Ярославская областная Дума
седьмого созыва
Постановление
от |
26.10.2021 |
|
№ |
280 |
О внесении в Государственную Думу
Федерального Собрания Российской Федерации
в качестве законодательной инициативы
проекта федерального закона «О внесении
изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона
«Об обязательном медицинском страховании
в Российской Федерации»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» после получения заключения Правительства Российской Федерации.
2. Направить проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» в Правительство Российской Федерации на заключение.
3. Уполномочить депутата Ярославской областной Думы Юрия Александровича Филимендикова представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанную законодательную инициативу Ярославской областной Думы.
5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
6. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Вносится
Ярославской областной Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Внести в Федеральный закон от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 49, ст. 6422; 2014, № 49, ст. 6927; 2016, № 1, ст. 52; № 27, ст. 4183; 2017, № 1, ст. 13; 2018, № 49, ст. 7509; 2019, № 49, ст. 6958; 2020, № 14, ст. 2028; № 50, ст. 8075) следующие изменения:
1) часть 64 статьи 26 дополнить абзацем следующего содержания:
«В условиях угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, предельно допустимый размер средств нормированного страхового запаса территориального фонда, указанных в пункте 1 части 6 настоящей статьи, может быть увеличен на сумму иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и поступающих на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования из резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального фонда в текущем году.»;
2) первое предложение части 18 статьи 38 дополнить словами «(за исключением средств иных межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (имеющих целевое назначение), источником финансового обеспечения которых являлись бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального фонда)».
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – проект федерального закона) предусматривает:
1) возможность увеличения предельно допустимого размера средств нормированного страхового запаса территориального фонда на сумму иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и поступающих на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования из резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в текущем году;
2) исключение из суммы средств для расчета расходов на ведение дела страховых медицинских организаций, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам, иных межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (имеющих целевое назначение), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В связи с дефицитом средств обязательного медицинского страхования в условиях сохранения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, Ярославской области в 2021 году выделены средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального периода ОМС на дополнительное обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее – средства иных межбюджетных трансфертов). А также из резервного фонда Правительства Российской Федерации выделены средства на финансовое обеспечение проведения углубленной диспансеризации застрахованных по обязательному медицинскому страхованию лиц, перенесших новую коронавирусную инфекцию (COVID-19).
В связи с наличием задолженности по оплате медицинской помощи страховых медицинских организаций перед медицинскими организациями страховые медицинские организации в соответствии с условиями договоров о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (далее – договоры) и Правилами обязательного медицинского страхования подавали в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Ярославской области (далее – Фонд) обращения на получение целевых средств из нормированного страхового запаса Фонда на оплату медицинской помощи сверх установленного объема средств для окончательного расчета с медицинскими организациями за соответствующие периоды.
Поскольку задолженность по оплате медицинской помощи страховых медицинских организаций перед медицинскими организациями была не за отчетный месяц, в котором были получены иные межбюджетные трансферты, а за предыдущие периоды, средства иных межбюджетных трансфертов были направлены Фондом на формирование нормированного страхового запаса Фонда на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и после проведения проверки в соответствии с условиями договоров и Правилами обязательного медицинского страхования предоставлены страховым медицинским организациям для погашения задолженностей по оплате медицинской помощи перед медицинскими организациями за соответствующие периоды.
В соответствии с частью 6.4 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 326-ФЗ) размер средств нормированного страхового запаса Фонда для дополнительного финансового обеспечения реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования не должен превышать среднемесячный размер планируемых поступлений средств Фонда на очередной год.
Таким образом, Фондом после перечисления средств вышеуказанных иных межбюджетных трансфертов был достигнут предельно допустимый размер нормированного страхового запаса Фонда, установленный частью 6.4 статьи 26 Федерального закона № 326-ФЗ.
Во втором полугодии 2021 года сохраняются риски дефицита средств обязательного медицинского страхования в условиях угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией, что неизбежно приводит к росту счетов на оплату медицинской помощи и поступлению новых ежемесячных обращений страховых медицинских организаций в Фонд за средствами нормированного страхового запаса для оплаты медицинской помощи.
В связи с достижением предельно допустимого размера нормированного страхового запаса Фонд будет вынужден отказывать страховым медицинским организациям во втором полугодии 2021 года в предоставлении средств нормированного страхового запаса в соответствии с пунктом 3 части 9 статьи 38 Федерального закона № 326-ФЗ, что приведет к росту задолженности по оплате медицинской помощи страховых медицинских организаций перед медицинскими организациями, дефициту средств у медицинских организаций и росту просроченной кредиторской задолженности медицинских организаций перед поставщиками.
В связи с вышеизложенным законопроектом предлагается предусмотреть возможность увеличения предельно допустимого размера средств нормированного страхового запаса территориального фонда на сумму иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение и поступающих на дополнительное финансовое обеспечение реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования из резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в текущем году.
В соответствии с условиями заключенных соглашений о предоставлении средств иных межбюджетных трансфертов, а также Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов средства носят целевой характер и должны быть направлены на оплату случаев медицинской помощи с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи.
В адрес территориальных фондов обязательного медицинского страхования и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья Минздравом России и Федеральным фондом обязательного медицинского страхования были направлены письма (совместное письмо Минздрава России и Федерального фонда ОМС от 19.08.2021 № 11-8/и/1-13086 и от 18.08.2021 № 00-10-10-04/4685 соответственно, письмо ФОМС от 19.07.2021 № 00-10-30-4-04/4114), согласно которым, учитывая установленный Правилами перечень направлений средств иных межбюджетных трансфертов, указанные средства не являются источником расходов бюджета территориального фонда на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями.
В соответствии с частью 18 статьи 38 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ территориальный фонд предоставляет страховой медицинской организации средства, предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с нормативом, предусмотренным договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования, в размере не менее 0,8 процента и не более 1,1 процента от суммы средств, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам. Норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию устанавливается законом о бюджете территориального фонда в едином размере для всех страховых медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации.
При этом не установлено исключений для ситуации, когда средства по дифференцированным нормативам перечисляются за счет средств иных межбюджетных трансфертов.
С другой стороны, предоставление иных межбюджетных трансфертов, которые носят целевой характер, регламентируется Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее – БК РФ), нормы которого в соответствии со статьей 2 БК РФ имеют приоритет над нормами отраслевого законодательства.
Исходя из изложенного выше, следует отметить наличие правовых коллизий в законодательстве в сфере обязательного медицинского страхования в части расходов на ведение дела страховых медицинских организаций, возникающих при предоставлении дополнительных средств иных межбюджетных трансфертов в условиях сохранения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией.
В связи с этим законопроектом предлагается предусмотреть исключение иных межбюджетных трансфертов, передаваемых бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (имеющих целевое назначение), источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования, из суммы средств для расчета расходов на ведение дела страховых медицинских организаций, поступивших в страховую медицинскую организацию по дифференцированным подушевым нормативам.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» не потребует дополнительного финансирования за счет средств федерального бюджета.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов,
федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию
в связи с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
Принятие проекта федерального закона «О внесении изменений в статьи 26 и 38 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» потребует внесения изменений в Приказ ФФОМС от 27.03.2019 № 54 «О порядке использования средств нормированного страхового запаса территориального фонда обязательного медицинского страхования», Приказ Минздравсоцразвития России от 09.09.2011 № 1030н «Об утверждении формы типового договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования».
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (в режиме ВКС)
Время: 13:00Проведение урока парламентаризма для учащихся специальности «Право и организация социального обеспечения» Ярославского Градостроительного колледжа
Время: 16:00Участие в заседании рабочей группы при Комитете ГД по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства на тему «О практике регионов по реализации внеурочного курса «Моя семья» в образовательных учреждениях субъектов РФ» (в режиме ВКС)