Проект
З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
О перераспределении между органами местного
самоуправления муниципальных образований Ярославской области
и органами государственной власти Ярославской области
полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения
Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2016 года
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», иными федеральными законами регулирует вопросы перераспределения полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения между органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
Статья 2. Перераспределение полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения
1. К полномочиям органов государственной власти Ярославской области относятся полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенные Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ«О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований.
2. Полномочия, перераспределенные в соответствии с настоящей статьей, осуществляются органами исполнительной власти Ярославской области.
Статья 3. Срок перераспределения между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения
Перераспределение между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии настоящим Законом устанавливается на неограниченный срок, но не менее срока полномочий Ярославской областной Думы.
Статья 4. Финансирование осуществления полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, перераспределенных в соответствии с настоящим Законом
Полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения, перераспределенные в соответствии с настоящим Законом между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области, осуществляются органами государственной власти Ярославской области за счет средств областного бюджета.
Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2017 года.
Временно исполняющий
обязанности Губернатора
Ярославской области Д.Ю. Миронов
«_____»_____________2016 г.
№_______
Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области
«О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований
Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области
полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения»
Проект закона Ярославской области «О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения» (далее – проект закона, законопроект) разработан в соответствии с требованиями федерального законодательства о перераспределении полномочий и направлен на передачу полномочий в сфере водоснабжения и водоотведения, отнесенных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных образований, органам государственной власти Ярославской области.
Обоснованием необходимости принятия данного закона являются следующие обстоятельства.
В настоящее время тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение значительно дифференцированы по городам и районам области. Максимальные тарифы для населения на холодное водоснабжение и водоотведение по различным муниципальным образованиям более чем в 2 раза превышают средний уровень тарифов, сложившийся по области, и в 5-6 раз - минимальные тарифы.
При этом в областном бюджете предусмотрена субсидия на возмещение разницы между экономически обоснованными тарифами организаций и льготными тарифами для населения.
Для обеспечения доступности коммунальных услуг населению целесообразно перейти на единые тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения по Ярославской области, что также позволит снизить расходы областного бюджета по данной субсидии, которые за последние три года составили более 390,8 млн. рублей.
Кроме того, предоставление услуг водоснабжения и водоотведения характеризуется достаточно низким качеством.
В 2015 году 23,7 % проб воды из поверхностных источников и 57,2% проб воды из подземных источников не соответствовала требованиям по санитарно-химическим показателям. В среднем по области доля неудовлетворительных проб питьевой воды составляет 31,2%.
Основными причинами неудовлетворительного качества воды поверхностных источников водоснабжения является несовершенство систем водоотведения населенных пунктов, которые не обеспечивают сбор и эффективную очистку стоков.
Сложившееся ситуация во многом объясняется малыми масштабами производства и непривлекательностью для инвесторов систем централизованного водоснабжения и водоотведения в значительной части муниципальных образований области.
В силу этого, организации, осуществляющие деятельность по водоснабжению в населенных пунктах с численностью населения менее 30 тыс. чел., зачастую являются банкротами. Неудовлетворительные результаты финансово-экономической деятельности не позволяют им поддерживать инфраструктуру в состоянии, отвечающем предъявляемым требованиям.
Несмотря на то, что за период с 2012 по 2015 годы за счет региональной программы по развитию водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод выполнено работ за счет средств бюджетов всех уровней на сумму 560,7 млн. рублей, в том числе областного бюджета – 315,1 млн. руб., серьезного эффекта не достигнуто.
Отдельной проблемой является также очистка ливневых стоков и поверхностных водоисточников, протекающих через территории, загрязненные промышленными и бытовыми отходами.
Решение этих задач возможно только через проведение масштабной реконструкции и модернизации системы водопроводно-канализационного хозяйства (далее – ВКХ), а также переход на единую технологию водоподготовки.
Источниками финансирования данного процесса могут быть как бюджетные средства, в т.ч. привлеченные из федерального бюджета, так и внебюджетные средства.
Субъекты Российской Федерации располагают большими возможностями для привлечения такого вида финансирования, чем бюджеты отдельных муниципальных образований.
При этом необходимым условием эффективного осуществления полномочий органов государственной власти является консолидация муниципальных активов ВКХ на уровне субъекта Российской Федерации.
Консолидация объектов водоснабжения и водоотведения позволит обеспечить комплексное централизованное управление и контроль за модернизацией системы ВКХ, а также приток инвестиций в проекты и повышение технического уровня развития ВКХ на всей территории области. Только в этом случае может быть обеспечено достижение конечной цели -повышения качества питьевой воды и улучшения экологического состояния водоемов Ярославской области.
Принятие законопроекта не повлечет за собой дополнительных расходов областного бюджета и не потребует признания утратившими силу, приостановления действия, изменения или принятия иных законодательных актов Ярославской области.