Проект
вносит комитет по экономической
политике, инвестициям, промышленности
и предпринимательству
Ярославская областная Дума
седьмого созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от №
г. Ярославль
О внесении в Государственную Думу Федерального
Собрания Российской Федерации в качестве
законодательной инициативы проекта федерального
закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового
кодекса Российской Федерации»
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации».
2. Уполномочить депутата Ярославской областной Думы Фомичева Р.Ю. представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанный проект федерального закона.
4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Ярославской областной Думы А.Д. Константинов
Вносится
Ярославской областной Думой
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации
Статья 1
Внести в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3824; 2006, № 31, ст. 3436; 2008, № 48, ст. 5519; 2010, № 31, ст. 4198; 2011, № 47, ст. 6611; 2013, № 30, ст. 4081; 2014, № 48, ст. 6657; 2016, № 27, ст. 4176, ст. 4177) следующие изменения:
1) пункт 3.1 после слов «выявленные в ходе проверки» дополнить словами «, а также иные документы, полученные при проведении проверки.»;
2) абзац первый пункта 5 изложить в следующей редакции:
«5. Акт налоговой проверки и документы, предусмотренные пунктом 3.1 настоящей статьи, в течение пяти дней с даты этого акта должны быть вручены лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или переданы иным способом, свидетельствующим о дате их получения указанным лицом (его представителем), если иное не предусмотрено настоящим пунктом.».
Статья 2
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Президент
Российской Федерации
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - законопроект) направлен на совершенствование нормативной базы, регулирующей вопросы проведения налоговых проверок.
В целях обеспечения реализации и защиты прав лиц, в отношении которых проводилась налоговая проверка, законопроектом предлагается внести изменения в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ):
- согласно изменению в пункт 3.1 к акту налоговой проверки прилагаются не только документы, подтверждающие факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки, но и иные документы, полученные при проведении проверки. Не изменяются положения вышеназванной нормы, предусматривающие, что документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются; документы, содержащие не подлежащие разглашению налоговым органом сведения, составляющие банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну третьих лиц, а также персональные данные физических лиц, прилагаются в виде заверенных налоговым органом выписок;
- согласно изменению в пункт 5 лицу, в отношении которого проводилась проверка (его представителю), должны быть вручены не только акт налоговой проверки, но и документы, предусмотренные пунктом 3.1.
Внесение указанных изменений упрощает подготовку лицом, в отношении которого проводилась налоговая проверка, аргументированных письменных возражений по акту налоговой проверки. Наличие у лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, на руках документов, полученных при проведении проверки, обеспечит более полную реализацию им права на защиту.
Пунктом 2 статьи 101 НК РФ предусмотрено право лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, на ознакомление с материалами налоговой проверки, однако реализация этого права возможна только при соблюдении ряда условий:
- подача им соответствующего заявления (при этом налоговый орган обязан обеспечить возможность ознакомления с материалами проверки не позднее двух дней со дня подачи такого заявления);
- ознакомление осуществляется путем визуального осмотра материалов проверки, изготовления выписок, снятия копий.
Принятие законопроекта позволит лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка, реализовать свое право на ознакомление с материалами проверки без соблюдения вышеперечисленных условий.
Следует отметить, что в соответствии с абзацем третьим пункта 6.1 статьи 101 НК РФ материалы, полученные в результате проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, вручаются лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителю), в качестве приложения к дополнению к акту налоговой проверки.
Предусмотренное законопроектом совершенствование механизма ознакомления лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, со всеми материалами дела, улучшает положение налогоплательщика и усиливает его право на защиту своих интересов во взаимоотношениях с налоговыми органами.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят снизить нагрузку на налоговые органы:
- в части необходимости предоставления помещений для ознакомления с материалами проверок (число таких помещений безусловно уменьшится);
- трудозатрат (в части рассмотрения заявлений налогоплательщиков о желании ознакомится с материалами проверки, подготовки материалов проверки для ознакомления, сопровождения процесса ознакомления, составления протокола по окончании ознакомления).
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
к проекту федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации»
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации» не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации»
Принятие федерального закона «О внесении изменений в статью 100 Налогового кодекса Российской Федерации» не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.