Постановление от 25.04.2017 №85

Об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

от

  25.04.2017

 

85

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».

2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председатель

Ярославской областной Думы                                               М.В. Боровицкий

Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 25.04.2017 № 85

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения

Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ

«О сельскохозяйственной кооперации»

 

I. Общие положения

Объект мониторинга – Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).

Мониторинг осуществлялся рабочей группой, созданной решением комитета Ярославской областной Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию от 17.03.2015 № 11 (далее – рабочая группа), на основании Постановления Ярославской областной Думы от 23.12.2014 № 366 «Об утверждении Плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на 2015 год».

Время проведения мониторинга – март 2015 года – март 2017 года.

Основная цель мониторинга – выявление проблем при применении на территории Ярославской области Федерального закона № 193-ФЗ. Мониторинг проводился в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе».

 

II. Сведения о деятельности рабочей группы

Председатель рабочей группы – А.Н. Тарасенков, члены рабочей группы – А.Б. Окладников, В.М. Ермилов, А.Н. Ершов, А.В. Воробьев, сотрудники аппарата – О.В. Алексеенко, И.Н. Черничкина, консультант юридического отдела департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области – Т.Н. Кирсанова, председатель сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Капитал» – Г.В. Кряжева. Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12 февраля 2014 года № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

- разработаны и направлены запросы в органы местного самоуправления; ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области; органы исполнительной власти Краснодарского края, Астраханской и Саратовской областей;

- систематизированы поступившие на запросы ответы;

- изучены предложения, направленные на совершенствование Федерального закона № 193-ФЗ.

 

III. Проведение мониторинга

1. Федеральный закон № 193-ФЗ определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.

Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Ярославской области действуют следующие нормативные правовые акты:

- Закон Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», согласно которому от уплаты налога (за исключением налога в отношении легковых автомобилей) освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители в общей выручке (доходе), от реализации товаров (работ, услуг) которых доля выручки (доходов) составляет не менее 70 процентов: для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов;

- Закон Ярославской области от 15.10.2003 № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», согласно которому от уплаты налога на имущество организаций освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители, в общей выручке (доходе) от реализации товаров (работ, услуг) которых доля выручки (доходов) составляет не менее 70 процентов:для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов;

- Закон Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», согласно которому органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства в части организационных мероприятий в рамках предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям;

- Постановление Правительства Ярославской области от 31.01.2011 № 32-п «О государственной поддержке развития агропромышленного производства Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области»;

- Постановление Правительства Ярославской области от 26.02.2013 № 171-п «Об утверждении порядков предоставления средств на поддержку агропромышленного производства области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета»;

- Постановление Правительства Ярославской области от 17.03.2014 № 221-п «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области» на 2014 - 2020 годы»;

- Постановление Правительства Ярославской области от 23.06.2014 № 592-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы».

2. Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – Департамент), письмом от 22.04.2015 № 03-09/104, предоставлена следующая информация:

 

 

Информация о деятельности сельскохозяйственных потребительских
кредитных кооперативов Ярославской области*

№ п/п

Показатель

С/х потребительские кредитные
кооперативы

2010
год

2011
 год

2012
 год

2013
год

2014
год

1.

Количество кооперативов

9

12

11

11

 

2.

Количество членов кооперативов, ед.

2196

2523

2768

2932

2889

 

в т.ч. ЛПХ

1 108

1229

1285

1342

1396

 

КФХ

101

102

102

103

97

 

с/х тов. пр-ли – ИП (кроме КФХ)

42

468

48

47

45

 

с/х организации

143

151

149

151

138

 

с/х потреб. кооперативы

23

26

26

27

19

 

прочие

779

967

1158

1262

1194

3.

Количество предоставленных займов членам кооперативов, ед.

770

1227

899

698

472

4.

Сумма предоставленных займов, тыс. руб.

256306

1133516

807547

591997

194361

* по данным годовой бухгалтерской отчетности

 

Информация о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
(кроме кредитных) Ярославской области

№ п/п

Показатель

С/х потребительские кооперативы

2010
год

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

1.

Количество кооперативов

12

17

16

11

8

2.

Количество членов кооперативов, ед.

103

173

194

108

54

 

в т.ч. ЛПХ

12

41

41

35

0

 

КФХ

5

12

12

13

9

 

с/х тов. пр-ли - ИП (кроме КФХ)

6

7

7

6

6

 

с/х организации

57

81

81

31

18

 

с/х потреб. кооперативы

0

1

1

1

0

 

прочие

23

31

31

22

21

3.

Кол-во членов, которые пользовались услугами кооператива, ед.

59

75

29

28

18

4.

Выручка (доход) – всего, тыс. руб.

462869

581134

314121

218722

225948

5.

в т.ч. от оказания работ, услуг членам кооператива, тыс. руб.

453039

540237

288174

187916

207444

* по данным годовой бухгалтерской отчетности

 

Финансирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 из средств областного бюджета

Наименование МР и СПОКа

2010
год

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

ИТОГО

Большесельский

 

 

 

 

 

 

СПК «Родники»

9,1

 

815,7

 

 

824,8

СПСК «Агролидер»

 

988,6

420,0

230,8

 

1639,4

Брейтовский

 

 

 

 

 

 

ССПК «Сить»

211,5

376,1

1092,2

197,9

342,0

2219,7

Даниловский

 

 

 

 

 

 

СПСК «Нива»

246,0

44,8

39200,0

140,4

351,8

39983

Некоузский

 

 

 

 

 

 

КСОССПК «Некоузский»

2378,5

307,3

21,6

 

 

2707,4

ПСССПК «Некоузское молоко»

3400,0

726,5

660,0

 

 

4786,5

Некрасовский

 

 

 

 

 

 

СПРСК «Заволга+»

983,9

2656,2

1045,4

388,8

 

5074,3

Первомайский

 

 

 

 

 

 

СССПК «Ухтома»

1216,4

1018,5

158,4

9,5

 

2402,8

Ростовский

 

 

 

 

 

 

СПОК «Могза»

1858,4

 

3670,3

2652,1

629,1

8809,9

Ярославский

 

 

 

 

 

 

СССК «Агроперспектива»

1,2

 

 

 

 

1,2

СПОК «РусьАгроСервис»

 

1992,8

6870,1

 

 

8862,9

ИТОГО

10305

8110,8

53953,7

3619,5

1322,9

77311,9

 

Финансирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 из средств федерального бюджета

Наименование МР и СПОКа

2010
 год

2011
год

2012
год

2013
год

2014
год

ИТОГО

Большесельский

 

 

 

 

 

 

СГЖ «Родники»

193,0

 

 

 

 

193,0

СПСК «Агролидер»

 

 

47,3

43,2

 

90,5

Брейтовский

 

 

 

 

 

 

ССПК «Сить»

60,2

43,2

242,8

82,8

295,1

724,1

Даниловский

 

 

 

 

 

 

СПСК «Нива»

 

 

 

39 739,0

47,6

39 786,6

Некоузский

 

 

 

 

 

 

КСОССПК «Некоузский»

1 323,4

1 229,4

86,3

 

 

2 639,1

ПСССПК «Некоузское молоко»

 

 

 

 

 

 

Некрасовский

 

 

 

 

 

 

СПРСК «Заволга+»

 

 

 

 

 

 

Первомайский

 

 

 

 

 

 

СССПК «Ухтома»

312,5

81,7

285,9

22,9

 

703,0

Ростовский

 

 

 

 

 

 

СПОК «Могза»

320,3

424,0

223,0

36,9

887,7

1 891,9

Ярославский

 

 

 

 

 

 

СССК «Агроперспектива»

26,6

 

 

 

 

26,6

СПОК «РусьАгроСервис»

 

 

954,6

 

 

954,6

ИТОГО

2 236,0

1 778,3

1 839,9

39 924,8

1 230,4

47 009,4

 

Объемы господдержки сельскохозяйственным кредитным кооперативам
из областного и федерального бюджетов за 2010-2014 гг.

(тыс.руб.)

Наименование
 сельскохозяйственного
кредитного
кооператива

Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам

ИТОГО

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

ОБ

ФБ

ОБ

ФБ

ОБ

ФБ

ОБ

ФБ

ОБ

ФБ

ОБ

ФБ

СКПК «Капитал»

2 285,4

0,0

695,3

2 865,1

958,4

1 328,9

500,3

1 379,8

694,4

 

5 133,9

5 573,9

СКПК «Содружество»

1 274,8

0,0

676,0

1 843,8

668,9

864,1

350,0

953,5

 

 

2 969,6

3 661,4

СКПК «Фермер»

65,4

0,0

169,2

169,2

64,6

64,6

44,9

81,7

5,8

 

349,9

315,4

СКПК «Союз-Лен»

158,4

0,0

 

 

 

 

 

 

 

 

158,4

0,0

СКПК «Верхневолжский»

 

 

 

 

311,3

 

229,7

481,1

53,9

 

594,9

990,1

СКПК «Агропромфинанс»

 

 

 

 

996,8

5 022,0

125,1

0,0

 

 

1 121,9

5 022,0

ИТОГО

3 784,0

0,0

1 540,5

4 878,1

3 000,0

7 788,5

1 250,0

2 896,2

754,1

0,0

10 328,5

15 562,8

 

Финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
 Ярославской области на пополнение фондов

Наименование сельскохозяйственного
кредитного
потребительского
кооператива

2005 г.

2006 г.

2007 г.

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Всего
за период
2005 -
2013 гг.

СКПК «Фермер»

2530,0

680,0

600,0

 

233,0

300,0

 

 

 

4343,0

СКПК «Союз-Лен»

пр. «Лен»

3950,0

 

310,0

1000,0

600,0

2500,0

 

3500,0

234,0

 

 

 

 

 

5094,0

7000,0

СКПК «Партнер»

740,0

570,0

600,0

 

233,0

300,0

 

 

 

2443,0

СКПК «Содружество»

3490,0

2440,0

600,0

 

233,0

300,0

460,0

421,0

457,9

8401,9

СКПК «Надежда»

910,0

410,0

600,0

 

233,0

300,0

460,0

253,0

907,6

4073,6

Союз Сельскохозяйственных кооперативов

927,0

 

 

 

 

 

 

 

 

927,0

СКПК «Капитал»

 

735,0

600,0

 

234,0

300,0

460,0

936,0

634,5

3899,5

СКПК «Консультант»

 

310,0

600,0

 

233,0

300,0

460,0

 

 

1903,0

СКПК «Ямской»

 

 

200,0

 

233,0

300,0

460,0

690,0

 

1883,0

СКПК «Агрокапитал»

 

 

600,0

 

234,0

 

 

 

 

834,0

ВСЕГО

12547,0

6455,0

7500,0

3500,0

2100,0

2100,0

2300,0

2300,0

2000,0

40802,0

При этом Департамент отмечает, что финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Ярославской области на пополнение фондов осуществляется на возвратной основе и по состоянию на 01.01.2015 возврат заемных средств низкий. Ввиду этого с 2014 года прекращено направление бюджетных ассигнований на данное направление.

По информации, представленной Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов Центрального федерального округа «Ярославский» (письмо от 04.02.2016 № 12) и Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области (письмо от 11.02.2016 № 11/02), в них входит 23 и 76 сельскохозяйственных кооперативов соответственно. При этом в обоих письмах обозначены сходные проблемы при применении Федерального закона № 193-ФЗ.

Так, согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 193-ФЗ, число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Вместе с тем на практике это условие не всегда соблюдается.

Кроме того, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 193-ФЗ установлено, что число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива.

На практике для соблюдения указанного требования приходится принимать работников в члены кооперативы, что не всегда отвечает его интересам. Приводится следующий пример. В кооператив на работу устраивается животновод. Его, согласно заявлению, принимают в члены кооператива. Он вносит паевой взнос 500 рублей. Отрабатывает меньше месяца и увольняется. Пишет заявление о выплате причитающегося ему пая. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 193-ФЗ выходящему члену кооператива после окончания финансового года и утверждения годовой бухгалтерской отчетности должна быть выплачена стоимость его паевого взноса. По окончании финансового года, если кооператив сработал с прибылью, то часть прибыли направляется на увеличение паевого взноса. Таким образом, отработав меньше месяца, уволившийся член кооператива в данном примере претендует на сумму в несколько сот тысяч рублей.

Отмечается и низкий уровень доходов сельскохозяйственных кооперативов, не позволяющих им обеспечить соблюдение условий членства в ревизионных союзах.

По информации, предоставленной Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, в настоящее время ими разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая порядок оказания государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, в том числе за счет предоставления грантов на развитие материально-технической базы (письмо от 08.05.2015 № 01-08-1145).

В Краснодарском крае основной целью краевых программных мероприятий поддержки кооперации является повышение финансовой устойчивости кооперативов – обеспечение доступными кредитными ресурсами (письмо от 14.05.2015 № 206.02-1115/1507).

В Саратовской области одним из важных направлений деятельности является создание сельскохозяйственных рынков, что обеспечит производителям льготную систему продажи сельхозпродукции, а потребитель будет иметь возможность покупать качественную продукцию местных производителей по минимальным ценам (письмо от 23.04.2015 № 01-02-24-2064). В указанном письме также обозначен ряд факторов, сдерживающих развитие сельской кооперации:

- крайне слабая материально-техническая база сельскохозяйственных потребительских кооперативов и недостаточность собственных финансовых источников на ее развитие;

- отсутствие залогового обеспечения для привлечения заемных средств на техническое и технологическое обновление и перевооружение сельскохозяйственных потребительских кооперативов;

- отсутствие реальной поддержки органов местного самоуправления в развитии кооперативного движения на сельских территориях;

- низкая обеспеченность сельскохозяйственных потребительских кооперативов квалифицированными кадрами.

3. 10-11 ноября 2016 года в г. Москве при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли». В работе съезда приняли участие около 500 участников.

По результатам съезда делегатами была одобрена резолюция, в которой изложены предложения к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по поддержке малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственную кооперацию:

- депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, с тем чтобы допустить распределение части прибыли между членами потребительских кооперативов; дополнить основные направления государственной аграрной политики «О развитии сельского хозяйства» разделом – «Развитие сельскохозяйственной кооперации всех форм и видов»; внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его разделом, устанавливающим ответственность сельскохозяйственных кооперативов за игнорирование членства в ревизионных союзах;

- Правительству Российской Федерации обсудить на специальном заседании вопросы развития сельскохозяйственной кооперации; с целью повышения осведомленности сельского населения о преимуществах сельскохозяйственных кооперативов и их вкладе в социально-экономическое развитие сельских территорий, а также поощрения органов власти и регулирования к разработке и принятию государственной политики, направленной на развитие кооперативного движения; объявить 2017 год годом Сельскохозяйственной кооперации; внести изменения в правила предоставления грантов;

- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с региональными органами управления агропромышленного комплекса организовать работу по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совместно с кооперативными объединениями организовать работу по обучению основам сельскохозяйственной кооперации сотрудников органов государственного управления агропромышленного комплекса, органов местного самоуправления, будущих членов и работников сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совместно с региональными органами управления агропромышленного комплекса организовать работу по ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, уклоняющихся от членства в ревизионных союзах.

Таким образом, обозначенные проблемы в сфере деятельности сельскохозяйственной кооперации нашли свое отражение в резолюции «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли».

 

IV. Выводы по итогам мониторинга

1. По результатам мониторинга необходимость внесения изменений в законодательство в части регулирования деятельности в сфере сельскохозяйственной кооперации не установлена.

2. Направить в Министерство юстиции Российской Федерации и в Правительство Ярославской области предложение к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2018 год мониторинг Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».