«27» ноября 2024 г.                                                                                                                                № 14-04/16

в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике


АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О поправках к проекту закона Ярославской области 

«Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»

(в части 2025 года)

25 ноября 2024 года в Ярославскую областную Думу были внесены поправки к проекту закона Ярославской области «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов», принятому в первом чтении 15.11.2024 (Постановление Ярославской областной Думы №266).

Наиболее объемным был пакет поправок, внесенный губернатором Ярославской области (304 поправки на 93 листах). Депутаты от фракции «Единая Россия» (31 человек) внесли 21 поправку, фракция «КПРФ» в полном составе (2 депутата) внесла 5 поправок.

1.     Доходная часть

В поправках губернатора предлагается существенно увеличить доходную часть бюджета на 2025 год. Общий объем доходов увеличивается на 18,952 миллиардов рублей (+15,15% к первому чтению) – до 144,017 миллиардов, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам на 5,250 миллиардов (+4,29%), по безвозмездным поступлениям на 13,702 миллиардов рублей или в 6,3 раз.

Значительнее всего предлагается увеличить поступления от налога на доходы физических лиц (+2,200 миллиардов рублей; +6,03%), налога на прибыль организаций (+1,231 миллиардов, +4,25%), налогов на совокупный доход (956,900 миллионов; +9,26%) и акцизов (+306,000 миллионов рублей; +1,51%).

В части безвозмездных поступлений предполагается поступление дополнительных 13,536 миллиардов рублей из федерального бюджета и 158,505 миллионов от публично-правовой компании «Фонд развития территорий» на обеспечение мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства.

В целом с учетом поправок губернатора доходная часть ярославского областного бюджета на 2025 год по сравнению с прогнозом регионального Министерства финансов на 2024 год увеличивается на 18,846 миллиардов рублей (+15,06%) – до 144,017 миллиардов, по собственным доходам на 24,236 миллиардов (+23,41%) – до 127,743 миллиардов рублей.

Отметим, что при принятии областного бюджета на 2024 год (закон от 20.12.2023 №78-з) закладывались менее амбициозные значения: +7,52% к объему доходов в 2023 году в целом и +17,93% по собственным доходам. Максимальные (предельные) плановые значения доходной части ярославского областного бюджета на 2024 год были установлены в ходе июльской корректировки (закон от 02.07.2024 №28-з): +11,68% к уровню 2023 года в целом и +21,69% по собственным доходам. Затем они были нивелированы в сторону снижения.

В итоге же, согласно прогнозу Минфина, по итогам 2024 года областной бюджет выходит на сумму 125,172 миллиардов рублей по доходам в целом (+1,46% к уровню 2023 года), в том числе по собственным доходам 103,508 миллиардов (+7,87%). Текущее исполнение регионального бюджета в целом прогноз подтверждает: на момент внесения поправок (25.11.2024) в ярославский областной бюджет поступило 88,453 миллиардов рублей собственных доходов (+7,98% к АППГ).

С другой стороны, еще памятен 2021 год, когда по итогам года доходов было получено 103,59% от плановых значений (105,06% по собственным доходам); рост доходов в целом к уровню 2020 года составил +15,08%, по собственным доходам +24,19%.

В поправках, внесенных депутатами, также содержатся предложения по увеличению доходной части: члены фракции «Единая Россия» предложили увеличить поступления от налога на имущество организаций еще на 551,514 миллионов рублей, члены фракции «КПРФ» – от налога на доходы физических лиц на 208,732 миллионов.

С более подробной информацией об изменениях доходной части областного бюджета, содержащихся в поправках к законопроекту,  можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.

2.     Расходная часть

В поправках губернатора предлагается увеличить расходную часть областного бюджета на 2025 год на 18,952 миллиардов рублей (+15,04% к первому чтению) – до 144,941 миллиардов. По большинству государственных программ Ярославской области (20 из 31) увеличивается финансирование, по некоторым – существенно:

- «Доступная среда в Ярославской области» (+18,224 миллионов рублей или в 2 раза по сравнению с первым чтением);

- «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» +(926,925 миллионов; +65,69%);

- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (+1,523 миллиардов; +54,40%);

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (+56,679 миллионов; +         84,49%);

- «Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области» (+116,197 миллионов; +58,20%);

- «Развитие лесного хозяйства Ярославской области» (+203,297 миллионов, рост в 3,2 раз);

- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (+702,722 миллионов рублей; +91,13%).

На 1,076 миллиардов рублей или 13,26% увеличиваются непрограммные расходы.

Некоторое снижение (к первому чтению) расходов предлагается по трем государственным программам Ярославской области, при этом значимым можно признать лишь уменьшение на 77,153 миллионов рублей (-8,33%) финансирования госпрограммы «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области»[1].

В части 8 государственных программ объем финансирования не меняется.

Если сравнить законопроект с учетом поправок, внесенных губернатором, с прогнозом исполнения расходной части ярославского областного бюджета на 2024 год, то можно выделить группу государственных программ, по которым финансирование существенно увеличивается:

- «Формирование современной городской среды муниципальных образований на территории Ярославской области» (+1,038 миллиардов рублей; +43,94%);

- «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности на территории Ярославской области» (+350,378 миллионов; рост в 2,75 раз);

- «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (+242,911 миллионов; рост в 2,58 раз);

- «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» (+937,651 миллионов; +66,96%);

- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (+179,262 миллионов рублей; +37,76%).

На 2,885 миллиардов рублей или 45,73% по сравнению с прогнозом на 2024 год увеличиваются непрограммные расходы.

С другой стороны, в части ряда государственных программ фиксируется снижение к прогнозным значениям:

- «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» (-927,223 миллионов рублей; -38,74%);

- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (-85,925 миллионов; -40,98%);

- «Развитие институтов гражданского общества в Ярославской области» (-148,391 миллионов; -30,49%);

- «Местное самоуправление в Ярославской области» (-267,594 миллионов рублей; -91,46%)[2].

С более подробной информацией об изменениях расходной части областного бюджета, содержащихся в поправках губернатора,  можно ознакомиться в Приложении 2 к данной записке.

В поправках, внесенных депутатами, также содержатся предложения по увеличению расходной части. Члены фракции «Единая Россия» предлагают увеличить финансирование по государственным программам:

- «Развитие образования  в Ярославской области» на 18,176 миллионов рублей;

- «Социальная поддержка населения Ярославской области» на 16,865 миллионов;

- «Содействие занятости населения Ярославской области» на 3,636 миллионов;

- «Развитие культуры в Ярославской области» на 6,491 миллионов;

- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» на 51,648 миллионов;

- «Развитие молодежной политики и патриотическое воспитание в Ярославской области» на 25 миллионов;

- «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 93,698 миллионов;

- «Местное самоуправление в Ярославской области» на 336 миллионов рублей;

Итого на 551,514 миллионов рублей.

Члены фракции «КПРФ» предлагают увеличить финансирование по госпрограммам:

- «Развитие образования  в Ярославской области» на 24,024 миллионов рублей;

- «Социальная поддержка населения Ярославской области» на 74,108 миллионов;

- «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ярославской области» на 100 миллионов;

- «Развитие культуры в Ярославской области» на 10,600 итллионов рублей;

Итого на 208,732 миллионов рублей.

3.     Дефицит/профицит бюджета.

Принятие поправок, внесенных губернатором Ярославской области, не повлечет за собой изменение размера дефицита регионального бюджета на 2025 год, который составит 923,752 миллионов рублей.

Принятие поправок, внесенных депутатами Ярославской областной Думы, также не повлечет увеличение размера дефицита бюджета.

Сопоставительные таблицы с предлагаемыми в поправках губернатора Ярославской области изменениями в части расходов областного бюджета по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности) и группам видов расходов классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2025 год будут направлены в адрес комитета по бюджету, финансам и налоговой политике, а также депутатам Ярославской областной Думы дополнительно в электронной форме.


Приложения на 4 стр.



Начальник управления                                       А.С. Буров



[1] В принципе, это снижение с лихвой компенсируется поправками на 93,698 миллионов рублей, внесенными членами фракции «Единая Россия».


[2] В данном случае также можно предположить «замещение» поправками на 336 миллионов рублей, внесенными членами фракции «Единая Россия».