25 февраля депутаты Ярославской областной Думы провели рабочую встречу с руководителями Северной железной дороги. Парламентарии обсудили перспективы развития железнодорожного транспортного сообщения, а также посетили «сердце» СЖД – диспетчерский центр управления.
Центр управления перевозками похож на центр управления космическими полетами. Под контролем двадцати четырех диспетчеров ежедневно находится более 6000 километров дорог и несколько сотен поездов. Автоматизированная система управления – предмет гордости железнодорожников. Такая система апробирована на СЖД одной из первых, и аналогов ей нет даже на железных дорогах Европы.
«Сейчас осуществляются попытки ввести в систему управления железными дорогами искусственный интеллект, - подчеркивает начальник Северной железной дороги Сергей Кобзев. – Над этим работает НИИ в Сарове. Стоит задача максимально отойти от человеческого фактора в принятии управленческого решения при управлении поездом».
Именно управленческие инновации могут позволить ярославцам в ближайшем будущем добираться до Москвы менее, чем за три часа. Автоматика также позволяет увеличивать и пропускную способность сортировочных станций, повышая грузооборот.
Виктор Волончунас, заместитель Председателя Ярославской областной Думы: «Приятно услышать, что, несмотря на кризисные явления в экономике, грузооборот на СЖД растет. Идет активная работа по повышению производительности труда и снижению издержек».
В 2015 году СЖД заплатила 1,9 млрд рублей в виде налогов в бюджет Ярославской области. Кроме того, корпорация финансирует ряд социальных проектов. Это и строительство тренировочного комплекса для ХК «Локомотив» во Фрунзенском районе Ярославля, и детский оздоровительный лагерь «Сахареж», и другие проекты. Однако для их реализации нужна областная поддержка.
Речь идет о строительстве ветки газопровода в Некрасовском районе. Это не только позволит обеспечить экологическую безопасность теплоснабжения детского лагеря, но и снабдит «голубым топливом» несколько населенных пунктов.
Николай Бирук, председатель комитета по градостроительству, транспорту и дорожному хозяйству: «СЖД исполняет важнейшие транспортные функции не только в Ярославской области, но по всему северу и центру России. На многих заседаниях комитета мы возвращаемся к вопросу доступности транспортного сообщения в Ярославской области. СЖД несет и большую социальную нагрузку. Если предприятия поддерживают социальную сферу, мы должны оказывать поддержку развития этим проектам из бюджета».
Депутаты пообещали вернуться к вопросу финансирования строительства газопровода по итогам первого квартала 2016 года.
Тем не менее, одним из серьезных вопросов взаимоотношений региона и железнодорожной корпорации остаются пригородные пассажирские перевозки. Ежегодно СЖД насчитывает собственные затраты на этот вид перевозок более 500 миллионов рублей. Частично областной бюджет компенсирует расходы: максимум вливаний бюджетных средств был в 2015 году – 354 миллионов рублей. В этом году региональные власти планируют компенсировать железнодорожникам только 136 миллионов.
Железнодорожники подчеркивают, пассажирские перевозки – дорогие, и государство принимает определенные решения по обеспечению транспортной доступности, регулируя стоимость билета через тариф. Получается, что тариф – это компромисс между государством, населением и владельцем транспортной системы. Так, на совещании прозвучала информация, что при утвержденном тарифе по Ярославской области 29 рублей на 10 километров перевозки, экономически обоснованные затраты составляют 57 рублей.
Обсудить этот вопрос планируется в ближайшее время на встрече с руководством Северной пригородной пассажирской компании.