Проект вносит
Губернатор Ярославской области
С.А. Вахруков
З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Об участии Ярославской области в проектах
государственно-частного партнерства
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2010 года
Настоящий Закон устанавливает цели, принципы, условия и формы участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства Ярославской области, а также порядок реализации данных проектов.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
государственно-частное партнерство Ярославской области (далее – государственно-частное партнерство) – взаимовыгодное сотрудничество государственного и частного партнеров по проектированию, созданию, реконструкции и (или) эксплуатации объектов общественной инфраструктуры и предоставлению услуг с их использованием в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;
государственный партнер – Ярославская область в лице органа исполнительной власти Ярославской области или иного уполномоченного лица;
комплексный инвестиционный проект – инвестиционный проект, в том числе проект комплексного развития и (или) освоения территорий, состоящий из нескольких взаимосвязанных инвестиционных проектов, реализуемых двумя и более ответственными исполнителями и (или) инвесторами;
проект государственно-частного партнерства – инвестиционный проект или комплексный инвестиционный проект, предлагаемый для реализации на условиях государственно-частного партнерства;
соглашение о государственно-частном партнерстве – соглашение, заключаемое государственным партнером и частным партнером, направленное на реализацию проекта государственно-частного партнерства;
частный партнер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более юридических лица и (или) индивидуальных предпринимателя.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, по своему объему и содержанию соответствуют понятиям, применяемым в федеральном законодательстве и законодательстве Ярославской области.
Статья 2. Участие Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства
1. Ярославская область участвует в проектах государственно-частного партнерства:
1) путем заключения соглашений о государственно-частном партнерстве в соответствии с настоящим Законом;
2) путем заключения концессионных соглашений в соответствии с федеральным законодательством;
3) иными способами, предусмотренными действующим законодательством.
2. Если иное не установлено федеральным законодательством или настоящим Законом, к отношениям государственно-частного партнерства не применяются положения законодательства об инвестиционной деятельности.
3. Соглашение о государственно-частном партнерстве от имени Ярославской области заключается органом исполнительной власти Ярославской области или организацией, собственником 100 процентов акций (100 процентов долей в уставном капитале, 100 процентов имущества) которой является Ярославская область (далее – уполномоченное лицо).
Статья 3. Участие иных субъектов в проектах государственно-частного партнерства
1. На стороне государственного партнера в качестве участника соглашения о государственно-частном партнерстве могут выступать муниципальные образования и (или) иные субъекты Российской Федерации, на территории которых расположены объекты проектов государственно-частного партнерства, на основании соглашений между уполномоченным лицом и органами местного самоуправления соответствующих муниципальных образований и (или) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
2. Участие муниципальных образований Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства осуществляется на основании муниципальных правовых актов, принятых в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области с учетом положений настоящего Закона.
3. В реализации проекта государственно-частного партнерства могут принимать участие иные лица, не являющиеся стороной соглашения о государственно-частном партнерстве.
Статья 4. Цели участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства
Целями участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства являются:
1) повышение качества жизни населения;
2) развитие общественной инфраструктуры;
3) улучшение качества товаров, работ или услуг;
4) привлечение частных инвестиций в экономику Ярославской области.
Статья 5. Принципы участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства
Участие Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства основывается на следующих принципах:
1) государственного управления проектами государственно-частного партнерства;
2) выбора частных партнеров и иных участников реализации проектов государственно-частного партнерства на основе конкурсного отбора;
3) договорной основы отношений с распределением компетенций, ответственности и рисков государственного партнера и частного партнера;
4) приоритетности исполнения обязательств, принимаемых государственным партнером в рамках соглашения о государственно-частном партнерстве;
5) максимального использования компетенций и ресурсов частных партнеров;
6) добросовестного и взаимовыгодного сотрудничества государственного и частного партнеров;
7) гарантий прав частных партнеров при заключении и исполнении соглашения о государственно-частном партнерстве;
8) защиты общественных интересов путем эффективного использования государственного и муниципального имущества и бюджетных средств.
Статья 6. Объекты проектов государственно-частного партнерства
1. Объектами проектов государственно-частного партнерства являются существующие или вновь создаваемые объекты капитального строительства социальной или производственной инфраструктуры, а также оборудование и иное движимое имущество, используемые для удовлетворения общественных потребностей (объекты общественной инфраструктуры).
2. Комплексным инвестиционным проектом, реализуемым на условиях государственно-частного партнерства, может предусматриваться проектирование, создание, реконструкция и (или) эксплуатация объектов без участия Ярославской области, предусмотренного статьей 7 настоящего Закона.
На указанные в настоящей части инвестиционные проекты не распространяются требования настоящего Закона. Участие Ярославской области в их реализации регулируется законодательством об инвестиционной деятельности.
3. При реализации проектов государственно-частного партнерства в соответствии с соглашениями о государственно-частном партнерстве (далее – соглашение) устанавливается:
1) государственная и (или) муниципальная собственность на объекты проектов государственно-частного партнерства;
2) частная собственность на объекты проектов государственно-частного партнерства с дальнейшей передачей их в собственность Ярославской области, муниципального образования Ярославской области или уполномоченного лица в сроки, установленные соглашением;
3) частная собственность на объекты проектов государственно-частного партнерства, указанные в части 2 настоящей статьи.
Глава 2. Управление проектами государственно-частного партнерства
Статья 7. Формы участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства
1. Участие Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства осуществляется на основании соглашения в соответствии с действующим законодательством в следующих формах:
1) имущественное участие;
2) финансовое участие;
3) участие нематериального характера.
2. Соглашением может предусматриваться одна или несколько форм участия Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства.
3. Способами имущественного участия являются:
1) предоставление частному партнеру в аренду земельных участков, находящихся в собственности Ярославской области, на которых располагаются объекты соглашений и (или) которые необходимы для исполнения частным партнером обязательств, предусмотренных соглашением;
2) предоставление частному партнеру иного недвижимого и (или) движимого имущества, находящегося в собственности Ярославской области, для осуществления частным партнером деятельности, предусмотренной соглашением, на условиях, определенных в соглашении;
3) иные способы, не противоречащие действующему законодательству.
4. Способами финансового участия являются:
1) выделение бюджетных ассигнований на подготовку и реализацию проектов государственно-частного партнерства;
2) осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства;
3) предоставление субсидий местным бюджетам на софинансирование объектов капитального строительства, находящихся в муниципальной собственности, планируемых к финансированию за счет средств областного и федерального бюджетов в рамках адресной инвестиционной программы Ярославской области;
4) участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;
5) осуществление предусмотренных соглашением выплат частному партнеру, в том числе связанных с выполнением частным партнером обязательств по предоставлению товаров, выполнению работ, оказанию услуг, с тарифным регулированием цен на товары (работы, услуги) или с обеспечением минимального дохода, определенного соглашением;
6) предоставление частному партнеру, реализующему проект государственно-частного партнерства, предусмотренных паспортом проекта государственно-частного партнерства налоговых льгот в порядке и на условиях, установленных законодательством о налогах и сборах;
7) принятие решений об изменении сроков уплаты налогов частным партнером в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
8) предоставление государственно-правовых гарантий Ярославской области для обеспечения исполнения гражданско-правовых обязательств частного партнера по реализации проекта государственно-частного партнерства;
9) иные способы, не противоречащие действующему законодательству.
5. Способами участия нематериального характера являются:
1) предоставление частному партнеру определенных соглашением исключительных прав в целях предоставления частным партнером в порядке и на условиях, определенных соглашением, товаров, работ или услуг потребителям с использованием объекта соглашения;
2) оказание частным партнерам информационной, организационной и методической поддержки;
3) содействие частным партнерам в получении целевого финансирования для реализации проектов государственно-частного партнерства в пределах своей компетенции;
4) иные способы, не противоречащие действующему законодательству.
Статья 8. Координационный совет по государственно-частному партнерству
1. Для координации и обеспечения эффективного взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и частных партнеров при подготовке и реализации проектов государственно-частного партнерства создается Координационный совет по государственно-частному партнерству (далее – Координационный совет).
2. Основными задачами Координационного совета являются:
1) рассмотрение и одобрение предложений о подготовке проектов государственно-частного партнерства;
2) рассмотрение и одобрение паспортов проектов государственно-частного партнерства;
3) разработка и утверждение планов мероприятий по развитию государственно-частных партнерств в Ярославской области и контроль за их исполнением;
4) оценка результатов реализации проектов государственно-частного партнерства;
5) подготовка аналитических материалов в сфере государственно-частного партнерства;
6) подготовка предложений по совершенствованию правового обеспечения функционирования государственно-частного партнерства.
3. Положение о Координационном совете и его состав утверждаются Губернатором Ярославской области. В состав Координационного совета включаются депутаты Ярославской областной Думы, представители органов исполнительной власти Ярославской области и иных государственных органов, иные заинтересованные лица.
Статья 9. Разработка проектов государственно-частного партнерства
1. Планирование деятельности в сфере государственно-частного партнерства осуществляется органом исполнительной власти Ярославской области, уполномоченным на проведение государственной политики в сфере государственно-частного партнерства (далее – уполномоченный орган), на основании:
1) приоритетных направлений социально-экономического развития Ярославской области, определенных в документах стратегического планирования;
2) предложений органов государственной власти Ярославской области, органов местного самоуправления и иных заинтересованных лиц;
3) предложений частных партнеров.
2. Уполномоченный орган представляет на рассмотрение Координационного совета предложение о разработке проекта государственно-частного партнерства с обоснованием целесообразности его подготовки и реализации.
3. В случае одобрения Координационным советом предложения о разработке проекта государственно-частного партнерства уполномоченный орган организует разработку паспорта проекта государственно-частного партнерства. Одновременно с организацией разработки паспорта проекта государственно-частного партнерства уполномоченный орган готовит предложения о порядке заключения соглашения (о назначении ответственных исполнителей, об условиях проведения конкурса на право заключения соглашения и другие).
Разработка паспорта проекта государственно-частного партнерства осуществляется уполномоченным органом самостоятельно либо с привлечением иных лиц, в соответствии с требованиями к паспорту проекта государственно-частного партнерства и порядком его разработки, утвержденными Правительством Ярославской области.
4. Уполномоченный орган представляет на рассмотрение Координационного совета разработанный паспорт проекта государственно-частного партнерства и предложения о порядке заключения соглашения.
В случае одобрения Координационным советом паспорт проекта государственно-частного партнерства и предложения о порядке заключения соглашения представляются на рассмотрение Правительства Ярославской области.
Статья 10. Принятие решений о реализации проектов государственно-частного партнерства
1. По результатам рассмотрения паспорта проекта государственно-частного партнерства Правительство Ярославской области принимает одно из следующих решений:
1) о реализации проекта государственно-частного партнерства;
2) о доработке проекта государственно-частного партнерства;
3) об отказе в реализации проекта государственно-частного партнерства.
2. Решением о реализации проекта государственно-частного партнерства утверждаются:
1) паспорт проекта государственно-частного партнерства;
2) конкурсная документация и состав конкурсной комиссии по проведению конкурса на право заключения соглашения (при проведении конкурса на право заключения соглашения);
3) порядок проведения переговоров с потенциальным частным партнером в целях обсуждения условий соглашения (при заключении соглашения без проведения конкурса на право заключения соглашения).
Статья 11. Программа проектов государственно-частного партнерства Ярославской области
1. Программа проектов государственно-частного партнерства Ярославской области представляет собой информационный материал, содержащий сведения о планируемых и реализуемых проектах государственно-частного партнерства. Порядок формирования Программы проектов государственно-частного партнерства Ярославской области устанавливается Правительством Ярославской области.
2. Информация о планируемом проекте государственно-частного партнерства включается в Программу проектов государственно-частного партнерства Ярославской области в течение четырнадцати календарных дней после принятия Координационным советом решения о подготовке проекта государственно-частного партнерства.
Информация о реализуемом проекте государственно-частного партнерства включается в Программу проектов государственно-частного партнерства Ярославской области в течение четырнадцати календарных дней после принятия Правительством Ярославской области решения о реализации проекта государственно-частного партнерства.
3. Программа проектов государственно-частного партнерства Ярославской области размещается на официальном сайте Правительства Ярославской области в сети Интернет.
Глава 3.Реализация проектов государственно-частного партнерства
Статья 12. Конкурс на право заключения соглашения
1. На основании решения о реализации проекта государственно-частного партнерства проводится конкурс на право заключения соглашения (далее – конкурс), включающий в себя следующие этапы:
1) опубликование сообщения о проведении конкурса;
2) подача заявок на участие в конкурсе;
3) предварительный отбор участников конкурса;
4) подача конкурсных предложений;
5) оценка конкурсных предложений и определение победителя конкурса;
6) проведение переговоров с победителем конкурса в целях обсуждения условий соглашения в части, не затрагивающей условий, определенных конкурсной документацией;
7) заключение соглашения.
2. Соглашение заключается без проведения конкурса в следующих случаях:
1) при возникновении потребности в определенных товарах, работах, услугах в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы или иных чрезвычайных обстоятельств, обуславливающих невозможность проведения конкурса;
2) при реализации инвестиционных проектов с использованием средств Инвестиционного фонда Российской Федерации и (или) государственных корпораций;
3) если объектом вновь заключаемого соглашения является объект расторгнутого соглашения при наличии в конкурсной документации указания на возможность заключения нового соглашения (часть 4 статьи 16 настоящего Закона);
4) если к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в конкурсную комиссию было подано только одно конкурсное предложение, соответствующее конкурсной документации (пункт 2 части 4 настоящей статьи).
3. Конкурсная комиссия в течение 60 дней со дня вскрытия конвертов с конкурсными предложениями проводит мотивированную оценку конкурсных предложений на основании критериев, определенных конкурсной документацией, и определяет результаты проведения конкурса:
1) признает конкурс состоявшимся, определяет победителя и участника, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса;
2) признает конкурс несостоявшимся.
Решение конкурсной комиссии оформляется протоколом.
4. Конкурс признается несостоявшимся:
1) если по результатам рассмотрения конкурсных предложений принято решение о том, что ни одно из конкурсных предложений не соответствует критериям конкурса, установленным в конкурсной документации;
2) если к моменту вскрытия конвертов с конкурсными предложениями в конкурсную комиссию было подано только одно конкурсное предложение, которое по результатам оценки конкурсной комиссии соответствует конкурсной документации. При этом соглашение заключается с указанным лицом без проведения конкурса.
Статья 13. Требования к участникам конкурса
1. Частный партнер, претендующий на заключение соглашения, на момент подачи заявки на участие в конкурсе подтверждает в установленном законодательстве порядке:
1) соответствие требованиям, предъявляемым законодательством к лицам, осуществляющим деятельность, являющуюся предметом соглашения;
2) отсутствие административного приостановления деятельности, возбуждения производства по делу о банкротстве, принятия решения о ликвидации или реорганизации;
3) отсутствие просроченной задолженности по налоговым и иным обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
2. Иные требования к частному партнеру устанавливаются конкурсной документацией.
Статья 14. Заключение соглашения
1. При наличии в конкурсной документации проекта соглашения конкурсная комиссия направляет данный проект победителю конкурса одновременно с направлением протокола о результатах проведения конкурса.
2. При отсутствии в конкурсной документации проекта соглашения обсуждение условий соглашения (в части, не затрагивающей определенных конкурсной документацией условий) проводится с победителем конкурса в порядке, установленном конкурсной документацией.
3. В случае, если с победителем конкурса соглашение не заключено в течение 60 дней со дня направления ему протокола о результатах проведения конкурса (если иное не установлено конкурсной документацией), уполномоченный орган направляет предложение о заключении соглашения участнику конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса.
В случае, если соглашение с участником конкурса, конкурсное предложение которого по результатам рассмотрения и оценки конкурсных предложений содержит лучшие условия, следующие после условий, предложенных победителем конкурса, не заключено в течение 90 дней со дня направления ему предложения о заключении соглашения или проекта соглашения, конкурс признается несостоявшимся.
4. При заключении соглашения без проведения конкурса в случаях, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 12 настоящего Закона, обсуждение условий соглашения с потенциальным частным партнером организуется уполномоченным лицом в порядке, определенном решением о реализации проекта государственно-частного партнерства.
4. В части, не урегулированной настоящей статьей, порядок заключения соглашения определяется решением о реализации проекта государственно-частного партнерства.
Статья 15. Гарантии прав частных партнеров при заключении и исполнении соглашений
1. В случае, если в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти Ярославской области или должностных лиц этих органов частный партнер понес убытки, ему гарантируется возмещение понесенных убытков в соответствии с гражданским законодательством или условиями соглашения.
2. В целях обеспечения имущественных интересов частных партнеров, существовавших на день подписания соглашения, условия соглашения могут быть изменены по инициативе частного партнера с согласия государственного партнера в случае наступления в течение срока действия соглашения следующих обстоятельств:
1) нарушение или ненадлежащее исполнение государственным партнером обязательств по соглашению;
2) совершение органами государственной власти Ярославской области или должностными лицами этих органов действий, препятствующих исполнению частным партнером обязательств по соглашению, в том числе необоснованное вмешательство в хозяйственную деятельность частного партнера;
3) выявление обременений предоставленного частному партнеру имущества, о которых ему не было и не могло быть известно при заключении соглашения.
3. Отсутствие или недостаток средств для финансирования обязательств государственного партнера по соглашению не является основанием для изменения или прекращения действий таких обязательств. Финансирование указанных обязательств государственного партнера по соглашению осуществляется в последующие годы в период реализации соглашения.
Статья 16. Контроль исполнения частными партнерами условий соглашений
1. Контроль исполнения частным партнером условий соглашений осуществляется в соответствии с паспортом проекта государственно-частного партнерства и соглашением:
1) уполномоченным органом – за реализацией проектов государственно-частного партнерства в целом;
2) финансовым органом Ярославской области – за целевым, своевременным и эффективным использованием средств областного бюджета (при финансовом участии государственного партнера в проекте государственно-частного партнерства);
3) уполномоченным лицом – за эффективностью управления государственным имуществом, находящимся в собственности Ярославской области (при имущественном участии государственного партнера в проекте государственно-частного партнерства).
3. Частный партнер представляет информацию о ходе реализации проекта государственно-частного партнерства контролирующим органам в порядке и сроки, установленные соглашением.
4. Выявление нарушений частным партнером порядка использования имущественных или финансовых средств является основанием для изменения условий соглашения в части, касающейся использования указанных имущества или финансовых средств.
При нарушении частным партнером существенных условий соглашения, оно расторгается по решению Правительства Ярославской области. В этом случае новое соглашение заключается без проведения конкурса с частным партнером, определенным в решении Правительства Ярославской области о расторжении соглашения.
Губернатор
Ярославской области С.А. Вахруков
«_____»_____________2010 г.
№_______
Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области
«Об участии Ярославской области в проектахгосударственно-частного партнерства»
Проект закона «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства» разработан в соответствии с Программой законопроектных работ Ярославской области на 2010 год и Планом законодательных инициатив Губернатора области на 2010 год. В разработке проекта участвовали депутаты Ярославской областной Думы, представители Общественной палаты области, областной торгово-промышленной палаты, органов исполнительной власти области.
Развитие механизмов государственно-частного партнерства (далее – ГЧП) представляет собой одно из стратегических направлений, заявленных в концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р). Однако детальная регламентация ГЧП в федеральном законодательстве отсутствует.
Одним из типов проектов, которые принято относить к ГЧП, являются концессионные соглашения. Порядок их заключения и исполнения регулируется Федеральным законом «О концессионных соглашениях», но в связи с высокими рисками и расходами в сфере концессионной деятельности не заключено ни одного подобного соглашения с участием Ярославской области.
Вместе с тем, в Ярославской области сформировалась потребность применения механизмов ГЧП. Такая потребность возникает в первую очередь в социально-значимых отраслях в отношении объектов, которые не могут быть переданы в частную собственность из-за рисков прекращения оказания социально-значимых услуг (объекты здравоохранения, культуры, спорта и др.).
При этом механизм ГЧП позволяет обеспечить участие частного партнера в развитии объектов общественной инфраструктуры, получая как поддержку со стороны государства, так и иную выгоду при использовании создаваемых или модернизируемых объектов в период реализации проектов ГЧП. Однако неизменным условием реализации проекта ГЧП является передача его в государственную или муниципальную собственность по завершении срока действия соглашения с возможностью частной собственности на объекты в случае реализации комплексных инвестиционных проектов.
В отличие от инвестиционных проектов, реализация которых зависит от активности инвестора, инициатором проектов в сфере ГЧП является государство. Сферы, в которых возможно применение ГЧП, будут определяться на плановой основе, исходя из установленных нормативными актами приоритетов регионального развития. Актуальная информация о планируемых и реализуемых проектах ГЧП будет отражена в Программе проектов ГЧП Ярославской области, размещаемой на официальном сайте Правительства области в сети Интернет.
В системе управления проектами ГЧП (глава 2) предлагается задействовать орган исполнительной власти области, уполномоченный на проведение государственной политики в сфере ГЧП (уполномоченный орган), осуществляющий подготовку и проработку необходимых документов, Координационный совет по ГЧП, оценивающий перспективы их реализации, и Правительство Ярославской области, принимающее решение о реализации проекта ГЧП.
Реализацию проектов ГЧП (глава 3) предлагается осуществлять на конкурсной основе. С учетом многообразия форм и видов проектов, реализуемых с привлечением механизмов ГЧП, порядок и условия заключения соглашения не могут быть детально регламентированы законом, поэтому они будут детализированы в конкурсной документации в отношении каждого конкретного проекта ГЧП. Также предусмотрены случаи заключения соглашения без проведения конкурса - например, при необходимости завершения уже реализуемого проекта ГЧП при невыполнении частным партнером своих обязательств.
Законопроектом установлены гарантии прав частных партнеров (статья 15) и корреспондирующие им обязанности по предоставлению информации контролирующим органам в порядки и сроки, установленные соглашением (статья 16 законопроекта).
Принятие проекта закона «Об участии Ярославской области в проектах государственно-частного партнерства» не повлечет увеличения расходов (уменьшения доходов) областного бюджета и не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Ярославской области.