30 июня депутаты Ярославской областной Думы обсуждали вопросы лесовосстановления в Борисоглебском муниципальном районе. Экспертный совет при комитете Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию поставил перед парламентариями вопрос, как согласовать интересы лесозаготовительной промышленности, лесовосстановительной деятельности, охотничьих хозяйств и поддержания экологического баланса.
Проблема, которой занимался на днях комитет Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию на первых взгляд выглядела просто и нерешаемо: лось ест лес. Вопрос подняли лесозаготовители Борисоглебского района: лоси портят посадки молодых деревьев на месте вырубок. В результате затраты по восстановлению леса – и финансовые, и трудовые – оказываются «лосю под хвост».
"На нашем участке переизбыток лося. По учету районных специалистов, у нас лосей 8 - 9. Фактически на этих участков – свыше 30-40. У нас есть предложение – провести учет именно в этих участках. И принимать меры регуляции. Это не обязательно отстрел. Есть биотехнические методы, чтобы лоси уходили на другие участки: солонцы, подкормочный участки. Второе предложение – снизить кормовую базу лося – поросль осины. Все эти способы известны с советских времен», - говорит Валентин Белоусов, председатель ассоциации лесопользователей Борисоглебского района.
«Эта проблема не однажды озвучивалась арендаторами: лось съедает посадки молодняка. Затрачиваются значительные средства в закупку саженцев, тратится время на уход за посадками – и получается, что это напрасный труд», - подчеркивает депутат Ярославской областной Думы Андрей Ершов.
Чтобы представители областного департамента лесного хозяйства «зачли» арендаторам работы по восстановлению леса, нужно, чтобы после вырубки на гектаре оставалось не менее тысячи единиц молодых жизнеспособных деревьев ценных пород. Если количество меньше, значит, арендатор должен землю перепахать и высадить саженцы. По подсчетам районной ассоциации лесопользователей, затраты на один гектар от посадки лесных культур до перевода участка в лесную площадь составляют в среднем 25-30 тысяч рублей.
Валентин Белоусов показывает участникам совещания пример того, что может натворить лось. «Все, что погрызено, пойдет только на дрова. Испорченное дерево начинает гнить. В уход за этим ельником, которому 40 лет, вложено очень много. Но все равно обследования показали 85% повреждений. Так есть ли смысл тратить деньги? Получается, вырастили еловые дрова, вложив громадные деньги», - сокрушается Белоусов.
Арендаторы предлагают сажать на месте вырубок не только ель и сосну, но и березу, которую лоси не едят. В этом есть и серьезный экономический смысл. В Ярославской области нет больших предприятий, занимающихся глубокой переработкой хвойных пород, а фанерные предприятия, использующие березу, есть.
«Лесопереработчики показали, с какими проблемами они сталкиваются. И действительно, под угрозу поставлен труд нескольких десятилетий, обесцениваются финансовые затраты. Лесовосстановление и так дается с трудом, а когда труды бесследно исчезают – очень обидно, - говорит Алексей Окладников, председатель комитета по аграрной политике, экологии и природопользованию. - Это хорошо, что они не пытаются найти решение где-то вовне. Они готовы менять технологию, подстраиваться, чтобы минимизировать ущерб. И далеки от мысли, чтобы решить проблему путем истребления лосей. Надо сказать, что департамент лесного хозяйства признал эти меры вполне вероятными и мы подготовим эти предложения для решения на уровне Рослесхоза».
В Борисоглебском районе, в отличие от многих других районов области, практически нет фактов незаконной вырубки лесов. Практически все лесные угодья находятся в аренде у лесопользователей, и последние к своим обязательствам относятся ответственно. Например, организуют собственные питомники по выращиванию молодняка ценных пород деревьев. Кроме того, как успешные предприятия, лесозаготовители активно поддерживают социальную сферу
«Самое главное, нам нужно сохранить лес, чтобы будущим поколениям этот лес достался. Пока, к сожалению, мы видим, что насаждения нового леса под угрозой. Но арендаторы - молодцы, они тянут на себе социальную сферу: помогают детским школам и садам, реставрируют храмы. Для Вощажниковского поселения они делают очень много. Они не отказываются вкладывать деньги в восстановление леса, но не хотят вкладывать деньги впустую. Эти деньги они могли бы вложить в производство, в создание новых рабочих мест», - подчеркивает депутат Ольга Секачева.
По итогам обсуждения было принято решение сформировать ряд мер: организационных, охотоведческих и лесоводственных для решения проблемы. Самую существенную помощь может оказать изменение некоторых правил лесопользования, но для этого придется убедить в необходимости таких мер Рослесхоз.