Проект вносят депутаты
Ярославской областной Думы
С.А. Балабаев
В.В. Цепенда
ЗАКОН
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
"О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в Ярославской области"
Принят Ярославской областной Думой
«___»____________2017 года
Настоящий Закон устанавливает дополнительные гарантии жилищных и имуществен-ных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в Ярославской области, порядок и условия обеспечения указанных гарантий.
Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
1. Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) реновация жилищного фонда в Ярославской области (далее - реновация) - совокупность мероприятий, осуществляемых в целях предотвращения формирования аварийного жилищного фонда в Ярославской области, обеспечения устойчивого развития жилых территорий, создания благоприятной среды жизнедеятельности, общественных пространств и благоустройства территории и предусматривающих комплексное обновление среды проживания граждан;
2) программа реновации - нормативный правовой акт Правительства Ярославской обла-сти, определяющий перечень многоквартирных домов, в отношении которых осуществляется реновация. В такой перечень могут быть включены многоквартирные дома первого периода индустриального домостроения, многоквартирные дома, признанные аварийными после 01.01.2012 года, многоквартирные дома, аналогичные им по своим кон-структивным характеристикам, жители которых в соответствии со статьей 3 настоящего Закона поддержали включение соответствующего многоквартирного дома в проект программы реновации, программу реновации.
2. Иные понятия, используемые в настоящем Законе, применяются в том значении, в каком они определены в федеральном законодательстве и законодательстве Ярославской области.
Статья 2. Правовая основа обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации
1. Правовую основу обеспечения дополнительных гарантий жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, Гражданский кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Россий-ской Федерации, иные федеральные законы и другие нормативные правовые акты Рос-сийской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Ярослав-ской области.
2. Иные законы Ярославской области, регулирующие отношения в сфере обеспечения жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц, применяются в части, не противоречащей настоящему Закону.
Статья 3. Гарантии учета мнения жителей при формировании и реализации программы реновации
1. В проект программы реновации может быть включен только тот многоквартирный дом, жители которого большинством не менее двух третей поддержали включение такого многоквартирного дома в проект программы реновации. Формы и порядок выявления и учета мнения жителей многоквартирного дома, в том числе путем проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством Ярославской области.
2. На любой стадии формирования программы реновации и ее реализации (до дня заключения первого договора, предусматривающего возникновение права собственности на предоставляемое жилое помещение) может быть проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, на котором может быть принято ре-шение об исключении такого многоквартирного дома из проекта программы реновации, программы реновации. В случае принятия такого решения многоквартирный дом ис-ключается из проекта программы реновации, программы реновации.
Статья 4. Предоставление равнозначных жилых помещений при осуществлении реновации
1. Собственникам жилых помещений в многоквартирных домах, подлежащих реновации, и гражданам, занимающим жилые помещения в многоквартирных домах, подле-жащих реновации, по договорам социального найма, освобождающим такие жилые по-мещения, в целях обеспечения их жилищных прав взамен таких жилых помещений бес-платно предоставляются равнозначные жилые помещения.
2. Под равнозначным жилым помещением в настоящем Законе понимается жилое помещение, одновременно соответствующее следующим требованиям:
1) жилая площадь и количество комнат в таком жилом помещении не меньше соответственно жилой площади и количества комнат в освобождаемом жилом помещении, а общая площадь такого жилого помещения превышает общую площадь освобождаемого жилого помещения;
2) такое жилое помещение соответствует стандартам благоустройства, установленным нормативными правовыми актами Ярославской области, а также имеет улучшенную отделку в соответствии с требованиями, установленными правовым актом Ярославской области;
3) такое жилое помещение расположено в том же районе города (городского поселения, сельского поселения), в котором расположен соответствующий многоквартирный дом, подлежащий реновации.
3. Гражданину, занимающему жилое помещение в многоквартирном доме, подлежащем реновации, по договору социального найма, взамен освобождаемого им жилого помещения бесплатно предоставляется равнозначное жилое помещение на праве собственно-сти или на основании письменного заявления указанного лица - по договору социального найма.
Статья 5. Гарантии прав граждан на получение равноценного возмещения за освобождаемое жилое помещение при осуществлении реновации
Собственник жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, вправе на основании письменного заявления вместо предоставляемого равнозначного жилого помещения получить за освобождаемое жилое помещение предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного жилого помещения на праве собственности. Размер такого возмещения и порядок его предоставления определяются в соответствии с федеральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Статья 6. Дополнительные гарантии внеочередного улучшения жилищных условий при осуществлении реновации
1. Собственнику жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, гражданину, с которым заключен договор социального найма жилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, членам его семьи, состоящим на жилищном учете, улучшаются жилищные условия путем предоставления жи-лого помещения по норме предоставления на одного человека, установленной Законом Ярославской области.
2. В случае отказа указанных в части 1 настоящей статьи граждан от улучшения жилищных условий, а также при несоблюдении условий, установленных Законом Ярославской области, им предоставляется равнозначное жилое помещение в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом. Указанные граждане сохраняют пра-во состоять на жилищном учете до получения ими жилых помещений или до выявления предусмотренных жилищным законодательством оснований для снятия их с жилищного учета.
Статья 7. Оказание содействия отдельным категориям граждан при переселении в рамках осуществления реновации
Уполномоченный орган исполнительной власти Ярославской области в порядке, установленном нормативным правовым актом Ярославской области, при осуществлении реновации оказывает содействие в организации и осуществлении переселения ветеранов, одиноких и (или) одиноко проживающих граждан, достигших пенсионного возрас-та, инвалидов, малоимущих граждан, многодетных семей, а также иных категорий граждан, установленных нормативным правовым актом Ярославской области.
Статья 8. Гарантии прав собственников нежилых помещений в многоквартирных домах на получение равноценного возмещения при осуществлении реновации
Собственнику нежилого помещения в многоквартирном доме, подлежащем реновации, предоставляется предварительное и равноценное возмещение в денежной форме или в форме равноценного нежилого помещения на праве собственности. Размер, порядок и условия предоставления указанного возмещения определяются в соответствии с феде-ральным законодательством, в том числе законодательством об оценочной деятельности.
Статья 9. Освобождение от уплаты взносов на капитальный ремонт при осуществлении реновации
С момента утверждения программы реновации собственники жилых помещений в мно-гоквартирных домах, включенных в программу реновации, освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Статья 10. Дополнительные гарантии создания комфортной среды проживания граждан при осуществлении реновации
1. Территория для строительства многоквартирных домов, предназначенных для пересе-ления граждан при осуществлении реновации (далее - многоквартирные дома, предназначенные для переселения), предусматривается преимущественно в границах квартала, в котором расположен многоквартирный дом, включенный в программу реновации.
2. Правительство Ярославской области утверждает с учетом положений настоящей статьи требования к подготовке градостроительной документации в целях осуществления реновации, предусматривающие в том числе требования к:
1) формированию улично-дорожной сети, парковочного пространства;
2) формированию тротуаров прифасадной зоны (размещение входных групп, информа-ционных конструкций и площадок сезонных (летних) кафе), пешеходной зоны (организация транзита пешеходов, в том числе маломобильных граждан, размещение мест кратковременного отдыха), зоны озеленения (выполнение санитарно-защитной и эстетической функции, размещение газона, деревьев и кустарников), технической зоны (содержание проезжей части, организация посадочных площадок остановок общественного транспорта, размещение технических средств организации дорожного движения);
3) организации дворовых и внутриквартальных озелененных территорий, которые должны формироваться в виде единой системы, включающей участки зеленых насаждений вдоль пешеходных и транспортных коммуникаций (газоны, рядовые посадки деревьев и кустарников), озелененные площадки вне дворовых территорий (площадки для отдыха, детские, спортивные, спортивно-игровые площадки), объекты рекреации (внутриквартальные скверы, бульвары, сады).
3. Показатели минимальной обеспеченности жителей многоквартирных домов, предна-значенных для переселения, объектами социальной инфраструктуры, а также показатели максимальной территориальной доступности объектов социальной инфраструктуры для жителей указанных многоквартирных домов определяются в соответствии с норматив-ными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ярославской области, а также с учетом существующего дефицита указанных объектов социальной инфраструктуры на конкретной территории.
Статья 11. Требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселения
1. Правительство Ярославской области утверждает требования к архитектурно-градостроительным решениям многоквартирных домов, предназначенных для переселе-ния, с учетом положений настоящей статьи.
2. В целях переселения граждан при осуществлении реновации осуществляется строи-тельство монолитных многоквартирных домов, многоквартирных домов из современ-ных панельных конструкций, обладающих высокой энергетической эффективностью, и с соблюдением современных стандартов по приспособлению таких многоквартирных домов для маломобильных граждан.
3. Внутренняя планировочная организация жилых помещений в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, должна предусматривать возможность вариативности планировки или проемы в межкомнатных стенах.
4. Для размещения наружного блока кондиционера в многоквартирных домах, предна-значенных для переселения (кроме многоквартирных домов с централизованными системами кондиционирования воздуха), должны предусматриваться специально выде-ленные конструктивные и инженерные элементы.
5. При формировании жилой застройки должно предусматриваться размещение входов в жилую часть многоквартирных домов, предназначенных для переселения, со стороны двора и с улицы, в нежилые помещения в указанных многоквартирных домах - только со стороны улицы.
6. При организации входных групп в многоквартирных домах, предназначенных для переселения, в целях обеспечения доступа для маломобильных граждан и создания безбарьерной среды должны быть одновременно предусмотрены:
1) единый уровень отметки пола этажа без перепадов уровней между вестибюльно-входной группой и входами в лифты;
2) минимизированный перепад между уровнем входа с тротуара и уровнем пола вход-ного вестибюля.
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу со дня вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах органи-зации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления особенностей реновации жилищного фонда в Российской Федерации», за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
2. Статьи 1 и 3 настоящего Закона в части выявления и учета мнения жителей при фор-мировании проекта программы реновации вступают в силу со дня его официального опубликования.
ВРИО Губернатора
Ярославской области Д.Ю. Миронов
«____»________2017 г.
№______
Пояснительная записка
к проекту закона Ярославской области
"О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в Ярославской области"
Исходя из общепризнанных принципов равноправия, ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, в целях соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, сохранения единства экономического пространства и создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека предлагается принять закон Ярославской области "О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в Ярославской области", направленный на расселение ветхого и аварийного жилья, переселение жителей в новые, комфортабельные дома.
В результате принятия предлагаемого закона отсутствует необходимость отмены, приостановлении, внесения изменений и дополнений в законодательные акты Ярославской области.
В результате принятия предлагаемого закона необходимо внесение изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Феде-рации", Федеральный закон «Об общих принципах организации законо-дательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Фе-деральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ "О введении в дей-ствие Градостроительного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строи-тельстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о вне-сении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государ-ственной регистрации недвижимости".
Принятие закона не влечет увеличение (уменьшение) доходов или расходов областного бюджета.