О внесении в ГД ФС РФ в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации временного присмотра
Проект постановления

О внесении в ГД ФС РФ в качестве законодательной инициативы проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации временного присмотра

  • Дата внесения : 19 марта 2021
  • Входящий номер : 695
  • Субъект : Депутат(ы) Ярославской областной Думы; комитет по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи

  • Профильный комитет : Комитет по образованию, культуре, туризму, спорту и делам молодежи
  • Статус : Принято Думой

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект

вносит комитет

по образованию, культуре,

туризму, спорту

и делам молодежи

                               

 

Ярославская областная Дума

седьмого созыва

 

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

от                                                                                 №

г. Ярославль

О внесении в Государственную Думу

Федерального Собрания Российской

Федерации в качестве законодательной

инициативы проекта федерального закона

«О внесении изменений в отдельные

законодательные акты Российской

Федерации в части совершенствования

государственного регулирования

организации временного присмотра

за детьми, присмотра за детьми»

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Ярославская областная Дума

 

П О С Т А Н О В И Л А:

 

1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О внесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации временного присмотра за детьми, присмотра за детьми» после получения заключения Правительства Российской Федерации.

2. Направить прилагаемый проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации временного присмотра за детьми, присмотра за детьми» в Правительство Российской Федерации на заключение.

3. Уполномочить депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Осипова Илья Владимирович представлять указанный проект федерального закона при его рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

4. Обратиться к законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации с просьбой поддержать указанный проект федерального закона.

5. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.

6. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ – Регион».

Председатель

Ярославской областной Думы                                               М.В. Боровицкий

 


                                                                                 

Вносится

    Ярославской областной Думой

                                                                           Проект


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части совершенствования

государственного регулирования организации

временного присмотра за детьми, присмотра за детьми

 

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3802; 2004, № 35, ст. 3607; № 52, ст. 5274; 2007, № 27, ст. 3213, 3215; 2008, № 30, ст. 3616; 2009, № 18, ст. 2151; № 23, ст. 2773; № 51, ст. 6163; 2011, № 30, ст. 4600; 2013, № 14, ст. 1666; № 26, ст. 3208; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; № 49, ст. 6329; 2015, № 27, ст. 3970; № 29, ст. 4365; № 48, ст. 6724; 2017, № 1, ст. 6; 2018, № 17, ст. 2434; № 24, ст. 3403; 2019, № 42, ст. 5801; № 52, ст. 7832; 2020, № 24, ст. 3752; № 31, ст. 5062) следующие изменения:

1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«временный присмотр за детьми –  комплекс мер по организации в дневное время досуга детей, реализуемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения) продолжительностью не более 4 часов подряд, обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию при выполнении требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;

организации временного присмотра за детьми – организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, оказывающие услуги по организации временного присмотра за детьми (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность). В целях настоящего Федерального закона к организациям, оказывающим услуги по организации временного присмотра за детьми, приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации временного присмотра за детьми (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность);

присмотр за детьми – способствующий всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию комплекс мер по организации воспитания и досуга детей, их питания и хозяйственно –  бытового обслуживания, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, реализуемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (здании, строении, сооружении) при выполнении требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей;

организации присмотра за детьми – организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, оказывающие услуги по организации присмотра за детьми (за исключением организаций, осуществляющих образовательную деятельность). В целях настоящего Федерального закона к организациям, оказывающим услуги по организации присмотра за детьми, приравниваются индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по организации присмотра за детьми (за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность).»;

2) в статье 2:

а) слова «Настоящий Федеральный закон» заменить словами «1. Настоящий Федеральный закон»;

б) дополнить пунктом 2 следующего содержания:

«2. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения по присмотру и уходу за детьми, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по ведению домашнего хозяйства.»;

3) в статье 5:

а) пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:

«установление основ государственного регулирования организации временного присмотра за детьми;

установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации присмотра за детьми.»;

б) пункт 2 после слов «детей-инвалидов,» дополнить словами «организация присмотра за детьми,»;

4) дополнить статьями 101 – 109 следующего содержания:

«Статья 101. Обеспечение прав детей на временный присмотр за детьми

1. В целях повышения качества и безопасности временного присмотра за детьми федеральные органы исполнительной власти принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций временного присмотра за детьми;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях временного присмотра за детьми;

по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации временного присмотра за детьми.

2. В целях повышения качества и безопасности временного присмотра за детьми организация временного присмотра за детьми обязана:

создавать безопасные условия пребывания в ней детей; обеспечивать организацию оказания первой помощи детям в период их пребывания в организации временного присмотра за детьми в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований, требований о медицинских осмотрах работников организации, требований пожарной безопасности;

исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

Статья 102. Полномочия федеральных органов исполнительной власти в сфере организации временного присмотра за детьми

1. Правила оказания услуг по организации временного присмотра за детьми утверждаются Правительством Российской Федерации. Правилами оказания услуг по организации временного присмотра за детьми устанавливаются:

требования к объему и качеству предоставления услуг;

порядок предоставления услуг;

требования к деятельности организации временного присмотра за детьми, оказывающей услуги;

перечень документов, необходимых для предоставления услуги;

примерная форма договора об организации временного присмотра за детьми.

2. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере организации временного присмотра за детьми, относятся:

разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации временного присмотра за детьми, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;

издание методических рекомендаций по обеспечению организации временного присмотра за детьми;

утверждение порядка размещения и обновления информации об организации временного присмотра за детьми, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации на сайте указанной организации в сети «Интернет».

Статья 103. Обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации временного присмотра за детьми

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации временного присмотра за детьми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в соответствии с установленными полномочиями, и их территориальными подразделениями осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере деятельности по вопросам, связанным с трудовой деятельностью, защитой прав потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, выполнением требований пожарной безопасности на объектах временного присмотра за детьми, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 104. Обеспечение прав детей на присмотр за детьми

1. В целях повышения качества и безопасности присмотра за детьми федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий принимают меры:

по принятию нормативных правовых актов, регулирующих деятельность организаций присмотра за детьми;

по созданию безопасных условий пребывания в организациях присмотра за детьми;

по обеспечению максимальной доступности услуг организаций присмотра за детьми;

по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации присмотра за детьми.

2. В целях повышения качества и безопасности присмотра за детьми организация присмотра за детьми обязана:

создавать безопасные условия пребывания в ней детей, в том числе детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья (в случае приема данных категорий детей в организацию присмотра за детьми), присмотра за детьми; обеспечивать их содержание и питание, организацию оказания первой помощи и медицинской помощи детям в период их пребывания в организации присмотра за детьми в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

обеспечивать соблюдение требований о медицинских осмотрах работников организации присмотра за детьми, требований обеспечения антитеррористической защищенности, пожарной безопасности, а также наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности, осуществляемой организацией присмотра за детьми, санитарно-эпидемиологическим требованиям;

представлять сведения о своей деятельности в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми для включения в реестр организаций присмотра за детьми;

исполнять иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации.

3. Организации, не включенные в реестр организаций присмотра за детьми, не вправе оказывать услуги по организации присмотра за детьми.

4. Общественный контроль за реализацией мероприятий по обеспечению присмотра за детьми осуществляется гражданами, общественными и иными организациями в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной компетенции оказывают содействие гражданам, общественным и иным организациям в осуществлении общественного контроля в сфере организации присмотра за детьми.

4. Обращения родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации присмотра за детьми, направляемые в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в письменной форме или в форме электронных документов, и ответы указанных органов на эти обращения по требованию заявителя подлежат размещению на официальных сайтах этих органов в сети «Интернет». Размещенные на официальных сайтах органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети «Интернет» обращения и ответы на эти обращения не должны содержать персональные данные заявителей и детей. Законодательством субъекта Российской Федерации могут устанавливаться положения, предусматривающие сокращенные сроки рассмотрения обращений родителей (лиц, их заменяющих) по вопросам организации присмотра за детьми, а также иные положения, дополняющие гарантии права граждан на обращение, установленные Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

Статья 105. Полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми

1. К полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми относятся:

разработка и реализация основ государственной политики в сфере организации присмотра за детьми, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти в сфере организации присмотра за детьми и взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями присмотра за детьми;

утверждение примерных положений об организациях присмотра за детьми;

издание методических рекомендаций по обеспечению организации присмотра за детьми;

утверждение примерной формы договора об организации присмотра за детьми;

установление общих принципов формирования и ведения реестров организаций присмотра за детьми, разработка и утверждение типового реестра организаций присмотра за детьми.

2. К полномочиям уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми относятся:

реализация на территории субъекта Российской Федерации основ государственной политики в сфере организации присмотра за детьми, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;

установление порядка формирования и ведения реестра организаций присмотра за детьми на территории субъекта Российской Федерации, проверка сведений, представленных организациями присмотра за детьми, для включения таких организаций в указанный реестр в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций присмотра за детьми;

формирование и ведение реестра организаций присмотра за детьми, а также его размещение на официальном сайте этого органа в сети «Интернет»;

осуществление в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях присмотра за детьми, содержащихся в реестре организаций присмотра за детьми;

обеспечение координации деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющих государственный надзор в сфере организации образования, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, а также общественных организаций и объединений;

организационное сопровождение деятельности межведомственной комиссии по вопросам организации присмотра за детьми;

рассмотрение предложений межведомственной комиссии по вопросам организации присмотра за детьми об исключении организации присмотра за детьми из реестра организаций присмотра за детьми.

Статья 106. Основания для включения организации в реестр организаций присмотра за детьми и исключения организации присмотра за детьми из указанного реестра

1. Основанием для включения организации в реестр организаций присмотра за детьми является осуществление деятельности в сфере организации присмотра за детьми или намерение осуществлять такую деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии условий для ее осуществления, что подтверждается представлением в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Организации для включения в реестр организаций присмотра за детьми представляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми следующие сведения:

фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя организации, оказывающей услуги по организации присмотра за детьми либо индивидуального предпринимателя;

копии учредительных документов организации присмотра за детьми, заверенные в установленном порядке;

полное и сокращенное (если имеется) наименования организации присмотра за детьми, а в случае, если в учредительных документах организации присмотра за детьми наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, также наименование организации присмотра за детьми на этом языке (для юридических лиц);

адрес (место нахождения) организации присмотра за детьми, в том числе фактический адрес, контактный телефон, адреса электронной почты и официального сайта в сети «Интернет» (при наличии);

организационно-правовая форма и тип организации присмотра за детьми;

идентификационный номер налогоплательщика;

оказываемые организацией присмотра за детьми услуги по организации присмотра за детьми, в том числе по размещению, проживанию, питанию детей;

дата ввода в эксплуатацию объектов (зданий, строений, сооружений), используемых организацией присмотра за детьми;

сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии деятельности в сфере организации присмотра за детьми, осуществляемой организацией присмотра за детьми, санитарно-эпидемиологическим требованиям, а также дата выдачи указанного заключения;

информация о результатах проведения органами, осуществляющими государственный контроль (надзор), плановых и внеплановых проверок в текущем году (при наличии) и в предыдущем году;

сведения о наличии лицензии на медицинскую деятельность либо договора об оказании медицинской помощи, заключаемого между организацией присмотра за детьми и медицинской организацией;

сведения об обеспечении в организации присмотра за детьми доступности услуг для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе условий для хранения лекарственных препаратов для медицинского применения и специализированных продуктов лечебного питания, передаваемых в указанную организацию родителями или иными законными представителями ребенка, нуждающегося в соблюдении предписанного лечащим врачом режима лечения (в случае приема данных категорий детей в организацию присмотра за детьми).

3. В реестр организаций присмотра за детьми подлежат включению организации присмотра за детьми и (или) их филиалы, индивидуальные предприниматели в соответствии с общими принципами формирования и ведения реестра организаций присмотра за детьми.

4. Основаниями для отказа во включении организации в реестр организаций присмотра за детьми являются:

непредставление сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

представление недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми нарушений законодательства Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации.

5. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми в течение 20 рабочих дней со дня поступления сведений, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, принимает решение о включении организации в реестр организаций присмотра за детьми либо об отказе во включении организации в указанный реестр.

6. Организация присмотра за детьми обязана уведомить уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми об изменении сведений о данной организации, внесенных в реестр организаций присмотра за детьми, в течение 10 рабочих дней со дня возникновения таких изменений. Документы, подтверждающие достоверность таких изменений, могут быть представлены в форме электронных документов. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления об изменении сведений и документов, подтверждающих достоверность таких изменений, вносит изменения в сведения об организации присмотра за детьми, содержащиеся в указанном реестре.

7. Основаниями для исключения организации присмотра за детьми из реестра организаций присмотра за детьми являются:

прекращение деятельности в сфере организации присмотра за детьми, в том числе в случаях исключения организации присмотра за детьми из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, внесения изменений в учредительные документы организации присмотра за детьми, если такие изменения повлекут невозможность осуществления деятельности в сфере организации присмотра за детьми;

систематическое нарушение организацией присмотра за детьми требований настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, невыполнение в установленный срок предписаний, выданных органами государственного контроля (надзора), об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми, которые могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью детей, находящихся в организации присмотра за детьми, и которые выявлены по итогам проведения плановых и внеплановых проверок указанной организации;

выявление уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми недостоверных сведений об указанной организации и (или) ее филиале, представленных для включения в указанный реестр, свидетельствующих об отсутствии необходимых условий для осуществления деятельности в сфере организации присмотра за детьми.

Статья 107. Последствия исключения организации из реестра организаций присмотра за детьми

1. В случае исключения организации из реестра организаций присмотра за детьми, при отсутствии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей организация завершает исполнение обязательств по обеспечению присмотра за детьми, если на момент исключения из реестра она приступила к их исполнению.

2. В случае принятия решения об исключении организации, приступившей к исполнению обязательств по обеспечению присмотра за детьми, из реестра организаций присмотра за детьми, при наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью детей уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми совместно с заинтересованными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и иными уполномоченными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках своих полномочий принимают меры по предотвращению причинения такого вреда, а также (при необходимости) по доставлению детей их родителям или иным законным представителям.

3. В случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми, принявший решение об исключении организации из реестра организаций присмотра за детьми, незамедлительно уведомляет об этом соответствующие государственные органы.

4. Организация, исключенная из реестра организаций присмотра за детьми, в случае, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, обязана принять меры по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью детей, а также содействовать уполномоченным органам в принятии соответствующих мер.

Статья 108. Обеспечение соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми

В целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль (надзор) в соответствии с установленными полномочиями, и их территориальными подразделениями осуществляется государственный контроль (надзор) в соответствующей сфере деятельности по вопросам, связанным с трудовой деятельностью, защитой прав потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, выполнением требований пожарной безопасности на объектах присмотра за детьми, качеством и безопасностью медицинской деятельности в организациях присмотра за детьми, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 109. Межведомственная комиссия по вопросам организации присмотра за детьми

1. Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) создается межведомственная комиссия по вопросам организации присмотра за детьми, в состав которой включаются представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственный надзор в сфере организации образования, представители территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, федеральный государственный пожарный надзор, государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, и утверждается регламент ее деятельности.

Решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в состав межведомственной комиссии по вопросам организации присмотра за детьми могут включаться представители общественных объединений.

2. К полномочиям межведомственной комиссии по вопросам организации присмотра за детьми относятся:

содействие координации деятельности органов, организаций и лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи;

выезд к месту фактического оказания услуг по организации присмотра за детьми в случае предоставления членами межведомственной комиссии по вопросам организации присмотра за детьми информации о предоставлении таких услуг организацией, не включенной в реестр организаций присмотра за детьми, а также информации, свидетельствующей о возможных нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми;

проведение информационно-разъяснительной работы с руководителями организаций присмотра за детьми, в том числе в форме ежегодных семинаров;

мониторинг и анализ состояния ситуации в сфере организации присмотра за детьми в субъекте Российской Федерации;

разработка мероприятий, программ и предложений по повышению эффективности организации присмотра за детьми;

информирование населения о результатах своей деятельности, в том числе путем размещения информации на официальном сайте высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в сети «Интернет».

3. Межведомственная комиссия по вопросам организации присмотра за детьми вправе направлять в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми предложения об исключении организаций присмотра за детьми из реестра организаций присмотра за детьми при наличии оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 106 настоящего Федерального закона.».

Статья 2

Внести в статью 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 14, ст. 1650; 2011, № 30, ст. 4596; 2012, № 24, ст. 3069; 2013, № 27, ст. 3477) следующие изменения:

1) наименование дополнить словами «, присмотра за детьми»;

2) пункт 1 после слов «организациях отдыха и оздоровления детей,» дополнить словами «присмотра за детьми,».

Статья 3

Внести в пункт 2 статьи 263 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005; 2003, № 27, ст. 2709; 2005, № 1, ст. 17, 25; 2006, № 1, ст. 10; № 23, ст. 2380; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3452; № 44, ст. 4537; № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 21; № 13, ст. 1464; № 21, ст. 2455; № 30, ст. 3747, 3805, 3808; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553, 5556; 2008, № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3613, 3616; № 48, ст. 5516; № 52, ст. 6236; 2009, № 48, ст. 5711; № 51, ст. 6163; 2010, № 15, ст. 1736; № 31, ст. 4160; № 41, ст. 5190; № 46, ст. 5918; № 47, ст. 6030, 6031; № 49, ст. 6409; № 52, ст. 6984; 2011, № 17, ст. 2310; № 27, ст. 3881; № 29, ст. 4283; № 30, ст. 4572, 4590, 4594; № 48, ст. 6727, 6732; № 49, ст. 7039, 7042; № 50, ст. 7359; 2012, № 10, ст. 1158, 1163; № 18, ст. 2126; № 31, ст. 4326; № 50, ст. 6957, 6967; № 53, ст. 7596; 2013, № 14, ст. 1663; № 19, ст. 2331; № 23, ст. 2875, 2876, 2878; № 27, ст. 3470, 3477; № 40, ст. 5034; № 43, ст. 5454; № 48, ст. 6165; № 51, ст. 6679, 6691; № 52, ст. 6981, 7010; 2014, № 11, ст. 1093; № 14, ст. 1562; № 22, ст. 2770; № 26, ст. 3371; № 30, ст. 4256, 4257; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 45, ст. 6138; 2015, № 1, ст. 11; № 13, ст. 1807, 1808; № 27, ст. 3947; № 29, ст. 4359; № 41, ст. 5628; 2016, № 23, ст. 3283; № 26, ст. 3866; № 27, ст. 4222; 2017, № 1, ст. 6; № 31, ст. 4828; № 45, ст. 6573; № 50, ст. 7563; 2018, № 1, ст. 26, 27, 87; № 7, ст. 972, 975; № 17, ст. 2425; № 24, ст. 3414; № 31, ст. 4834, 4856; № 32, ст. 5113, 5133; № 53, ст. 8424, 8454; 2019, № 6, ст. 461; № 12, ст. 1226; № 42, ст.5801; № 52, ст.7765; 2020, № 52, ст. 8600; 2021, № 1, ст. 3, ст.63) изменение, дополнив его подпунктом 244 следующего содержания:

«244) организации и обеспечения присмотра за детьми, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности жизни и здоровья детей в период их пребывания в организациях присмотра за детьми, осуществления в пределах своих полномочий регионального государственного контроля за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях присмотра за детьми, содержащихся в реестре организаций присмотра за детьми, осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;».

Статья 4

Внести в статью 252 Федерального закона от 2 января 2000 года № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 150; 2020, № 9, ст.1139) следующие изменения:

1) наименование изложить в следующей редакции:

«Статья 252. Организация питания детей в образовательных организациях, организациях отдыха детей и их оздоровления, присмотра за детьми»;

2) пункт 1 после слов «пребывающих в организациях отдыха детей и их оздоровления» дополнить словами «, присмотра за детьми»;

3) абзац первый пункта 2 после слов «организации отдыха детей и их оздоровления» дополнить словами «, присмотра за детьми».

Статья 5

Внести в часть 102 статьи 5 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 12, ст. 1232; № 52, ст. 5497; 2007, № 16, ст. 1828; 2011, № 30, ст. 4566, 4600; 2013, № 27, ст. 3477; № 30, ст. 4033; № 48, ст. 6165; № 52, ст. 6981; 2016, № 27, ст. 4214; 2018, № 15, ст. 2032; 2019, № 18, ст. 2217; 2020, № 31, ст. 5062) изменение, дополнив ее после слов «организациях отдыха и оздоровления детей» словами «, временного присмотра за детьми и присмотра за детьми».

Статья 6

Внести в пункт 4 части 1 статьи 241 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 31, ст. 4006; 2019, № 30, ст.4147) изменение, дополнив его подпунктом «б1» следующего содержания:

«б1) деятельность по организации временного присмотра за детьми, присмотра за детьми;».

 

Статья 7

Внести в часть 3 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 1, ст. 48; 2019, № 18, ст. 2217) изменение, дополнив ее словами  «, временного присмотра за детьми, присмотра за детьми».

Статья 8

Внести в пункт 2 части 1 статьи 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724; 2013, № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2016, № 27, ст. 4219) изменение, дополнив его после слов «в период оздоровления и организованного отдыха» словами «, присмотра за детьми».

Статья 9

Внести в пункт 34 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012  года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2019, № 30, ст. 4134; № 49, ст. 6962; 2020, № 31, ст. 5063) изменение, изложив его в следующей редакции:

«34) присмотр и уход за детьми, осуществляемый организациями, осуществляющими образовательную деятельность, (далее – присмотр и уход за детьми) – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.».

Статья 10

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2022 года.

2. Организации присмотра за детьми, осуществляющие деятельность в сфере организации присмотра за детьми, должны представить сведения, необходимые для включения их в реестр организаций присмотра за детьми, до 1 декабря 2021 года.

          Президент

Российской Федерации

   

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту федерального закона «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части

совершенствования государственного регулирования организации

временного присмотра за детьми, присмотра за детьми»

Законопроект разработан в целях устранения существующих пробелов нормативного регулирования оказания услуг в сфере присмотра и ухода за детьми.

Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» присмотр и уход за детьми выделен как особый вид услуг образовательной организации. Статья 28 указанного Федерального закона устанавливает обязанность общеобразовательных организаций осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников общеобразовательной организации. Кроме этого, к компетенции общеобразовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников общеобразовательной организации.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет основания возникновения образовательных отношений, а значит, и основания для оказания услуг образовательными организациями. Однако, присмотр и уход за детьми может быть организован в различных формах как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне таких организаций. Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, присмотр и уход за детьми может осуществляться в форме индивидуальной деятельности, гувернерства, патроната, в дошкольных группах присмотра и ухода на базе родительских сообществ, в семейных дошкольных группах и иных формах.

В настоящее время во многих торговых центрах, ресторанах, на первых этажах жилых зданий и прочих общественных местах функционируют детские игровые комнаты, игровые центры, игровые зоны и иные аналогичные помещения либо части помещений, где осуществляется присмотр за детьми, и родители могут ненадолго (например, на время совершения покупок) оставить своих детей. В семейных клубах, частных яслях и садах, студиях и иных детских центрах, развивающейся направленности (в частности, ОКВЭД ОК 029-2014 коды 88.9 и 88.91) родители могут оставлять своих детей на продолжительное время.

В случае если организации, оказывающие услуги по присмотру за детьми не осуществляют образовательную деятельность, на них не распространяется действие Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». При этом оказание таких услуг вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, не имеет специального законодательного регулирования, нормы о защите прав и законных интересов детей при оказании таких услуг не установлены.

Наличие указанных пробелов правового регулирования не позволяет собрать и проанализировать информацию, достоверно свидетельствующую о надлежащей защите прав и законных интересов детей во время их пребывания в организациях, не осуществляющих образовательную деятельность. В целях создания условий, обеспечивающих надлежащий уровень безопасности несовершеннолетних, при оказании услуг по присмотру за детьми указанными организациями, законопроектом предлагается внести в действующее федеральное законодательство комплексные изменения.

При разработке законопроекта учитывалось, что несовершеннолетние являются одной из наиболее социально уязвимых групп населения, требующей особой защиты со стороны государства. Согласно статьям 7, 38 и 67.1 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации детство находится под защитой государства, обеспечивается государственная поддержка детства, государство создает условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей, воспитанию в них патриотизма, гражданственности и уважения к старшим.

Законодательством Российской Федерации закреплен особый правовой статус несовершеннолетних детей в силу того, что они нуждаются в приоритетном внимании и защите со стороны государства. Так, Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлены основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка.

Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» изменения предусматривающие, что действие указанного Федерального закона не распространяется на отношения по присмотру и уходу за детьми, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также индивидуальными предпринимателями, оказывающими услуги по ведению домашнего хозяйства.

Проектом закона предлагается ввести такие понятия. Такое разграничение вызвано необходимостью установления различного правового регулирования отношений, возникающих при оказании услуги по присмотру, в частности в зависимости от продолжительности оказания услуги и ее объема.

Так, временный присмотр за детьми – это комплекс мер по организации в дневное время досуга детей, реализуемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (части помещения) продолжительностью не более 4 часов подряд, обеспечивающий наблюдение за детьми, содействие их духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию при выполнении требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.

Тогда как присмотр за детьми – это способствующий всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию комплекс мер по организации воспитания и досуга детей, их питания и хозяйственно - бытового обслуживания, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня, реализуемый в отведенном и оборудованном для этого помещении (здании, строении, сооружении) при выполнении требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей. При разработке определения понятия «присмотр за детьми» за основу было взято и дополнено определение понятия «присмотр и уход за детьми», используемое в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации». В целях разграничения этих понятий законопроектом предлагается уточнить определение понятия «присмотр и уход за детьми», используемое в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», указав, что они осуществляются организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

В целях установления нового правового регулирования отношений, возникающих при оказании услуг по временному присмотру за детьми законопроектом предлагается внести следующие изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:

1) дополнить не только понятием «временный присмотр за детьми», но и понятием «организации временного присмотра за детьми», определив тем самым круг тех организаций, которые могут оказывать данную услугу;

2) отнести к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации установление основ государственного регулирования организации временного присмотра за детьми;

3) установить перечень мер, принимаемых федеральными органами исполнительной власти, в целях повышения качества и безопасности временного присмотра за детьми и обязанности организаций, оказывающих данные услуги;

4) предусмотреть перечень основных положений, которые должны устанавливаться Правилами оказания услуг по организации временного присмотра за детьми, и отнести их утверждение к полномочиям Правительства Российской Федерации;

5) к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере организации временного присмотра за детьми, отнести:

- разработку и реализацию основ государственной политики в сфере организации временного присмотра за детьми, включая обеспечение безопасности их жизни и здоровья;

- издание методических рекомендаций по обеспечению организации временного присмотра за детьми;

- утверждение порядка размещения и обновления информации об организации временного присмотра за детьми, включая требования к содержанию и форме предоставления указанной информации на сайте указанной организации в сети «Интернет»;

6) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации временного присмотра за детьми предусмотреть осуществление государственного контроля (надзора) по вопросам, связанным с трудовой деятельностью, защитой прав потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, выполнением требований пожарной безопасности на объектах временного присмотра за детьми.

Кроме того, в целях повышения качества и безопасности временного присмотра за детьми законопроектом предусматривается внесение следующих изменений в ряд федеральных законов:

1) о не допущении распространения в организациях временного присмотра за детьми рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (статья 5 Федерального закона от 13.03.2006         № 38-ФЗ «О рекламе»);

2) о включении деятельности по организации временного присмотра за детьми в перечень видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, при осуществлении которых им может быть оказана поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

3) о не допущении к распространению в организациях временного присмотра за детьми информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (статья 16 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

Внесение предлагаемых законопроектом изменений позволит повысить качество и безопасность услуг по организации временного присмотра за детьми, создать условия, способствующие всестороннему духовному, нравственному, интеллектуальному и физическому развитию детей.

При разработке законопроекта в части внесения в федеральное законодательство изменений, касающихся организации присмотра за детьми, за основу было взято правовое регулирование организации отдыха и оздоровления детей. Законопроектом учтены особенности организации присмотра за детьми.

Основополагающие изменения предлагается внести в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»:

1) статью 2 дополнить не только понятием «присмотр за детьми», но и понятием «организации присмотра за детьми», определяющим круг тех организаций, которые могут оказывать услугу;

2) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации отнести установление основ государственного регулирования и государственного контроля организации присмотра за детьми;

3) определить полномочия федерального органа исполнительной власти, уполномоченного Правительством Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми, а также уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми;

4) предусмотреть возможность оказания услуг по организации присмотра за детьми только организациями, включенными в реестр организаций присмотра за детьми, определить основания для включения организаций в указанный реестр и исключения из него;

5) в целях обеспечения соблюдения требований законодательства Российской Федерации в сфере организации присмотра за детьми предусмотреть осуществление государственного контроля (надзора) по вопросам, связанным с трудовой деятельностью, защитой прав потребителей и санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, выполнением требований пожарной безопасности на объектах присмотра за детьми, качеством и безопасностью медицинской деятельности в организациях присмотра за детьми;

6) предусмотреть возможность создания решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) межведомственной комиссии по вопросам организации присмотра за детьми, определить ее полномочия.

Кроме того, в целях повышения качества и безопасности присмотра за детьми законопроектом предлагается внести следующие изменения в иные федеральные законы:

1) установить санитарно-эпидемиологические требования к условиям присмотра за детьми (статья 28 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»);

2) включить полномочия в сфере организации присмотра за детьми в перечень полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемых данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (статья 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»);

3) установить требования к организации питания детей в организациях присмотра за детьми (статья 25.2 Федерального закона от 02.01.2000  № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»);

4) установить требование о не допущении распространения в организациях присмотра за детьми рекламы, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (статья 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе»);

5) включить деятельности по организации присмотра за детьми в перечень видов деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, при осуществлении которых им может быть оказана поддержка органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 24.1 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»);

6) установить требования о не допущении к распространению в организациях присмотра за детьми информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей (статья 16 Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»);

7) закрепить право несовершеннолетних на оказание в период присмотра за детьми медицинской помощи в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (статья 54 Федерального закона от 21.11.2012 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан»).

Предлагаемые законопроектом изменения позволят законодательно урегулировать деятельность организаций, оказывающих услуги по присмотру за детьми, будут способствовать повышению качества предоставляемых ими услуг, созданию условий, необходимых для квалифицированного присмотра за детьми, обеспечению надлежащего уровня безопасности несовершеннолетних.

Законопроектом предусматриваются переходные положения, согласно которым организации присмотра за детьми, осуществляющие деятельность в сфере организации присмотра за детьми, должны предоставить сведения, необходимые для включения их в реестр организаций присмотра за детьми, до 1 декабря 2021 года. В связи с этим вступление закона в силу предусмотрено с 1 января 2022 года.


ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

проекта федерального закона «О внесении изменений

в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части

совершенствования государственного регулирования организации

временного присмотра за детьми, присмотра за детьми»

 

Принятие указанного федерального закона не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.

 ПЕРЕЧЕНЬ

актов федерального законодательства, подлежащих

признанию утратившими силу, приостановлению, изменению

или принятию в связи с принятием федерального закона

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты

Российской Федерации в части совершенствования государственного

регулирования организации временного присмотра за детьми,

присмотра за детьми»

 

1. Принятие указанного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления или принятия иных федеральных законов.

2. Принятие указанного федерального закона потребует принятия Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов определяющих:

федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные в сфере организации временного присмотра за детьми и в сфере организации присмотра за детьми;

основы государственного регулирования организации временного присмотра за детьми;

основы государственного регулирования и государственного контроля организации присмотра за детьми;

правила оказания услуг по организации временного присмотра за детьми.

3. Принятие указанного федерального закона потребует принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере организации временного присмотра за детьми нормативных правовых актов определяющих:

методические рекомендации по обеспечению организации временного присмотра за детьми

порядок размещения и обновления информации об организации временного присмотра за детьми.

4. Принятие указанного федерального закона потребует принятия федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере организации присмотра за детьми нормативных правовых актов определяющих:

примерные положения об организациях присмотра за детьми;

методические рекомендации по обеспечению организации присмотра за детьми;

примерную форму договора об организации присмотра за детьми;

общие принципы формирования и ведения реестров организаций присмотра за детьми;

типовой реестр организаций присмотра за детьми.

5. Кроме того, принятие указанного федерального закона потребует внесения изменений в:

1) приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.06.2000 № 229 «О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций»;

2) приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 20.05.2005 № 402 «О личной медицинской книжке и санитарном паспорте»;

3) приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных
производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся
обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования),
и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских
осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с
вредными и (или) опасными условиями труда».

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1