Проект вносит депутаты
Ярославской областной Думы
Мардалиев Э.Я., Белова С.Б., Филиппов А.С.
Ярославская областная Дума
седьмого созыва
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
от №
г. Ярославль
Об обращении
Ярославской областной Думы
к Председателю Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации
Памфиловой Э.А. и депутатам Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации
по вопросу изменения законодательства
в части отмены дистанционного электронного
голосования при проведении выборов
и референдумов на территории
Российской Федерации
Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять обращение Ярославской областной Думы к Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Памфиловой Э.А. и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу изменения законодательства в части отмены дистанционного электронного голосования при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации».
2. Направить настоящее Постановление и указанное обращение Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Памфиловой Э.А. и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
4. Настоящее Постановление подлежит официальному опубликованию в газете «Документ-Регион».
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Приложение
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от ___________ № ____
ОБРАЩЕНИЕ
Ярославской областной Думы
к Председателю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации Памфиловой Э.А.
и депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
по вопросу изменения законодательства в части отмены дистанционного электронного голосования
при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации
Уважаемая Элла Александровна!
Уважаемые коллеги!
23 мая 2020 был принят Федеральный закон № 154-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», 13 мая 2020 года одобренный Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации сразу во втором и третьем чтениях, и дополняющий Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» новым понятием «дистанционное электронное голосование» (далее – ДЭГ). Под указанным понятием подразумевается «голосование без использования бюллетеня, изготовленного на бумажном носителе, с использованием специального программного обеспечения».
Впервые эксперимент по ДЭГ прошел в сентябре 2019 года в Москве во время выборов депутатов Московской городской Думы. Тогда избиратели могли проголосовать не только с использованием традиционных бумажных бюллетеней, но и с применением специального электронного сервиса. Более широкое распространение ДЭГ получило уже после изменений в федеральное законодательство.
В частности, в ходе Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации электронный способ волеизъявления применялся в Москве и Нижегородской области в период с 25 по 30 июня 2020 года. В Единый день голосования 13 сентября 2020 года в ходе дополнительных выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации ДЭГ использовалось в Курской и Ярославской областях. Наконец, во время всероссийских выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва 17-19 сентября 2021 года ДЭГ внедрили уже в семи субъектах страны: Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской, Ярославской областях, а также в городах федерального значения Москве и Севастополе.
В качестве основного аргумента в пользу введения ДЭГ авторы законопроекта называли необходимость соблюдения ограничений, вызванных распространением коронавирусной инфекции. В том числе – снижения очного присутствия избирателей на избирательных участках. Вместе с тем, данное обстоятельство не стало поводом для отмены традиционного (очного) способа волеизъявления граждан ни при проведении Общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, ни при организации Единого дня голосования в 2020 и 2021 годах во всех субъектах Российской Федерации. В свою очередь, из перечисленных регионов, в которых 17-19 сентября 2021 года было организовано ДЭГ, в первой десятке по количеству заражений находились только три.
Вместе с тем, организация процедуры ДЭГ и итоги самого электронного голосования 17 – 19 сентября 2021 года вызвали серьезную критику как самих участников избирательного процесса, так и представителей экспертного сообщества и общественности. Результаты ДЭГ существенно отличались от результатов, полученных в ходе очного голосования. Так, в ДЭГ в ходе выборов 17 – 19 сентября 2021 на территории Ярославкой области приняли участие 81 746 человек. Из них 31 855 отдали голоса за партию «Единая Россия» (38,97%), 14 589 – за партию «Справедливая Россия – за Правду» (17,85), 11 754 (14,38%) – за КПРФ. При этом, окончательные цифры, озвученные Избирательной комиссией Ярославской области по итогам выборов, были следующими: «Единая Россия» - только 29,72%, в то время, как КПРФ – 22,74%, а «Справедливая Россия – за Правду» - 19,20%.
Аналогичная ситуация была и в других регионах страны. Столь существенная разница позволяет предполагать возможное использование административного ресурса, либо иных способов принуждения граждан к голосованию за конкретных участников избирательной кампании. Кроме того, наблюдатели не имеют возможности проконтролировать ход ДЭГ, а сама процедура не позволяет провести полноценную идентификацию личности, как при очном голосовании (где требуется предъявление документа, удостоверяющего личность). Также нельзя исключать возможность постороннего вмешательства в работу системы ДЭГ с целью намеренной корректировки результатов голосования.
Все вышесказанное приводит к тому, что участники избирательной кампании, эксперты, представители общественности и простые граждане не признают итоги ДЭГ. А само ДЭГ дискредитирует всю избирательную систему Российской Федерации, ставя под сомнение сам принцип прямого, тайного и равного волеизъявления. В субъектах Российской Федерации, в том числе в Москве и Ярославской области, прошли митинги и пикеты с требованием отменить ДЭГ. Общественный штаб по наблюдению за выборами в Москве поручил технической группе разработчиков платформы для голосования провести аудит результатов ДЭГ, чтобы убедиться в их корректности. А Московский городской комитет КПРФ уже подготовил иск в суд на итоги дистанционного голосования.
На основании вышеизложенного и в связи с широким общественным резонансом, предлагаем внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отменить дистанционное электронное голосование при проведении выборов и референдумов на территории Российской Федерации.