Оценка регулирующего воздействия
В соответствии с требованиями Постановления Правительства Ярославской области от 29.12.2012 №1561-п «Об утверждении Положения о проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Ярославской области, мониторинга фактического воздействия и экспертизы нормативных правовых актов Ярославской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности» Ярославская областная Дума размещает следующую информацию.
Уведомление
о разработке предполагаемого правового регулирования
проект закона Ярославской области
«О внесении изменения в статью 12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях»
Настоящим Ярославская областная Дума извещает о начале обсуждения идеи (концепции) предлагаемого депутатом Ярославской областной Думы Щенниковым А.Н. правового регулирования и сборе предложений заинтересованных лиц.
Предложения принимаются по адресу: г. Ярославль, Советская пл., д.1/19, а также по адресу электронной почты: duma@adm.yar.ru .
Сроки приема предложений: 16.04.2019 – 23.04.2019
Место размещения уведомления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: duma@adm.yar.ru .
Все поступившие предложения будут рассмотрены. Сводка предложений будет размещена на сайте duma@adm.yar.ru , не позднее 30.04.2019.
1. Описание проблемы, на решение которой направлено предлагаемое
правовое регулирование:
Статьей 12 Закона Ярославской области от 03 декабря 2007 № 100-з
«Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в ночное время в местах их жительства и пребывания. При этом к ночному времени относится время с 22 до 6 часов местного времени, а в период с 1 июня по 31 августа - время с 23 до 6 часов местного времени.
Вместе с тем в законодательстве Ярославской области отсутствуют нормы, защищающие права проживающих в многоквартирном доме лиц от действий, нарушающих тишину и покой в дневное время (с 13 до 15 часов местного времени).
Уполномоченному по правам ребенка в Ярославской области, депутатам Ярославской областной Думы и органам внутренних дел поступают обращения граждан по вопросу отсутствия необходимого законодательного регулирования, содержащие призывы к скорейшему решению проблемы.
По сведениям УМВД России по Ярославской области число сообщений в дежурные части территориальных органов о фактах нарушения тишины и покоя граждан по месту жительства и пребывания составило: в 2016 году – 7740; в 2017 году – 7690; в 2018 году – 6507.
В вопросах соблюдения прав и законных интересов жителей Ярославской области, а равно обеспечения покоя и дневного сна детей, совершеннолетних граждан (в т.ч. престарелых, больных) в свете влияния на здоровье, общей продолжительности, оптимального времени начала (окончания) дневного сна и значении тишины (отсутствия действий, нарушающих тишину и покой) для полноценного дневного сна, законодательство Ярославской области должно содержать адекватный механизм, регламентирующий такое пользование жилым помещением, осуществляемое гражданином в дневное время, которое не нарушает прав и законных интересов граждан.
Анализ законодательства субъектов Российской Федерации свидетельствует о том, что во многих регионах установлен запрет на совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в дневное время.
К числу таких законов относятся:
Закон Московской области от 07.03.2014 № 16/2014-ОЗ «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Московской области»;
Кодекс Хабаровского края об административных правонарушениях;
Закон Новосибирской области от 28.03.2016 № 47-ОЗ «Об отдельных вопросах обеспечения тишины и покоя граждан на территории Новосибирской области»;
Закон Нижегородской области от 01.04.2015 № 44-З «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Нижегородской области»;
Закон Амурской области от 30.03.2007 № 319-ОЗ «Об административной ответственности в Амурской области»;
Закон Алтайского края от 06.12.2017 № 95-ЗС «Об обеспечении тишины и покоя граждан на территории Алтайского края».
При подготовке разработчиком направлялись обращения в законодательные органы в целях учета практики указанных регионов Российской Федерации.
2. Цели предлагаемого правового регулирования: Проект закона «О внесении изменения в статью 12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» подготовлен для обеспечения права граждан на отдых и права на жилище, в части использования своего жилого недвижимого имущества для нормального проживания путем установления запрета на совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан, в том числе несовершеннолетних детей, в период с 13 до 15 часов местного времени, а также с целью предотвращения противоправных посягательств.
Установление административной ответственности позволит защитить общественные отношения от возможных нарушений и предотвратить их наступление.
3. Ожидаемый результат (выраженный установленными органом-разработчиком показателями) предлагаемого правового регулирования:
Ожидаемый результат (выраженный установленными органом-разработчиком показателями) предлагаемого правового регулирования:
Проектом закона «О внесении изменения в статью 12 Закона Ярославской области «Об административных правонарушениях» предлагается дополнить Закон Ярославской области от 03.12.2007 № 100-з «Об административных правонарушениях» составом административного правонарушения, объективная сторона которого выражена в совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан в дневное время в местах их жительства и пребывания. К дневному времени в целях Закона относится время с 13 до 15 часов местного времени, за исключением нерабочих праздничных дней, установленных статьей 112 Трудового кодекса Российской Федерации.
Законопроектом предложено установить ответственность за совершение указанного правонарушения в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от двухсот до одной тысячи рублей; наложения административного штрафа на должностных лиц - в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Конкретный размер санкций предлагаемой редакции статьи 12 за совершение совершении действий, нарушающих тишину и покой граждан в дневное время, предлагается определить исходя из установленного размера ответственности за совершение аналогичных действий в ночное время и уменьшить по причине меньшей общественной опасности содеянного. Кроме того при совершении указанного правонарушения лицом, которое в течение года подвергалось административному наказанию за то же деяние, предусмотрено усиление ответственности.
4. Действующие нормативные правовые акты, поручения, другие решения, из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого правового регулирования в данной области:
Частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того Конституцией Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1).
Часть 4 статьи 17 Жилищного кодекса РФ предусматривает, что пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 4 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями.
В соответствии с пунктом 6 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 января 2006 года № 25, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в жилом помещении граждан и соседей.
В соответствии с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в определении от 21.03.2012 № 88-АПГ12-1, указанные нормы Конституции Российской Федерации и Жилищного кодекса РФ свидетельствуют о том, что пользование жилым помещением, осуществляемое гражданином, не должно нарушать прав и законных интересов других граждан, в частности соседей.
Проверяя в конкретном случае законность нормы Кодекса Томской области об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за нарушение тишины и покоя граждан, Верховный Суд РФ отметил, что граждане, находясь в своем жилище, вправе пользоваться тишиной и покоем как в ночное, так и в дневное время. Причем перечень действий, нарушающих тишину и покой граждан, не может являться исчерпывающим.
В соответствии с частью 1 статьи 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
Учитывая, что федеральным законодательством не установлена административная ответственность за совершение действий, нарушающих тишину и покой граждан в дневное время, Ярославская областная Дума вправе установить такую ответственность.
5. Планируемый срок вступления в силу предлагаемого правового регулирования: не позднее сентября 2019.
6. Сведения о необходимости или отсутствии необходимости установления
переходного периода: необходимость установления переходного периода отсутствует.
7. Сравнение возможных вариантов решения проблемы: возможность применения различных вариантов решения проблемы отсутствует.
8. Иная информация по решению органа-разработчика, относящаяся к
сведениям о подготовке идеи (концепции) предлагаемого правового
регулирования: отсутствует.
Также в разделе