Проект вносят депутаты
Ярославской областной Думы
Хабибулин С.Р., Секачева О.Н.,
Пивоварова А.А.
Ярославская областная Дума
седьмого созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от №
г. Ярославль
Об обращении к Председателю Совета Федерации ФС РФ
Матвиенко В.И. о протесте Ярославской областной Думы
против принятия законопроекта «О внесении изменений
в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации".
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1.Принять обращение Ярославской областной Думы к Председателю Совета Федерации ФС РФ Матвиенко В.И. о протесте депутатов Ярославской областной Думы против принятия законопроекта «О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
2. Направить настоящее Постановление и указанное обращение Председателю Совета Федерации ФС РФ Матвиенко В.И.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель
Ярославской областной Думы А.Д. Константинов
Приложение
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от________ №_______
Обращение
к Председателю Совета Федерации ФС РФ Матвиенко В.И.
о протесте депутатов Ярославской областной Думы против принятия законопроекта
«О внесении изменений в статьи 37 и 38 Федерального закона
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме
граждан Российской Федерации".
Уважаемая Валентина Ивановна!
Депутаты Ярославской областной Думы просят Совет Федерации ФС РФ не одобрять проект закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с его глубокой коррупционной составляющей. Данный закон предоставляет широкие возможности для манипуляции результатами выборов, снижает их прозрачность.
Полагаем, что сама идея дистанционного голосования противоречит нормам федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", определяющего приоритетом свободное, не делегируемое другим лицам волеизъявление граждан и строгое обеспечение тайны голосования. Эти три позиции невозможно гарантировать при дистанционном голосовании, соответственно, его результаты нельзя признавать достоверным и легитимным основанием для принятия решений о наделении кандидатов соответствующими полномочиями.
Отсутствие возможности внешнего, в том числе общественного контроля за тем, что волеизъявление гражданина произведено лично, тайно и свободно, то есть без внешнего давления и принуждения, разрушает сам институт всенародных выборов как часть демократической модели государственного устройства. Особую тревогу вызывает возможность электронного или почтового голосования сотрудников бюджетных учреждений, которые зависят от региональных властей и, как правило, на каждых выборах подвергаются давлению со стороны своего руководства и руководства профильных ведомств правительств субъектов Федерации.
Кроме того, наличие в принятом Государственной Думой ФС РФ законе двусмысленной формулировки, позволяющей Центральной избирательной комиссии Российской Федерации устанавливать перечень случаев и порядка принятия решения органами государственной власти о проведении голосования по почте, а также посредством дистанционного электронного голосования, не позволяет последней устанавливать порядок проведения самого такого «удаленного» голосования. Таким образом, как сам процесс электронного голосования, так и связанные с ним механизмы, в том числе контроля, остаются без правового регулирования, что влечет субъективный подход в проведения голосования в субъектах РФ.
Что касается электронного голосования, то недавний и до сих пор продолжающийся сбой в работе сайта www.gosuslugi.ru, вызванный массовым единовременным обращением граждан, пытающихся подать заявления о предоставлении выплат на детей от 3 до 16 лет, ставит под сомнение возможность организации безотказного онлайн-волеизъявления в единый всероссийский день голосования, когда избиратели всей страны будут пользоваться одним и тем же каналом доведения своего голоса до избирательных органов. Кроме того, негативным примером является сбой в работе системы электронного голосования в Московскую городскую Думу в сентябре 2019 года: более 11 тысяч москвичей зарегистрировались для участия в электронном голосовании, но около 500 избирателей не смогли оставить свой голос из-за технического сбоя, что повлияло на исход выборов.
Также нет гарантий того, что почтовые отправления с данными о голосовании будут заполнены понятным для избирательных комиссий способом, равно как и нет механизмов контроля за тем, что эти письма станут на 100% учитываться при подсчете голосов, обязательно будут признаваться действительными и трактоваться строго в соответствии с волеизъявлением гражданина.
Как уже говорилось ранее, при дистанционном волеизъявлении не соблюдается тайна голосования, ведь отправитель электронного или почтового «голоса» должен будет сообщить свои полные, в том числе паспортные данные для подтверждения наличия избирательного права.
На территории Ярославской области проживает около 90 000 граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 годы. Это – пожилые люди, подавляющая часть которых не пользуется сайтом www.gosuslugi.ru, но именно эта категория граждан всегда участвовала в голосовании на выборах и референдумах всех уровней.
В связи с этим просим Совет Федерации ФС РФ не одобрять принятый Государственной Думой ФС РФ 13 мая 2020 года Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возвратить его на доработку.