Постановление от 27.02.2018 №36

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области»


Дополнительные материалы


Правовой акт


 

Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

 

от

  27.02.2018

 

36

 

Об итогах мониторинга

правоприменения Закона

Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з

«Об инвестиционном фонде Ярославской области»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области» (прилагается).

2. Рекомендовать Правительству Ярославской области активизировать действия по поиску и привлечению в Ярославскую область инвесторов для участия в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.

3. Комитету Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству совместно с Правительством Ярославской области рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Закон Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области» в части механизма использования инвестиционного фонда Ярославской области с учетом Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».

4. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

5. Направить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области» в Правительство Ярославской области.

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий


Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 27.02.2018 № 36

 

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з
«Об инвестиционном фонде Ярославской области»

 

1. Общие положения

Правовой мониторинг осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», рекомендациями Министерства юстиции Российской Федерации по вопросам организации мониторинга правоприменения, постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», планом работы комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству, утвержденным решением комитета от 07.12.2016 № 65.

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 11.11.2013 № 56-з «Об инвестиционном фонде Ярославской области» (далее – Закон № 56-з).

Период проведения мониторинга правоприменения Закона № 56-з – 2013-2018 годы.

Субъект проведения мониторинга – рабочая группа, созданная решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству от 18.09.2017 № 35 (далее – рабочая группа).

Время проведения мониторинга – второй квартал 2017 года – первый квартал 2018 года.

 

2. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является повышение качества Закона № 56-з и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, направленных на стимулирование в Ярославской области инвестиционной деятельности, осуществляемой на принципах государственно-частного партнерства. 

Задачами правового мониторинга являются:

- выработка предложений по совершенствованию и повышению качества Закона № 56-з;

- выявление в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании и коллизий норм права;

- выявление в Законе № 56-з коррупциогенных факторов;

- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению норм Закона № 56-з и принятых в связи с ним нормативных правовых актов, выработка предложений по их устранению;

- выявление в Законе № 56-з ошибок юридико-технического характера и их устранение;

- выявление, устранение и предотвращение нежелательных последствий действия Закона № 56-з и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Ярославской области.

 

3. Сведения о деятельности рабочей группы по проведению мониторинга

В соответствии с решением комитета в состав рабочей группы вошли:

В.Л. Журавлев – депутат Ярославской областной Думы, председатель рабочей группы;

А.В. Калганов – депутат Ярославской областной Думы;

И.Н. Черничкина – консультант-юрист отдела законотворчества и юридической экспертизы правового управления аппарата Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие:

И.А. Гордеева – председатель комитета правовой и организационной работы департамента инвестиций и промышленности Ярославской области;

А.И. Упадышев – член Общественной палаты Ярославской области.

Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:

- разработаны и направлены в органы исполнительной власти Ярославской области запросы о ходе реализации Закона № 56-з и имеющихся проблемах в связи с его применением;

- систематизированы поступившие на запросы ответы;

- рассмотрена информация Правительства Ярославской области о применении на территории Ярославской области Закона № 56-з;

- проведена правовая оценка хода реализации норм Закона № 56-з и необходимости подготовки законодательной инициативы по внесению в него изменений.

За время проведения мониторинга рабочая группа провела два заседания.

 

4. Проведение мониторинга

Мониторинг правоприменения Закона № 56-з проведен за весь период его действия на территории Ярославской области. Основой для проведения мониторинга правоприменения послужила информация о результатах реализации Закона № 56-з, предоставленная Правительством Ярославской области.

Для достижения поставленной в рамках мониторинга правоприменения Закона № 56-з цели и решения обозначенных задач членами и участниками рабочей группы рассмотрена практика его правоприменения.

Закон № 56-з принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в целях создания инвестиционного фонда Ярославской области. Согласно статье 2 Закона № 56-з инвестиционный фонд Ярославской области (далее – региональный инвестиционный фонд) – часть средств областного бюджета, подлежащая использованию в целях реализации на территории Ярославской области инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Нормами Закона № 56-з установлено предоставление бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда в рамках соглашений о государственно-частном партнерстве и концессионных соглашений на создание и (или) реконструкцию объектов капитального строительства транспортной, энергетической и (или) инженерной инфраструктуры, участие Ярославской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц для совместной реализации инвестиционных проектов, осуществление выплат частному партнеру или концессионеру, разработку проектной документации на указанные объекты капитального строительства и другие цели. Во исполнение требований части 2 статьи 2 Закона № 56-з принято постановление Правительства Ярославской области от 16.03.2015 № 265-п «О Порядке формирования и использования бюджетных ассигнований инвестиционного фонда Ярославской области».

В рамках Закона № 56-з на реализацию инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства, предполагалось привлечение в Ярославскую область средств федерального бюджета. Статьей 179.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательно было установлено создание Инвестиционного фонда Российской Федерации. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2010 № 880 «О порядке распределения и предоставления за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 880) средства Инвестиционного фонда Российской Федерации могли быть привлечены в регионы. Постановлением Правительства Российской Федерации № 880 были утверждены Правила распределения и предоставления указанных субсидий субъектам Российской Федерации. Однако Правила действовали только в течение 2013 года и утратили силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 23.12.2013 № 1215 «О признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Так как Закон № 56-з был принят в конце 2013 года, то бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда Российской Федерации в Ярославскую область не привлекались. В 2017 году Инвестиционный фонд Российской Федерации был законодательно упразднен в связи с принятием Федерального закона Российской Федерации от 18.07.2017 № 178-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Таким образом, с начала действия Закона № 56-з и до настоящего времени решений о формировании и использовании регионального инвестиционного фонда не принималось, а также не реализовывались проекты на принципах государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, финансируемые за счет бюджетных ассигнований указанного фонда.

Департамент инвестиций и промышленности Ярославской области проводит работу по привлечению инвесторов для участия в проектах государственно-частного партнерства. В 2017 году на базе государственного бюджетного учреждения Ярославской области «Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (бизнес-инкубатор)» сформирован центр компетенций по государственно-частному партнерству, задачами которого являются поиск, привлечение и сопровождение инвесторов, заинтересованных в реализации проектов на принципах государственно-частного партнерства. В настоящее время ведутся переговоры более чем с 30 инвесторами по реализации проектов государственно-частного партнерства в сферах модернизации здравоохранения, тепло- и водоснабжения, региональной навигационно-информа­ционной системы транспортного комплекса, туризма, уличного освещения, обращения с твердыми коммунальными отходами, утилизации нефтепродуктов, обеспечения комплексной безопасности региона, в том числе при разработке и утверждении региональных и муниципальных программ построения и развития аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в областях создания системы фотовидеофиксации в рамках проекта «Умный регион», экополиса «Новая Молога», единого центра хранения архивных материалов, ситуационного центра, пансионата для пожилых людей и внедрения электронных проездных билетов, строительства и реконструкции детских дошкольных учреждений и средних общеобразовательных школ.

Анализ региональной практики правоприменения законов о создании инвестиционных фондов показал, что такие законы были приняты в 36 субъектах Российской Федерации. Наибольшая часть законов принималась в 2013 году в связи с планируемым вступлением в силу постановления Правительства Российской Федерации № 880. При этом субсидии из федерального бюджета на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, не предоставлялись, поскольку указанное постановление было признано утратившим силу. В настоящее время в ряде регионов принятые законы о создании региональных инвестиционных фондов признаны утратившими силу (Оренбургская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра) или их действия приостановлены (Астраханская область, Новгородская область). Действующие в субъектах Российской Федерации законы о создании региональных инвестиционных фондов носят в основном декларативный характер. Финансовое участие субъектов Российской Федерации в проектах государственно-частного партнерства осуществляется не в рамках указанных законов, а через соответствующие региональные и областные целевые программы.

Таким образом, принятие Закона № 56-з в Ярославской области и аналогичных законов в других регионах страны, предполагающих создание региональных инвестиционных фондов, не позволило решить проблему реализации инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. При этом с учетом Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016 № 360-ФЗ) и Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 03.07.2016 № 275-ФЗ), расширяющих перечень объектов, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства и концессионных соглашений, возможно внесение изменений в статью 4 Закона № 56-з в части совершенствования механизма использования инвестиционного фонда Ярославской области.

 

5. Проблемы реализации Закона № 56-з

В ходе мониторинга правоприменения Закона № 56-з установлено, что он носит декларативный характер, его нормы на территории Ярославской области не применялись. Практическая реализация Закона № 56-з затруднена по ряду причин.

Во-первых, в Ярославской области потенциальные инвесторы не выражали заинтересованности в реализации инвестиционных проектов на прин­ципах государственно-частного партнерства.

Во-вторых, формирование регионального инвестиционного фонда за счет средств областного бюджета при условии отсутствия потенциальных инвесторов нецелесообразно.

В-третьих, в результате законодательного упразднения Инвестиционного фонда Российской Федерации исключена возможность привлечения субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований указанного фонда в виде субсидий на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение.

 

6. Результаты проведенного мониторинга правоприменения Закона № 56-з

В результате мониторинга правоприменения Закона № 56-з установлено отсутствие в нем пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании, коллизий норм права и ошибок юридико-технического характера. В указанном Законе не выявлено коррупциогенных факторов.

Закон № 56-з в настоящее время на территории Ярославской области не применяется. Вместе с тем наличие Закона № 56-з способствует улучшению инвестиционной привлекательности Ярославской области.

 

7. Предложения по результатам проведенного мониторинга правоприменения Закона № 56-з

1. Предложить Правительству Ярославской области активизировать действия по поиску и привлечению в Ярославскую область инвесторов для участия в проектах, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства.

2. Рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений в Закон № 56-з в части механизма использования инвестиционного фонда Ярославской области с учетом Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016 № 360-ФЗ) и
Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в ред. от 03.07.2016 № 275-ФЗ).