«17» июня 2025 г.                                                                                             № 14-04/05

 

 

в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике

 

 

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

 

Об июльской корректировке

ярославского областного бюджета на 2025 год

 

Часть 1: текущее исполнение бюджета

 

В конце июня (начале июля) 2025 года ожидается внесение в Ярославскую областную Думу законопроекта, содержащего вторую в текущем году корректировку областного бюджета. В настоящий момент действует Закон Ярославской области от 09.12.2024 №88-з «Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (в редакции закона от 17.04.2025 №11-з).

Любое внесение изменений в областной бюджет подразумевает, что депутатский корпус должен иметь четкое и ясное представление о том, как бюджет исполняется на данный момент, в том числе с точки зрения обоснованности данных корректировок.

В связи с этим проведен краткий анализ исполнения ярославского областного бюджета по состоянию на 11 июня 2025 года в сравнении с аналогичным периодом предшествующего года (далее по тексту АППГ) и 2023 года.

При подготовке аналитической записки были использованы данные Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту ЕПБС) и портала ИАС Мониторинг «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту ИАС), а также текущая ежемесячная отчетность Министерства финансов Ярославской области.

 

Согласно действующей редакции ярославского областного бюджета, доходная его часть по итогам 2025 года должна составить 145,011 миллиардов рублей, что на 18,189 миллиардов рублей или 14,34% больше, чем было фактически исполнено за 2024 год. Собственные (налоговые и неналоговые) доходы должны составить 128,453 миллиардов рублей (+23,842 миллиардов рублей или +22,79%), безвозмездные поступления 16,559 миллиардов рублей (-5,652 миллиардов рублей; -25,45%).

По состоянию на 11.06.2025 в доходную часть ярославского областного бюджета поступило 52,338 миллиардов рублей или 36,09% от прогнозных годовых назначений, что на 156,647 миллионов рублей или 0,30% больше, чем в АППГ.

При этом собственных (налоговых и неналоговых) доходов поступило 43,834 миллиардов (+2,285 миллиардов рублей или +5,50% к АППГ), что соответствует 34,12% от годовых назначений (в АППГ этот показатель равнялся 36,27%). Объем безвозмездных поступлений составил 8,504 миллиардов рублей или 51,36% от плана, что меньше прошлогодних значений на 2,128 миллиардов рублей или 20,02%.

Не самую впечатляющую динамику по доходам (+0,30% к АППГ при запланированном общем годовом росте +14,34%; +5,50% по налоговым и неналоговым доходам при плановых 22,79%) можно было бы объяснить возможными задержками с поступлениями единого налогового платежа[1], как это уже было в апреле 2024 года, когда в связи с выходными днями срок уплаты налогов был перенесен с 28.04.2024 на 02.05.2024. Однако это маловероятно: 11 июня являлось уже восьмым рабочим днем месяца, а доходные поступления в областной бюджет за период с 28.05.2025 по 11.06.2025 составили внушительные 6,207 миллиардов рублей.

Расходы областного бюджета на ту же дату составили 57,630 миллиардов рублей или 39,49% к плану. Это в абсолютных значениях на 5,146 миллиардов рублей или 9,80% больше, чем в АППГ; в относительных величинах прошлогодние значения превышены на 0,50% (в АППГ исполнение составило 38,99% от плана).

В свою очередь, дефицит бюджета на 11.06.2025 достиг 5,134 миллиардов рублей при плановых годовых значениях дефицита 923,752 миллионов. Для сравнения, в АППГ бюджет был профицитным: 302,590 миллиардов рублей при ожидаемом профиците 251,069 миллионов.

Государственный долг Ярославской области на 01.05.2025 составлял 58,794 миллиардов рублей, в том числе (по видам долговых обязательств): 5,959 миллиардов государственные ценные бумаги, 10 миллиардов кредиты от кредитных организаций (коммерческие), 42,834 миллиардов рублей бюджетные кредиты.

Для сравнения, на 01.05.2024 размер госдолга составлял 53,308 миллиардов рублей: 8,726 миллиардов ценные бумаги, 2 миллиарда коммерческие кредиты, 42,582 миллиардов рублей бюджетные кредиты.

На 11.06.2024 межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов были предоставлены из ярославского областного бюджета муниципальным образованиям в объеме 17,136 миллиардов рублей (37,22% плановых значений). В АППГ году эти показатели составили 18,358 миллиардов рублей (39,55%).

С более подробной информацией о текущем исполнении областного бюджета можно ознакомиться в Приложениях 1-4 к данной записке, а также в разделе «Оперативная информация об исполнении бюджета» на официальном сайте Ярославской областной Думы (https://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_mon/).

 

Приложения на 6 стр.

 

Начальник управления                                                                  А.С. Буров



         


[1] С 1 января 2023 года изменены порядки и сроки уплаты налоговых платежей в связи с переходом на механизм единого налогового платежа (далее по тексту ЕНП). Перечисления с использованием ЕНП налогоплательщиками осуществляются 28 числа каждого месяца. Зачисление и распределение по бюджетам происходит в первые четыре рабочих дня следующего за отчетным месяца. В связи с этим данные по кассовому исполнению налоговых доходов с 28 календарного дня по 5 рабочий день следующего за отчетным месяца включают не все налоговые платежи. Таким образом, оперативные данные об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных государственных внебюджетных фондов по доходам, о кассовых поступлениях по доходам бюджетов бюджетной системы РФ не размещается на ЕПБС с 28 календарного дня до 5-го рабочего дня следующего месяца.