Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области»
Постановление от 24.04.2018 №88

Об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области»


Дополнительные материалы


Правовой акт


Ярославская областная Дума

шестого созыва

Постановление

от

  24.04.2018

 

88

 

Об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з

«О транспортном налоге в Ярославской области»

Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» (прилагается).

2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Председатель

Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий


Приложение

к Постановлению

Ярославской областной Думы

от 24.04.2018 № 88

 

 

Отчет

об итогах мониторинга правоприменения

Закона Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з

«О транспортном налоге в Ярославской области»

 

 

I. Общие положения

Мониторинг правоприменения осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20.05.2011 № 657 «О мониторинге правоприменения в Российской Федерации», методикой осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 № 694 «Об утверждении методики осуществления мониторинга правоприменения в Российской Федерации», постановлением Правительства Ярославской области от 15.10.2012 № 1127-п «О мониторинге правоприменения в Ярославской области», Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе» и решением комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам от 20.02.2018 № 6 «О создании рабочей группы по проведению мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области».

Объект мониторинга – Закон Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области» (далее – Закон Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»).

Субъект проведения мониторинга рабочая группа комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

Время проведения мониторинга с февраля по июнь 2018 года.

 

II. Цели и задачи мониторинга

Целью осуществления правового мониторинга является проведение комплексного изучения правового регулирования налогового законодательства на территории Ярославской области для его дальнейшего совершенствования, повышения качества и эффективности правотворческой деятельности Ярославской областной Думы.

Задачами правового мониторинга являются:

- выработка предложений по совершенствованию Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»;

- выявление пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права;

- выявление коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»;

- выявление причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» в полном объеме, выработка предложений по их устранению;

- выявление необходимости приведения положений Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» в соответствие с изменениями федерального законодательства;

- выявление ошибок юридико-технического характера и их устранение.

 

III. Сведения о составе рабочей группы по проведению мониторинга

Председатель рабочей группы – А.Г. Гончаров – председатель комитета Ярославской областной Думы по бюджету, налогам и финансам.

Члены рабочей группы:

В.А. Колобов, Ю.К. Павлов – депутаты Ярославской областной Думы.

В деятельности рабочей группы принимали участие представители Правительства Ярославской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, Контрольно-счетной палаты Ярославской области, члены экспертного совета при комитете по бюджету, налогам и финансам:

А.Н. Долгов – первый заместитель директора департамента финансов Ярославской области;

Л.В. Доценко – председатель комитета доходов и государственного долга департамента финансов Ярославской области;

В.А. Ершикова – председатель комитета по организационно-правовой работе департамента финансов Ярославской области;

И.В. Кукина – начальник юридического отдела управления Правительства Ярославской области по взаимодействию с законодательными органами;

Е.В. Киселева – начальник экспертно-аналитического отдела Контрольно-счетной палаты Ярославской области;

Р.В. Масленников – заместитель начальника отдела налогообложения имущества УФНС России по Ярославской области;

И.А. Иванов – руководитель отделения «Банк ВТБ 24», Операционный офис «Ярославский» филиал № 3652 – председатель экспертного совета при комитете по бюджету, налогам и финансам;

М.В. Позднякова – председатель комитета по финансовым рынкам Торгово-промышленной палаты Ярославской области, заместитель председателя экспертного совета при комитете по бюджету, налогам и финансам;

И.Н. Петров – советник Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области;

В.В. Шашкин – главный специалист-эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления
Минюста России по Ярославской области;

А.И. Абрамова, А.И. Тулякова, И.Н. Белякова и Е.Н. Рагимова – сотрудники правового и организационного управлений аппарата Ярославской областной Думы.

В соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12.02.2014 № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе» рабочей группой проведены следующие мероприятия:

1) разработаны вопросы о ходе реализации нормативного правового акта, являющегося объектом мониторинга, о проблемах, возникших при применении Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» в 2016 и 2017 годах;

2) рассмотрена поступившая на вопросы информация;

3) изучена информация о правовом регулировании в субъектах Центрального федерального округа Российской Федерации с учетом основных направлений проведения правового мониторинга Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»;

4) изучена необходимость изменения указанного Закона Ярославской области в связи с принятыми изменениями федерального законодательства.

 

IV. Проведение мониторинга

На заседании комитета по бюджету, налогам и финансам было принято решение от 20.02.2018 № 6 о создании рабочей группы. Предварительно проведены рабочие встречи и совещания по вопросу мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области». Расширенное заседание рабочей группы состоялось 6 апреля 2018 года.

К изучению вопроса были привлечены члены экспертного совета при комитете по бюджету, налогам и финансам.

На заседании были рассмотрены предложения по формированию основных направлений, целей и задач проведения мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области».

При проведении мониторинга правоприменения было предложено использовать:

1) информацию о состоянии законодательства в сфере общественных отношений, связанных с установлением транспортного налога в Ярославской области и других субъектах Российской Федерации;

2) информацию о проблемах, возникающих при реализации Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», и о возможных путях их решения, полученную от государственных органов Ярославской области, Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области;

3) информацию Комиссии по предоставлению налоговых льгот при Правительстве Ярославской области.

Согласно статьям 14 и 356 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) транспортный налог является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации.

Устанавливая данный налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных НК РФ, а в отношении налогоплательщиков организаций – определяют также порядок и сроки уплаты указанного налога.

При установлении транспортного налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Объектами налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее – транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Налоговая база в силу статьи 359 НК РФ определяется:

1) в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

2) в отношении воздушных транспортных средств, для которых определяется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тяга всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;

3) в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах.

В отношении вышеперечисленных транспортных средств налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.

В отношении остальных водных и воздушных транспортных средств налоговая база определяется отдельно - как единица транспортного средства.

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в размерах, установленных частью 1 статьи 361 НК РФ.

Указанные налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз.

Установленное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л. с. (до 110,33 кВт).

Согласно части 3 статьи 361 НК РФ допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса.

Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.

Освобождаются от налогообложения в силу статьи 3611 НК РФ физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы, если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период.

Транспортный налог является источником формирования дорожного фонда. В связи с этим следует отметить как важность получения транспортного налога, так и необходимость предоставления определенных льгот социально незащищенной части населения Ярославской области.

Законом Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» на территории Ярославской области введен транспортный налог, которым установлены ставки транспортного налога, налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков, порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для организаций.

Статьей 3 данного Закона установлено, что налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направляемого (вручаемого) налоговыми органами в соответствии с НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 363 НК РФ транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Для налогоплательщиков, являющихся организациями, отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал, третий квартал календарного года. Они обязаны уплачивать суммы авансовых платежей не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Сумма налога, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией по итогам налогового периода, уплачивается в срок не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 71 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» установлены дополнительные основания признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам.

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения, в том числе в части регулирования транспортного налога.

Согласно пункту 3 статьи 3611 в новой редакции налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе (в ранее действовавшей редакции – обязаны) представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, в налоговом органе отсутствуют, в том числе не представлены налогоплательщиком самостоятельно, налоговый орган по информации, указанной в заявлении налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, запрашивает сведения, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, у органов, организаций, должностных лиц, у которых имеются эти сведения.

Лицо, получившее запрос налогового органа о представлении сведений, подтверждающих право налогоплательщика на налоговую льготу, исполняет его в течение семи дней со дня получения или в тот же срок сообщает в налоговый орган о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган в течение трех дней со дня получения указанного сообщения обязан проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, подтверждающих право этого налогоплательщика на налоговую льготу, и о необходимости представления налогоплательщиком подтверждающих документов в налоговый орган.

В связи с вышеперечисленными изменениями федерального законодательства принят Закон Ярославской области от 31.10.2017 № 44-з «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области о налогах», которым внесено изменение в статью 7 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», учитывающее данные изменения.

Кроме того, названным Законом от 31.10.2017 № 44-з:

- в целях приближения размера налоговой ставки на территории Ярославской области к среднему показателю по Центральному федеральному округу уточнены налоговые ставки для катеров, моторных лодок и других водных транспортных средств, яхт и других парусно-моторных судов, гидроциклов с 1 января 2018 года;

- уточнен объект налогообложения, в отношении которого региональные организации общероссийских общественных организаций инвалидов освобождены от уплаты транспортного налога. В частности, установлено не предоставлять налоговую льготу на дорогостоящие легковые автомобили, исчисление суммы налога по которым осуществляется с учетом повышающего коэффициента (статья 362 НК РФ), а также на транспортные средства, переданные во владение и (или) пользование по договору аренды или на ином законном основании, на период такого владения и (или) пользования.

По данным Правительства Ярославской области на 01.01.2017, льготами по транспортному налогу в Ярославской области воспользовались 72 029 налогоплательщиков. Из них:

- физические лица – 71 779 человек;

- организации – 250 единиц.

Согласно данным отчета Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области по форме 5-ТН «Отчет о налоговой базе и структуре налоговых начислений по транспортному налогу» сумма недопоступившего за 2016 год транспортного налога, вследствие применения региональных налоговых льгот, составила 99 млн. рублей, в том числе по юридическим лицам – 12,7 млн. рублей, по физическим лицам – 86,3 млн. рублей.

За 2017 год в соответствии со статьей 71 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» налоговыми органами списана задолженность, безнадежная к взысканию, в отношении 2188 налогоплательщиков на сумму 3 млн. рублей.

Выпадающие доходы в 2016 году составили 99,7 млн. рублей.

Поступление транспортного налога в областной бюджет в 2017 году составляет 2,4 % от налоговых и неналоговых доходов регионального бюджета.

В 2016 году поступило 1 078,5 млн. рублей, по сравнению с 2015 годом сокращение на 3,1 %, в результате изменения срока уплаты налога.

В 2017 году поступило 1 206,7 млн. рублей, по сравнению с 2016 годом рост на 11,9 %, или на 128,2 млн. рублей. Основную часть поступлений (82,5 %) обеспечили физические лица и индивидуальные предприниматели – 995,1 млн. рублей, рост на 138,3 млн. рублей, или на 16,1 %. От юридических лиц поступило 211,6 млн. рублей, сокращение на 10 млн. рублей, или на 4,5 %. Основной причиной снижения поступлений по налогу является сокращение количества транспортных средств в собственности организаций.

Следует отметить, что в соответствии c изменениями НК РФ с 2016 года сумма транспортного налога для владельцев транспортных средств, имеющих максимальную массу свыше 12 тонн и зарегистрированных в системе «Платон», уменьшается на сумму платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. В этой связи потери областного бюджета в 2017 году составили около 40 млн. рублей.

Поступление налога в течение каждого календарного года складываетсянеравномерно, так как основные плательщики (физические лица и индивидуальные предприниматели) платят налог в конце года. В соответствии с НК РФ срок уплаты налога для физических лиц – не позднее 1 декабря. Срок уплаты налога для организаций установлен законодательством Ярославской области: по итогам года – не позднее 10 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи – не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября).

Необходимо отметить, что срок уплаты налога физическими лицами неоднократно менялся на федеральном уровне:

в 2014 году – не позднее 1 ноября,

в 2015 году – не позднее 1 октября,

в 2016 году – не позднее 1 декабря.

Это также отразилось на динамике поступления налога в бюджет Ярославской области, так как часть собственников уплачивает налог по истечении финансового года.

По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Ярославской области, по состоянию на 01.01.2017 насчитывалось 297,2 тыс. налогоплательщиков транспортного налога, в собственности которых находилось 448,6 тыс. учтенных транспортных средств, в том числе:

– 292,2 тыс. – физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели (в собственности 409 тыс. транспортных средств);

– 5 тыс. – организации (в собственности 39,6 тыс. транспортных средств).

 

VВыводы о состоянии объекта мониторинга

Подводя итоги мониторинга правоприменения Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», необходимо отметить следующее.

1. Совершенствование Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» возможно в пределах, установленных НК РФ (ставки налога, льготы, срок уплаты налога организациями).

Ставки налога в Ярославской области установлены для всех видов и категорий транспортных средств, обозначенных в НК РФ.

Размер ставок в Ярославской области установлен в пределах, предусмотренных НК РФ, по всем видам транспорта.

Сравнительный анализ налоговых ставок по транспортному налогу в Центральном федеральном округе показал, что налоговые ставки по транспортному налогу в Ярославской области приближены к среднему значению по Центральному федеральному округу.

2. Правовой анализ состояния законодательства о транспортном налоге показал следующее.

2.1. Закон Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» является достаточным для урегулирования соответствующих отношений.

2.2. Пробелов, противоречий, дублирования в правовом регулировании указанных норм права и ошибок юридико-технического характера не выявлено.

2.3. Коррупциогенных факторов в Законе Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» не выявлено.

2.4. Причин (факторов), препятствующих исполнению Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» в полном объеме, не выявлено.

2.5. Закон Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области» соответствует федеральному законодательству.

3. Правительством Ярославской области в рамках разработки региональной налоговой политики на предстоящий период будет осуществлена оценка эффективности налоговых льгот, анализ ставок налога в сравнении с соседними регионами и динамики поступления.

По итогам указанной работы при необходимости Правительством области будут подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области».

4. Правовое регулирование в Ярославской области, предусмотренное Законом Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области», осуществляется в пределах полномочий области как субъекта Российской Федерации, установленных НК РФ и другими законодательными актами Российской Федерации.

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5