Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от | 04.04.2017 |
| № | 63 |
Об обращении Ярославской областной
Думы к Председателю Правительства
Российской Федерации Д.А. Медведеву
о переносе даты вступления в силу статьи 16.1
Федерального закона «Об охране окружающей среды»
в отношении операторов по обращению с твердыми
коммунальными отходами, осуществляющими
деятельность по их размещению
Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о переносе даты вступления в силу статьи 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в отношении операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению (прилагается).
2. Обратиться к законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанное обращение.
3. Направить настоящее Постановление и указанное обращение Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Приложение
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 04.04.2017 № 63
Обращение Ярославской областной Думы
к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву
о переносе даты вступления в силу статьи 16.1 Федерального закона
«Об охране окружающей среды» в отношении операторов
по обращению с твердыми коммунальными отходами,
осуществляющими деятельность по их размещению
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 219-ФЗ) Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) дополнен статьей 16.1, в соответствии с которой к лицам, обязанным вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, отнесены региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению. В соответствии со статьей 12 Федерального закона № 219-ФЗ обязанность региональных операторов и операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возникает с 1 января 2015 года.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к операторам по обращению с твердыми коммунальными отходами отнесены индивидуальные предприниматели или юридические лица, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В 2017 году в Ярославскую областную Думу поступили многочисленные обращения от организаций, являющихся операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, с просьбой оказать содействие в вопросе внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На практике операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, попали в ситуацию, при которой в соответствии с разъяснениями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор), изложенными в письме от 11.04.2016 № АС-06-01-36/6155 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду», оказались в числе должников по плате за негативное воздействие на окружающую среду. По мнению Росприроднадзора, до 1 января 2017 года (до дня утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с региональным оператором) они не должны были уплачивать указанную плату, а к ее плательщикам должны быть отнесены исключительно лица, образующие твердые коммунальные отходы.
Однако своим письмом от 21.02.2017 № АС-06-02-36/3591 «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» Росприроднадзор меняет свою позицию и указывает, что согласно абзацу 2 части 1 статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по их размещению, являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов. Также в письме указывается, что разъяснения территориальных органов, содержащие иную правовую позицию, подлежат удалению с официальных сайтов территориальных органов в сети «Интернет».
Таким образом, в результате противоречивой позиции Росприроднадзора у обратившихся в Ярославскую областную Думу операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, образовалась задолженность по платежам за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за двухлетний период (с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года), а также пени в связи с несвоевременным внесением платы.
На протяжении 2015-2016 годов неоднократно менялись сроки введения в действие норм законодательства о твердых коммунальных отходах и охране окружающей среды в части соглашений между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами, установления единого тарифа на услуги регионального оператора, кроме сроков введения статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ, предусматривающей обязанность операторов с 1 января 2015 года вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Учитывая, что плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов не учтена в тарифах на их захоронение на 2015, 2016 и 2017 годы, у операторов отсутствует возможность осуществить плату за указанный период.
Уплата операторами задолженности по плате и пеням за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за период с 1 января 2015 года по 1 января 2017 года, а также платы за 2017 год поставит под угрозу деятельность операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, вплоть до ее полного прекращения. Это связано с тем, что суммы задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов несоразмерны средствам, получаемым операторами при взимании платы по тарифам на их захоронение.
В целях недопущения прекращения на территории Ярославской области работы операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, депутаты Ярославской областной Думы просят:
1) устранить правовую коллизию между датой вступления в силу статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ и нормативно установленной датой утверждения единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами;
2) перенести дату вступления в силу статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ с 1 января 2015 года до даты заключения соглашения между органом государственной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами и установления единого тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами, включающего плату за негативное воздействие на окружающую среду;
3) предусмотреть, что действия статьи 16.1 Федерального закона № 7-ФЗ не распространяются на правоотношения, предполагающие обязанность операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющими деятельность по их размещению, осуществлять плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов на период с 1 января 2015 года до даты заключения указанного в пункте 2 соглашения.