«12» августа 2024 г. № 14-04/11
в комитет
Ярославской областной Думы
по бюджету, финансам
и налоговой политике
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
Об исполнении ярославского областного бюджета за первое полугодие 2024 года
Записка подготовлена на основании отчета об исполнении ярославского областного бюджета за I полугодие 2024 года (утвержден Постановлением Правительства Ярославской области от 19.07.2024 № 765-п), действующей на отчетную дату редакции бюджета (закон от 27.03.2024 №8-з), ежемесячной отчетности Министерства финансов Ярославской области за январь-июнь 2024 года, а также данных Единого портала бюджетной системы Российской Федерации (далее по тексту - ЕПБС) и Информационно-аналитической системы «Открытый бюджет Ярославской области» (далее по тексту - ИАС).
Проведено сравнение со значениями аналогичного периода предшествующего года (далее по тексту – АППГ). Отдельно рассмотрены показатели по доходной и расходной частям, дефициту/профициту бюджета, а также межбюджетным трансфертам.
1. Доходы
Период с января по июнь 2024 года характеризовался умеренным уровнем поступления доходов: 59,235 миллиардов рублей или 43,92% от годового плана, что выше уровня АППГ в абсолютных значениях (+1,171 миллиардов или +2,02%), но на 3,51% ниже в части исполнения плановых показателей (в АППГ было 47,43%).
Поступление собственных (налоговых и неналоговых) доходов составило за период 47,609 миллиардов рублей или 41,56% от плана (+1,716 миллиардов или +3,36% к АППГ), отставание в динамике исполнения плановых значений составило уже 6,78% (в АППГ было 48,33%).
Поступление налога на прибыль организаций составило 13,525 миллиардов рублей (34,31% от плановых значений), что на 4,957 миллиардов или 26,82% ниже уровня АППГ; отставание по динамике 20,98%.
Налог на доходы физических лиц поступил в объеме 13,421 миллиардов рублей: 45,85% от плана, +2,834 миллиардов и +26,77% к АППГ; динамика по плановым поступлениям позитивная (+4,18%).
Исполнение по акцизам составило 9,385 миллиардов рублей: 47,88% от плана, +1,088 миллиардов или +13,12% к АППГ; фиксируется позитивная динамика (+1,86%).
Поступления от налогов на совокупный доход составили 5,237 миллиардов рублей (+1,461 миллиардов, +38,71% к АППГ), динамика планового исполнения также позитивная (+11,59%).
В двух случаях поступления за шесть месяцев превышают прошлогодние значения в разы:
- от продажи материальных и нематериальных активов – в 16 раз;
- от оказания платных услуг и компенсации затрат государства – в 4,7 раз.
Запланированное увеличение поступлений от штрафов, санкций и возмещения ущерба в пять раз по сравнению с 2023 годом не нашло подтверждения по итогам шести месяцев текущего года: поступления составили 676,369 миллионов рублей, что на 63,74% больше прошлогодних значений, но всего лишь 13,34% от плана 2024 года.
Безвозмездные поступления в ярославский областной бюджет за период составили 11,626 миллиардов рублей (57,27% от плана, в АППГ было 44,31%), что на 544,401 миллионов или 4,47%% меньше, чем в первом полугодии 2023 года.
С более подробной информацией об исполнении доходной части ярославского областного бюджета за первое полугодие 2024 года можно ознакомиться в Приложении 1 к данной записке.
Низкие показатели исполнения ярославского областного бюджета по доходам в первом квартале 2024 года можно было объяснить поздним (начало апреля) поступлением Единого налогового платежа: за первую неделю апреля доходы увеличились на 4,055 миллиардов рублей, динамика планового исполнения к АППГ увеличилась в целом на 12,49% и на 3,02% по собственным доходам[1].
По итогам первого полугодия ситуация иная: за период с 01.07.2024 по 08.07.2024 доходы областного бюджета выросли только на 1,738 миллиардов рублей, динамика планового исполнения увеличилась в целом всего на 2,50%. Более подробная информация представлена в Приложении 2 к данной записке.
Справочно можно указать, что схожая картина наблюдается и в первой декаде августа 2024 года. Согласно данным ЕПБС на 08.08.2024 поступление доходов в ярославский областной бюджет составило в целом 73,912 миллиардов рублей (53,6% от плановых значений), собственных (налоговых и неналоговых) доходов 60,648 миллиардов (51,9% от плана). Это самые низкие значения среди регионов, входящих в состав Центрального федерального округа. Динамика к АППГ составила +3,13% и +4,96% соответственно (см. Приложение 3 к данной записке).
Отметим, что на момент написания записки для достижения плановых годовых значений по доходам (редакция закона №28-з от 02.07.2024) по сравнению с фактическим исполнением за 2023 год требуется увеличение доходов за 2024 год на 14,409 миллиардов рублей или на 11,7%, в том числе по собственным (налоговым и неналоговым) доходам на 20,812 миллиардов или на 21,7%. При сохранении текущей динамики выполнение годового плана на 2024 год в полном объеме вызывает серьезные сомнения.
2. Расходы
В соответствии с действующей на 01.07.2043 редакцией закона об ярославском областном бюджете, годовые назначения расходной части на 2023 год составляли 134,617 миллиардов рублей. Согласно отчету, объем расходов за шесть месяцев составил 58,072 или 43,14% от плановых значений (в АППГ – 40,72%), что на 5,355 миллиардов или 10,16% больше, чем в прошлом году.
2.1 В части государственных программ Ярославской области
Стоит отметить, что, как и по итогам первого квартала 2024 года, суммы исполнения по расходам в оперативных данных на 01.07.2024, размещенных в ЕПБС и ИАС несколько выше, чем в утвержденном отчете: 58,082 миллиардов рублей или +9,924 миллионов рублей, в обоих случаях по непрограммным расходам.
Кроме того, данные ИАС отличаются от отчета и ЕПБС в части госпрограмм «Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (+108,458 тысяч рублей) и «Развитие туризма и отдыха в Ярославской области» (-108,458 тысяч рублей).
Подробно исполнение государственных программ за первое полугодие 2024 года представлено в Приложении 4 к данной записке. Отметим, что лучше всего (по процентам исполнения к плановым значениям) были исполнены госпрограммы из «социальной триады»: «Развитие здравоохранения в Ярославской области» (53,88%), «Развитие образования в Ярославской области» (52,27% от годовых назначений), «Социальная поддержка населения Ярославской области» (51,61%), а также «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» (55,14%).
В свою очередь, финансирование ряда госпрограмм на 01.07.2024 не достигло и 10%:
- «Местное самоуправление в Ярославской области» (4,23%);
- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (5,04%);
- «Развитие промышленности в Ярославской области и повышение ее конкурентоспособности» (5,46%);
- «Развитие системы государственного управления на территории Ярославской области» (7,83%);
- «Комплексное развитие сельских территорий в Ярославской области» (9,30%).
При этом стоит иметь в виду, что выделение средств не носит линейный характер и во многом обусловлено сезонными факторами.
Также отметим, что объемы финансирования 9 госпрограмм из 31 в первом полугодии 2024 года снизились по сравнению с АППГ:
- «Развитие физической культуры и спорта в Ярославской области» (-60,64%);
- «Охрана окружающей среды в Ярославской области» (-46,68%);
- «Управление земельно-имущественным комплексом Ярославской области» (-35,18%);
- «Обеспечение качественными коммунальными услугами населения Ярославской области» (-34,59%);
- «Экономическое развитие и инновационная экономика в Ярославской области» (-22,76%);
- «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области» (-10,22%);
- «Социальная поддержка населения Ярославской области» (-8,00%);
- «Защита населения и территории Ярославской области от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (-7,18%);
- «Создание условий для эффективного управления региональными и муниципальными финансами в Ярославской области» (-2,72%).
2.2 В части разделов и подразделов классификации расходов бюджетов
Данные по исполнению ярославского областного бюджета в части разделов и подразделов классификации расходов бюджетов получены из ЕПБС. Отметим, что утвержденные на 01.07.2024 бюджетные ассигнования на 873,703 миллионов рублей превысили значения действующей редакции закона о бюджете и составили 135,149 миллиардов рублей. Соответственно, несколько снизился процент исполнения по сравнению с законом (42,86% и 43,14%).
По большинству разделов бюджетной классификации в сравнении с АППГ отмечается рост расходов, по некоторым – существенный: в 5,3 раз объяснимо увеличились расходы на национальную оборону, в 1,6 раз – на национальную экономику (главным образом благодаря росту в 5,5 раз расходов по подразделу «Транспорт»), в 10,2 раз – на высшее образование, в 2,3 раз – на физическую культуру, в 14,5 раз – на массовый спорт.
С другой стороны, фиксируется снижение объема расходов к АППГ на водное хозяйство (-64,87%), коммунальное хозяйство (-31,87%), молодежную политику (-23,36%), медицинскую помощь в дневных стационарах (-39,52%) и социальную политику (-8,23%).
Расходы на обслуживание государственного долга остались фактически на прошлогоднем уровне.
С более подробной информацией можно ознакомиться в Приложении 5 к данной записке.
3. Дефицит/профицит
За первое полугодие 2024 года областной бюджет был исполнен с профицитом 1,163 миллиардов рублей при плановом профиците 251,069 миллионов рублей. В АППГ имел место профицит 5,533 миллиардов рублей при плановом дефиците 6,586 миллиардов.
4. Межбюджетные трансферты
По состоянию на 01.07.2024 в соответствии с данными ИАС межбюджетные трансферты в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов были предоставлены из ярославского областного бюджета муниципальным образованиям в объеме 19,883 миллиардов рублей (42,82% плановых значений). В АППГ эти показатели равнялись 20,616 миллиардов и 44,68% соответственно.
С более подробной информацией о направлении межбюджетных трансфертов с разбивкой по муниципальным образованиям можно ознакомиться в Приложении 6 к данной записке.
Приложения: на 11 листах.
Начальник управления А.С. Буров
[1] См. аналитическую записку от 27.05.2024 № 14-04/05 (http://yarduma.ru/analytics/reference/otchet_year/24zap14-4.5).