Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от | 25.04.2017 |
| № | 85 |
Об итогах мониторинга правоприменения
Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»
Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Приложение
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 25.04.2017 № 85
об итогах мониторинга правоприменения
Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»
I. Общие положения
Объект мониторинга – Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).
Мониторинг осуществлялся рабочей группой, созданной решением комитета Ярославской областной Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию от 17.03.2015 № 11 (далее – рабочая группа), на основании Постановления Ярославской областной Думы от 23.12.2014 № 366 «Об утверждении Плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на 2015 год».
Время проведения мониторинга – март 2015 года – март 2017 года.
Основная цель мониторинга – выявление проблем при применении на территории Ярославской области Федерального закона № 193-ФЗ. Мониторинг проводился в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе».
II. Сведения о деятельности рабочей группы
Председатель рабочей группы – А.Н. Тарасенков, члены рабочей группы – А.Б. Окладников, В.М. Ермилов, А.Н. Ершов, А.В. Воробьев, сотрудники аппарата – О.В. Алексеенко, И.Н. Черничкина, консультант юридического отдела департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области – Т.Н. Кирсанова, председатель сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Капитал» – Г.В. Кряжева. Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12 февраля 2014 года № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:
- разработаны и направлены запросы в органы местного самоуправления; ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области; органы исполнительной власти Краснодарского края, Астраханской и Саратовской областей;
- систематизированы поступившие на запросы ответы;
- изучены предложения, направленные на совершенствование Федерального закона № 193-ФЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Федеральный закон № 193-ФЗ определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Ярославской области действуют следующие нормативные правовые акты:
- Закон Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», согласно которому от уплаты налога (за исключением налога в отношении легковых автомобилей) освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители в общей выручке (доходе), от реализации товаров (работ, услуг) которых доля выручки (доходов) составляет не менее 70 процентов: для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов;
- Закон Ярославской области от 15.10.2003 № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», согласно которому от уплаты налога на имущество организаций освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители, в общей выручке (доходе) от реализации товаров (работ, услуг) которых доля выручки (доходов) составляет не менее 70 процентов:для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов;
- Закон Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», согласно которому органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства в части организационных мероприятий в рамках предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям;
- Постановление Правительства Ярославской области от 31.01.2011 № 32-п «О государственной поддержке развития агропромышленного производства Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 26.02.2013 № 171-п «Об утверждении порядков предоставления средств на поддержку агропромышленного производства области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 17.03.2014 № 221-п «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области» на 2014 - 2020 годы»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 23.06.2014 № 592-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы».
2. Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – Департамент), письмом от 22.04.2015 № 03-09/104, предоставлена следующая информация:
Информация о деятельности сельскохозяйственных потребительских
кредитных кооперативов Ярославской области*
№ п/п | Показатель | С/х потребительские кредитные | ||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
1. | Количество кооперативов | 9 | 12 | 11 | 11 |
|
2. | Количество членов кооперативов, ед. | 2196 | 2523 | 2768 | 2932 | 2889 |
| в т.ч. ЛПХ | 1 108 | 1229 | 1285 | 1342 | 1396 |
| КФХ | 101 | 102 | 102 | 103 | 97 |
| с/х тов. пр-ли – ИП (кроме КФХ) | 42 | 468 | 48 | 47 | 45 |
| с/х организации | 143 | 151 | 149 | 151 | 138 |
| с/х потреб. кооперативы | 23 | 26 | 26 | 27 | 19 |
| прочие | 779 | 967 | 1158 | 1262 | 1194 |
3. | Количество предоставленных займов членам кооперативов, ед. | 770 | 1227 | 899 | 698 | 472 |
4. | Сумма предоставленных займов, тыс. руб. | 256306 | 1133516 | 807547 | 591997 | 194361 |
* по данным годовой бухгалтерской отчетности
Информация о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
(кроме кредитных) Ярославской области*
№ п/п | Показатель | С/х потребительские кооперативы | ||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ||
1. | Количество кооперативов | 12 | 17 | 16 | 11 | 8 |
2. | Количество членов кооперативов, ед. | 103 | 173 | 194 | 108 | 54 |
| в т.ч. ЛПХ | 12 | 41 | 41 | 35 | 0 |
| КФХ | 5 | 12 | 12 | 13 | 9 |
| с/х тов. пр-ли - ИП (кроме КФХ) | 6 | 7 | 7 | 6 | 6 |
| с/х организации | 57 | 81 | 81 | 31 | 18 |
| с/х потреб. кооперативы | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 |
| прочие | 23 | 31 | 31 | 22 | 21 |
3. | Кол-во членов, которые пользовались услугами кооператива, ед. | 59 | 75 | 29 | 28 | 18 |
4. | Выручка (доход) – всего, тыс. руб. | 462869 | 581134 | 314121 | 218722 | 225948 |
5. | в т.ч. от оказания работ, услуг членам кооператива, тыс. руб. | 453039 | 540237 | 288174 | 187916 | 207444 |
* по данным годовой бухгалтерской отчетности
Финансирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов
из средств областного бюджета
Наименование МР и СПОКа | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ИТОГО |
Большесельский |
|
|
|
|
|
|
СПК «Родники» | 9,1 |
| 815,7 |
|
| 824,8 |
СПСК «Агролидер» |
| 988,6 | 420,0 | 230,8 |
| 1639,4 |
Брейтовский |
|
|
|
|
|
|
ССПК «Сить» | 211,5 | 376,1 | 1092,2 | 197,9 | 342,0 | 2219,7 |
Даниловский |
|
|
|
|
|
|
СПСК «Нива» | 246,0 | 44,8 | 39200,0 | 140,4 | 351,8 | 39983 |
Некоузский |
|
|
|
|
|
|
КСОССПК «Некоузский» | 2378,5 | 307,3 | 21,6 |
|
| 2707,4 |
ПСССПК «Некоузское молоко» | 3400,0 | 726,5 | 660,0 |
|
| 4786,5 |
Некрасовский |
|
|
|
|
|
|
СПРСК «Заволга+» | 983,9 | 2656,2 | 1045,4 | 388,8 |
| 5074,3 |
Первомайский |
|
|
|
|
|
|
СССПК «Ухтома» | 1216,4 | 1018,5 | 158,4 | 9,5 |
| 2402,8 |
Ростовский |
|
|
|
|
|
|
СПОК «Могза» | 1858,4 |
| 3670,3 | 2652,1 | 629,1 | 8809,9 |
Ярославский |
|
|
|
|
|
|
СССК «Агроперспектива» | 1,2 |
|
|
|
| 1,2 |
СПОК «РусьАгроСервис» |
| 1992,8 | 6870,1 |
|
| 8862,9 |
ИТОГО | 10305 | 8110,8 | 53953,7 | 3619,5 | 1322,9 | 77311,9 |
Финансирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов
из средств федерального бюджета
Наименование МР и СПОКа | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | ИТОГО |
Большесельский |
|
|
|
|
|
|
СГЖ «Родники» | 193,0 |
|
|
|
| 193,0 |
СПСК «Агролидер» |
|
| 47,3 | 43,2 |
| 90,5 |
Брейтовский |
|
|
|
|
|
|
ССПК «Сить» | 60,2 | 43,2 | 242,8 | 82,8 | 295,1 | 724,1 |
Даниловский |
|
|
|
|
|
|
СПСК «Нива» |
|
|
| 39 739,0 | 47,6 | 39 786,6 |
Некоузский |
|
|
|
|
|
|
КСОССПК «Некоузский» | 1 323,4 | 1 229,4 | 86,3 |
|
| 2 639,1 |
ПСССПК «Некоузское молоко» |
|
|
|
|
|
|
Некрасовский |
|
|
|
|
|
|
СПРСК «Заволга+» |
|
|
|
|
|
|
Первомайский |
|
|
|
|
|
|
СССПК «Ухтома» | 312,5 | 81,7 | 285,9 | 22,9 |
| 703,0 |
Ростовский |
|
|
|
|
|
|
СПОК «Могза» | 320,3 | 424,0 | 223,0 | 36,9 | 887,7 | 1 891,9 |
Ярославский |
|
|
|
|
|
|
СССК «Агроперспектива» | 26,6 |
|
|
|
| 26,6 |
СПОК «РусьАгроСервис» |
|
| 954,6 |
|
| 954,6 |
ИТОГО | 2 236,0 | 1 778,3 | 1 839,9 | 39 924,8 | 1 230,4 | 47 009,4 |
Объемы господдержки сельскохозяйственным кредитным кооперативам
из областного и федерального бюджетов за 2010-2014 гг.
(тыс.руб.)
Наименование | Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам | ИТОГО | ||||||||||
2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год | ||||||||
ОБ | ФБ | ОБ | ФБ | ОБ | ФБ | ОБ | ФБ | ОБ | ФБ | ОБ | ФБ | |
СКПК «Капитал» | 2 285,4 | 0,0 | 695,3 | 2 865,1 | 958,4 | 1 328,9 | 500,3 | 1 379,8 | 694,4 |
| 5 133,9 | 5 573,9 |
СКПК «Содружество» | 1 274,8 | 0,0 | 676,0 | 1 843,8 | 668,9 | 864,1 | 350,0 | 953,5 |
|
| 2 969,6 | 3 661,4 |
СКПК «Фермер» | 65,4 | 0,0 | 169,2 | 169,2 | 64,6 | 64,6 | 44,9 | 81,7 | 5,8 |
| 349,9 | 315,4 |
СКПК «Союз-Лен» | 158,4 | 0,0 |
|
|
|
|
|
|
|
| 158,4 | 0,0 |
СКПК «Верхневолжский» |
|
|
|
| 311,3 |
| 229,7 | 481,1 | 53,9 |
| 594,9 | 990,1 |
СКПК «Агропромфинанс» |
|
|
|
| 996,8 | 5 022,0 | 125,1 | 0,0 |
|
| 1 121,9 | 5 022,0 |
ИТОГО | 3 784,0 | 0,0 | 1 540,5 | 4 878,1 | 3 000,0 | 7 788,5 | 1 250,0 | 2 896,2 | 754,1 | 0,0 | 10 328,5 | 15 562,8 |
Финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
Ярославской области на пополнение фондов
Наименование сельскохозяйственного | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | Всего |
СКПК «Фермер» | 2530,0 | 680,0 | 600,0 |
| 233,0 | 300,0 |
|
|
| 4343,0 |
СКПК «Союз-Лен» пр. «Лен» | 3950,0
| 310,0 1000,0 | 600,0 2500,0 |
3500,0 | 234,0
|
|
|
|
| 5094,0 |
7000,0 | ||||||||||
СКПК «Партнер» | 740,0 | 570,0 | 600,0 |
| 233,0 | 300,0 |
|
|
| 2443,0 |
СКПК «Содружество» | 3490,0 | 2440,0 | 600,0 |
| 233,0 | 300,0 | 460,0 | 421,0 | 457,9 | 8401,9 |
СКПК «Надежда» | 910,0 | 410,0 | 600,0 |
| 233,0 | 300,0 | 460,0 | 253,0 | 907,6 | 4073,6 |
Союз Сельскохозяйственных кооперативов | 927,0 |
|
|
|
|
|
|
|
| 927,0 |
СКПК «Капитал» |
| 735,0 | 600,0 |
| 234,0 | 300,0 | 460,0 | 936,0 | 634,5 | 3899,5 |
СКПК «Консультант» |
| 310,0 | 600,0 |
| 233,0 | 300,0 | 460,0 |
|
| 1903,0 |
СКПК «Ямской» |
|
| 200,0 |
| 233,0 | 300,0 | 460,0 | 690,0 |
| 1883,0 |
СКПК «Агрокапитал» |
|
| 600,0 |
| 234,0 |
|
|
|
| 834,0 |
ВСЕГО | 12547,0 | 6455,0 | 7500,0 | 3500,0 | 2100,0 | 2100,0 | 2300,0 | 2300,0 | 2000,0 | 40802,0 |
При этом Департамент отмечает, что финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Ярославской области на пополнение фондов осуществляется на возвратной основе и по состоянию на 01.01.2015 возврат заемных средств низкий. Ввиду этого с 2014 года прекращено направление бюджетных ассигнований на данное направление.
По информации, представленной Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов Центрального федерального округа «Ярославский» (письмо от 04.02.2016 № 12) и Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области (письмо от 11.02.2016 № 11/02), в них входит 23 и 76 сельскохозяйственных кооперативов соответственно. При этом в обоих письмах обозначены сходные проблемы при применении Федерального закона № 193-ФЗ.
Так, согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 193-ФЗ, число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Вместе с тем на практике это условие не всегда соблюдается.
Кроме того, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 193-ФЗ установлено, что число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива.
На практике для соблюдения указанного требования приходится принимать работников в члены кооперативы, что не всегда отвечает его интересам. Приводится следующий пример. В кооператив на работу устраивается животновод. Его, согласно заявлению, принимают в члены кооператива. Он вносит паевой взнос 500 рублей. Отрабатывает меньше месяца и увольняется. Пишет заявление о выплате причитающегося ему пая. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 193-ФЗ выходящему члену кооператива после окончания финансового года и утверждения годовой бухгалтерской отчетности должна быть выплачена стоимость его паевого взноса. По окончании финансового года, если кооператив сработал с прибылью, то часть прибыли направляется на увеличение паевого взноса. Таким образом, отработав меньше месяца, уволившийся член кооператива в данном примере претендует на сумму в несколько сот тысяч рублей.
Отмечается и низкий уровень доходов сельскохозяйственных кооперативов, не позволяющих им обеспечить соблюдение условий членства в ревизионных союзах.
По информации, предоставленной Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, в настоящее время ими разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая порядок оказания государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, в том числе за счет предоставления грантов на развитие материально-технической базы (письмо от 08.05.2015 № 01-08-1145).
В Краснодарском крае основной целью краевых программных мероприятий поддержки кооперации является повышение финансовой устойчивости кооперативов – обеспечение доступными кредитными ресурсами (письмо от 14.05.2015 № 206.02-1115/1507).
В Саратовской области одним из важных направлений деятельности является создание сельскохозяйственных рынков, что обеспечит производителям льготную систему продажи сельхозпродукции, а потребитель будет иметь возможность покупать качественную продукцию местных производителей по минимальным ценам (письмо от 23.04.2015 № 01-02-24-2064). В указанном письме также обозначен ряд факторов, сдерживающих развитие сельской кооперации:
- крайне слабая материально-техническая база сельскохозяйственных потребительских кооперативов и недостаточность собственных финансовых источников на ее развитие;
- отсутствие залогового обеспечения для привлечения заемных средств на техническое и технологическое обновление и перевооружение сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- отсутствие реальной поддержки органов местного самоуправления в развитии кооперативного движения на сельских территориях;
- низкая обеспеченность сельскохозяйственных потребительских кооперативов квалифицированными кадрами.
3. 10-11 ноября 2016 года в г. Москве при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли». В работе съезда приняли участие около 500 участников.
По результатам съезда делегатами была одобрена резолюция, в которой изложены предложения к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по поддержке малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственную кооперацию:
- депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, с тем чтобы допустить распределение части прибыли между членами потребительских кооперативов; дополнить основные направления государственной аграрной политики «О развитии сельского хозяйства» разделом – «Развитие сельскохозяйственной кооперации всех форм и видов»; внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его разделом, устанавливающим ответственность сельскохозяйственных кооперативов за игнорирование членства в ревизионных союзах;
- Правительству Российской Федерации обсудить на специальном заседании вопросы развития сельскохозяйственной кооперации; с целью повышения осведомленности сельского населения о преимуществах сельскохозяйственных кооперативов и их вкладе в социально-экономическое развитие сельских территорий, а также поощрения органов власти и регулирования к разработке и принятию государственной политики, направленной на развитие кооперативного движения; объявить 2017 год годом Сельскохозяйственной кооперации; внести изменения в правила предоставления грантов;
- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с региональными органами управления агропромышленного комплекса организовать работу по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совместно с кооперативными объединениями организовать работу по обучению основам сельскохозяйственной кооперации сотрудников органов государственного управления агропромышленного комплекса, органов местного самоуправления, будущих членов и работников сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совместно с региональными органами управления агропромышленного комплекса организовать работу по ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, уклоняющихся от членства в ревизионных союзах.
Таким образом, обозначенные проблемы в сфере деятельности сельскохозяйственной кооперации нашли свое отражение в резолюции «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли».
IV. Выводы по итогам мониторинга
1. По результатам мониторинга необходимость внесения изменений в законодательство в части регулирования деятельности в сфере сельскохозяйственной кооперации не установлена.
2. Направить в Министерство юстиции Российской Федерации и в Правительство Ярославской области предложение к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2018 год мониторинг Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».