Закон от 03.07.2008 №36-з

«О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения»

  • Дата принятия : 24 июня 2008

Дополнительные материалы


Правовой акт


З А К О Н

Ярославской области

О внесении изменений в Закон Ярославской области
«Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения»

Принят Ярославской областной Думой

24 июня 2008 года

Статья 1

Внести в Закон Ярославской области от 07.02.2002 № 12-з «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» (Губернские вести, 2002, 15 февраля, № 11; 22 июня, № 35; 29 июля, № 43; 2003, 13 апреля, № 24; 30 сентября, № 62; 2006, 14 июня, № 38; 2007, 14 ноября, № 89) следующие изменения:

1) статью 1 изложить в следующей редакции:

«Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет административно-территориальное устройство Ярославской области (далее - административно-территориальное устройство), устанавливает порядок решения вопросов административно-территориального устройства и полномочия органов государственной власти Ярославской области (далее - органы государственной власти) и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области (далее - органы местного самоуправления) при решении вопросов административно-территориального устройства.

2. Действие настоящего Закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи с изменением территориальной организации местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации.»;

2) статью 2 признать утратившей силу;

3) статьи 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:

административно-территориальное устройство - территориальная организация Ярославской области, представляющая собой систему входящих в ее состав административно-территориальных единиц, установленную в целях оптимальной организации государственного управления и местного самоуправления;

территориальная единица Ярославской области (далее - территориальная единица) - часть территории Ярославской области, имеющая фиксированные границы и официальное наименование;

административно-территориальная единица Ярославской области (далее - административно-территориальная единица) - территориальная единица, образованная в целях осуществления государственного управления и местного самоуправления;

населенный пункт - территориальная единица, имеющая сосредоточенную застройку в пределах установленной границы и служащая местом постоянного или сезонного проживания людей;

городской населенный пункт - населенный пункт, имеющий статус административно-территориальной единицы и отнесенный к категории городов областного значения, городов районного значения, рабочих, курортных или дачных поселков в порядке, установленном настоящим Законом;

сельский населенный пункт - населенный пункт, не отнесенный к категории городских населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Законом;

район Ярославской области - имеющая административный центр административно-территориальная единица, в фиксированных границах которой географически и экономически объединены несколько сельских округов или несколько сельских округов и городских населенных пунктов;

сельский округ - имеющая административный центр административно-территориальная единица, в фиксированных границах которой географически и экономически объединены один или несколько сельских населенных пунктов вместе с прилегающими к ним землями, необходимыми для их развития и обслуживания;

городской район города областного значения (далее - городской район) - внутригородская административно-территориальная единица, выделенная в целях осуществления государственного управления и местного самоуправления;

административный центр - городской либо сельский населенный пункт, который в установленном порядке определен местом постоянного нахождения органов государственной власти или органов местного самоуправления (их территориальных подразделений и должностных лиц), осуществляющих свою деятельность в соответствующей административно-террито-риальной единице.

Статья 4. Правовая основа решения вопросов административно-территориального устройства Ярославской области

Правовую основу административно-территориального устройства составляют Конституция Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, федеральные законы «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «О наименованиях географических объектов», иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав Ярославской области, настоящий Закон, а также принимаемые в соответствии с ними иные законы Ярославской области и нормативные правовые акты Ярославской области.»;

4) в статье 5:

а) в наименовании слова «Ярославской области» исключить;

б) в абзаце первом слова «Ярославской области и его изменение основываются» заменить словом «основывается»;

в) абзацы четвертый и пятый изложить в следующей редакции:

«создания экономических, финансовых и организационных условий для эффективного осуществления государственного управления и местного самоуправления на всей территории Ярославской области;

развития экономического потенциала Ярославской области, ее социальной инфраструктуры, системы коммуникаций;»;

г) в абзаце восьмом слова «Ярославской области и его изменения» исключить;

5) статьи 6 и 7 признать утратившими силу;

6) в наименовании главы II слова «Ярославской области» исключить;

7) в статье 8:

а) в части 1 слова «их структурные» заменить словами «, а также органы местного самоуправления, их территориальные»;

б) части 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. Описание границы Ярославской области, включая картографические материалы, фиксирующие ее прохождение, утверждается законом Ярославской области.

4. Границы между Ярославской областью и другими субъектами Российской Федерации могут быть изменены только с их взаимного согласия в порядке, установленном действующим законодательством.»;

8) статью 9 признать утратившей силу;

9) статью 10 изложить в следующей редакции:

«Статья 10. Система административно-территориального устройства

1. В систему административно-территориального устройства входят административно-территориальные единицы и населенные пункты, не име-ющие статуса административно-территориальных единиц.

2. Статус административно-территориальных единиц имеют:

1) районы Ярославской области;

2) городские населенные пункты (города областного значения, города районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки);

3) сельские округа;

4) городские районы.

Перечень административно-территориальных единиц устанавливается в приложении к настоящему Закону.

3. К населенным пунктам, не имеющим статуса административно-территориальных единиц, относятся сельские населенные пункты.

Одиночные дома, а также железнодорожные будки, дома лесников, бакенщиков, метеостанции, полевые станы, пасеки, сторожки, контрольные пункты, казармы, кордоны и иные объекты служебного назначения в соответствующих отраслях экономики, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, не являются населенными пунктами и подлежат приписке к населенным пунктам, с которыми они связаны в административном, производственном или территориальном отношении.

4. Территорию Ярославской области составляют районы Ярославской области и города областного значения. Территорию районов Ярославской области могут составлять города районного значения, рабочие, курортные и дачные поселки, а также сельские округа. Территорию городов областного значения могут составлять городские районы.

Территории сельских населенных пунктов входят в состав сельских округов.»;

10) главу II дополнить статьей 101 следующего содержания:

«Статья 101. Административные центры

1. Административным центром Ярославской области, местом постоянного нахождения органов государственной власти является ее исторически сложившийся центр - город Ярославль.

2. Административные центры районов Ярославской области и сельских округов устанавливаются с учетом местных традиций и сложившейся социальной инфраструктуры и могут не входить в состав территории соответствующей административно-территориальной единицы.

Перечень административных центров районов Ярославской области и сельских округов устанавливается в приложении к настоящему Закону.»;

11) статьи 11 и 12 признать утратившими силу;

12) дополнить главой II1 следующего содержания:

«Глава II1. Изменение административно-территориального устройства

Статья 121. Формы и порядок изменения административно-террито-риального устройства

1. Формами изменения административно-территориального устройства являются:

1) образование, реорганизация или упразднение административно-территориальных единиц;

2) установление (перенос) административных центров;

3) создание, изменение категории, ликвидация сельских населенных пунктов.

2. Изменение административно-территориального устройства в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи может заключаться:

1) в установлении (изменении) границ административно-террито-риальной единицы;

2) в наименовании (переименовании) административно-территори-альной единицы;

3) в присвоении (утрате) статуса административно-территориальной единицы либо его изменении.

3. Если иное не установлено федеральным законодательством и настоящим Законом, изменение административно-территориального устройства осуществляется законом Ярославской области. В случае изменения наименования и перечня административно-территориальных единиц и (или) их административных центров одновременно соответствующие изменения вносятся в приложение к настоящему Закону.

4. Предложения об изменении административно-территориального устройства направляются в Ярославскую областную Думу Губернатором Ярославской области, а также представительными органами муниципальных районов, поселений и городских округов (в отношении территориальных единиц, расположенных на территории соответствующих муниципальных образований). Одновременно с проектом закона Ярославской области, предусматривающим изменение административно-территориального устройства, представляются документы и материалы, определенные главой V настоящего Закона.

Предложения об изменении административно-территориального устройства рассматриваются Ярославской областной Думой в порядке, установленном законодательством Ярославской области для рассмотрения проектов законов Ярославской области с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Законом.

5. Изменение административно-территориального устройства осуществляется с учетом мнения населения соответствующих административно-территориальных единиц и сельских населенных пунктов.

При изменении административно-территориального устройства, связанном с изменением границ населенных пунктов, учет мнения населения осуществляется в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В случае изменения административно-территориального устройства, связанного с преобразованием муниципальных образований, учет мнения населения осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Мнение населения по вопросам установления (переноса) административных центров районов Ярославской области и сельских округов выражается представительными органами соответствующих муниципальных районов и сельских поселений.

Мнение населения по вопросам создания, изменения категории и ликвидации сельских населенных пунктов выражается представительными органами поселений (городских округов), на территории которых они расположены.

В иных случаях мнение населения по вопросам изменения административно-территориального устройства выражается представительными органами муниципальных районов (городских округов).

6. Изменение административно-территориального устройства подлежит учету в соответствии с главой VI настоящего Закона.

Статья 122. Образование, реорганизация и упразднение административно-территориальных единиц

1. Образованием административно-территориальных единиц признается возникновение на территории Ярославской области новой административно-территориальной единицы, не существовавшей ранее, в том числе вследствие реорганизации административно-территориальных единиц в форме слияния, выделения или разделения.

2. Реорганизация административно-территориальных единиц осуществляется в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

Реорганизация административно-территориальных единиц в форме слияния представляет собой объединение двух и более административно-территориальных единиц, в результате которого образуется новая административно-территориальная единица, а объединяемые административно-терри-ториальные единицы упраздняются.

Реорганизация административно-территориальных единиц в форме присоединения представляет собой присоединение к административно-тер-риториальной единице одной и более административно-территориальных единиц, в результате которого присоединяемые административно-террито-риальные единицы упраздняются, а реорганизуемая административно-терри-ториальная единица сохраняет свой статус и наименование.

Реорганизация административно-территориальных единиц в форме разделения представляет собой разделение административно-территориаль-ных единиц, в результате которого из одной административно-территори-альной единицы образуются несколько новых административно-территори-альных единиц, а разделяемая административно-территориальная единица упраздняется.

Реорганизация административно-территориальных единиц в форме выделения представляет собой выделение из административно-территори-альной единицы одной или нескольких территориальных единиц, в результате которого последние приобретают статус административно-территориаль-ных единиц, а реорганизуемая административно-территориальная единица сохраняет свой статус и наименование.

Реорганизация административно-территориальных единиц в форме преобразования представляет собой изменение статуса административно-территориальной единицы и не влечет за собой изменения ее территории и наименования.

3. Образованной в результате слияния или разделения административно-территориальной единице может быть присвоено наименование административно-территориальной единицы, упраздненной при реорганизации.

При реорганизации городских населенных пунктов в форме слияния, выделения, присоединения или разделения допускается изменение их статуса в соответствии с требованиями части 2 статьи 125 настоящего Закона.

4. Упразднением административно-территориальных единиц признается утрата территориальной единицей статуса административно-террито-риальной единицы в следующих случаях:

1) в результате реорганизации в форме слияния, присоединения или разделения;

2) при ликвидации населенного пункта, в котором отсутствует зарегистрированное в установленном порядке население и жилая застройка;

3) при утрате статуса административно-территориальной единицы населенным пунктом, в котором имеются зарегистрированное в установленном порядке население и (или) жилая застройка, с отнесением его к категории сельских населенных пунктов.

Статья 123. Установление (перенос) административных центров

При установлении (переносе) административных центров районов Ярославской области и сельских округов учитываются:

1) возможность организации в населенном пункте предоставления минимально необходимых торговых, коммунально-бытовых, социально-куль-турных, а также государственных и муниципальных услуг населению административно-территориальной единицы;

2) пешеходная и (или) транспортная доступность административного центра для жителей всех населенных пунктов, входящих в состав территории административно-территориальной единицы;

3) интересы государственного управления и местного самоуправления.

Статья 124. Создание, изменение категории, ликвидация сельских населенных пунктов

1. Создание сельского населенного пункта осуществляется при возникновении на территории Ярославской области населенного пункта, имеющего постоянно проживающее население и жилую застройку.

2. Изменение категории сельского населенного пункта осуществляется в целях упорядочивания категорий населенных пунктов с учетом исторических и культурных традиций.

3. Ликвидация сельского населенного пункта допускается:

1) при отсутствии в сельском населенном пункте зарегистрированного в установленном порядке населения и жилой застройки;

2) при включении сельского населенного пункта в состав другого населенного пункта в установленном порядке;

3) в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

4. Включение сельских населенных пунктов (их частей) в состав населенных пунктов, имеющих статус административно-территориальных единиц, осуществляется на основании согласованной и утвержденной в установленном порядке градостроительной документации.

Статья 125. Основания присвоения, изменения или утраты статуса административно-территориальных единиц

1. Статус районов Ярославской области может быть присвоен территориальным единицам при наличии на их территории не менее одного города районного значения или рабочего поселка, а также трех и более сельских округов с учетом их общего экономического потенциала; наличия производственной и социальной инфраструктуры, достаточной для обслуживания потребностей промышленного и сельскохозяйственного производства и жизнедеятельности населения; тяготения городских и сельских населенных пунктов к определенному экономическому, административному и культурному центру; состояния путей сообщения и средств связи между населенными пунктами; численности населения, достаточной для функционирования объектов производственной и социальной инфраструктуры районного значения, а также в целях эффективного осуществления государственного управления и местного самоуправления.

2. Статус городов областного значения может быть присвоен городским населенным пунктам с численностью населения не менее 75 тысяч человек, являющимся экономическими и культурными центрами и имеющим развитую промышленность. Также статус городов областного значения может быть присвоен городским населенным пунктам с численностью населения не менее 25 тысяч человек, являющимся экономическими и культурными центрами, имеющим развитую промышленность и перспективу дальнейшего развития и увеличения численности населения.

Статус городов районного значения может быть присвоен городским населенным пунктам с численностью населения не менее 12 тысяч человек, из которых не менее 85 процентов должны составлять рабочие, служащие (члены их семей), являющимся промышленными и культурными центрами.

Статус рабочих поселков может быть присвоен:

1) населенным пунктам с численностью населения не менее 3 тысяч человек, из которых не менее 85 процентов должны составлять рабочие, служащие (члены их семей), на территории которых имеются промышленные предприятия, стройки, железнодорожные узлы, гидротехнические сооружения, предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции и другие экономически важные объекты;

2) населенным пунктам, на территории которых расположены высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения вне зависимости от наличия и численности постоянно проживающего населения.

Статус курортных поселков может быть присвоен населенным пунктам с численностью населения не менее 2 тысяч человек, расположенным в местностях, имеющих лечебное значение, если количество приезжающих для лечения и отдыха в течение календарного года составляет не менее 50 процентов от численности постоянного населения.

Статус дачных поселков может быть присвоен населенным пунктам, основным назначением которых является предоставление санаторных услуг или организация летнего отдыха населения, вне зависимости от наличия и численности постоянно проживающего населения.

3. Статус сельских округов может быть присвоен территориальным единицам при наличии на их территории сельского населенного пункта с численностью населения не менее 1 тысячи человек или группы соседствующих сельских населенных пунктов с численностью населения не менее 200 человек, тяготеющих к одному из них как административному, хозяйственному, торговому и культурному центру; транспортной доступности такого населенного пункта; возможности организации в границах данной территории минимально необходимых коммунально-бытовых и социально-куль-турных услуг, а также в целях эффективного осуществления государственного управления и местного самоуправления.

4. Статус городских районов может быть присвоен районам городов областного значения с численностью населения свыше 200 тысяч человек в целях эффективного осуществления государственного управления и местного самоуправления.

Статья 126. Установление и изменение границ административно-территориальных единиц

1. Установление и изменение границ административно-территориаль-ных единиц осуществляется в соответствии с требованиями федерального законодательства.

2. Установление и изменение границ административно-территориаль-ных единиц в случаях, не предусмотренных федеральным законодательством, осуществляется Губернатором Ярославской области.

Статья 127. Наименование (переименование) административно-тер-риториальных единиц

Наименование (переименование) административно-территориальных единиц и сельских населенных пунктов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О наименованиях географических объектов».»;

13) главы III и IV признать утратившими силу;

14) наименование главы V изложить в следующей редакции:

«Глава V. Перечень документов и материалов, представляемых при изменении административно-территориального устройства»;

15) в статье 24:

а) наименование и абзац первый изложить в следующей редакции:

«Статья 24. Перечень документов и материалов, представляемых при изменении административно-территориального устройства районов Ярославской области

С проектом закона Ярославской области об изменении административно-территориального устройства районов Ярославской области представляются:»;

б) абзац второй дополнить словами «в случаях, установленных действующим законодательством»;

в) в абзаце третьем слово «структурных» заменить словом «территориальных»;

16) в статье 25:

а) наименование и абзац первый изложить в следующей редакции:

«Статья 25. Перечень документов и материалов, представляемых при изменении административно-территориального устройства сельских округов

С проектом закона Ярославской области об изменении административно-территориального устройства сельских округов представляются:»;

б) абзац второй дополнить словами «в случаях, установленных действующим законодательством»;

в) в абзаце третьем слово «структурных» заменить словом «территориальных»;

17) в статье 26:

а) наименование и абзац первый изложить в следующей редакции:

«Статья 26. Перечень документов и материалов, представляемых при изменении административно-территориального устройства городских и сельских населенных пунктов и городских районов

С проектом закона Ярославской области об изменении административно-территориального устройства городских и сельских населенных пунктов и городских районов представляются:»;

б) абзац второй дополнить словами «в случаях, установленных действующим законодательством»;

в) в абзаце третьем слово «структурных» заменить словом «территориальных»;

18) в наименовании главы VI слова «Ярославской области и» заменить словами «и сельских»;

19) статью 27 изложить в следующей редакции:

«Статья 27. Орган, осуществляющий учет и регистрацию административно-территориальных единиц и сельских населенных пунктов

Учет и регистрация административно-территориальных единиц и сельских населенных пунктов осуществляются органом исполнительной власти Ярославской области, определенным Губернатором Ярославской области (далее - уполномоченный орган).»;

20) в статье 28:

а) наименование после слов «единицы и» дополнить словом «сельские»;

б) в части 1 слова «Ярославской области, а также» заменить словами «и сельские»;

в) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Учет объектов служебного назначения в соответствующих отраслях экономики, указанных в части 3 статьи 10 настоящего Закона, ведется уполномоченным органом отдельно от основного учета административно-терри-ториальных единиц и сельских населенных пунктов.»;

21) статьи 29 и 30 изложить в следующей редакции:

«Статья 29. Порядок учета и регистрации административно-терри-ториальных единиц и сельских населенных пунктов

Внесение изменений в учетные данные производится уполномоченным органом в течение 30 дней со дня вступления в силу соответствующего закона Ярославской области об изменении административно-территориального устройства в порядке, установленном Губернатором Ярославской области.

Статья 30. Информирование федеральных органов исполнительной власти об изменении административно-территориального устройства

Информирование федеральных органов исполнительной власти об изменении административно-территориального устройства осуществляется уполномоченным органом в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законодательством.»;

22) в приложении:

а) наименование изложить в следующей редакции:

«Перечень административно-территориальных единиц, административных центров районов Ярославской области и сельских округов»;

б) в подпункте 5 пункта 9 «Некрасовский район (рп Некрасовское)» слово «Боровский» заменить словом «Боровской».

Статья 2

Признать утратившим силу Закон Ярославской области от 13.06.2006 № 32-з «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения» (Губернские вести, 2006, 14 июня, № 38).

Губернатор

Ярославской области С.А. Вахруков

« 3 » июля 2008 г.

№ 36-з