Проект вносит
временно исполняющий обязанности
Губернатора Ярославской области
Д.Ю. Миронов
З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О благоустройстве в Ярославской области
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2016 года
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере благоустройства» устанавливает правовые основы утверждения правил благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа Ярославской области, а также порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий
2. Регулирование отношений в сфере благоустройства в Ярославской области осуществляется с учетом требований федерального законодательства, в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, охране окружающей среды, охране объектов культурного наследия, техническом регулировании, социальной защите инвалидов.
Статья 2. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
1) благоустройство – комплекс предусмотренных правилами благоустройства мероприятий по содержанию территории городского, сельского поселения, городского округа Ярославской области, а также по проектированию и размещению объектов благоустройства, направленных на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории;
2) правила благоустройства – правила благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа Ярославской области, устанавливающие в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичности их выполнения, а также порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий;
3) объекты благоустройства – территории городских, сельских поселений, городских округов Ярославской области с расположенными на ней элементами объектов благоустройства в границах земельных участков, находящихся в частной, государственной и муниципальной собственности, земельных участков и земель, государственная собственность на которые не разграничена; внешние поверхности зданий, строений, сооружений;
4) элементы объектов благоустройства – конструктивные и функциональные составляющие объектов благоустройства, определяющие их внешний вид, обеспечивающие визуальное восприятие объектов благоустройства, а также использование (эксплуатацию) объектов благоустройства в соответствии с их функциональным назначением;
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Ярославской области в сфере благоустройства
1. К полномочиям Ярославской областной Думы в сфере благоустройства относятся:
1) принятие законов Ярославской области в сфере благоустройства;
2) осуществление контроля за исполнением настоящего Закона и иных законов Ярославской области в сфере благоустройства;
2. К полномочиям Правительства Ярославской области в сфере благоустройства относятся:
1) определение органа исполнительной власти Ярославской области, уполномоченного в сфере благоустройства;
2) установление порядка и условий размещения объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов;
3) регулирование вопросов обеспечения безопасности посетителей аттракционов.
3. К полномочиям органа исполнительной власти Ярославской области, уполномоченного в сфере благоустройства относится утверждение правил благоустройства городского, сельского поселения, городского округа Ярославской области.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере благоустройства
Органы местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов Ярославской области осуществляют полномочия по организации благоустройства территории соответствующего муниципального образования (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм) в соответствии с федеральным законодательством, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Ярославской области.
Глава 2. Требования к благоустройству в Ярославской области
Статья 5. Общие требования к благоустройству в Ярославской области
Благоустройство в Ярославской области осуществляется в целях обеспечения содержания и облагораживания объектов благоустройства, обеспечения сохранности внешнего архитектурно-художественного облика городских, сельских поселений, городских округов Ярославской области, обеспечения доступности территорий общего пользования, обеспечения сохранности подземных коммуникаций и сооружений, обеспечения чистоты, поддержания в надлежащем техническом, физическом, санитарном и эстетическом состоянии объектов благоустройства, их отдельных элементов.
Статья 6. Требования к объектам благоустройства
1. Физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечивать своевременную и качественную очистку и уборку используемых ими на законном основании земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с правилами благоустройства.
Организация уборки иных территорий осуществляется органами местного самоуправления.
2. Содержание, ремонт, а также проведение работ, связанных с изменением внешних поверхностей зданий, строений, сооружений (в том числе крыш, фасадов, архитектурно-декоративных деталей (элементов) фасадов, входных групп, цоколей, террас) и размещаемых на них конструкций и оборудования, осуществляются собственниками или владельцами зданий, строений, сооружений (помещений в них) в соответствии с правилами благоустройства.
Статья 7. Требования к элементам объектов благоустройства
1. Правилами благоустройства устанавливаются требования к планировке, размещению, обустройству и содержанию элементов объектов благоустройства, в том числе информационных конструкций, малых архитектурных форм, мест отдыха (площадок и зон отдыха), площадок автостоянок, элементов озеленения, детских площадок, спортивных площадок, строительных площадок, площадок для выгула и дрессировки животных, ограждений (заборов), объектов (средств) наружного освещения.
2. Планировка, обустройство и содержание элементов объектов благоустройства должны обеспечивать беспрепятственный доступ к ним и использование их инвалидами и другими маломобильными группами населения.
3. На территории мест отдыха могут размещаться устройства для развлечений в общественных местах, создающие для посетителей развлекательный эффект за счет психоэмоциональных или биомеханических воздействий (аттракционы). При размещении в местах отдыха аттракционов должны соблюдаться требования к обеспечению безопасности посетителей аттракционов, установленные Правительством Ярославской области.
4. Сезонные кафе размещаются в соответствии с земельным законодательством, правилами благоустройства. Размещение сезонного кафе не должно нарушать права собственников и пользователей соседних помещений, зданий, строений, сооружений.
5. Размещение элементов объектов благоустройства, относящихся к объектам, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Правительством Ярославской области.
Статья 8. Участие собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий
Собственники зданий (помещений в них) и сооружений участвуют в благоустройстве прилегающих территорий в соответствии с правилами благоустройства.
Статья 9. Особенности озеленения территорий муниципальных образований
1. При содержании древесно-кустарниковой и травянистой растительности естественного и искусственного происхождения (зеленых насаждений) должны обеспечиваться ее сохранность, квалифицированный уход за зелеными насаждениями в соответствии с правилами благоустройства.
2. Для создания архитектурно-ландшафтных объектов (газонов, садов, цветников, озелененных площадок с деревьями и кустарниками и т.п.) на естественных и искусственных элементах рельефа могут использоваться стационарное озеленение (посадка растений в грунт) и мобильное озеленение (посадка растений в специальные передвижные емкости).
3. Вырубка деревьев и кустарников, в том числе сухостойных и больных, производится на основании разрешения, выдаваемого в порядке, установленном правилами благоустройства. Разрешение на производство вырубки деревьев и кустарников в городском, сельском поселении, городском округе Ярославской области выдается органом местного самоуправления.
4. Требования к проектированию озеленения на территории городского, сельского поселения, городского округа Ярославской области в целях обеспечения жизнеспособности зеленых насаждений и озеленяемых территорий определяются правилами благоустройства.
Статья 10. Особенности производства земляных работ
1. Производство работ по разрытию, выемке, перемещению, укладке, уплотнению грунта и (или) иное вмешательство в грунт на уровне ниже верхнего слоя грунта (далее – земляные работы) осуществляется при соблюдении правил и требований к производству указанных работ, установленными правилами благоустройства, с учетом положений настоящего Закона.
2. Производство любых видов земляных работ без разрешения, выданного в порядке, установленного правилами благоустройства, запрещается, за исключением случаев, когда указанные работы осуществляются на основании документов, выданных в соответствии с федеральным законодательством.
3. Вскрытие дорожных покрытий, тротуаров, газонов, а также разрытие других мест общего пользования при строительстве или ремонте подземных сетей и надземных сооружений осуществляется в соответствии с требованиями, установленными органами местного самоуправления в границах и в сроки, указанные в разрешении.
4. Засыпка траншей и котлованов должна производиться в срок, указанный в разрешении на производство земляных работ, с обязательным составлением акта при участии представителя органа, выдавшего разрешение.
Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие разрытые участки должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.
Глава 3. Контроль (надзор) в сфере благоустройства
Статья 11. Государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства
1. Государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства осуществляет орган исполнительной власти Ярославской области, уполномоченный Правительством Ярославской области.
2. Государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
3. Должностные лица, осуществляющие государственный контроль (надзор) в сфере благоустройства в Ярославской области, имеют право:
1) запрашивать в установленном порядке от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, должностных лиц материалы и информацию, необходимые для проведения мероприятий по контролю;
2) направлять информацию о выявленных административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, являющимися членами саморегулируемых организаций, в адрес соответствующих саморегулируемых организаций, а также уведомления о применении к указанным юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям санкций за нарушение требований настоящего Закона, иных нормативных правовых актов Ярославской области в сфере благоустройства с рекомендацией о применении мер дисциплинарного воздействия и просьбой об информировании о принятых мерах;
3) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, должностных лиц объяснения, в том числе письменные, материалы и информацию, в том числе надлежащим образом заверенные копии необходимых документов, в связи с выявленными административными правонарушениями;
4) направлять обращения в правоохранительные органы и органы прокуратуры по фактам невыполнения законных требований и предписаний для принятия мер в соответствии с компетенцией указанных органов;
5) обращаться в правоохранительные органы за содействием в пресечении действий, препятствующих законной деятельности уполномоченного органа, установлении личности нарушителей и их доставлении для составления протоколов об административных правонарушениях, приводу;
6) создавать для проведения мероприятий по контролю комиссии и рабочие группы, привлекать в случае необходимости в установленном порядке для участия в указанных мероприятиях должностных лиц органов исполнительной власти, правоохранительных, контрольных органов, а также представителей юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
7) составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении юридических и физических лиц, должностных лиц в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях;
8) выдавать предписания юридическим и физическим лицам, должностным лицам об устранении выявленных нарушений, а также представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, с указанием сроков их устранения;
9) рассматривать дела об административных правонарушениях, выносить постановления и определения по делам об административных правонарушениях с применением мер ответственности в порядке, предусмотренном законодательством об административных правонарушениях;
10) направлять постановления о назначении административного наказания в службу судебных приставов для возбуждения исполнительного производства и взыскания штрафов в принудительном порядке в случаях неуплаты административных штрафов в установленный законодательством срок;
11) направлять обращения в правоохранительные органы и органы прокуратуры по фактам выявления грубых нарушений законодательства, нарушений, представляющих угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или причинивших указанный вред;
12) осуществлять иные права в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Ярославской области.
Статья 12. Муниципальный контроль в сфере благоустройства
Муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», настоящим Законом, правилами благоустройства, муниципальными правовыми актами.
Статья 13. Общественный контроль в сфере благоустройства
Общественный контроль за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций в сфере благоустройства осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», иными федеральными законами, Законом Ярославской области «Об общественном контроле в Ярославской области», а также иными нормативными правовыми актами.
Глава 4. Ответственность за правонарушения в сфере благоустройства
Статья 14. Ответственность за правонарушения в сфере благоустройства
Лица, нарушившие требования, предусмотренные настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Ярославской области, несут ответственность, установленную Законом Ярославской области «Об административных правонарушениях».
Глава 5. Вступление в силу настоящего Закона
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2017 года.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Ярославской области Д.Ю. Миронов
«_____»_____________2016 г.
№_______
Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области
«О благоустройстве в Ярославской области»
Проект закона Ярославской области «О благоустройстве в Ярославской области» (далее – проект закона, законопроект) разработан в соответствии с требованиями федерального и областного законодательства, в связи с планируемым перераспределением между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере благоустройства, исполнение которых в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложено на органы местного самоуправления городского, сельского поселения, городского округа.
Проектом закона предлагается определить правовые основы утверждения правил благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа Ярославской области, порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий. В соответствии с проектом закона утверждение правил благоустройства возлагается на уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области, определенный Правительством Ярославской области.
Законопроектом регламентируются полномочия органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления Ярославской области, контрольных органов в сфере благоустройства, а также устанавливаются основные требования к благоустройству в Ярославской области, к объектам благоустройства, элементам таких объектов, и особенности проведения отдельных видов работ в сфере благоустройства.
Принятие законопроекта не повлечет за собой увеличение расходов (снижение доходов) областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.