Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»
Постановление от 22.11.2016 №333

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

 

от

  22.11.2016

 

333

 

Об итогах мониторинга

правоприменения

Закона Ярославской области

от 19.12.2005 № 83-з

«О государственном регулировании

инвестиционной деятельности

на территории Ярославской области»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области» (далее – Отчет), в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению указанный Отчет (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Ярославской области:

1) рассмотреть возможность расширения перечня приоритетных инвестиционных проектов посредством изменения требований к инвестиционным проектам и критериев их отбора;

2) определить порядок предоставления инвесторами дополнительной информации по обоснованию причин невыполнения обязательств, связанных с реализацией приоритетных инвестиционных проектов;

3) активизировать работу по реализации межмуниципальных инвестиционных проектов и предоставлению информации о земельных участках для размещения объектов инвестиционной деятельности на территории Ярославской области;

4) рассмотреть возможность предоставления инвестиционного налогового кредита, государственно-правовых гарантий Ярославской области, субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг как форм финансовой государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов;

5) провести работу по снятию ограничений по оценке эффективности расходования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения или приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Ярославской области.

3. Разместить настоящее Постановление и Отчет на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

4. Направить настоящее Постановление и Отчет в Правительство Ярославской области.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 22.11.2016  № 333

 

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з

«О государственном регулировании инвестиционной деятельности

на территории Ярославской области»

 

1. Общие положения

Правовой мониторинг осуществлялся в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», планом работы комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству, утвержденным решением комитета от 08.12.2015 № 82.

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области» (далее – Закон № 83-з).

Период, включенный в мониторинг, – 2014-2016 годы.

Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 13.09.2016 № 47 (далее – рабочая группа).

Время проведения мониторинга – второй квартал 2016 года.

 

2. Цели и задачи мониторинга правоприменения

Целью осуществления мониторинга правоприменения Закона № 83-з является повышение его качества и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов, направленных на создание режима максимального благоприятствования в Ярославской области для участников инвестиционной деятельности вне зависимости от их организационно-правовых форм.

Задачами мониторинга правоприменения Закона № 83-з являются:

- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона № 83-з и принятых в соответствии с ним нормативно-правовых актов Ярославской области, устранение и предотвращение нежелательных последствий их действия;

- выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании, коллизий норм права, коррупциогенных факторов, ошибок юридико-технического характера;

- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона № 83-з.

 

3. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга правоприменения

В соответствии с решением комитета в состав рабочей группы вошли:

А.Н. Кучменко – депутат Ярославской областной Думы, председатель рабочей группы;

А.Г. Гончаров, И.Т. Парамонов – депутаты Ярославской областной Думы;

И.Н. Черничкина – консультант-юрист отдела законотворчества и юридической экспертизы правового управления аппарата Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие:

Б.В. Тамаров – исполняющий обязанности директора департамента инвестиционной политики Ярославской области;

Н.Д. Ананьева – заместитель директора – председатель комитета регулирования инвестиционной деятельности департамента инвестиционной политики Ярославской области;

И.А. Гордеева – председатель комитета правовой экспертизы и организационно-кадровой работы департамента инвестиционной политики Ярославской области;

О.Е. Калинина – консультант-юрист отдела правовых исследований управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами.

В рабочей группе принимали участие представители Союза «Торгово-промышленная палата Ярославской области», предпринимательского сообщества.

Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

- разработаны и направлены в органы исполнительной власти и местного самоуправления Ярославской области запросы о ходе реализации Закона № 83-з и имеющихся проблемах в связи с его исполнением;

- систематизированы поступившие на запросы ответы;

- подготовлена и рассмотрена информация о реализации на территории Ярославской области Закона № 83-з, содержащая результаты, проблемы и пути их решения;

- проведена правовая оценка хода реализации норм Закона № 83-з.

 

4. Проведение мониторинга правоприменения

Мониторинг правоприменения Закона № 83-з на территории Ярославской области проведен на основе информации о результатах его реализации, предоставленной Правительством, муниципальными районами и городскими округами Ярославской области.

Для достижения поставленной в рамках мониторинга правоприменения цели и решения обозначенных задач членами и участниками рабочей группы рассмотрены вопросы, касающиеся:

- форм государственного регулирования инвестиционной деятельности, используемых на территории Ярославской области;

- обеспечения гарантий инвестиционной деятельности;

- реализации прав и выполнения обязанностей инвесторами и управляющими компаниями;

- государственной поддержки инвестиционной деятельности на территории Ярославской области.

В ходе мониторинга правоприменения Закона № 83-з установлено, что реализации его концептуальной задачи способствуют принятые подзаконные нормативные правовые акты. Посредством них определены приоритетные направления развития и инвестиционная стратегия Ярославской области, план мероприятий по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, порядок и условия привлечения инвестиций в инфраструктурные проекты, предоставления государственной поддержки инвестиционной деятельности, а также урегулированы вопросы формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов, оценки их эффективности.

 

4.1. Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности, используемые на территории Ярославской области

Государственное регулирование инвестиционной деятельности на территории Ярославской области осуществляется посредством прямого участия в инвестиционной деятельности и создания благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности.

В форме прямого участия в инвестиционной деятельности органами исполнительной власти Ярославской области формируется и реализуется адресная инвестиционная программа, разработан, утвержден и осуществляется межмуниципальный инвестиционный проект, финансируемый за счет средств областного бюджета (проект создания и развития индустриального парка «Новоселки»), размещаются на конкурсной основе средства областного бюджета для реализации инвестиционных проектов в установленном порядке. В рамках адресной инвестиционной программы ежегодно выделяются бюджетные ассигнования на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкции объектов капитального строительства и на приобретение объектов недвижимого имущества на территории Ярославской области, в частности, департаментом имущественных и земельных отношений Ярославской области приобретаются объекты социальной инфраструктуры. 

В рамках государственного регулирования инвестиционной деятельности выполнен ряд мероприятий, способствующих созданию благоприятных условий для указанной деятельности. Приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты, созданы общественные институты инвестиционного развития, в частности, ГБУ Ярославской области«Центр развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор), ОАО «Ярославский индустриальный парк», Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства. В ходе реализации норм Закона № 83-з значительные усилия были направлены на развитие инфраструктуры инвестиционной деятельности. С этой целью созданы и функционируют такие инфраструктурные объекты, как индустриальный парк «Новоселки», промышленные парки «Копаево», «Мастер». Они обеспечивают необходимый комплекс услуг для инвесторов, управляющих компаний и резидентов. Проводятся работы по созданию промышленного парка «Гаврилов-Ям».

Благоприятными условиями для инвестиционной деятельности на территории Ярославской области служат действия органов исполнительной власти по оказанию содействия инвесторам в подборе и предоставлении земельных участков для размещения объектов инвестиционной деятельности, осуществлению методической и консультационной помощи субъектам, осуществляющим указанную деятельность.

Предложенные органами исполнительной власти Ярославской области земельные участки выбраны такими компаниями, как ООО «Безен Хелскеа Рус», ООО «Ярославский завод напитков», ГБУЗ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств».

 

4.2. Обеспечение гарантий инвестиционной деятельности

Всем инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ярославской области, обеспечены равные права и защита капитальных вложений. Инвесторы не обжаловали в судебном порядке действия департамента инвестиционной политики Ярославской области по обеспечению гарантий инвестиционной деятельности, нарушению их прав.

При этом в ходе реализации Закона № 83-з имелись нарушения обязанностей инвесторов, предусмотренные частью 3 статьи 3 указанного Закона, в частности, касающиеся выполнения условий реализации инвестиционного проекта в соответствии с бизнес-планом, соглашением о государственной поддержке инвестиционного проекта. При нарушении обязанностей инвесто­рами Правительством Ярославской области приостанавливалась поддержка реализуемых ими приоритетных инвестиционных проектов. Возобновление предоставления финансовых форм госу­дарственной поддержки инвестиционной деятельности осуществлялось только после устранения обстоятельств, послуживших основанием для их приостановления. При неустранении указанных обстоятельств государственная поддержка инвестиционных проектов была прекращена, а сумма неуплаченных налогов в результате предоставления государственной поддержки подлежала возврату в областной бюджет в установленном порядке.

 

4.3. Государственная поддержка инвестиционной деятельности на территории Ярославской области

В рамках реализации норм Закона № 83-з производится нефинансовая и финансовая государственная поддержка инвесторов, управляющих компаний и резидентов промышленных (индустриальных) парков, осуществляющих инвестиционную деятельность на территории Ярославской области.

Нефинансовые формы государственной поддержки инвестиционной деятельности включают в себя:

- оказание методической и консультационной помощи субъектам инвестиционной деятельности;

- предоставление информации о земельных участках для размещения объектов инвестиционной деятельности (на инвестиционном портале или в рамках деятельности открытого акционерного общества «Ярославский индустриальный парк»);

- размещение информации об инвестиционных проектах, реализуемых на территории Ярославской области;

- организацию взаимодействия инвесторов по принципу «одного окна» со структурами и организациями, заинтересованными в реализации инвестиционных проектов, включая взаимодействие в рамках инвестиционных соглашений о сотрудничестве, взаимодействии и реализации инвестиционных проектов. В рамках указанного взаимодействия заключены соглашения о сотрудничестве между Правительством Ярославской области и Ассоциацией современной фармацевтической промышленности и инновационной медицины, ПАО «Сбербанк России», ПАО «Нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», а также Меморандум о взаимодействии с государственной корпорацией «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» и ряд других соглашений;

- представление инвестиционных проектов, реализуемых на террито­рии Ярославской области, на российских и международных форумах, вы­ставках, конференциях, презентациях, в иностранных посольствах (Ярославский инвестиционный форум, Международный инвестиционный форум в городе Сочи, Петербургский международный экономический форум, Российский фармацевтический форум, бизнес-миссии в Чешскую Республику, Республику Словению, Финляндскую Республику и другие);

- размещение информации об инвестиционных проектах, реализуемых на территории Ярославской области, в российских и зарубежных средствах массовой информации, рекламных буклетах Ярославской области;

- обращение в федеральные органы исполнительной власти с предло­жением о поддержке инвестиционных проектов, реализуемых на территории Ярославской области. Ярославская область представлена в федеральной це­левой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» инвестиционными проектами «Золотое коль­цо» и «Ярославское взморье»;

- организацию участия в федеральных конкурсах инвестиционных проектов для привлечения льготного финансирования региональных проектов (конкурс «Ежегодная общественная премия «Регионы – устойчивое развитие», конкурс на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства).

В Ярославской области финансовые формы государственной поддержки инвестиционной деятельности инвесторам, управляющим компаниям и резидентам промышленных (индустриальных) парков предоставляются по инвестиционным проектам, включенным в перечень приоритетных инвестиционных проектов или реестр инвестиционных проектов по созданию и развитию промышленных (индустриальных) парков.

При этом следует отметить, что до настоящего времени реестр инвестиционных проектов по созданию и развитию промышленных (индустриальных) парков на территории Ярославской области не ведется и, как следствие, не осуществляется финансовая поддержка указанных проектов. Это обусловлено отсутствием возможности у органов исполнительной власти принятия либо изменения нормативно-правовых актов в части регулирования вопросов оказания государственной поддержки индустриальным (промышленным) паркам и их управляющим компаниям, поскольку такое регулирование находилось в процессе разработки на уровне Российской Федерации.

Финансовая государственная поддержка инвестиционной деятельности осуществляется в рамках приоритетных инвестиционных проектов Ярославской области. Правительством Ярославской области установлен порядок формирования перечня приоритетных инвестиционных проектов, определения форм государственной поддержки и осуществления мониторинга их реализации. Отбор проектов для включения в перечень приоритетных инвестиционных проектов осуществляется созданной при Правительстве Ярославской области комиссией по государственной поддержке инвестиционной деятельности.

Наиболее распространенной финансовой формой государственной поддержки инвестиционной деятельности является предоставление инвесторам налоговых льгот. Установлены льготы по налогу на имущество, прибыль и по транспортному налогу. Департаментом инвестиционной политики Ярославской области ведется мониторинг эффективности указанной формы государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов. Критерием эффективности предоставления налоговых льгот определено превышение суммы создаваемых по приоритетному инвестиционному проекту экономических эффектов, включающих заработную плату работников, объем поступивших в консолидированный бюджет Ярославской области налоговых платежей, размер полученной чистой прибыли, над объемом инвестиционных затрат. При этом в динамике за последние три года в Ярославской области имеет место снижение бюджетной эффективности государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов (отношение величины налоговых платежей, поступивших в консолидированный бюджет Ярославской области от реализации указанных проектов, к объему оказанной финансовой государственной поддержки инвестиционной деятельности в рамках проектов). Это обусловлено изменением отраслевой структуры перечня приоритетных инвестиционных проектов, в частности, включением в перечень проектов в области энергетики, а также изменением стадий реализации поддерживаемых проектов. При этом, несмотря на снижение показателя, дополнительные доходы областного бюджета от государственной поддержки инвестиционной деятельности превышают объем указанной поддержки.

В Ярославской области не получила широкого распространения, но имела место финансовая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности в виде предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии предоставлялись юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты Ярославской области, в отношении которых Правительством Ярославской области были приняты обязательства. В соответствии с этим субсидии из областного бюджета были предоставлены ООО «Комацу Мэнуфэкчуринг Рус» и ООО «Линдаб Билнингс» на возмещение затрат по строительству объектов внеплощадочной инженерной и транспортной инфраструктуры. В последние годы активно развивается индустриальный парк «Новоселки», где за счет средств областного бюджета создается инфраструктура, необходимая для реализации инвестиционных проектов резидентов парка.

В настоящее время остается невостребованной такая форма финансовой государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов, как льготная ставка арендной платы за пользование государственным имуществом, так как в рамках реализации указанных проектов такое имущество не используется.

Не используются в Ярославской области такие формы финансовой государственной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление инвестиционного налогового кредита и государственно-правовых гарантий Ярославской области.

В рамках реализации статей 26 и 27 Закона № 83-з в Ярославской области осуществляется приостановление, возобновление и прекращение финансовых форм государственной поддержки инвестиционной деятельности. Основаниями для выполнения указанных действий явилось:

- невыполнение параметров бизнес-плана в части сроков и объемов осуществления капитальных вложений;

- невыполнение параметров соглашения о реализации приоритетного инвестиционного проекта в части уменьшения фактических налоговых платежей по отношению к платежам, запланированным бизнес-планом;

- выявлением обстоятельств, делающих нецелесообразным дальнейшую реализацию и государственную поддержку инвестиционного проекта;

- невыполнение условий возобновления ранее приостановленной государственной поддержки;

- истечение сроков государственной поддержки.

 

5. Проблемы реализации Закона № 83-з

В ходе реализации статьи 9 Закона № 83-з в Ярославской области предоставляются бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление субсидий на реализацию инвестиционных проектов строительства, реконструкцию объектов капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества в областную собственность на территории Ярославской области. Реализация поставленных в результате осуществления бюджетных ассигнований целей должна сопровождаться оценкой эффективности использования средств областного бюджета, направленных на капитальные вложения.

Однако в соответствии с действующим законодательством Ярославской области не производится оценка эффективности использования бюджетных средств в отношении инвестиционных проектов, стоимость которых составляет менее тридцати миллионов рублей и реализация которых осуществляется без привлечения софинансирования из федерального бюджета.

При проведении указанной оценки эффективности имеется ограничение, не позволяющее производить сравнение инвестиционного проекта с проектом-аналогом в случае, если по инвестиционному проекту имеется оценка достоверности сметной стоимости.

В целях повышения эффективности расходования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения или приобретение объек­тов недвижимого имущества в собственность Ярославской области, необходимо внести изменения в нормативно-правовые акты в части снятия имеющихся ограничений при оценке инвестиционных проектов.

 

6. Результаты проведенного мониторинга правоприменения Закона № 83-з

1. Закон № 83-з реализуется на территории Ярославской области, но в виду отсутствия финансовых возможностей отдельные его нормы не получили широкого распространения на практике.

2. Органами исполнительной власти Ярославской области не приняты необходимые подзаконные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Закона № 83-з в части поддержки индустриальных (промышленных) парков и предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

3. В рамках реализации норм Закона № 83-з:

- не получили распространение межмуниципальные инвестиционные проекты;

- не используются такие формы финансовой государственной поддержки инвестиционной деятельности, как предоставление инвестиционного налогового кредита, государственно-правовых гарантий Ярославской области, субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг;

- имеют место проблемы в проведении оценки эффективности инвестиционных проектов, реализуемых с использованием средств областного бюджета.

7. Предложения по результатам проведенного мониторинга правоприменения Закона № 83-з

Рабочая группа решила:

Предложить органам исполнительной власти Ярославской области в рамках реализации норм Закона № 83-з:

- рассмотреть возможность расширения перечня приоритетных инвестиционных проектов посредством изменения требований к инвестиционным проектам и критериев их отбора;

- определить порядок предоставления инвесторами дополнительной информации по обоснованию причин невыполнения обязательств, связанных с реализацией приоритетных инвестиционных проектов;

- активизировать работу по реализации межмуниципальных инвестиционных проектов и предоставлению информации о земельных участках для размещения объектов инвестиционной деятельности на территории Ярославской области;

- рассмотреть возможность предоставления инвестиционного налогового кредита, государственно-правовых гарантий Ярославской области, субсидий из областного бюджета на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг как форм финансовой государственной поддержки приоритетных инвестиционных проектов;

- провести работу по снятию ограничений по оценке эффективности расходования средств областного бюджета, направляемых на капитальные вложения или приобретение объектов недвижимого имущества в собственность Ярославской области.

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5