 7 субвенциям исполнение составило 100 % от утвержденных в бюджете ассигнований, наиболее крупная из которых субвенция на организацию образовательного процесса в образовательных учреждениях профинансирована в сумме 3074,2 млн. руб.

За счет дополнительного поступления средств из федерального бюджета в декабре 2010 года сверх утвержденных в бюджете ассигнований профинансированы 2 субвенции:

- субвенция на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, а также ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, исполнена в сумме 13,2 млн. руб. (100,9 %);

- субвенция на предоставление мер социальной поддержки гражданам, награжденным знаком "Почетный донор России" ("Почетный донор СССР"), в части ежегодной денежной выплаты исполнена в сумме 71,9 млн. руб. (102,5 %).

По подразделу «Иные межбюджетные трансферты» бюджетные назначения утверждены в сумме 1193,7 млн. руб. Исполнение по данному подразделу составило 1147,4 млн. руб. или 96,1 % от утвержденных бюджетных назначений.

В результате перераспределения средств с подраздела «Резервные фонды» на подраздел «Иные межбюджетные трансферты» произведено финансирование расходов в сумме 147,6 млн. руб. за счет средств резервного фонда Правительства Ярославской области. Данные средства направлены в 20 муниципальных районов (городских округов) области для оказания материальной помощи гражданам, на погашение кредиторской задолженности по начислениям на оплату труда и за коммунальные услуги, на приобретение в муниципальную собственность здания для размещения детского дошкольного учреждения, объектов коммунальной инфраструктуры, памятника «Погибшим воинам», проведение противопожарных мероприятий, на строительство хоккейного корта, капитальный и восстановительный ремонт зданий, ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации и ураганов, возмещение непредвиденных расходов по теплоснабжению, электроснабжению, водоснабжению и водоотведению, а также на другие работы и мероприятия в соответствии с постановлениями Правительства Ярославской области.

Дотации (гранты) на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований области профинансированы в полном объеме (15,0 млн. руб.). Следует отметить, что в 2010 году бюджетные ассигнования на выплату данных грантов были предусмотрены в составе подраздела «Иные межбюджетные трансферты», а не перераспределялись с подраздела «Резервные фонды», как это было в 2009 году.

Межбюджетные трансферты на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате увеличения должностных окладов (ставок заработной платы) педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, входящих в полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) в сфере образования, исполнены только на 58,9 % (23,9 млн. руб.), при этом в Ярославском и Первомайском муниципальных районах исполнение составило 26,9 и 28,2 % соответственно. По информации Департамента финансов Ярославской области данные средства выделялись муниципальным образованиям исходя из фактических расходов, а запланированы по расчетным нормативам.

По подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» бюджетные назначения утверждены в сумме 2518,8 млн. руб., в том числе платежи на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) в сумме 2239,1 млн. руб.

Исполнение по подразделу «Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов» составило 2500,1 млн. руб. или 99,3 % от утвержденных бюджетных назначений.

Проведенный анализ поквартального исполнения межбюджетных трансфертов показал, что исполнение бюджетных ассигнований, как и в 2009 году, осуществлялось неравномерно. Наибольшее финансирование межбюджетных трансфертов произведено в 4 квартале и составило 6878,8 млн. руб. или 33,4 % от годового объема. При этом неравномерно осуществлялось финансирование субсидий местным бюджетам (1 квартал – 0,7 %, 2 квартал – 7,9 %, 3 квартал – 38,1 %, 4 квартал – 53,3 %). По мнению Контрольно-счетной палаты, практика неравномерного исполнения межбюджетных трансфертов в течение финансового года создает предпосылки к образованию неиспользованных ассигнований.

В связи с ростом остатка неиспользованных бюджетных ассигнований в последние годы Контрольно-счетная палата предлагает главным распорядителям бюджетных средств провести анализ причин неиспользования бюджетных назначений и принять меры по недопущению роста остатка неиспользованных бюджетных ассигнований в текущем финансовом году.

В целом исполнение межбюджетных трансфертов за 2010 год по сравнению с 2009 годом увеличилось на 175,5 млн. рублей в абсолютном выражении, или на 0,9 %. При этом количество субсидий увеличилось с 50 в 2009 году до 59 в 2010 году, а субвенций уменьшилось с 43 до 33. По прежнему наибольший удельный вес исполнения межбюджетных трансфертов приходится на фонды компенсаций, и если в 2009 году он составлял 40,9 %, то в 2010 году – 42,9 %.

 

 

Областные целевые программы

 

В 2010 году в соответствии с законом об областном бюджете осуществлялось финансирование 36 областных целевых программ (далее – ОЦП), в 2009 году – 38. Общая плановая сумма финансирования составила 5430,3 млн. руб., фактическое исполнение – 5017,7 млн. или 92,4 % плана. Расходы на ОЦП составили 12,0 % от всей суммы расходов, осуществлённых в 2010 году (5,9 % в 2009). Расходы на ОЦП в абсолютном выражении по сравнению с предыдущим годом выросли на 2796,2 млн. руб., т. е. более чем в 2,2 раза.

В целом по областным целевым программам в 2010 году достигнуты более высокие значения результативности (66,7%) по сравнению с 2009 годом (62,4%). Также выросло общее количество программ с высокой эффективностью расходов на их реализацию.

Однако, ОЦП «Берегоукрепление» показало низкую результативность и эффективность в связи с тем, что значения целевых индикаторов были рассчитаны на привлечение федеральных средств, которые не поступили. Утверждённые в программе «Противодействие коррупции в Ярославской области» (2010-2011 годы) методики не позволили оценить результативность и эффективность программы, а уровень финансирования составил 13,6 %.

При анализе данных исполнения ОЦП за 2010 год установлено, что оценка показателей результативности и эффективности всех программ не представлена в числовых значениях, т. е. их оценка не раскрывает расчётных значений согласно методикам, содержащимся в программах.

Отдельные областные целевые программы включались в расходы областного бюджета ранее, чем они были утверждены Правительством области:

- «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту» и «Профилактика правонарушений в Ярославской области»  включены в расходы областного бюджета с начала года, однако программы были утверждены соответственно 05.03.2010 и 06.04.2010.

- Программа «Развитие материально-технической базы учреждений культуры Ярославской области» на 2010-2014 годы включена в расходы бюджета с 01.10.2010, а была утверждена 17.12.2010.

 

Анализ исполнения адресной инвестиционной программы.

 

Адресная инвестиционная программа Ярославской области, принятая в сумме 3396,3 млн. руб. и исполненная в сумме 3142,0 млн. руб., выполнена на 92,5 %.

Строительство объектов областной собственности профинансировано на 89,5 % в сумме 1971,9 млн. руб.

Полностью профинансировано: газоснабжение котельной Борисоглебской районной станции по борьбе с болезнями животных сумме 0,1 млн. руб.; строительство концертно-зрелищного центра в Ярославле (194,7 млн. руб.); строительство областного перинатального центра (1279,6 млн. руб.); строительство I очереди обхода в Ярославле с мостом через Волгу (272,9 млн. руб.) – объекта федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

Средства на объекты ОЦП развития сети автомобильных дорог Ярославской области на 2010-2015 годы освоены на 99,9 % (129,5 млн. руб.). На модернизацию и оснащение ГУЗ ЯО "Областная клиническая онкологическая больница" направлено 75,3 % средств в сумме 95,1 млн. руб.

Не финансировалось проведение мероприятий по созданию промышленного парка "Гаврилов-Ям" в части мероприятий по созданию инфраструктуры, обеспечивающей организацию новых производств (200,0 млн. руб.). В сумме неисполненных назначений (254,2 млн. руб.) всей адресной инвестиционной программы наибольшую долю составляет последний объект. По информации Департамента финансов бюджетный кредит из федерального бюджета был привлечен только в конце декабря 2010 года.

Софинансирование объектов муниципальной собственности составило 98,1 % в сумме 1170,0 млн. руб. Большая часть финансирования объектов областных целевых программ по данному разделу исполнена полностью.

Финансирование мероприятий обеспечения автомобильными дорогами новых микрорайонов составило 44,4 % от плановой суммы 3,9 млн. руб., в том числе: к поселку малоэтажной застройки "Северная пасека" в Тутаевском МР – 89,3 % в сумме 1,7 млн. руб.; работы в микрорайоне № 2 в Ростове не финансировались.

Программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2010 год профинансирована на 74,2 % в сумме 2,0 млн. руб. По сведениям Департамента финансов субсидия была профинансирована полностью, но в связи с отсутствием потребности были произведены возвраты средств местными бюджетами в том же году (0,7 млн. руб.)

Более чем на 90% исполнено финансирование программ: "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ярославской области" (97,7 %);  по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области (94,6 %); "Улучшение условий проживания отдельных категорий граждан" на (99,9 %); "Чистая вода Ярославской области" (90,8 %).

Таким образом, общее исполнение Адресной инвестиционной программы характеризуется достаточно полным её освоением.

 

Анализ исполнения

Федеральной адресной инвестиционной программы.

 

Федеральная адресная инвестиционная программа Ярославской области (далее - ФАИП), принятая Законом Ярославской области «Об областном бюджете на 2010 год» в сумме 5416,2 млн. руб., исполнена в сумме 3953,9 млн. руб., или на 73,0 %, что ниже на 12,2 процентного пункта, чем в 2009 году.

По «Объектам, финансируемым через главных распорядителей областного бюджета за счёт средств, не передаваемых в местные бюджеты» при плане в 2401,3 млн. руб. исполнено 1697,5 млн. руб. или 70,7 %, в том числе:

-полностью профинансировано строительство перинатального центра в Ярославле в сумме 63,1 млн. руб. и строительство автодороги в Некрасовском МР Туношна - Бурмакино - Новое в сумме 34,3 млн. руб.;

-финансирование строительства концертно-зрелищного центра в Ярославле выполнено на 84,3% в сумме 563,4 млн. руб. На реконструкции автодороги Нагорье-Кубринск-граница Московской области освоено 87,4 % средств (17,9 млн. руб.);

-финансирование строительства I очереди обхода г. Ярославля с мостом через Волгу исполнено на 63,1 % в сумме 1018,8 млн. руб.

Исполнение раздела «Объекты, финансируемые за счёт средств, передаваемых в местные бюджеты по межбюджетным отношениям» составило 74,8 % в сумме 2256,4 млн. руб., в том числе:

-средства на реконструкцию объектов Московского проспекта и улично-дорожной сети Ярославля освоены на 75,1% в сумме 1801,8 млн. руб. Неисполненные  расходы по этому объекту (598,8 млн. руб.) составили 40,9 % от всех неисполненных расходов ФАИП (1462,3 млн. руб.);

-объекты ФЦП "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы" профинансированы на 130,6 %, в том числе: строительство крытого катка в  Переславле-Залесский – 37,2 % в сумме 21,7 млн. руб.; реконструкция объектов конно-спортивного комплекса в Ярославле – 240 % (120 млн. руб.). Перевыполнение финансирования по последнему объекту связано с дополнительным поступлением средств федерального бюджета после принятия окончательных  изменений в закон об областном бюджете на 2010 год;

-полностью исполнено финансирование: объектов по ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года" (15,1 млн. руб.); программы переселения граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, в Любимском МР по ФЦП «Жилище» (0,7 млн. руб.);

-программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области профинансирована на 98,2 % (254,3 млн. руб.); программа по переселению с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства –  на 77,5 % (34,7 млн. руб.);

-финансирование обеспечения автомобильными дорогами новых микрорайонов выполнено на 4,4 %, в том числе: к поселку "Северная пасека" в Тутаевском МР в сумме 8,1 млн. руб. (52,8 %), однако не осуществлялось финансирования микрорайона массовой малоэтажной застройки микрорайона № 2 в Ростове на сумму 170,7 млн. руб.

 

 

Дефицит областного бюджета и источники его финансирования

Государственный долг

 

В соответствии с законом Ярославской области от 10 декабря 2009г. № 71-з областной бюджет на 2010 год был утвержден с дефицитом в сумме 1369,7 млн. руб. В процессе исполнения бюджета законами Ярославской области о внесении изменений в бюджет объем дефицита и источники его финансирования были уточнены. Уточненный общий объем планового дефицита областного бюджета на 2010 год (в редакции  от 21.12.2010 № 52-з)  составил 4290,4 млн. руб., в том числе: дефицит областного бюджета – 4217,2 млн. руб.; дефицит за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности –73,2 млн. руб.

Согласно представленному проекту закона Ярославской области «Об исполнении областного бюджета за 2010 год», бюджет в 2010 году исполнен в общем объеме с дефицитом 2179,8 млн. руб., в том числе: по областному бюджету с дефицитом 2186,9 млн. руб., по предпринимательской деятельности с профицитом 7,1 млн. руб. Предельный уровень дефицита бюджета, установленный БК РФ в размере 15 процентов общего годового объёма доходов областного бюджета без учёта объёма безвозмездных поступлений, соблюдён (7,8%).

Администраторами источников внутреннего финансирования дефицита областного бюджета согласно приложению 1 к закону об областном бюджете на 2010 год являются:

- Департамент финансов Ярославской области,

- Департамент по управлению государственным имуществом Ярославской области.

Источниками финансирования дефицита областного бюджета в 2010 году явились:

- средства по операциям с государственными ценными бумагами в размере (минус)102,0 млн. рублей (получено от размещения – 3045,0 млн. руб. при плане размещения 3557,0 млн. руб. или 85,6 %; погашено – 3147,0 млн. руб. или 98,3% к бюджетным назначениям);

-  кредиты кредитных организаций в размере 1255 млн. руб. (получено - 5600,0 млн. руб. или 100 % от годового плана заимствований, погашено – 4345,0 млн. рублей или 88,9 %);

- бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации в размере 814,6 млн. руб. (получено 1064,9 млн. руб. или 75,0% от годового плана заимствований, погашено – 250,3 млн. руб. или 88,5% от годового плана погашения);

- средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта, в сумме 21,3 млн. руб. или 21,3% бюджетных назначений при плановом значении 100 ,0 млн. руб.

- бюджетные кредиты из бюджета субъекта в сумме (минус) 223,4 (предоставлено – 408,6 млн. руб. при плане 545 млн. руб. или 75,0%; возврат – 185,3 млн. руб. при плане 666,6 млн. руб. или 27,8%), в том числе:

средства от возврата бюджетных кредитов, предоставленных юридическим лицам из областного бюджета на сумму 63,9 млн. руб.; предоставление бюджетных кредитов юридическим лицам не осуществлялось;

средства от возврата бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы из областного бюджета на сумму 121,3 млн. руб.; предоставлено данных бюджетных кредитов на сумму 408,6 млн. руб.

- изменение остатков средств областного бюджета на счетах бюджета с учетом предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности в сумме 414,3 млн. руб. при планируемом положительном сальдо 1860,3 млн. руб.:

уменьшение на счетах по учету средств областного бюджета 50815,5 млн. руб.(93,4%), 

увеличение на счетах по учету средств областного бюджета (минус) 50401,2 млн. руб.(95,9%).  

В соответствии с Прогнозным планом приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2010 год приватизация акций, находящихся в собственности Ярославской области, в 2010 году не была предусмотрена.

В ходе проверки Департамента по управлению государственного имущества за 2010 год установлено, что прогноз поступления в областной бюджет денежных средств в 2010 году от продажи акций, находящихся в собственности Ярославской области,  исчислялся на основании прогнозируемой стоимости пакетов акций, включенных в прогнозные планы (программы) приватизации государственного имущества предыдущих лет по предполагаемой рыночной стоимости проданных аналогичных акций.

В то же время, в соответствии с письмами Департамента в адрес Департамента финансов Ярославской области прогнозные поступления от продажи акций и других форм участия в капитале, находящихся в собственности Ярославской области, были запланированы в сумме 100,0 млн. руб. от продажи акций ОАО «Яржилкоммунпроект».

В соответствии с протоколами заседаний Комиссии по рассмотрению экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий и приватизации государственного имущества, находящегося в собственности Ярославской области, планировалось продолжение приватизации пакетов акций, находящихся в собственности Ярославской области, следующих обществ: ОАО «Газовик» (включенного в прогнозный план 2007 года);

- ОАО «Дубки» (прогнозный план приватизации 2008 года);

- ОАО «Ярославский прибороремонтный завод» (прогнозный план приватизации 2008 года);

- ОАО «Тепличный комплекс Туношна» (прогнозный план приватизации 2008 года);

- ОАО «Аэропорт Туношна» (план приватизации 2009 года);

- ОАО «Ярославское агентство российско-китайского сотрудничества».

Из числа запланированных к приватизации пакетов акций, являющихся собственностью Ярославской области, в 2010 году были проданы акции на сумму 21,3 млн. руб.:

1. ОАО «Газовик» в количестве 6380 шт., на сумму 2,5 млн. руб. (100% уставного капитала).

2. ОАО «Дубки» в количестве 34411 шт. на сумму 17,8 млн. руб. (100% уставного капитала).

3. По требованию Департамента были проданы мелкие пакеты акций эмитентов телекоммуникации и энергетики на общую сумму 0,5 млн. руб., в том числе:

- ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» на сумму 0,432 млн. руб. (цена 1 акции 1467,99 руб. *294 шт.);

- ОАО «Центр Телеком» на сумму 0,003 млн. руб. (цена за 1 акцию 22,3руб.* 144 шт.);

- ОАО «Ставропольское акционерное общество энергетики и автоматики» на сумму 0,062 млн. руб. (цена за 1 акцию 0,205 руб.* 300000 шт.)

4. ОАО «Астраханская энергосбытовая компания» 500000 шт. на сумму 0,5 млн. руб. Выкуп акций, являющихся собственностью Ярославской области, осуществлен по предложенной ООО «ЮГК ТГК-8» цене приобретения 0,9475 руб. за одну акцию, т.е. превышающей средневзвешенную цену, полученную по результатам торгов.

Не выполнен план поступления денежных средств от продажи следующих пакетов акций, являющихся собственностью Ярославской области:

1. Продажа пакета акций ОАО «Тепличный комплекс «Туношна» (у Ярославской области 68,98% уставного капитала общества) в 2010 году была приостановлена.

2. Продажа 100 % пакета акций ОАО «Ярославский прибороремонтный завод» посредством публичного предложения признана несостоявшейся по причине отсутствия заявок.

3. Продажа 100% пакета акций ОАО «Проектный институт Яржилкоммунпроект» была включена в Прогнозный план 2008 года. До настоящего времени 100 % пакет акций общества не приватизирован.

4. Продажа пакета акций ОАО «Аэропорт Туношна» (25 % + 1 акция) была включена в Прогнозный план 2009 года.

5. Вопрос о приватизации пакета акций ОАО «Ярославское агентство российско-китайского сотрудничества» был рассмотрен на заседании Комиссии. Принято решение о проведении оценки рыночной стоимости и приватизации данного пакета акций без внесения в прогнозный план. В ходе осуществления мероприятий по определению рыночной стоимости акций выяснилось, что общество не ведет хозяйственную деятельность и не имеет активов, в связи с чем оценка пакета акций не возможна.

В соответствии с информацией Департамента финансов о бюджетных кредитах, предоставленных муниципальным образованиям, установлено, что общая сумма задолженности на 01.01.2011 года возросла на 285,5 млн. руб. и составила 926,9 млн. руб. В составе указанной задолженности согласно годовому отчету об исполнении бюджета просроченная (нереальная к взысканию) задолженность отсутствует.

В 2010 году из областного бюджета муниципальным образованиям области было выдано бюджетных кредитов на общую сумму 408,6 млн. руб., что не превышает лимит предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям, установленный законом об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов в размере 545,0 млн. руб.

При проведении проверки Департамента финансов Ярославской области  представлено 14 договоров на предоставление бюджетных кредитов муниципальным районам:

- на покрытие временного кассового разрыва - 1 (Ростовскому муниципальному району 10,0 млн. руб.), возврат осуществлен;

- на финансирование целевых расходов местных бюджетов – 13  на сумму 398,6 млн. руб.

Согласно информации Департамента финансов о бюджетных кредитах, предоставленных из бюджета области юридическим лицам, установлено, что общая сумма задолженности на 01.01.2011 сократилась на 118,9 млн. руб. и составила 990,1 млн. руб. Сумма просроченной задолженности увеличилась по сравнению с 01.01.2010 на 28,1 млн. руб. и составила 51,6 млн. руб.

Общая сумма задолженности по бюджетным кредитам из областного бюджета, указанная в приложениях к проекту закона, подтверждена данными баланса исполнения бюджета и отражена в сведениях о дебиторской задолженности.

Контрольно-счетная палата обращает внимание на отсутствие единого подхода при отражении в источниках финансирования дефицита суммы возврата централизованных кредитов АПК 1992-1994 годов, предоставленных другим бюджетам из бюджета субъекта, в сумме 0,3 млн. руб. в проекте закона об исполнении бюджета и в бухгалтерской отчетности на 01.01.2011(различный код бюджетной классификации).

В соответствии с отчетом о состоянии государственного долга Ярославской области общий объем долга на 1 января 2011 года не превышает установленного статьей 28 закона о бюджете верхнего предела государственного внутреннего долга Ярославской области  (12437,2 млн. руб.) и составляет 11992,3 млн. руб., или 43,0% от объема доходов без учета безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям статьи 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации.  Уровень государственного долга к объему доходов без учета безвозмездных поступлений Ярославской области по состоянию на 1 января 2011 года ниже аналогичного показателя на 1 января 2010 года (46,4%).

 Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Ярославской области на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов, утвержденными постановлением Губернатора области от 02.06.2009 N 267, поставлены следующие задачи: обеспечить проведение эффективной и взвешенной долговой политики области, поддержание кредитного рейтинга области и недопущение увеличения расходов бюджета на обслуживание государственного долга за счет пеней и штрафов.

Исходя из поставленных задач, в составе закона о бюджете была утверждена программа государственных внутренних заимствований на 2010 год, предусматривающая предельный объем заимствований в размере 7638,8 млн. руб. и верхний предел государственного долга по состоянию на 01.01.2011 в сумме 11356,2 млн. руб.

В результате внесения изменений предельный объем заимствований в последней редакции закона увеличен по сравнению с первоначальным на 2937,7 и достиг 10576,5 млн. руб., верхний предел государственного долга – до 12437,2 млн. руб.  Согласно отчету о состоянии долга фактически привлечено заимствований в размере 9721,7 млн. руб., что на 854,8 млн. руб. ниже установленных законом о бюджете. Погашено заимствований 7795,3 млн. руб., что также ниже установленных законом о бюджете на 572,7 млн. руб. На сумму долга повлияла также сумма курсовой разницы по бюджетным кредитам (минус) 42,4 млн. руб.

 В течение 2010 года государственный долг Ярославской области вырос на1884,0 млн. руб. или на 18,6%, и по состоянию на 01.01.2011 млн. руб. составил 11992,3 млн. руб. Данные о сумме государственного долга в форме бухгалтерской отчетности Департамента финансов (0503172) не соответствуют данным сводной отчетности.

В 2010 году в соответствии с Программой государственных внутренних заимствований планировалось доразмещение государственных облигаций Ярославской области 2008 года и размещение государственных облигаций Ярославской области 2010 года в объёме 3000,0 млн. руб.

 Согласно отчету об    итогах эмиссии государственных облигаций объем  доразмещения  государственных облигаций Ярославской области 2008 года по номинальной стоимости составил 556,7 млн. руб.; государственные облигации Ярославской области 2010 года были размещены не в полном объёме на сумму 2500,0 млн. руб. по номинальной стоимости. Объем погашения составил 3200 млн. руб.

           В отчетном году не увеличился удельный вес рыночных заимствований в общем объеме долга.

Доля государственного долга, выраженного в государственных ценных бумагах, в общем объеме долга на 1 января 2011 по сравнению с 1 января 2010 года снизилась с 52,4% до 42,9%. За 2010 год объем обязательств в виде ценных бумаг уменьшился на 143,3 млн. руб. и составил на конец отчетного года 5150,0 млн. руб. Объем долговых обязательств в ценных бумагах приходится на государственные облигации области с датой погашения с 19.04.2011 по 16.05.2013.

Доля кредитов кредитных организаций в общем объеме долга выросла на 6,2 процентного пункта и составила 33,3%. За 2010 год объем обязательств по кредитам увеличился на 1255,0 млн. руб. Кредиторская задолженность перед кредитными организациями в соответствии с бухгалтерской отчетностью составляет 3990,0 млн. руб. со сроком погашения до 13.10.2012.

Доля бюджетных кредитов в общем объеме долга выросла на 3,2 процентного пункта и составила 23,8%. По кредитам, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, начислена курсовая разница в сумме (минус) 42,4 млн. руб. За 2010 год объем обязательств по бюджетным кредитам (с учетом курсовой разницы) увеличился на 772,2 млн. руб. Кредиторская задолженность по бюджетным кредитам перед Минфином составляет 2852,3 млн. руб.

В 2010 году международное рейтинговое агентство Fith Ratings изменило со «Стабильного» на «Позитивный» прогноз по рейтингам Ярославской области и подтвердило долгосрочные рейтинги региона в иностранной и национальной валюте на уровне «BB-», краткосрочный рейтинг в иностранной валюте - на уровне «B» и долгосрочный рейтинг по национальной шкале - на уровне «A+(rus)». По информации агентства изменение прогноза отражает ожидания Fith, что Ярославская область испытает благоприятное воздействие улучшения макроэкономической среды в России в 2010 году и в среднесрочной перспективе, что будет поддерживать ее налоговые доходы и обеспечит более высокую гибкость по рефинансированию долга с наступающими сроками погашения.

В 2010 году расходы областного бюджета по подразделу «Обслуживание государственного и муниципального долга» составили 835,5 млн. руб., или 96,5% от утвержденных законом бюджетных назначений 2010 года (866,0 млн. рублей).

Доля расходов на обслуживание государственного долга в общем объеме расходов бюджета за исключением объема расходов, осуществляемых за счет субвенций, составила 2,19%, т.е. не превысила предельных значений, установленных статьей 111 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В первоначальной редакции закона о бюджете данное соотношение предусматривалось равным 3,52%, в процессе исполнения бюджета корректировалось и в последней редакции закона снизилось до 2,11%. Относительно предыдущего 2009 года (3,04%) данный показатель снизился на 0,85 процентного пункта.

 

 

Председатель

Контрольно-счетной палаты                                                            А.П.Набатов

 



Инициативы и обращения Думы в федеральные структуры