Ярославская областная Дума
шестого созыва
Постановление
от  | 25.04.2017  | 
  | №  | 85  | 
Об итогах мониторинга правоприменения
Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»
Рассмотрев Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации», в соответствии с пунктом 2.11 Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе, утвержденного Постановлением Ярославской областной Думы от 14.05.2013 № 92, Ярославская областная Дума
П О С Т А Н О В И Л А:
1. Принять к сведению Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».
2. Разместить настоящее Постановление и Отчет об итогах мониторинга правоприменения Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» на официальном сайте Ярославской областной Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Председатель
Ярославской областной Думы М.В. Боровицкий
Приложение
к Постановлению
Ярославской областной Думы
от 25.04.2017 № 85
об итогах мониторинга правоприменения
Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ
«О сельскохозяйственной кооперации»
I. Общие положения
Объект мониторинга – Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Федеральный закон № 193-ФЗ).
Мониторинг осуществлялся рабочей группой, созданной решением комитета Ярославской областной Думы по аграрной политике, экологии и природопользованию от 17.03.2015 № 11 (далее – рабочая группа), на основании Постановления Ярославской областной Думы от 23.12.2014 № 366 «Об утверждении Плана мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе на 2015 год».
Время проведения мониторинга – март 2015 года – март 2017 года.
Основная цель мониторинга – выявление проблем при применении на территории Ярославской области Федерального закона № 193-ФЗ. Мониторинг проводился в соответствии с Постановлением Ярославской областной Думы от 14 мая 2013 года № 92 «Об утверждении Положения о правовом мониторинге в Ярославской областной Думе».
II. Сведения о деятельности рабочей группы
Председатель рабочей группы – А.Н. Тарасенков, члены рабочей группы – А.Б. Окладников, В.М. Ермилов, А.Н. Ершов, А.В. Воробьев, сотрудники аппарата – О.В. Алексеенко, И.Н. Черничкина, консультант юридического отдела департамента агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области – Т.Н. Кирсанова, председатель сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Капитал» – Г.В. Кряжева. Рабочая группа осуществляла свою работу в соответствии с распоряжением Председателя Ярославской областной Думы от 12 февраля 2014 года № 10 «Об утверждении Типового плана организации проведения мониторинга правоприменения в Ярославской областной Думе», согласно которому проведены следующие мероприятия:
- разработаны и направлены запросы в органы местного самоуправления; ревизионные союзы сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области; органы исполнительной власти Краснодарского края, Астраханской и Саратовской областей;
- систематизированы поступившие на запросы ответы;
- изучены предложения, направленные на совершенствование Федерального закона № 193-ФЗ.
III. Проведение мониторинга
1. Федеральный закон № 193-ФЗ определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.
Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), также регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
На территории Ярославской области действуют следующие нормативные правовые акты:
- Закон Ярославской области от 05.11.2002 № 71-з «О транспортном налоге в Ярославской области», согласно которому от уплаты налога (за исключением налога в отношении легковых автомобилей) освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители в общей выручке (доходе), от реализации товаров (работ, услуг) которых доля выручки (доходов) составляет не менее 70 процентов: для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов;
- Закон Ярославской области от 15.10.2003 № 46-з «О налоге на имущество организаций в Ярославской области», согласно которому от уплаты налога на имущество организаций освобождаются сельскохозяйственные товаропроизводители, в общей выручке (доходе) от реализации товаров (работ, услуг) которых доля выручки (доходов) составляет не менее 70 процентов:для сельскохозяйственных потребительских кооперативов – от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов;
- Закон Ярославской области от 16.12.2009 № 70-з «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ярославской области», согласно которому органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями в сфере поддержки сельскохозяйственного производства в части организационных мероприятий в рамках предоставления субсидий сельскохозяйственным производителям;
- Постановление Правительства Ярославской области от 31.01.2011 № 32-п «О государственной поддержке развития агропромышленного производства Ярославской области и признании утратившими силу отдельных постановлений Администрации области и Правительства области»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 26.02.2013 № 171-п «Об утверждении порядков предоставления средств на поддержку агропромышленного производства области, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 17.03.2014 № 221-п «Об утверждении областной целевой программы «Развитие агропромышленного комплекса Ярославской области» на 2014 - 2020 годы»;
- Постановление Правительства Ярославской области от 23.06.2014 № 592-п «Об утверждении государственной программы Ярославской области «Развитие сельского хозяйства в Ярославской области» на 2014 - 2020 годы».
2. Департаментом агропромышленного комплекса и потребительского рынка Ярославской области (далее – Департамент), письмом от 22.04.2015 № 03-09/104, предоставлена следующая информация:
Информация о деятельности сельскохозяйственных потребительских
кредитных кооперативов Ярославской области*
№ п/п  | Показатель  | С/х потребительские кредитные  | ||||
2010  | 2011  | 2012  | 2013  | 2014  | ||
1.  | Количество кооперативов  | 9  | 12  | 11  | 11  | 
  | 
2.  | Количество членов кооперативов, ед.  | 2196  | 2523  | 2768  | 2932  | 2889  | 
  | в т.ч. ЛПХ  | 1 108  | 1229  | 1285  | 1342  | 1396  | 
  | КФХ  | 101  | 102  | 102  | 103  | 97  | 
  | с/х тов. пр-ли – ИП (кроме КФХ)  | 42  | 468  | 48  | 47  | 45  | 
  | с/х организации  | 143  | 151  | 149  | 151  | 138  | 
  | с/х потреб. кооперативы  | 23  | 26  | 26  | 27  | 19  | 
  | прочие  | 779  | 967  | 1158  | 1262  | 1194  | 
3.  | Количество предоставленных займов членам кооперативов, ед.  | 770  | 1227  | 899  | 698  | 472  | 
4.  | Сумма предоставленных займов, тыс. руб.  | 256306  | 1133516  | 807547  | 591997  | 194361  | 
* по данным годовой бухгалтерской отчетности
Информация о деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов
(кроме кредитных) Ярославской области* 
№ п/п  | Показатель  | С/х потребительские кооперативы  | ||||
2010  | 2011  | 2012  | 2013  | 2014  | ||
1.  | Количество кооперативов  | 12  | 17  | 16  | 11  | 8  | 
2.  | Количество членов кооперативов, ед.  | 103  | 173  | 194  | 108  | 54  | 
  | в т.ч. ЛПХ  | 12  | 41  | 41  | 35  | 0  | 
  | КФХ  | 5  | 12  | 12  | 13  | 9  | 
  | с/х тов. пр-ли - ИП (кроме КФХ)  | 6  | 7  | 7  | 6  | 6  | 
  | с/х организации  | 57  | 81  | 81  | 31  | 18  | 
  | с/х потреб. кооперативы  | 0  | 1  | 1  | 1  | 0  | 
  | прочие  | 23  | 31  | 31  | 22  | 21  | 
3.  | Кол-во членов, которые пользовались услугами кооператива, ед.  | 59  | 75  | 29  | 28  | 18  | 
4.  | Выручка (доход) – всего, тыс. руб.  | 462869  | 581134  | 314121  | 218722  | 225948  | 
5.  | в т.ч. от оказания работ, услуг членам кооператива, тыс. руб.  | 453039  | 540237  | 288174  | 187916  | 207444  | 
* по данным годовой бухгалтерской отчетности
Финансирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 из средств областного бюджета
Наименование МР и СПОКа  | 2010  | 2011  | 2012  | 2013  | 2014  | ИТОГО  | 
Большесельский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПК «Родники»  | 9,1  | 
  | 815,7  | 
  | 
  | 824,8  | 
СПСК «Агролидер»  | 
  | 988,6  | 420,0  | 230,8  | 
  | 1639,4  | 
Брейтовский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
ССПК «Сить»  | 211,5  | 376,1  | 1092,2  | 197,9  | 342,0  | 2219,7  | 
Даниловский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПСК «Нива»  | 246,0  | 44,8  | 39200,0  | 140,4  | 351,8  | 39983  | 
Некоузский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
КСОССПК «Некоузский»  | 2378,5  | 307,3  | 21,6  | 
  | 
  | 2707,4  | 
ПСССПК «Некоузское молоко»  | 3400,0  | 726,5  | 660,0  | 
  | 
  | 4786,5  | 
Некрасовский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПРСК «Заволга+»  | 983,9  | 2656,2  | 1045,4  | 388,8  | 
  | 5074,3  | 
Первомайский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СССПК «Ухтома»  | 1216,4  | 1018,5  | 158,4  | 9,5  | 
  | 2402,8  | 
Ростовский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПОК «Могза»  | 1858,4  | 
  | 3670,3  | 2652,1  | 629,1  | 8809,9  | 
Ярославский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СССК «Агроперспектива»  | 1,2  | 
  | 
  | 
  | 
  | 1,2  | 
СПОК «РусьАгроСервис»  | 
  | 1992,8  | 6870,1  | 
  | 
  | 8862,9  | 
ИТОГО  | 10305  | 8110,8  | 53953,7  | 3619,5  | 1322,9  | 77311,9  | 
Финансирование сельскохозяйственных потребительских кооперативов
 из средств федерального бюджета
Наименование МР и СПОКа  | 2010  | 2011  | 2012  | 2013  | 2014  | ИТОГО  | 
Большесельский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СГЖ «Родники»  | 193,0  | 
  | 
  | 
  | 
  | 193,0  | 
СПСК «Агролидер»  | 
  | 
  | 47,3  | 43,2  | 
  | 90,5  | 
Брейтовский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
ССПК «Сить»  | 60,2  | 43,2  | 242,8  | 82,8  | 295,1  | 724,1  | 
Даниловский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПСК «Нива»  | 
  | 
  | 
  | 39 739,0  | 47,6  | 39 786,6  | 
Некоузский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
КСОССПК «Некоузский»  | 1 323,4  | 1 229,4  | 86,3  | 
  | 
  | 2 639,1  | 
ПСССПК «Некоузское молоко»  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
Некрасовский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПРСК «Заволга+»  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
Первомайский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СССПК «Ухтома»  | 312,5  | 81,7  | 285,9  | 22,9  | 
  | 703,0  | 
Ростовский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СПОК «Могза»  | 320,3  | 424,0  | 223,0  | 36,9  | 887,7  | 1 891,9  | 
Ярославский  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
СССК «Агроперспектива»  | 26,6  | 
  | 
  | 
  | 
  | 26,6  | 
СПОК «РусьАгроСервис»  | 
  | 
  | 954,6  | 
  | 
  | 954,6  | 
ИТОГО  | 2 236,0  | 1 778,3  | 1 839,9  | 39 924,8  | 1 230,4  | 47 009,4  | 
Объемы господдержки сельскохозяйственным кредитным кооперативам
из областного и федерального бюджетов за 2010-2014 гг.
(тыс.руб.)
Наименование  | Субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам  | ИТОГО  | ||||||||||
2010 год  | 2011 год  | 2012 год  | 2013 год  | 2014 год  | ||||||||
ОБ  | ФБ  | ОБ  | ФБ  | ОБ  | ФБ  | ОБ  | ФБ  | ОБ  | ФБ  | ОБ  | ФБ  | |
СКПК «Капитал»  | 2 285,4  | 0,0  | 695,3  | 2 865,1  | 958,4  | 1 328,9  | 500,3  | 1 379,8  | 694,4  | 
  | 5 133,9  | 5 573,9  | 
СКПК «Содружество»  | 1 274,8  | 0,0  | 676,0  | 1 843,8  | 668,9  | 864,1  | 350,0  | 953,5  | 
  | 
  | 2 969,6  | 3 661,4  | 
СКПК «Фермер»  | 65,4  | 0,0  | 169,2  | 169,2  | 64,6  | 64,6  | 44,9  | 81,7  | 5,8  | 
  | 349,9  | 315,4  | 
СКПК «Союз-Лен»  | 158,4  | 0,0  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 158,4  | 0,0  | 
СКПК «Верхневолжский»  | 
  | 
  | 
  | 
  | 311,3  | 
  | 229,7  | 481,1  | 53,9  | 
  | 594,9  | 990,1  | 
СКПК «Агропромфинанс»  | 
  | 
  | 
  | 
  | 996,8  | 5 022,0  | 125,1  | 0,0  | 
  | 
  | 1 121,9  | 5 022,0  | 
ИТОГО  | 3 784,0  | 0,0  | 1 540,5  | 4 878,1  | 3 000,0  | 7 788,5  | 1 250,0  | 2 896,2  | 754,1  | 0,0  | 10 328,5  | 15 562,8  | 
Финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов
 Ярославской области на пополнение фондов
Наименование сельскохозяйственного  | 2005 г.  | 2006 г.  | 2007 г.  | 2008 г.  | 2009 г.  | 2010 г.  | 2011 г.  | 2012 г.  | 2013 г.  | Всего  | 
СКПК «Фермер»  | 2530,0  | 680,0  | 600,0  | 
  | 233,0  | 300,0  | 
  | 
  | 
  | 4343,0  | 
СКПК «Союз-Лен» пр. «Лен»  | 3950,0 
  | 310,0 1000,0  | 600,0 2500,0  | 
 3500,0  | 234,0 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 5094,0  | 
7000,0  | ||||||||||
СКПК «Партнер»  | 740,0  | 570,0  | 600,0  | 
  | 233,0  | 300,0  | 
  | 
  | 
  | 2443,0  | 
СКПК «Содружество»  | 3490,0  | 2440,0  | 600,0  | 
  | 233,0  | 300,0  | 460,0  | 421,0  | 457,9  | 8401,9  | 
СКПК «Надежда»  | 910,0  | 410,0  | 600,0  | 
  | 233,0  | 300,0  | 460,0  | 253,0  | 907,6  | 4073,6  | 
Союз Сельскохозяйственных кооперативов  | 927,0  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 
  | 927,0  | 
СКПК «Капитал»  | 
  | 735,0  | 600,0  | 
  | 234,0  | 300,0  | 460,0  | 936,0  | 634,5  | 3899,5  | 
СКПК «Консультант»  | 
  | 310,0  | 600,0  | 
  | 233,0  | 300,0  | 460,0  | 
  | 
  | 1903,0  | 
СКПК «Ямской»  | 
  | 
  | 200,0  | 
  | 233,0  | 300,0  | 460,0  | 690,0  | 
  | 1883,0  | 
СКПК «Агрокапитал»  | 
  | 
  | 600,0  | 
  | 234,0  | 
  | 
  | 
  | 
  | 834,0  | 
ВСЕГО  | 12547,0  | 6455,0  | 7500,0  | 3500,0  | 2100,0  | 2100,0  | 2300,0  | 2300,0  | 2000,0  | 40802,0  | 
При этом Департамент отмечает, что финансирование сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов Ярославской области на пополнение фондов осуществляется на возвратной основе и по состоянию на 01.01.2015 возврат заемных средств низкий. Ввиду этого с 2014 года прекращено направление бюджетных ассигнований на данное направление.
По информации, представленной Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов Центрального федерального округа «Ярославский» (письмо от 04.02.2016 № 12) и Ревизионным союзом сельскохозяйственных кооперативов Ярославской области (письмо от 11.02.2016 № 11/02), в них входит 23 и 76 сельскохозяйственных кооперативов соответственно. При этом в обоих письмах обозначены сходные проблемы при применении Федерального закона № 193-ФЗ.
Так, согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 193-ФЗ, число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти. Вместе с тем на практике это условие не всегда соблюдается.
Кроме того, пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 193-ФЗ установлено, что число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива.
На практике для соблюдения указанного требования приходится принимать работников в члены кооперативы, что не всегда отвечает его интересам. Приводится следующий пример. В кооператив на работу устраивается животновод. Его, согласно заявлению, принимают в члены кооператива. Он вносит паевой взнос 500 рублей. Отрабатывает меньше месяца и увольняется. Пишет заявление о выплате причитающегося ему пая. Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона № 193-ФЗ выходящему члену кооператива после окончания финансового года и утверждения годовой бухгалтерской отчетности должна быть выплачена стоимость его паевого взноса. По окончании финансового года, если кооператив сработал с прибылью, то часть прибыли направляется на увеличение паевого взноса. Таким образом, отработав меньше месяца, уволившийся член кооператива в данном примере претендует на сумму в несколько сот тысяч рублей.
Отмечается и низкий уровень доходов сельскохозяйственных кооперативов, не позволяющих им обеспечить соблюдение условий членства в ревизионных союзах.
По информации, предоставленной Министерством сельского хозяйства и рыбной промышленности Астраханской области, в настоящее время ими разрабатывается нормативно-правовая база, регламентирующая порядок оказания государственной поддержки сельскохозяйственной кооперации, в том числе за счет предоставления грантов на развитие материально-технической базы (письмо от 08.05.2015 № 01-08-1145).
В Краснодарском крае основной целью краевых программных мероприятий поддержки кооперации является повышение финансовой устойчивости кооперативов – обеспечение доступными кредитными ресурсами (письмо от 14.05.2015 № 206.02-1115/1507).
В Саратовской области одним из важных направлений деятельности является создание сельскохозяйственных рынков, что обеспечит производителям льготную систему продажи сельхозпродукции, а потребитель будет иметь возможность покупать качественную продукцию местных производителей по минимальным ценам (письмо от 23.04.2015 № 01-02-24-2064). В указанном письме также обозначен ряд факторов, сдерживающих развитие сельской кооперации:
- крайне слабая материально-техническая база сельскохозяйственных потребительских кооперативов и недостаточность собственных финансовых источников на ее развитие;
- отсутствие залогового обеспечения для привлечения заемных средств на техническое и технологическое обновление и перевооружение сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
- отсутствие реальной поддержки органов местного самоуправления в развитии кооперативного движения на сельских территориях;
- низкая обеспеченность сельскохозяйственных потребительских кооперативов квалифицированными кадрами.
3. 10-11 ноября 2016 года в г. Москве при поддержке Министерства сельского хозяйства Российской Федерации состоялся IV Всероссийский съезд сельскохозяйственных кооперативов «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли». В работе съезда приняли участие около 500 участников.
По результатам съезда делегатами была одобрена резолюция, в которой изложены предложения к Правительству Российской Федерации, Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации и Министерству сельского хозяйства Российской Федерации по поддержке малых форм хозяйствования, включая сельскохозяйственную кооперацию:
- депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации внести изменения в статьи Гражданского кодекса Российской Федерации, с тем чтобы допустить распределение части прибыли между членами потребительских кооперативов; дополнить основные направления государственной аграрной политики «О развитии сельского хозяйства» разделом – «Развитие сельскохозяйственной кооперации всех форм и видов»; внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, дополнив его разделом, устанавливающим ответственность сельскохозяйственных кооперативов за игнорирование членства в ревизионных союзах;
- Правительству Российской Федерации обсудить на специальном заседании вопросы развития сельскохозяйственной кооперации; с целью повышения осведомленности сельского населения о преимуществах сельскохозяйственных кооперативов и их вкладе в социально-экономическое развитие сельских территорий, а также поощрения органов власти и регулирования к разработке и принятию государственной политики, направленной на развитие кооперативного движения; объявить 2017 год годом Сельскохозяйственной кооперации; внести изменения в правила предоставления грантов;
- Министерству сельского хозяйства Российской Федерации совместно с региональными органами управления агропромышленного комплекса организовать работу по созданию сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совместно с кооперативными объединениями организовать работу по обучению основам сельскохозяйственной кооперации сотрудников органов государственного управления агропромышленного комплекса, органов местного самоуправления, будущих членов и работников сельскохозяйственных потребительских кооперативов; совместно с региональными органами управления агропромышленного комплекса организовать работу по ликвидации сельскохозяйственных кооперативов, уклоняющихся от членства в ревизионных союзах.
Таким образом, обозначенные проблемы в сфере деятельности сельскохозяйственной кооперации нашли свое отражение в резолюции «Сельскохозяйственная кооперация – стратегический путь развития отрасли».
IV. Выводы по итогам мониторинга
1. По результатам мониторинга необходимость внесения изменений в законодательство в части регулирования деятельности в сфере сельскохозяйственной кооперации не установлена.
2. Направить в Министерство юстиции Российской Федерации и в Правительство Ярославской области предложение к проекту плана мониторинга правоприменения в Российской Федерации на 2018 год мониторинг Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации».