Об отчете о работе комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству за прошедший период (сентябрь 2023 года – август 2024 года)
Постановление от 24.09.2024 №228

Об отчете о работе комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству за прошедший период (сентябрь 2023 года – август 2024 года)


Дополнительные материалы


p_24_228

14,53 Кб

p_24_228_1

36,68 Кб

Правовой акт


Ярославская областная Дума восьмого созыва

Постановление



от

     24.09.2024

     228


   Об отчете о работе комитета
Ярославской областной Думы
по экономической политике,
инвестициям, промышленности
и предпринимательству за прошедший период
(сентябрь 2023 года – август 2024 года)

Ярославская областная Дума 

П О С Т А Н О В И Л А:

1. Утвердить отчет о работе комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству за прошедший период (сентябрь 2023 года – август 2024 года) (прилагается).

2. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ-Регион».



Председатель
Ярославской областной Думы                                                    М.В. Боровицкий




Утвержден

Постановлением

Ярославской областной Думы

от 24.09.2024 № 228


О Т Ч Е Т

о работе комитета Ярославской областной Думы
по экономической политике, инвестициям, промышленности
и предпринимательству за прошедший период
(сентябрь 2023 года – август 2024 года)

 

Комитет Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности и предпринимательству (далее – комитет) образован Постановлением Ярославской областной Думы (далее – Дума) от 26.09.2023 № 221 «Об образовании комитетов Ярославской областной Думы восьмого созыва».

В соответствии с Постановлением Думы от 26.09.2023 № 223 «О составах комитетов Ярославской областной Думы восьмого созыва» в состав комитета входят 9 депутатов Думы (далее – депутат), из них 3 работают на профессиональной постоянной основе.

Председателем комитета является депутат Вахруков М.С. Заместителями председателя комитета – депутаты Горохов И.В. и Юдаев А.А.

Комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Регламентом Думы, вопросами ведения комитета, планом законопроектной работы Думы на текущий год и утвержденными в соответствии с ними планами работы комитета, а также поручениями Думы.

Работа комитета направлена на рассмотрение вопросов в сферах: стратегического планирования Ярославской области; государственного регулирования инвестиционной деятельности и стимулирования экономического развития; государственно-частного партнерства; развития малого и среднего предпринимательства; реализации инвестиционных проектов, создания технопарков и кластерной политики; использования земель населенных пунктов и пригородных зон городов; порядка управления и распоряжения имущества Ярославской области; приватизации государственного имущества; промышленной политики и предпринимательства; инновационного развития; рекламы; науки и научно-технической политики; защиты экономических интересов Ярославской области, экономической безопасности, защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), а также в случае введения чрезвычайного положения; закупок товаров, работ и услуг, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд; проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установления и оценки применения обязательных требований, а также экспертизы нормативных правовых актов в Ярославской области и др.

Деятельность комитета по указанным направлениям осуществлялась в различных формах и видах.

Формами работы комитета были заседания комитета, заседания созданных при комитете рабочей группы и экспертного совета, совещания, в рамках которых рассматривались законопроекты (поправки к законопроектам), внесенные в порядке законодательной инициативы в Думу, проекты федеральных законов, направленные в Думу Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации (далее – ГД ФС РФ) и законодательными органами субъектов Российской Федерации, осуществлялись контроль за исполнением нормативных правовых актов в соответствии с вопросами ведения комитета, подготовка предложений по устранению нарушений, выявленных при исполнении законодательства Ярославской области, оказание консультационной помощи по вопросам применения регионального законодательства, рассмотрение поступивших обращений граждан и организаций.

За отчетный период комитетом проведено 11 заседаний, в том числе 3 внеочередных.

На заседаниях комитета были рассмотрены 53 вопроса, по которым принято 53 решения комитета.

В отчетный период рассмотрено 270 входящих документов и подготовлено 78 исходящих документа, в том числе 6 – от комитета.

Определяющим направлением работы комитета являлось рассмотрение поступивших в Думу законопроектов. В отчетном периоде комитетом рассмотрены и Думой приняты 9 законов Ярославской области, а именно:

- Закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2024 – 2026 годы». Данный закон разработан и принят в целях оптимизации системы управления и распоряжения имуществом Ярославской области. В перечень имущества, находящегося в собственности Ярославской области, подлежащего приватизации в 2024 – 2026 годах, предложено включить 14 объектов недвижимого имущества (в том числе объекты недвижимого имущества, не реализованные в 2023 году) и пакет акций ОАО «Авиация Ярославля» (24,96 % уставного капитала);

- Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции». В законе устанавливаются случаи и порядок предоставления в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и переданных в собственность субъектов Российской Федерации согласно Федеральному закону от 08.12.2011 № 423-ФЗ «О порядке безвозмездной передачи военного недвижимого имущества в собственность субъектов Российской Федерации, муниципальную собственность и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а при отсутствии таких земельных участков – других земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, следующей категории граждан: военнослужащим, лицам, заключившим контракт о пребывании в добровольческом формировании, содействующем выполнению задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации, и лицам, проходящим (проходившим) службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, удостоенным звания Героя Российской Федерации или награжденным орденами Российской Федерации за заслуги, проявленные в ходе участия в специальной военной операции, и являющимся ветеранами боевых действий, а также членам семей указанных военнослужащих и лиц, погибших (умерших) вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими в ходе участия в специальной военной операции;

- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Законом вносятся изменения в отдельные положения Закона области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Указанные изменения обусловлены разработкой проекта закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции»;

- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности». Законом устанавливаются дополнительные критерии предоставления юридическим лицам земельного участка без проведения торгов, а именно необходимость обеспечения в результате реализации масштабного инвестиционного проекта создания не менее устанавливаемого количества рабочих мест и (или) осуществления не менее устанавливаемого объема инвестиций. При этом минимальные значения количества рабочих мест и объема инвестиций дифференцированы по группам муниципальных образований Ярославской области в зависимости от численности их населения;

- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статьи 3 и 4 Закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции». В целях обеспечения государственной поддержки участников специальной военной операции и их семей представленным Законом предлагается установить новые категории граждан, которые могут претендовать на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. Кроме того, данным Законом уточняется порядок подачи членами семьи участника специальной военной операции заявления о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка в случае его гибели до вступления в силу Закона Ярославской области от 25.12.2023 № 85-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции» (далее – Закон 85-з). В Законе предусматривается положение об утрате права участников специальной военной операции и членов их семей на приобретение в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Законом 85-з в случае реализации ими права на первоочередное приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов;

- Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Законом устанавливаются критерии предоставления юридическим лицам земельного участка без проведения торгов в целях реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа. В результате реализации предлагаемых масштабных инвестиционных проектов предполагается формирование специализированного жилищного фонда Ярославской области за счет жилых помещений, передаваемых в собственность Ярославской области в целях предоставления жилых помещений в установленном действующим законодательством порядке детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа;

- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об отдельных вопросах предоставления в аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» и статьи 3 и 4 Закона Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в связи с проведением специальной военной операции». Законом предусматривается уточнение положений регионального законодательства, посвященного вопросам предоставления на территории Ярославской области в собственность и в аренду без проведения торгов земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В связи с принятием Закона Ярославской области от 31.05.2024 № 21-з «Об отдельных вопросах реализации масштабных инвестиционных проектов, предусматривающих обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» проектом закона предлагается дополнить перечень случаев, когда земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в аренду без проведения торгов.

Законом предлагается предусмотреть отнесение к числу граждан, имеющих право на предоставление земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, по соответствующим основаниям, лиц, заключивших контракт о добровольном содействии в выполнении задач, возложенных на войска национальной гвардии Российской Федерации, а в случае их гибели – членов их семьи.

Кроме того, законом определяются территории, на которых осуществляется предоставление религиозным организациям, казачьим обществам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду без проведения торгов. При установлении таких территорий учитывается сложившаяся в законодательстве и судебной практике система определения территории, на которой осуществляется деятельность религиозных организаций, казачьих обществ;

- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области». С учетом изменений федерального законодательства законом предлагается внести корреспондирующие изменения в Закон Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области», предусматривающие корректировку способа приватизации государственного и муниципального имущества (продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены заменена на продажу государственного или муниципального имущества по минимально допустимой цене); определение полномочий Правительства Ярославской области по продаже имущества, находящегося в собственности Ярославской области, по минимально допустимой цене;

- Закон Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2024-2026 годы». Закон разработан в целях расширения перечня имущества, находящегося в собственности Ярославской области и подлежащего приватизации.

Помимо работы над профильными законами комитет участвовал в рас­смотрении проекта закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов». В рамках работы с проектами федеральных законов комитетом на заседаниях рассмотрены 10 федеральных инициатив.

Комитетом уделялось большое внимание повышению качества прини­маемых законодательных актов. Проекты законов Ярославской области, рас­сматриваемые на заседаниях комитета, направлялись на заключения в право­вое управление аппарата Думы, Правительство Ярославской области, проку­ратуру Ярославской области, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ярославской области, Контрольно-счетную палату Яро­славской области. При наличии в заключениях на законопроект замечаний проводились совещания по выработке решений для их устранения и подго­товке соответствующих поправок.

Деятельность комитета была направлена не только на законотворче­ство, но и на контроль правоприменения законов, действующих на террито­рии Ярославской области, повышение качества и эффективности законода­тельства. Контроль правоприменения регионального и федерального законо­дательства осуществлялся посредством рассмотрения информации органов исполнительной власти региона о реализации региональных и федеральных законов, государственных программ, о деятельности в сферах экономики, соответствующих вопросам ведения комитета.

С целью стимулирования экономического развития региона, а также в рамках выполнения контрольной функции реализации действующих законов и подзаконных нормативных правовых актов комитетом были рассмотрены следующие вопросы:

- об исполнении Закона Ярославской области от 05.05.2015 № 30-з «О промышленной политике в Ярославской области»;

- об исполнении Закона Ярославской области от 19.12.2005 № 83-з «О государственном регулировании инвестиционной деятельности на территории Ярославской области»;

- о реализации подпрограммы «Стимулирование инвестиционной деятельности в Ярославской области» государственной программы Ярославской области «Экономическое развитие и инновационная экономика Ярославской области» на 2021-2025 годы;

- о создании в Ярославской области территорий опережающего развития, особых экономических зон, технопарков;

- о создании в Ярославской области условий для стимулирования инвестиций действующих и новых промышленных предприятий и развития кластерной политики;

- об исполнении Закона Ярославской области от 06.05.2008 № 20-з «О развитии малого и среднего предпринимательства»;

- о налоговых льготах, преференциях и создании благоприятных условий для создания и развития предприятий МСП в Ярославской области;

- о ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области за 2023 год;

- о ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Ярославской области за 2023 год и истекший период 2024 года («Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» на 2021-2025 годы; «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» на 2021-2027 годы; «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» на 2020-2025 годы; «Развитие контрактной системы в сфере закупок Ярославской области» на 2020-2025 годы; «Научно-техническое развитие Ярославской области» на 2023-2028 годы);

- о реализации статьи 27 Закона Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» в части выполнения прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества за 2023 год;

- о реализации статьи 6 Закона Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области» в части осуществления контроля за использованием областного имущества;

- об исполнении Закона Ярославской области от 02.04.2013 № 16-з «О мерах государственной поддержки социально ответственных работодателей»;

- о ежегодном отчете о выполнении плана мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года;

- об исполнении Закона Ярославской области от 04.05.2018 № 17-з «О стратегическом планировании в Ярославской области».

В рамках поддержки модернизации сельских почтовых отделений ко­митетом подготовлены, рассмотрены и приняты Думой следующие обращения:

- обращение в Правительство Российской Федерации с просьбой рассмотреть возможность погашения части убытков АО «Почта России», в первую очередь вызванных расходами на логистику и содержание почтовых отделений в сельской местности, труднодоступных населенных пунктах с малочисленным населением, за счет средств федерального бюджета, а также предусмотреть иные механизмы компенсационных выплат (Постановление Ярославской областной Думы «Об обращении Ярославской областной Думы в Правительство Российской Федерации о погашении части убытков АО «Почта России» за счет средств федерального бюджета и разработке механизмов компенсационных выплат»);

- обращение в АО «Почта России» с просьбой включить в список объектов, нуждающихся в ремонте, техническом и технологическом переоснащении, сельские отделения почтовой связи, расположенные на территории Ярославской области, ввиду того, что в федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов предусмотрены бюджетные ассигнования на взнос в уставной капитал АО «Почта России» в целях модернизации и приведения в нормативное состояние отделений и иных объектов почтовой связи, расположенных в сельской местности (Постановление Ярославской областной Думы «Об обращении Ярославской областной Думы в АО «Почта России» о содействии в модернизации и приведении в нормативное состояние отделений почтовой связи АО «Почта России», расположенных в сельской местности»).

Кроме того, на заседании комитета был рассмотрен важный для региона вопрос «О передаче объектов культурного наследия из федеральной собственности в государственную собственность Ярославской области», по которому принято Постановление Ярославской областной Думы. Постановлением утверждается перечень объектов культурного наследия, передаваемых из федеральной собственности в государственную собственность Ярославской области, и направляется для рассмотрения в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предложение о передаче в государственную собственность Ярославской области объектов культурного наследия, указанных в перечне.

С целью глубокой проработки вопросов комитетом активно использо­вались такие формы работы, как рабочие группы, совещания, заседания экс­пертного совета при комитете.

Для принятия обоснованных решений по рассматриваемым законопро­ектам и вопросам экономического характера при комитете действовал экспертный совет в составе руководителей организаций, представителей научного сообщества и высококвалифицированных специалистов, имеющих опыт законотворческой и практической работы в экономической сфере деятельности, созданный решением комитета Ярославской областной Думы по экономической политике, инвестициям, промышленности, предпринимательству от 12.12.2023 № 24. Состоялось 3 заседания экспертного совета, на которых обсуждались следующие вопросы:

- о ежегодном докладе Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области за 2023 год;

- о проекте закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области»;

- о налоговых льготах, преференциях и создании благоприятных условий для создания и развития предприятий МСП в Ярославской области;

- о создании в Ярославской области особых экономических зон;

- о развитии индустриальных парков в Ярославской области.

Члены экспертного совета также принимали участие в заседаниях комитета.

Решением от 19.03.2024 года № 11 создана рабочая группа по развитию малого и среднего предпринимательства в Ярославской области (далее – рабочая группа). Состоялось организационное заседание рабочей группы.

На заседаниях рабочей группы и экспертного совета готовились к рассмотрению на комитете проекты законов Ярославской области, обсуждались проблемы предпринимательского сообщества Ярославской области, вырабатывались подходы к решению проблем бизнес-сообщества, в том числе по результатам рассмотрения отчета Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ярославской области.

Комитетом организован контроль исполнения принятых решений. Ре­шения, содержащие предложения в адрес Правительства Ярославской обла­сти, иных государственных органов и органов местного самоуправления му­ниципальных образований Ярославской области, направлялись им для рас­смотрения. Полученные ответы доводились до сведения членов комитета, экспертного совета при комитете, заинтересованных лиц.

Значительное внимание уделялось рассмотрению обращений, поступающих из законодательных органов субъектов Российской Федерации, по вопросам, относящимся к ведению комитета. За отчетный период в комитет поступили 4 обращения из законодательных органов субъектов Российской Федерации, одно из них рассмотрено на комитете.

Члены комитета как представители Думы также участвовали в работе межведомственных органов:

- в Комиссии по приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, рассмотрению экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Ярославской области и оценке целесообразности увеличения уставных фондов (капиталов) государственных предприятий Ярославской области и хозяйственных обществ с участием Ярославской области – депутат Горохов И.В.;

- в Комиссии по размещению рекламных конструкций на территории Ярославской области – депутат Юдаев А.А.;

- в Координационном совете Ярославской области по государственно-частному партнерству – депутаты Горохов И.В., Демидов И.А., Канашкин В.Ю.;

- в Комиссии по государственной поддержке инвестиционной деятельности при Правительстве Ярославской области – депутаты Вахруков М.С., Гончаров А.Г., Юдаев А.А.;

- в Комиссии по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в Ярославской области – депутат Соколов С.С.;

- в Консультативном совете по оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области и экспертизе нормативных правовых актов Ярославской области – депутаты Дмитриев М.В., Полкуев Р.Н.

В своей работе комитет активно взаимодействовал с органами испол­нительной власти Ярославской области, местного самоуправления муници­пальных образований Ярославской области, территориальными органами фе­деральных органов исполнительной власти, Союзом «Торгово-промышленная палата Ярославской области», хозяйствующими субъектами, общественными объединениями и другими институтами гражданского общества.

В целом комитет достаточно эффективно справлялся с поставленными перед ним задачами, решая проблемы экономического характера методами и способами, присущими парламентской деятельности.

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
25 26 27 28 29 30 1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31 1 2 3 4 5