Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от | 20.11.2015 |
| № | 334 |
Об итогах мониторинга правоприменения
Закона Ярославской области от 28.12.2011
№ 58-з «Об управлении и распоряжении
имуществом Ярославской области»
Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять Отчет к сведению (прилагается).
2. Расширить контроль Ярославской областной Думы за управлением и распоряжением областным имуществом.
3. Дополнить Закон Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»:
- новой формой контроля за использованием областного имущества в виде анализа отчетов Правительства Ярославской области об управлении и распоряжении областным имуществом и управлении находящимися в собственности Ярославской области акциями открытых акционерных обществ (долями обществ с ограниченной ответственностью), использовании специального права Ярославской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»), которые необходимо предоставлять в Ярославскую областную Думу ежегодно в срок до 1 мая;
-нормативным регулированием вопросов участия Ярославской области в юридических лицах.
4. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области.
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 20.11.2015 № 334
Отчет
об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области
от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»
I. Общие положения
Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и планом работы комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству, утвержденным решением комитета от 09.12.2014 № 93.
Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» (далее – Закон Ярославской области № 58-з).
Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 13.11.2014 № 77 (далее – рабочая группа).
Время проведения мониторинга – 1-3 кварталы 2015 года.
II. Цели и задачи мониторинга
Целью осуществления правового мониторинга является совершенствование Закона Ярославской области № 58-з.
Задачами правового мониторинга являются:
- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона Ярославской области № 58-з;
- выявление в Законе Ярославской области № 58-з пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;
- выявление коррупциогенных факторов;
- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона Ярославской области № 58-з и подзаконных нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;
- выявление ошибок юридико-технического характера и их устранение;
- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона Ярославской области № 58-з и принятых в связи с ним нормативных правовых актов.
III. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга
Председатель рабочей группы – Е.Н. Заяшников, заместитель Председателя Ярославской областной Думы;
Члены рабочей группы:
С.А. Балабаев, А.Г. Гончаров, А.Н. Кучменко, И.Т. Парамонов, П.А. Смирнов – депутаты Ярославской областной Думы;
О.М. Краснова – заместитель начальника правового управления аппарата Ярославской областной Думы.
В деятельности рабочей группы принимали участие:
А.Н. Долгов – заместитель Председателя Правительства Ярославской области – директор департамента финансов Ярославской области;
А.В. Иванова – начальник юридического отдела департамента финансов Ярославской области;
В.И. Кусков – директор департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области;
Т.И. Потолов – заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области;
П.В. Штарев – начальник управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;
А.В. Вошатко – заместитель начальника управления – начальник юридического отдела управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;
А.Е. Горячев – консультант-юрист управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами.
Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:
- разработан и направлен в органы исполнительной власти Ярославской области запрос о ходе реализации Закона Ярославской области № 58-з и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;
- рассмотрена информация Правительства Ярославской области о реализации на территории Ярославской области Закона Ярославской области № 58-з;
- проведена правовая оценка хода реализации норм Закона Ярославской области № 58-з и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений.
За время проведения мониторинга рабочая группа провела 5 заседаний.
IV. Проведение мониторинга
4.1. Оценка хода реализации норм Закона Ярославской области № 58-з
Закон Ярославской области № 58-з разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ярославской области, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
Закон Ярославской области № 58-з устанавливает правовые основы управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Ярославской области, полномочия органов государственной власти Ярославской области по управлению и распоряжению областным имуществом, в том числе в сфере приватизации. Нормами Закона Ярославской области № 58-з областное имущество закрепляется за органами государственной власти Ярославской области, государственными унитарными предприятиями Ярославской области, государственными учреждениями Ярославской области на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в соответствии с действующим законодательством.
Правом управлять и распоряжаться областным имуществом, а также определять уполномоченный орган по реализации норм Закона Ярославской области № 58-з наделено Правительство Ярославской области.
Указанное право реализовано. Подготовлены и приняты постановления Правительства Ярославской области от 05.02.2013 № 60-п «Об утверждении Порядка предоставления в аренду, безвозмездное пользование имущества, находящегося в собственности Ярославской области, признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области и частично утратившим силу постановления Администрации области от 01.03.2002 № 34», от 23.12.2010 № 969-п «О порядке ведения реестра имущества, находящегося в собственности Ярославской области, в части автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них и внесении изменений в постановление Правительства области от 23.12.2002 № 219», от 18.04.2011 № 270-п «Об утверждении положения о порядке управления и распоряжения имуществом, составляющим казну Ярославской области», от 17.09.2012 № 916-п «Об утверждении положения об организации продажи имущества, находящегося в собственности Ярославской области, без объявления цены», от 15.06.2012 № 563-п «Об утверждении положения о порядке принятия решений о создании, изменении вида, реорганизации и ликвидации государственных унитарных предприятий Ярославской области и признании утратившим силу постановления Администрации области от 03.09.2002 № 144», от 11.05.2012 № 415-п «О подборе кандидатов на должности руководителей государственных организаций Ярославской области», постановление Администрации Ярославской области от 04.10.2005 № 256 «О порядке участия Ярославской области в хозяйственных обществах и некоммерческих организациях» и другие подзаконные акты.
Вышеуказанные правовые акты рассмотрены членами рабочей группы в рамках оценки практической реализации Закона Ярославской области № 58-з. Ход реализации указанного закона оценивался по результатам рассмотрения информации Правительства Ярославской области, включая информацию о перечне предприятий, находящихся в собственности Ярославской области, и итогах их работы за 2013 и 2014 годы. Были отмечены недостатки в работе органов исполнительной власти области по управлению и распоряжению имуществом.
Члены рабочей группы сочли необходимым изучить региональный опыт реализации полномочий законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по управлению и распоряжению имуществом, находящимся в собственности регионов, и возможность законодательного регулирования следующих порядков и критериев:
- порядка установления тарифов на услуги государственных предприятий и учреждений, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;
- порядка передачи в аренду областного имущества, утверждения методики расчета арендной платы за пользование областным имуществом;
- порядка определения размера части прибыли государственных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, подлежащих перечислению в бюджет Ярославской области;
- порядка распределения доходов казенного предприятия;
- порядка приватизации областного имущества;
- порядка принятия решений о передаче областного имущества в залог, доверительное управление, безвозмездное пользование, заключении договоров мены, лизинга и иных форм передачи областного имущества в соответствии с федеральным законодательством;
- порядка принятия решений об участии области в коммерческих и некоммерческих организациях в соответствии с федеральными законами;
- порядка проведения анализа эффективности использования областного имущества, с учетом имущества, составляющего казну области, включая установление критерия направления части доходов, полученных от использования областного имущества, на его реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт;
- критериев определения эффективности использования имущества в акционерных (хозяйственных) обществах с участием области в их уставном капитале и механизма реализации решений по дальнейшему использованию областного имущества через представителей собственника в органах управления указанных обществ.
В ходе последовательного рассмотрения вышеуказанных актов члены рабочей группы пришли к мнению о нецелесообразности внесения в Закон Ярославской области № 58-з норм, регулирующих рассмотренные порядки и критерии.
В рамках мониторинга рабочей группой был также рассмотрен проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области», внесенный в Ярославскую областную Думу депутатом С.А. Балабаевым и находящийся на рассмотрении в комитете Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству. Законопроектом предполагалось перераспределение полномочий в сфере управления и распоряжения областным имуществом с органов исполнительной власти Ярославской области на Ярославскую областную Думу.
4.2. Проблемы реализации Закона Ярославской области № 58-з
В результате мониторинга правоприменения Закона Ярославской области № 58-з установлено, что проблемы, возникающие в ходе его реализации, носят преимущественно оперативный характер.
V. Выводы о состоянии объекта мониторинга и предложения по принятию
необходимых мер для решения проблем, выявленных в процессе проведения мониторинга
По результатам мониторинга правоприменения Закона Ярославской области № 58-з сделаны следующие выводы.
1. В Ярославской области осуществляется реализация Закона Ярославской области № 58-з.
2. В Законе Ярославской области № 58-з отсутствуют:
- законодательные пробелы, противоречия;
- дублирование в правовом регулировании и коллизии норм права;
- коррупциогенные факторы;
- ошибки юридико-технического характера.
3. Правительством Ярославской области подготовлены и приняты все подзаконные акты, необходимые для реализации норм Закона Ярославской области № 58-з.
4. Деятельность исполнительных органов государственной власти Ярославской области при реализации Закона Ярославской области № 58-з не в полной мере направлена на повышение эффективности управления и распоряжения областным имуществом, что не способствует решению задач социально-экономического развития области.
5. Необходимо расширить контроль со стороны законодательного органа государственной власти за управлением и распоряжением областным имуществом.
С целью усиления контроля Ярославской областной Думы за управлением и распоряжением имуществом Ярославской области принято решение внести изменения в действующий Закон Ярославской области № 58-з.
Законопроектом необходимо дополнить Закон Ярославской области № 58-з новой формой контроля за использованием областного имущества, а именно: анализом отчетов Правительства Ярославской области об управлении и распоряжении областным имуществом и управлении находящимися в собственности Ярославской области акциями открытых акционерных обществ (долями обществ с ограниченной ответственностью), использовании специального права Ярославской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»). Указанные отчеты ежегодно в срок до 1 мая должны быть представлены в Ярославскую областную Думу. Также необходимо уточнить нормативное регулирование вопросов участия Ярославской области в юридических лицах.
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (в режиме ВКС)
Время: 13:00Проведение урока парламентаризма для учащихся специальности «Право и организация социального обеспечения» Ярославского Градостроительного колледжа
Время: 16:00Участие в заседании рабочей группы при Комитете ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства на тему «О практике регионов по реализации внеурочного курса «Моя семья» в образовательных учреждениях субъектов РФ» (в режиме ВКС)