О внесении изменений в Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»
Проект закона

О внесении изменений в Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»

  • Дата внесения : 21 мая 2024
  • Входящий номер : 1562
  • Субъект : Избирательная комиссия Ярославской области;

  • Профильный комитет : Комитет по законодательству, вопросам государственной власти и местного самоуправления
  • Статус : Принято Думой

Сведения о проекте правового акта


Сведения о ходе рассмотрения вопроса


Проект правового акта


Проект вносит
Избирательная комиссия
Ярославской области



З А К О Н
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

О внесении изменений в Закон Ярославской области

«О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»



Принят Ярославской областной Думой
«____»_____________ 2024 года


Статья 1

Внести в Закон Ярославской области от 02.06.2003 № 27-з «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (Губернские вести, 2003, 8 июня, № 37; 2004, 1 июня, № 30; 14 декабря, №  67; 2005, 1 июня, № 28; 7 июня, № 29; 2006, 23 июня, №40-а; 2007, 9  марта, № 15; 21 ноября, № 92; 2009, 27 февраля, № 21; 13 июля, № 61; Документ-Регион, 2009, 27 ноября; № 28; 2011, 30 ноября, № 99; 2012, 29  июня, № 51-а; 6 июля, № 53; 2013, 24 мая, № 39-а; 5 июля, № 52; 12  ноября, № 90; 2014, 4 апреля, № 26; 25 июня, № 48; 2015, 2 июня, № 43; 2016, 10 июня, № 50; 14 октября, № 90; 2017, 12 мая, № 35; 2018, 8 мая, № 35; 4 декабря, № 103; 2019, 26 февраля, № 17; 2020, 21 февраля, № 15; 2021, 9  апреля, № 28; 2022, 4 марта, № 17; 2023, 3 марта, № 15; 12 мая, № 35; 2024, 9 апреля, № 26) следующие изменения:

1) в статье 44:

а) дополнить пунктом 33 следующего содержания:

«33. При проведении выборов Губернатора Ярославской области, депутатов Ярославской областной Думы, депутатов представительных органов муниципальных образований Ярославской области и глав муниципальных образований Ярославской области кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, прекратить статус иностранного агента.»;

б) пункт 61 дополнить словами «, а также в случае указания кандидатом в составе сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, сведений о наличии у него счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) иностранных финансовых инструментов либо в случае выявления указанных сведений в результате проверки, проведенной в соответствии с пунктами 63 – 67 настоящей статьи»;

2) в статье 46:

а) в пункте 5 слова «публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его» заменить словами «размещают указанный список», слова «направляют указанный список» заменить словами «направляют его»;

б) пункт 11 дополнить абзацем следующего содержания:

«Ошибки (опечатки), допущенные в оформлении представленных в избирательную комиссию документов в отношении отдельного кандидата, не позволяющие достоверно определить гражданина, выдвинутого в соответствующем одномандатном (многомандатном) избирательном округе, являются основанием для исключения организующей выборы избирательной комиссией соответствующего кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам до его заверения.»;

3) в статье 50:

а) дополнить пунктом 14 следующего содержания:

«14. Если в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу были указаны сведения о том, что кандидат является иностранным агентом, то кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, об исключении кандидата из реестра иностранных агентов либо соответствующее решение суда.»;

б) в пункте 81:

дополнить подпунктом «а3» следующего содержания:

«а3) при проведении выборов Губернатора Ярославской области, депутатов Ярославской областной Думы, депутатов представительных органов муниципальных образований Ярославской области и глав муниципальных образований Ярославской области – несоблюдение кандидатом требования, установленного пунктом 33 статьи 44 настоящего Закона;»;

подпункт «и» после слов «установленного настоящим Законом» дополнить словом «соответствующего»;

в) подпункт «ж» пункта 82 после слов «установленного настоящим Законом» дополнить словом «соответствующего»;

г) в пункте 83:

в подпункте «в1» слова «Губернатора Ярославской области,» исключить;

дополнить подпунктом «в2» следующего содержания:

«в2) при проведении выборов депутатов Ярославской областной Думы и депутатов представительных органов муниципальных образований Ярославской области – несоблюдение кандидатом требования, установленного пунктом 33 статьи 44 настоящего Закона;»;

4) статью 54 дополнить пунктом 61 следующего содержания:

«61. Зарегистрированный кандидат не может быть включен в реестр иностранных агентов.»;

5) пункт 3 статьи 55 после слов «аппаратов избирательных комиссий» дополнить словами «, лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации»;

6) в статье 56:

а) абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:

«Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, сенаторы Российской Федерации, депутаты, Губернатор Ярославской области, высшие должностные лица иных субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательной комиссии с правом решающего голоса, за исключением членов избирательной комиссии, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.»;

б) пункт 51 после слов «голосования (досрочного голосования) представляют» дополнить словами «на бумажном носителе и (или) в машиночитаемом виде по формам и в порядке, которые установлены организующей выборы избирательной комиссией,», после слов «фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя,» дополнить словами «дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,»;

7) в пункте 3 статьи 61 слова «, а также в день голосования» заменить словами «и до момента окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа в день голосования (последний день голосования)»;

8) в пункте 21 статьи 66 слова «зарегистрированного кандидата, являющегося иностранным агентом, либо» исключить, слова «является иностранным агентом либо кандидатом» заменить словами «является кандидатом», слова «являющийся иностранным агентом, либо кандидатом» заменить словами «являющийся кандидатом»;

9) в пункте 7 статьи 67 слова «кандидата, являющегося иностранным агентом,» и слова «иностранным агентом либо» исключить;

10) статью 701 дополнить пунктом 11 следующего содержания:

«11. Уполномоченными представителями кандидатов и избирательных объединений не могут быть лица, включенные в реестр иностранных агентов, лица, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.»;

11) в статье 72:

а) дополнить пунктом 31 следующего содержания:

«31. На выборах Губернатора Ярославской области, депутатов Ярославской областной Думы, депутатов представительных органов муниципальных образований Ярославской области и глав муниципальных образований Ярославской области предельный размер расходования средств избирательных фондов, которое может осуществляться до регистрации кандидата, единого списка кандидатов, составляет 30 процентов установленного настоящим Законом предельного размера расходования средств соответствующего избирательного фонда.»;

б) в подпункте «о» пункта 5 слова «а также» исключить, дополнить словами «, лицам, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации»;

12) подпункт «е» пункта 4 статьи 78 дополнить словами «, и по результатам представления и проверки финансовых отчетов кандидатов, избирательных объединений представляет в избирательную комиссию предложения о направлении соответствующих материалов в правоохранительные и иные органы для принятия необходимых мер и привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации»;

13) в пункте 6 статьи 79 слова «иностранным агентом либо» исключить;

14) в статье 80:

а) в пункте 51 слова «иностранным агентом либо» исключить;

б) пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. В день голосования (последний день голосования на соответствующих выборах) после окончания времени голосования неиспользованные бюллетени, находящиеся в избирательных комиссиях, подсчитываются и погашаются в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 85 настоящего Закона. Во всех избирательных комиссиях, кроме участковых избирательных комиссий, при погашении неиспользованных бюллетеней составляется акт, в котором указывается число погашенных бюллетеней. При погашении бюллетеней вправе присутствовать лица, указанные в пункте 4 статьи 12 настоящего Закона. Эти бюллетени хранятся секретарем избирательной комиссии вместе с другой документацией избирательной комиссии.»;

15) в статье 81:

а) пункт 10 дополнить словами «в соответствии с требованиями пункта 3 статьи 85 настоящего Закона»;

б) пункт 15 после слов «отстраняется от участия в ее работе» дополнить словами «и удаляется из помещения для голосования»;

в) пункт 20 изложить в следующей редакции:

«20. При проведении выборов Губернатора Ярославской области и депутатов Ярославской областной Думы, назначенных на предусмотренный пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона день голосования, голосование избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа, осуществляется в установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядке с учетом требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».»;

16) пункт 14 статьи 811 изложить в следующей редакции:

«14. При проведении выборов Губернатора Ярославской области и депутатов Ярославской областной Думы, назначенных на предусмотренный пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона день голосования, досрочное голосование избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа, осуществляется в порядке и сроки, которые установлены Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, с учетом требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».»;

17) пункт 16 статьи 83 изложить в следующей редакции:

«16. При проведении выборов Губернатора Ярославской области и депутатов Ярославской областной Думы, назначенных на предусмотренный пунктом 3 статьи 11 настоящего Закона день голосования, голосование вне помещения для голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа, осуществляется в установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации порядке с учетом требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».»;

18) в пункте 3 статьи 85 первое предложение изложить в следующей редакции: «После окончания времени голосования, перед вскрытием ящиков для голосования, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 4 статьи 12 настоящего Закона, подсчитывают и, не повреждая квадраты, предназначенные для проставления отметки избирателя, погашают неиспользованные бюллетени, повреждая такие бюллетени исключающими возможность их дальнейшего использования способами, определенными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.»;

19) в пункте 15 статьи 96 слова «не позднее чем в двухмесячный срок со дня подачи жалобы» заменить словами «в течение одного месяца со дня поступления жалобы в суд».

 

Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор
Ярославской области                                                                          М.Я. Евраев


«__»_____________2024 г.

№_______




Пояснительная записка к проекту закона Ярославской области
«О внесении изменений в Закон Ярославской области
«О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области»

 

 Проект закона Ярославской области «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области» (далее – проект закона, законопроект) разработан в соответствии с Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Принятие проекта закона вызвано необходимостью приведения законодательства Ярославской области о выборах в соответствие с последними изменениями федерального законодательства в связи с принятием Федерального закона от 15.05.2024 № 99-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Проектом предусматривается:

1)      Расширение терминологии «депутат законодательного (представительного) органа государственной власти» понятием «сенатор Российской Федерации» (в соответствии с Федеральным законом от 08.05.1994 № 3-ФЗ «О статусе сенатора Российской Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»).

2)      Введение нормы об обязанности организующей выборы комиссии установить форму и порядок представления списка назначенных наблюдателей, при этом устанавливается, что список предоставляется на бумажном носителе и (или) в машиночитаемом виде, а также расширяется перечень персональных данных, указываемых в отношении каждого наблюдателя: помимо ранее указываемых ФИО и адреса места жительства теперь в отношении каждого наблюдателя также должны быть указаны:

- дата рождения,

- серия, № и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.

3)      Дополнение списка требований, которым должен удовлетворять кандидат для его регистрации, прекращением к моменту сдачи необходимых для регистрации документов статуса иностранного агента с установлением при его наличии соответствующих оснований для:

- отказа в регистрации кандидата,

- исключения кандидата из заверенного списка кандидатов,

- отмены регистрации кандидата судом.

Также соответствующим образом исключены нормы закона, в которых ранее фигурировали зарегистрированные кандидаты-иностранные агенты:

- об условиях проведения агитации,

- об информации о кандидате-иностранном агенте на информационном стенде и в избирательном бюллетене.

При этом для зарегистрированных кандидатов устанавливается корреспондирующая данному запрету дополнительная гарантия – зарегистрированный кандидат не может быть включён в реестр иностранных агентов.

4)      Дополнение перечня оснований, по которым проводится проверка выполнения кандидатом к моменту представления документов, необходимых для регистрации, требований о закрытии счетов (вкладов), прекращении хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами Российской Федерации, отчуждении иностранных финансовых инструментов, случаем указания самим кандидатом сведений о наличии у него таких счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей, иностранных финансовых инструментов, а также случаем выявления таких фактов самой комиссией в результате проверки, проведённой в соответствии с пунктами 63 – 67 статьи 44 Закона.

5)      Исключение обязанности Министерства юстиции Российской Федерации (его территориальных органов) по публикации списка избирательных объединений, имеющих право принимать участие в выборах, в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях с сохранением обязанности по размещению данного списка на официальном сайте Министерства юстиции Российской Федерации (его территориальных органов) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

6)      Установление запрета на назначение уполномоченными представителями и доверенными лицами кандидатов и избирательных объединений лиц, включённых в:

a)      реестр иностранных агентов,

б)      единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.

7)      Уточнение, что ошибки (опечатки), допущенные в оформлении документов в отношении кандидата, выдвинутого в одномандатном (многомандатном) округе, являются основанием для исключения данного кандидата из списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) округам до его заверения (ранее при таких ошибках принималось решение об отказе в заверении списка кандидатов в целом).

8)      Основание для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов по причине превышения более чем на 5% установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда конкретизировано указанием на превышение размера соответствующего избирательного фонда (поскольку предельный размер расходования средств избирательного фонда устанавливается для каждого вида избирательной кампании).

Установлен предусмотренный Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» лимит на предельный размер расходования средств избирательного фонда до регистрации кандидата, списка кандидатов на выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области – 30% от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.

9)      Конкретизация запрета на опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях, доступ к которым не ограничен определённым кругом лиц (включая сеть «Интернет»), в день голосования моментом окончания голосования на территории соответствующего избирательного округа в день голосования (последний день голосования).

10)    Установление запрета на внесение пожертвований лицами, сведения о которых включены в единый реестр сведений о лицах, причастных к деятельности экстремистской или террористической организации.

11)    Расширение полномочий контрольно-ревизионной службы при проведении выборов полномочием по представлению по результатам проверки финансовых отчётов кандидатов, избирательных объединений предложений в избирательную комиссию о направлении соответствующих материалов в правоохранительные и иные органы для принятия необходимых мер и привлечения виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12)    Установление единого к погашению избирательных бюллетеней после окончания времени голосования требования во всех избирательных комиссиях:

a)      Вместо ранее установленного правила об отрезании в участковых комиссиях левого нижнего угла неиспользованных бюллетеней при отсутствии аналогичного правила для остальных избирательных комиссий теперь введено единое для все избирательных комиссий правило о погашении неиспользованных бюллетеней путем их повреждения исключающими возможность их дальнейшего использования способами, определенными Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, без повреждения при этом квадратов, предназначенных для проставления отметки избирателя.

Аналогичное правило погашения введено для испорченных избирателями избирательных бюллетеней, взамен которых избирателю выдан новый избирательный бюллетень.

б)      Конкретизировано правило о составлении акта о погашенных избирательных бюллетенях во всех, кроме участковых, избирательных комиссиях.

13)    Установление для члена участковой избирательной комиссии, нарушающего законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах, аналогичной нарушающему законодательство наблюдателю или иному лицу меры ответственности в виде удаления из помещения для голосования (в дополнение к ранее установленной мере в виде отстранения от участия в работе комиссии).

14)    Уточнение исходных данных для голосования избирателей, которые находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых за пределами соответствующего избирательного округа:

- такое голосование проводится только на выборах Губернатора Ярославской области и депутатов Ярославской областной (до настоящего изменения соответствующей нормы, введённой в федеральное законодательство в 2023 году, такое голосование предусматривалось и на выборах в органы местного самоуправления),

- голосование проводится на выборах, назначенных только на единый день голосования (до настоящего изменения соответствующей нормы, введённой в федеральное законодательство в 2023 году, такое голосование предусматривалось при проведении выборов в любой день, а не только в единый день голосования),

- субъекты Российской Федерации и выборы, на которых будет использоваться такое голосование, в том числе досрочное голосование, голосование вне помещения для голосования, определяются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

15)    Сокращение с двух до одного месяца срока для принятия судом решения по жалобе на решение комиссии об итогах голосования, о результатах выборов.

Принятие проекта закона не повлечет за собой увеличение (уменьшение) расходов или доходов областного бюджета.

 

Июнь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30