20 ноября 2015 года в 10.00 состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы шестого созыва. На заседании было зарегистрировано 45 депутатов областной Думы. В заседании приняли участие: Губернатор Ярославской области Ястребов С.Н; Председатель Правительства Ярославской области Князьков А.Л.; заместители Губернатора Ярославской области; заместители Председателя Правительства Ярославской области; работники аппарата Думы.
Время окончания заседания: 13.47.
Принятые законы
1. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты о налогах»
В Законе Ярославской области «О применении упрощенной системы налогообложения на территории Ярославской области» установлена пониженная ставка 4% для отдельных видов экономической деятельности при налогообложении доходов, а также расширено применение ставки 0% для впервые зарегистрированных предпринимателей в сфере бытовых услуг.
В Законе Ярославской области «О введении на территории Ярославской области патентной системы налогообложения» расширен перечень допускаемых видов предпринимательской деятельности, в том числе с нулевой налоговой ставкой для впервые зарегистрированных предпринимателей.
2. «Об установлении на 2016 год коэффициента, отражающего региональные особенности рынка труда»
На основании Налогового кодекса РФ на территории Ярославской области на 2016 год установлен коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда, в размере 1,8. (Справочно: коэффициент применяется для расчета авансовых платежей по НДФЛ иностранных граждан и сохраняется на уровне 2015 года).
3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в сфере социальной защиты населения»
Законом предусматривается сохранение полного государственного обеспечения за детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами, потерявшими в период обучения обоих родителей или единственного родителя, детьми-сиротами, которые обучаются по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам. Вводится понятие «фиксированная выплата к страховой пенсии». Действие положений об обеспечении обучающихся бесплатным питанием в дни учебных занятий, обеспечении одноразовым питанием за частичную плату и компенсации части родительской платы распространено на граждан РФ независимо от места их проживания, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно или временно проживающих на территории Ярославской области. Из перечня категорий граждан, которым предоставляется социальная услуга по медицинскому обслуживанию в виде оказания внеочередной медицинской помощи, исключаются ветераны труда, ветераны труда Ярославской области.
Из перечня стипендий, которые могут назначаться студентам высшего образования, аспирантам и ординаторам за счет бюджетных ассигнований областного бюджета, исключены 2 вида стипендий - академическая и социальная. Вместо них вводится именная стипендия.
Уточнён порядок предоставления льготы по проезду в городском общественном транспорте при использовании «транспортной карты», начиная с 1 января 2016 года, а именно: исключается необходимость предъявлять документ, подтверждающий право на соответствующую меру поддержки.
Продлён период предоставления следующих временных мер социальной поддержки: ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей; единовременной выплаты при рождении одновременно 2 и более детей; компенсации части расходов на приобретение путевки в организации отдыха детей и их оздоровления.
31 декабря 2015 года заканчивается период предоставления социальной услуги по профессиональному обучению без взимания платы детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (за исключением детей с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющих основного общего или среднего общего образования), а также лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
4. «О внесении изменений в законодательные акты Ярославской области в сфере наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями»
Областной Закон приведён в соответствие федеральному законодательству в части полномочий органов государственной власти субъектов РФ по организации проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных. В данной связи изменена и методика распределения соответствующей субвенции.
Корректируются также методика распределения субвенции на осуществление полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния и методика распределения субвенции на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями некоторых категорий граждан с целью приведения ее в соответствие с федеральным законодательством. Органы местного самоуправления наделяются полномочиями по подтверждению права граждан на получение персонифицированной электронной транспортной карты. Внесён ряд других изменений.
5. «О признании утратившими силу пункта 33 части 2 статьи 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» и абзаца второго статьи 1 Закона Ярославской области «О внесении изменений в статью 4 Закона Ярославской области «О сроках полномочий, наименованиях, порядке формирования, иных вопросах организации и деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»
В соответствии с принятыми изменениями глава городского округа город Рыбинск будет избираться на муниципальных выборах и возглавлять местную администрацию.
6. «О признании утратившим силу Закона Ярославской области «О налоге с продаж»
Данный региональный Закон был принят в 1997 году, но фактически перестал действовать в 1998 году в связи с принятием его новой редакции, отмененной затем в 2004 году.
7. «О внесении изменения в статью 6 Закона Ярославской области «О физической культуре и спорте в Ярославской области»
Областной Закон дополнен положениями, предусматривающими направление Правительством области в Думу в рамках процедур, закреплённых в Законе Ярославской области «О бюджетном процессе», по запросу профильного комитета информации о предоставленной и о планируемой государственной поддержке физкультурно-спортивных организаций на территории Ярославской области.
8. «Об отдельных вопросах предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности»
Законом в соответствии с Земельным кодексом РФ определяются муниципальные образования и перечень специальностей, работа по которым в таких муниципальных образованиях дает гражданам право на получение земельных участков в безвозмездное пользование для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.
Законопроекты, принятые в I чтении
1. «Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»
Предлагается утвердить основные характеристики областного бюджета на 2016 год:
- общий объем доходов 53,47 млрд. руб., из них собственные доходы 50,02 млрд. руб.;
- общий объем расходов 54,21 млрд. руб.;
- дефицит 0,74 млрд. руб.
На плановый период 2017 и 2018 годов прогнозируется соответственно:
- общий объем доходов 51,18 и 54,87 млрд. руб.;
- общий объем расходов 51,18 и 49,52 млрд. руб.:
- дефицит 0 и профицит 5,35 млрд. руб.
Верхний предел государственного долга Ярославской области на начало 2017, 2018 и 2019 годов устанавливается соответственно в суммах 31,91; 31,91 и 26,56 млрд. руб.
Объем межбюджетных трансфертов местным бюджетам в 2016 году составит 25,15 млрд. руб., в том числе дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований 3,53 млрд. руб.; субсидии 3,24 млрд. руб.; субвенции 17,81 млрд. руб.; иные межбюджетные трансферы 0,57 млрд. руб.
Законопроект содержит текстовую часть, 24 приложения и пояснительную записку, а также сопровождается дополнительными материалами, предусмотренными Бюджетным кодексом РФ и Законом Ярославской области «О бюджетном процессе».
2. «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ярославской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов»
Предлагается утвердить основные характеристики бюджета на 2016 год:
- общий объем доходов 11,18 млрд. руб.;
- общий объем расходов 11,18 млрд. руб.;
- дефицит отсутствует.
На плановый период 2016 и 2017 годов прогнозируются соответственно:
- общий объем доходов 12,90 и 12,90 млрд. руб.;
- общий объем расходов 12,90 и 12,90 млрд. руб.
В 2016 году:
- в структуре доходов 98,1% приходится на субвенцию из бюджета Федерального фонда ОМС; 0,26% - на трансферт из областного бюджета; 1,64% - на межбюджетные трансферты от других территориальных фондов ОМС; собственные доходы не предусмотрены;
- в структуре расходов 99,16% средств направляется на обеспечение отрасли «Здравоохранение», 0,84% - на обеспечение деятельности Территориального фонда ОМС.
Законопроект содержит текстовую часть, 8 приложений и пояснительную записку.
3. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»
Законопроектом предусматривается внесение изменений в 14 законодательных актов в части:
- обеспечения инвалидам доступа к местам культурных мероприятий или услуг, к памятникам и объектам, имеющим культурную значимость;
- установления норм, обязывающих государственные и муниципальные органы власти, предоставляющие услуги населению, оказывать инвалидам необходимую помощь в преодолении барьеров, препятствующих получению услуг наравне с другими лицами (предполагается, что в административных регламентах предоставления государственных и муниципальных услуг будут предусматриваться требования к помещениям, в которых они предоставляются, к залу ожидания, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой услуги, с учетом требований по обеспечению условий доступности для инвалидов);
- создания инвалидам условий для беспрепятственного пользования услугами общественного транспорта;
- содействия инвалидам по беспрепятственному доступу к жилому зданию и жилому помещению;
- установления нормы, предусматривающей, что официальные сайты органов государственной власти Ярославской области должны соответствовать требованиям по обеспечению условий их доступности для инвалидов по зрению;
- установления нормы об обязательном согласовании проектов правых актов по вопросам обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур с уполномоченным органом исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения.
Предлагается оптимизация структуры территориальных органов ЗАГС на территории области путем сокращения штатной численности сотрудников на 20% в связи с сокращением объема субвенции из федерального бюджета на осуществление полномочий РФ по государственной регистрации актов гражданского состояния.
5. «О порядке назначения и проведения опроса граждан в муниципальных образованиях Ярославской области»
В соответствии с положениями федерального законодательства порядок назначения и проведения опроса граждан определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ.
Согласно проекту закона опрос проводится для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти. При этом будет учитываться мнение жителей, обладающих избирательным правом. Устанавливается возможность проведения опроса на всей территории муниципального образования либо на части его территории.
Опрос проводится по инициативе представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования, за исключением опроса по поводу изменения целевого назначения земель муниципального образования для объектов регионального и межрегионального значения, который проводится по инициативе органов государственной власти Ярославской области. В зависимости от субъекта инициирования опроса финансирование мероприятий, связанных с его подготовкой и проведением, осуществляется за счет средств местного бюджета либо областного бюджета соответственно.
Назначает опрос представительный орган муниципального образования, он же определяет состав комиссии по проведению опроса и способ опроса. Комиссия утверждает результаты опроса, которые подлежат обнародованию.
Результаты опроса будут учитываться при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, а также органами государственной власти Ярославской области.
6. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области»
Законопроектом предлагается дополнить Закон Ярославской области № 58-з новой формой контроля за использованием областного имущества, а именно: анализом отчетов Правительства Ярославской области об управлении и распоряжении областным имуществом и управлении находящимися в собственности Ярославской области акциями открытых акционерных обществ (долями обществ с ограниченной ответственностью), использовании специального права Ярославской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»). Указанные отчеты ежегодно в срок до 1 мая будут предоставляться в Ярославскую областную Думу.
Законопроектом также определяется, что права учредителя (участника, члена) некоммерческих организаций реализуют от имени Ярославской области органы исполнительной власти Ярославской области, на которые возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли экономики (сфере управления). Также проектом закона устанавливаются требования к представителям интересов Ярославской области в органах управления и контроля хозяйственных обществ и некоммерческих организаций и к отчету об управлении находящимися в собственности Ярославской области акциями (долями) хозяйственных обществ и использовании специального права на участие Ярославской области в управлении акционерными обществами («золотой акции»).
7. «Об отдельных вопросах реализации полномочий органов исполнительной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности»
Положениями частей 29, 30 и 31 статьи Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право закрепить наряду с предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, дополнительные основания для принятия исполнительными органами государственной власти Ярославской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, уполномоченными на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и об отказе в предоставлении земельного участка без проведения торгов.
Реализация положений проекта закона позволит исключить использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность граждан в соответствии с Законом Ярославской области «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», для других целей; образование и предоставление земельных участков, предполагаемая цель использования которых противоречит разрешенному использованию, установленному в соответствии с действующим законодательством; предотвращение образования земельных участков, к которым отсутствует доступ от земельных участков общего пользования.
В соответствии с требованиями Федерального закона рассматриваемые дополнительные основания могут быть установлены законодательством субъекта до 1 января 2016 года и будут действовать до 1 января 2020 года.
8. «О внесении изменений в статьи 3 и 14 Закона Ярославской области «Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Ярославской области»
Положения Федерального закона № 101-ФЗ, регулируя вопросы оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предусматривают официальное опубликование отдельных сведений органами местного самоуправления и органами государственной власти субъектов РФ в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ.
В зависимости от субъекта опубликования сведений проектом закона предлагается установить:
1) периодическое печатное издание, в котором официально публикуются правовые акты Ярославской области, – для опубликования сведений органами исполнительной власти Ярославской области;
2) периодическое печатное издание, в котором официально публикуются муниципальные правовые акты по месту нахождения земельного участка, – для опубликования сведений органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
9. «Об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения в Ярославской области»
Проектом закона предлагается наряду с категориями особо охраняемых природных территорий, предусмотренными Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», установить перечень иных категорий особо охраняемых природных территорий как регионального, так и местного значения.
Создание особо охраняемых природных территорий регионального значения предлагается осуществлять в порядке, установленном Правительством Ярославской области, а особо охраняемых природных территорий местного значения – по решению органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области.
Основные характеристики конкретной особо охраняемой природной территории регионального или местного значения, описание ее границ, режим особой охраны определяются положением об особо охраняемой природной территории, утверждаемым соответственно Правительством Ярославской области или органом местного самоуправления муниципального образования Ярославской области.
Кроме того, законопроектом предусматриваются принципы создания особо охраняемых природных территорий и особенности их функционирования, а также ведение государственного кадастра Ярославской области, включающего в себя сведения об особо охраняемых природных территориях регионального и местного значения.
Рассмотренные вопросы
1. На должность мирового судьи судебного участка № 3 Фрунзенского судебного района г. Ярославля на пятилетний срок полномочий назначена Стародынова Л.В.
2. Думой назначен членом Избирательной комиссии Ярославской области с правом решающего голоса Зиборов П.Ю., помощник депутата Ярославской областной Думы шестого созыва, вместо скончавшегося 30 октября 2015 года Шувалова М.Е. (согласно законодательству новый член Избиркома должен быть назначен Думой в месячный срок, в противном случае он будет назначен ЦИК).
3. На должность заместителя председателя комитета по социальной, демографической политике и здравоохранению избран депутат Белокуров С.Ю.
4. Принято постановление о награждении Почётным знаком Ярославской областной Думы «За вклад в развитие Ярославской области» бывшего генерального директора ОАО «Ярпиво» Арзиманова А.Г.
5. Депутаты постановили: наградить Почётным знаком Ярославской областной Думы «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма» депутата Ярославской областной Думы 5-го созыва, депутата Назаровского сельского поселения Ярославской области 3-го созыва Парамонова М.К.
6. Принято постановление о награждении почетными грамотами Ярославской областной Думы 19 жителей области.
7. Принято обращение к Председателю Правительства РФ Медведеву Д.А. и Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Нарышкину С.Е. по вопросу реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 N 504 «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн». Изменениями, принятыми в данное Постановление 03.11.2015, предусматривается увеличение с 1 марта 2016 года размера платы за километр пути для указанных автотранспортных средств в 2 раза (до 3,06 рубля/км). Это вызвало массовое недовольство со стороны компаний, осуществляющих грузовые перевозки. Данное решение также может привести к росту цен на товары. Депутаты предлагают на период до 30.06.2016 установить плату за километр пути в размере 0,75 рублей, а с 01.07.2016 – 1,53. Кроме того, в виду наличия технических препятствий предлагается до 01.05.2016 года приостановить взимание штрафов за нарушение требований по оплате проезда грузового автотранспорта весом более 12 тонн по дорогам федерального значения.
8. Дума приняла к сведению отчёт об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 28.12.2011 № 58-з «Об управлении и распоряжении имуществом Ярославской области». Решено дополнить Закон положениями:
- о новой форме контроля за использованием областного имущества в виде анализа отчетов Правительства Ярославской области об управлении и распоряжении областным имуществом и управлении находящимися в собственности Ярославской области акциями ОАО (долями обществ с ограниченной ответственностью), использовании специального права Ярославской области на участие в управлении ОАО («золотой акции»), которые необходимо предоставлять в Ярославскую областную Думу ежегодно в срок до 1 мая;
- о регулировании вопросов участия Ярославской области в юридических лицах.
9. Дума поддержала федеральный законопроект, который предусматривает введение в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» понятия «трудовое воспитание» и определяет особенности его получения.
10. Поддержан проект федерального закона № 884486-6 «О внесении изменений в пункт 92 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и Федеральный закон «О содействии развитию жилищного строительства», предусматривающий расширение перечня категорий граждан, которые могут быть членами жилищно-строительных кооперативов.
11. Депутаты поддержали проект федерального закона № 902547-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», предусматривающий установление административной ответственности за нарушение правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».
12. Поддержан проект федерального закона № 896911-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленный на повышение эффективности государственного контроля за работой предприятий жилищно-коммунального хозяйства в отопительный период.
13. Принято обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву о необходимости доработки и внесения в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона о порядке наследования и учета выморочного имущества. В обращении указывается на пробелы правового регулирования в части порядка наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядка передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований. В связи с этим Правительству РФ предлагается доработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания РФ разработанный Минэкономразвития РФ в 2014 году проект федерального закона, регулирующий указанные вопросы.
14. Принят к сведению отчёт об итогах мониторинга правоприменения Закона Ярославской области от 12.02.2007 № 10-з «О залоговом фонде Ярославской области». Правительству области предложено:
1) активизировать действия по поиску и привлечению в Ярославскую область инвесторов, имеющих возможность реализовать экономически и социально значимые проекты;
2) использовать предусмотренный законом механизм предоставления в залог областного имущества в целях поддержки приоритетных для Ярославской области инвестиционных проектов.
15. В целях реализации Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» создана временная комиссия Ярославской областной Думы для подготовки предложений по формированию региональной нормативно-правовой базы в области обращения с отходами.
16. Внесены изменения в пункты 6 и 9 Положения об осуществлении Ярославской областной Думой международного и межпарламентского сотрудничества в целях его приведения в соответствие с федеральным законодательством.
17. Внесены изменения в программу законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2015 год с учетом предложений субъектов права законодательной инициативы: исключён ряд предполагаемых ранее к внесению законопроектов и включён ряд новых (дополнения к плану законодательных инициатив Губернатора).
18. Внесены изменения в Положение о комиссии Ярославской областной Думы по контролю за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, предоставляемых депутатами Ярославской областной Думы, с учётом Закона Ярославской области «О депутате Ярославской областной Думы» в части членов комиссии от аппарата Думы (с определением их функций), обязанностей депутатов, решений комиссии, а также в связи с необходимостью терминологических уточнений.
Подготовлено аналитическим управлением аппарата, тел. (4852) 40-10-46