Проект вносит
депутат Ярославской областной Думы
Александрычев Н.А.
ЗАКОН
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О внесении изменений в Закон Ярославской области
«О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2012 года
Статья 1. Внести в Закон Ярославской области от 02.06.2003 № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (Губернские вести, 2003, 8 июня, № 37; 2004, 1 июня, № 30; 14 декабря, № 67; 2005, 1 июня, № 28; 7 июня № 29; 2006, 23 июня, № 40-а; 2007, 9 марта, № 15; 21 ноября, № 92; 2009, 27 февраля, № 21; 13 июля, № 61; Документ – Регион, 2009, 27 ноября, № 28; Документ – Регион, 2011, 30 ноября, № 99) следующие изменения:
1) статью 46 дополнить пунктом 11 следующего содержания:
«Состав единого списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются избирательным объединением.
Единый список кандидатов должен состоять из общей и территориальной частей.
В общую часть единого списка кандидатов должно быть включено не более пяти кандидатов.
Территориальная часть единого списка кандидатов должна охватывать всю территорию Ярославской области (территорию муниципального образования на выборах в представительные органы муниципальных образований) и должна быть разбита на территориальные группы кандидатов, соответствующие территориям и номерам одномандатных избирательных округов. В каждую территориальную группу кандидатов должно быть включено не более трех кандидатов. Число территориальных групп кандидатов должно соответствовать количеству одномандатных округов.
Общее число включенных в единый список кандидатов, не может превышать 80 человек. Кандидат может упоминаться в едином списке кандидатов только один раз.»;
2) пункт 82 статьи 50 дополнить подпунктом «н» следующего содержания:
«н) выбытие кандидатов, в результате чего в едином списке кандидатов число территориальных групп кандидатов оказалось менее 75 процентов от числа территориальных групп, определенного в соответствии с пунктом 11 статьи 46 настоящего Закона.»;
3) пункт 4 статьи 80 изложить в следующей редакции:
«4. В избирательном бюллетене для голосования по единому избирательному округу в порядке, определяемом жеребьевкой, помещаются наименования избирательных объединений, зарегистрировавших единые списки кандидатов, а также эмблемы этих избирательных объединений (в одноцветном исполнении). Под наименованием избирательного объединения помещаются фамилии, имена, отчества первых трех кандидатов включенных в общую часть списка. На каждой территории одномандатного избирательного округа, которой соответствует территориальная группа кандидатов, после названных сведений, указывается также номер соответствующей этой территории территориальной группы кандидатов из единого списка депутатов, выдвинутого данным избирательным объединением, а также фамилия, имя, отчество каждого из кандидатов, включенных в соответствующую территориальную группу кандидатов.»;
4) в статье 89:
а) пункт 2 дополнить предложением следующего содержания: «Единые списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов, получают депутатские мандаты в соответствии с методикой, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи.»;
б) пункт 3 изложить в следующей редакции:
«3. Каждому единому списку кандидатов, допущенному к распределению депутатских мандатов, передается по одному депутатскому мандату. Оставшиеся депутатские мандаты распределяются между едиными списками кандидатов в следующем порядке:
а) организующая выборы избирательная комиссия подсчитывает сумму голосов избирателей, поданных по единому избирательному округу, за каждый единый список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов. Число полученных каждым единым списком кандидатов голосов избирателей делится последовательно на числа из возрастающего ряда натуральных чисел (делителей) от 2 до числа, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи;
б) частные, определенные с точностью до второго знака после запятой, полученные после указанной процедуры деления по всем единым спискам кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, распределяются в порядке убывания во вспомогательном ряду. Далее определяется то частное, порядковый номер которого во вспомогательном ряду равен числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи;
в) если два или более частных во вспомогательном ряду равны частному, которое равно числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи, то сначала из этих частных вспомогательный ряд дополняется частным единого списка кандидатов, получившего большее число голосов, а в случае равенства голосов - частным единого списка кандидатов, зарегистрированного ранее;
г) количество частных, относящихся к соответствующему единому списку кандидатов, которые расположены во вспомогательном ряду и порядковые номера которых меньше или равны числу депутатских мандатов, оставшихся нераспределенными после их передачи единым спискам кандидатов в соответствии с абзацем первым пункта 3 настоящей статьи, есть число депутатских мандатов, которое получает соответствующий единый список кандидатов.»;
в) пункт 4 признать утратившим силу;
г) дополнить пунктами 41 – 47 следующего содержания:
«41. После распределения депутатских мандатов между едиными списками кандидатов, проводится их распределение внутри каждого единого списка кандидатов между общей частью списка и территориальными группами кандидатов. До распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов из него исключаются кандидаты, избранные по одномандатным (многомандатным) избирательным округам.
42. Депутатские мандаты, распределяемые внутри единого списка кандидатов, в первую очередь переходят к зарегистрированным кандидатам, включенным в общую часть списка кандидатов, в порядке очередности их размещения в указанном списке.
43. Если после передачи депутатских мандатов зарегистрированным кандидатам, включенным в общую часть списка кандидатов, остаются депутатские мандаты, причитающиеся данному единому списку кандидатов, указанные мандаты распределяются внутри единого списка между территориальными группами кандидатов в следующем порядке:
а) определяется число голосов избирателей, полученных единым списком кандидатов на каждой из территорий, которым соответствуют территориальные группы кандидатов (далее – голоса избирателей, поданные за территориальные группы кандидатов);
б) вычисляется доля (процент с точностью до второго знака после запятой) числа голосов избирателей, поданных за территориальные группы кандидатов, от общего числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании на соответствующей территории;
в) территориальные группы кандидатов располагаются в порядке убывания доли (процента), указанной (указанного) в подпункте 2 настоящего пункта, и получают поочередно по одному мандату. При равенстве указанных долей преимущество отдается той территориальной группе кандидатов, за которую было подано большее число голосов избирателей.
44. Оставшиеся после первоначального распределения депутатских мандатов между территориальными группами нераспределенные мандаты передаются территориальным группам кандидатов в такой же очередности в порядке убывания доли (процента), указанной (указанного) в подпункте 2 пункта 43 настоящей статьи.
45. Если после первоначального распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов депутатский мандат оказался вакантным, он передается зарегистрированному кандидату из того же списка кандидатов.
Депутатский мандат передается первому в порядке очередности зарегистрированному кандидату из числа зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов и включенных в общую часть списка кандидатов, или в ту же территориальную группу кандидатов, что и зарегистрированный кандидат, депутатский мандат которого оказался вакантным. Если в общей части списка кандидатов или соответствующей территориальной группе кандидатов отсутствуют зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов, оказавшийся вакантным депутатский мандат подлежит распределению между другими территориальными группами кандидатов того же списка кандидатов в соответствии с установленной методикой распределения депутатских мандатов.
46. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов в одной территориальной группе кандидатов или нескольких территориальных группах кандидатов не оказалось нужного числа зарегистрированных кандидатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты подлежат дополнительному распределению между территориальными группами того же единого списка кандидатов, в которых имеются зарегистрированные кандидаты, не получившие депутатских мандатов в соответствии с установленной методикой распределения депутатских мандатов.
47. Если в процессе распределения депутатских мандатов внутри единого списка кандидатов не окажется зарегистрированных кандидатов, не получивших депутатских мандатов, оставшиеся нераспределенными депутатские мандаты остаются вакантными до следующих выборов депутатов Ярославской областной Думы, представительного органа муниципального образования.»;
д) пункт 5 изложить в следующей редакции:
«5. Кандидат, избранный в составе единого списка кандидатов, вправе до регистрации его организующей выборы избирательной комиссией, подать письменное заявление об отказе от депутатского мандата. Заявление об отказе от получения депутатского мандата не подлежит отзыву. Организующая выборы избирательная комиссия передает депутатский мандат другому по порядку зарегистрированному кандидату из того же единого списка кандидатов.
При этом при отказе кандидата из общей части единого списка кандидатов от получения депутатского мандата указанный мандат передается организующей выборы избирательной комиссией в территориальную группу кандидатов, определяемую по предложению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, в составе единого списка кандидатов которой этот депутат был избран.
Если в течение 5 дней со дня поступления в организующую выборы избирательную комиссию заявления зарегистрированного кандидата об отказе от депутатского мандата политическая партия не воспользуется правом, предусмотренным абзацем вторым настоящего пункта, организующая выборы избирательная комиссия передает депутатский мандат другому зарегистрированному кандидату из того же единого списка кандидатов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Если в соответствующей территориальной группе кандидатов (в общей части единого списка кандидатов) не осталось зарегистрированных кандидатов, и (или) остались только зарегистрированные кандидаты, письменно сообщившие в организующую выборы избирательную комиссию о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, организующая выборы избирательная комиссия передает депутатский мандат зарегистрированному кандидату из другой территориальной группы кандидатов (из общей части единого списка кандидатов).»;
е) в пункте 7 слова «депутатов Ярославской областной Думы» исключить;
ж) абзац первый пункта 11 изложить в следующей редакции:
« В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по единому избирательному округу, освободившийся депутатский мандат передается организующей выборы избирательной комиссией тому принимавшему участие в выборах и допущенному к участию в распределении депутатских мандатов избирательному объединению, из списка которого был выбывший депутат. При этом выбор кандидатуры для получения депутатского мандата осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 5 настоящей статьи, с учетом положений пункта 10 статьи 91 настоящего Закона.»;
5) пункт 10 статьи 91 изложить в следующей редакции:
«10.В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в составе единого списка кандидатов, коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, в составе единого списка кандидатов которого этот депутат был избран, вправе предложить организующей выборы избирательной комиссии кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из того же единого списка кандидатов для замещения вакантного депутатского мандата.Кандидатура может быть предложена только из числа кандидатов, включенных в ту территориальную группу кандидатов, что и депутат Думы, чьи полномочия прекращены досрочно. В случае, если в соответствующей территориальной группе кандидатов остались только зарегистрированные кандидаты, замещающие депутатские мандаты, и (или) зарегистрированные кандидаты, не замещающие депутатских мандатов и письменно сообщившие соответственно в коллегиальный постоянно действующий руководящий орган политической партии, ее регионального отделения о своем отказе от замещения этого вакантного депутатского мандата, указанный орган избирательного объединения, ее регионального отделения вправе предложить кандидатуру другого зарегистрированного кандидата из иной территориальной группы.»;
6) в пункте 2 статьи 95 слова «пунктами 4 и 5 статьи 89» заменить словами «пунктом 5 статьи 89».
Статья 2. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
2. С момента вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:
1) подпункт «а» пункта 80 статьи 1 Закона Ярославской области от 23.06.2006 № 41-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (Губернские вести, 2006, 23 июня, № 40-а);
2) подпункт «г» пункта 37 статьи 1 Закона Ярославской области от 28.11.2011 № 46-з "О внесении изменений в Закон Ярославской области "О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области" (Документ-Регион, 2011, 30 ноября, № 99).
Губернатор
Ярославской области С.А. Вахруков
__________________2012 г.
№ ___
Пояснительная запискак проекту закона Ярославской области
«О внесении измененийв Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»
Проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» направлен на совершенствование законодательства Ярославской области о выборах с учетом опыта отдельных законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации (Санкт-Петербург, Москва, Республика Адыгея, Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Республика Хакасия, Камчатский край, Амурская область, Брянская область и др.).
Проектом закона предусматривается при проведении региональных и муниципальных выборов деление единого списка кандидатов на две части: общую и территориальную. Общее число включенных в единый список кандидатов не может превышать 80 человек. При этом в общую часть единого списка должно быть включено не более пяти кандидатов, а в каждую территориальную группу не более трех кандидатов.
Территориальная часть единого списка должна охватывать всю территорию Ярославской области (территорию муниципального образования) и должна быть разделена на территориальные группы кандидатов, соответствующие территориям и номерам одномандатных избирательных округов.
Преимущества предложенного подхода к формированию списка кандидатов очевидны, поскольку, в отличие от существующего способа формирования списка, делают полностью «прозрачными» для избирателей кандидатов, включенных в единые списки. В соответствии с действующим законодательством избирателям известны лишь три фамилии кандидатов из списка (так называемые «паровозы»), которые, как показывает всероссийский опыт, после проведения выборов выбывают из списка.
Предложенный подход повысит доверие и заинтересованность избирателей к выборам, в целом, и к голосованию за партийные списки, в частности , поскольку голосование «за партию» фактически будет означать голосование за конкретных кандидатов, вошедших в территориальную группу. «Прозрачность» кандидатов из единого списка позволит избирателям в преддверии выборов встретиться с конкретными кандидатами, оценить их личность, дать соответствующие наказы.
Кроме того, и после проведения выборов избирателям будет проще взаимодействовать с депутатами, избранными по партийным спискам. В настоящее время основная масса избирателей не располагает информацией о депутатах, избранных по партийным спискам, в связи с чем взаимодействие с ними сходится к «нулю», а все вопросы приходится решать исключительно через депутатов-одномандатников. Наличие территориальных групп единого списка позволит избирателям напрямую обращаться к депутатам, за которых, в составе территориальной группы, они голосовали.
К тому же нагрузка по рассмотрению обращений избирателей распределится между депутатами - одномандатниками и депутатами, избранными по списку, наиболее равномерно. Деятельность депутатов, избранных по спискам, будет активнее и эффективнее.
При существующей в Ярославской области системе выборов кандидатам выгоднее находиться в обезличенном списке. Имидж партии создает «верхушка», в территории кандидаты не выезжают и не агитируют за себя голосовать. Агитацию, в основном, проводят лидеры партии и региональный штаб.
Предлагаемая законопроектом система вынудит кандидатов, включенных в территориальные группы, работать на свой имидж и имидж выдвинувшей их партии, кандидатам предстоит доказывать свое приоритетное право стать депутатом, убедить избирателей, что именно они смогут достойнее всего представлять их интересы в представительном органе. От того, как они сумеют это сделать, и будут зависеть результаты выборов. В итоге избиратели будут голосовать не столько «за партию», сколько конкретно за представляющих ее кандидатов. Кроме того «привязка» кандидата к территории повысит ответственность депутатов перед избирателями.
В связи с предлагаемыми изменениями в порядок формирования списков кандидатов, соответствующие изменения внесены в методику распределения депутатских мандатов в едином избирательном округе.
Принятие закона не повлечет увеличения (уменьшения) расходов или доходов областного бюджета и не потребует приостановления действия, признания утратившими силу, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.