Комитет по аграрной политике, экологии и природопользованию обсуждал вопросы промышленного и любительского рыболовства в Ярославской области. В сфере регулирования этой отрасли существует всего один федеральный закон 2004 года - №166 «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Согласно его положениям на территории области управленческие и контрольные функции распределены между территориальной структурой Росрыболовства и профильным подразделением областного правительства. Приглашенный на заседание комитета представитель Росрыболовства не пришел, а о работе регионального департамента по охране и использованию животного мира докладывал парламентариям его руководитель - Евгений Рощин. Он отметил, что и в области промышленного лова и в сфере любительского рыболовства есть свои «острые моменты». Ярославская область располагает значительным объемом рыбных ресурсов -9400 тонн. Ежегодный лимит для рыболовов – 1100-1300 тонн. «До 2008 года промышленный лов осуществляли 56 организаций, при этом размер участков был менее 50 квадратных километров, - отметил Евгений Рощин. – Это было нерентабельно, приводило к сокрытию улова и браконьерству». В 2008 году департамент в качестве эксперимента выставлял на конкурс участки под аренду всего на 3 года, чтобы определить наиболее оптимальное количество операторов и размеры участков.
В итоге в этом году на конкурс было выставлено 13 водных участков размерами от 150 до 200 квадратных километров сроком на 15 лет. Условия конкурса были жесткие, например, оценивалось наличие собственных перерабатывающих мощностей, а также было прописано условие: арендатор должен будет вести охранную и ресурсовосполняющую деятельность. В итоге определились 10 победителей, причем в их число не попали такие известные предприятия как колхоз имени Ленина и рыбзавод «Первомайский».
Такое резкое сокращение количества участников рынка промышленного лова привело к тому, что довольно большое количество работодателей не смогло обеспечить своих бывших сотрудников рабочими местами. Сейчас областное правительство решает этот вопрос. По словам Рощина, идут переговоры с предприятиями-победителями конкурсов о трудоустройстве профессиональных рыболовов.
Депутаты отнеслись к ситуации серьезно. Владимир Галагаев заметил, что области не мешало бы иметь отдельную региональную программу в сфере рыболовства, а также поинтересовался, как и чьими силами будет контролироваться выполнение арендаторами своих обязательств по исполнению условий договора с областью.
В сфере любительского рыболовства есть много «подводных камней». Неслучайно по стране, и в том числе по Ярославской области, в этом году прошли акции протеста рыбаков. Чтобы выслушать точку зрения самих любителей «рыбной охоты» депутаты пригласили на заседание комитета главу регионального отделения «Союза рыболовов» Ирину Лебедеву. Выяснилось, что и органы власти и сами рыболовы-любители «за» наведение порядка в этой сфере: борьбу с браконьерством, восполнение природных ресурсов, защиту окружающей среды. Но вот взгляды на методы решения проблем разные. Так, власти уверены, что передача угодий в 25-летнюю аренду коммерческим структурам позволит навести порядок: есть с кого спросить за чистоту водоема и прилегающих территорий. Рыболовы-частники, считают, что такие арендаторы выставляют неприемлемые для населения цены и условия, да и воспроизводством рыбы не занимаются. И такие расхождения есть по многим другим пунктам.
В одном сходятся представители властей – исполнительной и законодательной - и рыболовы-любители: нужен грамотный и эффективный федеральный закон о любительском рыболовстве. К сожалению, на сегодняшний день законопроект, учитывавший пожелания представителей регионов, на федеральном уровне не рассматривается. Такой документ смог бы четко урегулировать полномочия и внести ясность в регулирование этой сферы.
По итогам комитета депутаты приняли решение, что, не дожидаясь внесения законопроекта о любительском рыболовстве, ярославские парламентарии будут готовить поправки в действующее федеральное законодательство.