Проект закона

О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области от 02.04.2013 года № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области

  • Дата внесения : 2 декабря 2013
  • Входящий номер : 4742
  • Субъект : Представительные органы и главы МО Ярославской области; Муниципальный Совет городского округа город Рыбинск

  • Профильный комитет : Комитет по аграрной политике, экологии и природопользованию
  • Статус : Отклонено

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит

Муниципальный Совет 

городского округа город Рыбинск

 

ЗАКОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области
от 02.04.2013 года № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи
алкогольной продукции в Ярославской области»

 

Принят Ярославской областной Думой

«____»_____________ 2013 года 

 

Статья 1

Внести в статью 2 Закона Ярославской области от 02.04.2013года № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» («Документ-Регион», 2013. 2 апреля) следующие изменения:  в пункте 2 слова  «с 23 часов до 8 часов» заменить  словами «c 21 часа до 11 часов следующего дня».

 

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2014 года.

 

Губернатор

Ярославской области                                                                  С.Н. Ястребов

 

«_____»_____________2013 г.

 №_______

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

к проекту Закона Ярославской области 

«О внесении изменений в статью 2 Закона Ярославской области от 02.04.2013

№ 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» 

Злоупотребление спиртными напитками в России по оценке многих социологов является общегосударственной проблемой. И решение данной проблемы является одной из приоритетных задач нашего государства. В 2009 году Президент Российской Федерации Д. Медведев отметил, что «алкоголизм  приобрел в нашей стране характер национального бедствия». В этот же период времени была утверждена Председателем Правительства РФ В. Путиным концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 г. № 2128-р). Запланировано, что данная концепция будет реализовываться в два этапа. На первом этапе (2010-2012 годы) запланировано снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 15%. Сокращения потребления алкоголя на первом этапе будут достигаться, в том числе за счет установления высоких розничных цен на алкогольную продукцию и ограничения ее розничной продажи по месту и времени. На втором этапе (2013-2020 годы) - ликвидация нелегального алкогольного рынка, снижение уровня потребления алкогольной продукции на душу населения на 55%.

В данной концепции в частности говорится о том, что «в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537, стабилизация численности населения и коренное улучшение демографической ситуации являются стратегическими целями обеспечения национальной безопасности, а алкоголизм назван одной из главных угроз национальной безопасности в сфере здравоохранения.

Таким образом, алкоголизм как один из факторов демографического и социального кризиса в России представляет собой общенациональную угрозу на уровне личности, семьи, общества, государства».

В России с 1992 года в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией происходят снижение продолжительности жизни и рост преждевременной смерти, которые являются существенными факторами ухудшения демографической ситуации в стране.

Причины смерти от злоупотребления алкогольной продукцией заключаются не только в случайных алкогольных отравлениях (по данным Росстата в январе-июле 2013 года в Российской Федерации от случайных отравлений алкоголем умерло 6000 человек). В большинстве случаев смертельный исход происходит от несчастных случаев и насилия, в меньшей части - от сердечно-сосудистых, онкологических и других заболеваний, которые развились в связи со злоупотреблением алкогольной продукцией.

В современной России злоупотребление алкогольной продукцией является одной из основных причин социальной деградации определенной части общества, которая выражается в росте преступности, насилия, сиротства, в ухудшении здоровья, росте инвалидности и случаев суицида. В состоянии алкогольного опьянения ежегодно совершаются многочисленные преступления – убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, изнасилования, хулиганство, грабежи, разбои, угоны автотранспорта.

Прямые и косвенные экономические потери от алкоголизации населения наносят ощутимый вред социально-экономическому развитию страны. К экономическим потерям относятся повышенный уровень смертности, сокращение продолжительности здоровой жизни, утрата трудоспособности, снижение производительности труда, затраты на лечение заболеваний, связанных с потреблением алкогольной продукции, социальные выплаты государства инвалидам, сиротам, ущерб от пожаров, дорожно-транспортных происшествий, расходы государства на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

По оценкам экспертов, экономические потери в России, связанные со злоупотреблением алкоголя, составляют около 3% ВВП страны ежегодно. На основании статистических данных в России около 80% убийств связаны с употреблением алкоголя, по этой же причине происходят до 40% самоубийств.

Проблема алкоголизма остро стоит и в Ярославской области. В общей структуре наркологической заболеваемости на долю патологии, связанной с употреблением алкоголя, в Ярославской области приходится 92,1 процента (по Российской Федерации в 2012 году - 80,8 процента). Соотношение мужчин и женщин в контингенте зарегистрированных больных составляет 4:1 (в 2012 году - 5:1). Это соотношение обусловлено увеличением доли женщин в структуре наркологической патологии.

Одной из эффективных мер по снижению злоупотребления алкоголем, включая пиво, и профилактике алкоголизма среди населения является снижение доступности алкогольной продукции путем введения ограничений ее розничной продажи по месту и времени.

Данные ограничения обозначены в Федеральном законе 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». Федеральный закон оставил за регионами право самостоятельно расширять эти ограничения.

На основании распоряжения Правительства РФ от 30.12.2009г. № 2128-р «Концепция реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года» и в  целях снижения негативных социально-правовых и экономических последствий употребления алкоголя населением региона, принят закон Ярославской области № 74-з от 30.12.2009 г. «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в целях ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции». Этим законом установлен запрет на торговлю алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта более 15% с 23 часов до 8 утра. С 01.02.2010 вступила в силу статья 14.2 Закона Ярославской области от 03.12.2007 № 74-з «Нарушение ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции». В 2010 году по указанной статье выявлено 18 правонарушений, в 2011 году – 8. Документ утратил силу в связи с принятием Законов ЯО от 03.04.2012 N 9-з «О внесении изменений в Закон Ярославской области "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Ярославской области" и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Ярославской области»  и  от 02.04.2013 № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области».

В соответствии    с пунктом  5 статьи 16   Федерального закона  от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.

Вместе с тем органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции.

Пунктом 2 статьи 2 Закона Ярославской области от 02.04.2013 № 13-з «Об отдельных вопросах розничной продажи алкогольной продукции в Ярославской области» установлены ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции, с 23 часов до 8 часов.

На данный момент целесообразным представляется установление в Ярославской области дополнительного ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании ими услуг общественного питания, расположенных в жилых домах или в пристроенных, во встроено-пристроенных к жилым домам помещениях, с 21 часа до 11 часов. Предполагается, что принятие изменений в закон позволит снизить уровень потребления алкогольной продукции в Ярославской области, стабилизировать состояние общественного порядка, уменьшить прямые и косвенные потери от пьянства, улучшить социальную ситуацию (снизить количество разводов, уровня социального сиротства и т.п.) и решить задачи, поставленные «Концепцией реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года».

Принятие данного законопроекта не повлечет за собой увеличения расходов/снижения доходов областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.