Проект вносит
Прокурор Ярославской области
А.В. Алексеев
ЗАКОН
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 1 И 5 ЗАКОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
«О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
Принят
Ярославской
областной Думой
«____» _________ 20___ года
Внести в Закон Ярославской области от 09.07.2009 N 40-з "О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области" ("Губернские вести", 2009, 13 июля, N 61; "Документ-Регион", 2009, 27 ноября, N 28) следующие изменения:
1) статью 1 после слов «об уголовной ответственности за коррупцию» дополнить словами «, «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»»;
2) статью 5 дополнить частью 6 следующего содержания:
«6. Нормативные правовые акты Ярославской области по вопросам, предусмотренным частью 2 статьи 3 Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», направляются принявшими их органами (должностными лицами) в течение семи календарных дней со дня принятия для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру области, если иное не установлено настоящим законом.
Нормативные правовые акты области, принятые на референдуме, направляются Избирательной комиссией Ярославской области в течение семи календарных дней со дня их принятия для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру области.
Законы Ярославской области, принятые Ярославской областной Думой, направляются Губернатором области в течение семи календарных дней со дня их подписания для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру области».
Губернатор
Ярославской области
С.А. ВАХРУКОВ
г. Ярославль
___._______.20___
N ____- з
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ЗАКОНА
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В СТАТЬИ 1 И 5 ЗАКОНА ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
«О МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ»
ФЗ «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. относит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов к основным мерам по профилактике коррупции.
Закон Ярославской области № 40-з от 09.07.2009 г. «О мерах по противодействию коррупции в ЯО» определяет систему мер по противодействию коррупции на территории области, в том числе основы проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
Статья 1 закона ЯО № 40-з от 09.07.2009 г. закрепляет перечень нормативных правовых актов, в том числе федеральных законов, с соблюдением требований которых осуществляется правовое регулирование в сфере противодействия коррупции в Ярославской области.
Со 02.08.2009 г. правовые и организационные основы антикоррупционной экспертизы на федеральном уровне установлены ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ от 17.07.2009 г.
Ввиду изложенного, предлагается дополнить перечень федеральных нормативных актов, содержащийся в ст. 1 закона ЯО № 40-з от 09.07.2009 г., положением о ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».
Согласно ч. 2 ст. ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» № 172-ФЗ от 17.07.2009 г. прокуратура проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов органов, организаций, должностных лиц по вопросам, касающимся:
1) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина;
2) государственной и муниципальной собственности, государственной и муниципальной службы, бюджетного, налогового, таможенного, лесного, водного, земельного, градостроительного, природоохранного законодательства, законодательства о лицензировании, а также законодательства, регулирующего деятельность государственных корпораций, фондов и иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федерального закона;
3) социальных гарантий лицам, замещающим (замещавшим) государственные или муниципальные должности, должности государственной или муниципальной службы – в соответствии с настоящим законом, ФЗ «О прокуратуре РФ», в установленном Генпрокуратурой РФ порядке.
Порядок проведения антикоррупционной экспертизы прокурором регламентирован ст. 9.1. ФЗ «О прокуратуре РФ» № 2202-1 и приказом Генерального прокурора № 400 от 28.12.2009 г. «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов».
Пунктом 5 названного приказа установлен пресекательный срок для изучения в органах прокуратуры правовых актов органов государственной власти субъекта РФ, территориальных подразделений федеральных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (1 месяц со дня принятия актов).
В силу ст. 2 закона ЯО № 16-з «О правовых актах Ярославской области» от 07.03.2001 г. систему нормативных правовых актов области образуют: законы области, постановления Губернатора и Правительства области, постановления Избирательной комиссии области, приказы департаментов и другие региональные правовые акты, направленные на установление (изменение, отмену) правовых норм и затрагивающие права, свободы и обязанности неопределенного круга лиц.
В настоящее время единый, унифицированный порядок представления в органы прокуратуры правовых актов Ярославской области для проведения антикоррупционной экспертизы нормативно не установлен.
Так, пунктами 2.10.-2.11. Правил подготовки о государственной регистрации приказов нормативно-правового характера, издаваемых департаментами ЯО в пределах своей компетенции как органами исполнительной власти ЯО (утв. постановлением Губернатора ЯО № 293 от 08.05.2003 г. в ред. от 19.03.2010 г.) – на департаменты области возложена обязанность рассылки копий приказов, прошедших государственную регистрацию, в прокуратуру области «в срок до 5 рабочих дней».
Пунктом 9.16. Регламента Правительства области (утв. постановлением Губернатора ЯО № 660 от 03.09.2008 г. в ред. от 07.07.2010) закреплено положение об обязательном направлении в прокуратуру области копий постановлений и распоряжений Правительства области. Однако срок, в течение которого правовые акты направляются в прокуратуру, не определен.
В законе ЯО № 51-з от 17.10.2005 г. «Об Избирательной комиссии ЯО» и постановлении Избирательной комиссии ЯО № 60/495-4 от 29.12.2009г. «О регламенте Избирательной комиссии ЯО» - положение об обязательном направлении нормативных постановлений избирательной комиссии в органы прокуратуры не закреплено.
Между тем, как указывалось ранее, ФЗ «О противодействии коррупции» относит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов к основным мерам по профилактике коррупции.
Именно прокуратура, как субъект проведения антикоррупционной экспертизы, законодателем наделена полномочиями по внесению обязательных для рассмотрения правотворческим органом требований об изменении нормативных правовых актов, содержащих коррупциогенные факторы.
Согласно преамбуле к закону ЯО № 40-з «О мерах по противодействию коррупции в ЯО» настоящий закон определяет также «организационные основы» реализации мер по противодействию коррупции в области.
Статья 5 данного закона посвящена проведению в Ярославской области антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.
В силу изложенного, дополнение статьи 5 закона ЯО № 40-з «О мерах по противодействию коррупции в ЯО» частью 6 в предлагаемой редакции позволит: унифицировать порядок представления в прокуратуру области нормативных правовых актов органов государственной власти области, территориальных подразделений федеральных органов, их должностных лиц – для проведения антикоррупционной экспертизы; нормативно закрепить соответствующую обязанность для Избирательной комиссии области и иных органов, осуществляющих правотворческую деятельность на территории области.
Предлагаемое изменение законодательства позволит обеспечить изучение органами прокуратуры всех региональных нормативных актов на предмет наличия в них коррупциогенных факторов, а также своевременное применение прокуратурой области профилактических мер и мер по пресечению коррупционных проявлений на территории области.
Определение исключительного порядка представления в прокуратуру области нормативных правовых актов, принятых на референдуме, обусловлено объективной невозможностью возложения соответствующей обязанности на субъект, принявший акт (население).
Согласно ч. 1 ст. 54 закона ЯО № 16-з от 07.03.2001 г. «О правовых актах ЯО» (в ред. от 24.11.2009 г.) принятые на референдуме законы направляются для официального опубликования Избирательной комиссией ЯО. Данный орган и предлагается определить ответственным при направлении нормативных актов, принятых на референдуме, для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру.
Определение исключительного порядка представления в прокуратуру области региональных законов, принятых Ярославской областной Думой –основано на законодательном разграничении дня «принятия закона» (день принятия его областной Думой в окончательной редакции) и дня «подписания» закона Губернатором области – ч. 1 ст. 52 закона ЯО «О правовых актах ЯО».
В силу ч. 2 ст. 43, ст. 48, ст. 58 закона ЯО «О правовых актах ЯО» временной промежуток между датой принятия закона областной Думой и днем получения его Губернатором области для ознакомления и подписания может составить до 10 календарных дней. После подписания - закону присваивается регистрационный номер; копия официального текста закона направляется Губернатором области для официального опубликования.
В связи с чем, целесообразно возложить обязанность по направлению законов области, принятых областной Думой, для проведения антикоррупционной экспертизы в прокуратуру - на Губернатора области, связав начало течения срока направления региональных законов с днем их подписания.
Издание предлагаемого закона повлечет необходимость внесения изменений в подзаконные нормативные акты Губернатора области, департаментов области и Избирательной комиссии области – в части, касающейся определения порядка направления принятых данными органами и должностными лицами нормативных актов в прокуратуру области. В том числе, подлежат изменению: постановление Губернатора ЯО № 660 от 03.09.2008 г. (в ред. от 07.07.2010), постановлением Губернатора ЯО № 293 от 08.05.2003 г. (в ред. от 19.03.2010) и постановление Избирательной комиссии ЯО № 60/495-4 от 29.12.2009 г.
Необходимость внесения иных изменений, дополнений в региональное законодательство в результате принятия предлагаемого закона отсутствует.
Принятие закона не влечет увеличение (уменьшение) доходов или расходов областного бюджета