О проекте законодательного регулирования выборов в Ярославской области (Инф-аналит.зап.№12 от 04.04.2011)

О проекте законодательного регулирования выборов в Ярославской области (Инф-аналит.зап.№12 от 04.04.2011)

Заместителю Председателя

Ярославской областной Думы

Заяшникову Е.Н.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА

О проекте законодательного регулирования выборов в Ярославской области

В связи с внесением на рассмотрение Ярославской областной Думы Губернатором Ярославской области совместно с Избирательной комиссией Ярославской области проекта закона Ярославской области «О выборах в Ярославской области» (24.02.2011) аналитическим управлением аппарата Ярославской областной Думы подготовлена справочная информация о предложениях по обновлению законодательства Ярославской области о выборах, учитывающих требования федерального законодательства, а также подходы разработчика к определению концепции и некоторых конкретных положений законопроекта в рамках полномочий регионального законодателя (вопросы проведения референдумов в Ярославской области в соответствии с Программой законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2011 год планируется рассмотреть в июне текущего года).

Указанным проектом закона Ярославской области предлагается установить порядок подготовки и проведения выборов депутатов Ярославской областной Думы, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований Ярославской области. Перечень вопросов регулирования представлен в пояснительной записке к законопроекту. В данном перечне вопросов следует обратить внимание на ряд особенностей документа.

Первое.

Из проекта закона исключены положения, дублирующие Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и не несущие самостоятельной правовой нагрузки. Кроме того, исключены положения, относящиеся к компетенции Ярославской области как субъекта Российской Федерации, но урегулированные Уставом Ярославской области и другими областными законами (об Избирательной комиссии Ярославской области, о статусе депутата Ярославской областной Думы и представительного органа муниципального образования, о правовых актах Ярославской области). Это позволило значительно сократить объем документа: проект закона состоит из 25 статей и не содержит приложений, в то время как в действующем Законе Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», который предлагается признать утратившим силу, имеется 102 статьи и 5 приложений.

Такой точечный подход к построению регионального закона о выборах имеет право на существование. Более того, он свидетельствует о высоком качестве законотворческой работы. Однако, на этом пути возникают и некоторые затруднения, а именно: ослабляется целостное восприятие избирательного процесса, что при не достаточно внимательном прочтении может привести на практике к путанице и нарушению закона по недоразумению. Последнее, впрочем, можно исключить, издав инструкцию, комментарии или иные справочные материалы к действующему законодательству о выборах на территории Ярославской области.

Второе.

Следует отдельно отметить, что в настоящее время вступило в силу новое положение Федерального закона (в редакции от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ) прямого действия о применении пропорциональной избирательной системы на выборах не менее половины депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов. В соответствии с требованием Федерального закона в проекте закона Ярославской области «О выборах в Ярославской области», внесенном Губернатором Ярославской области, нашла отражение норма о том, что к распределению депутатских мандатов в указанных представительных органах муниципальных образований Ярославской области допускаются списки кандидатов по единому избирательному округу, получившие не менее 5 процентов голосов избирателей.

Третье.

В проекте закона имеются новые положения по сравнению с действующей редакцией закона. Так, предлагается, чтобы участковая избирательная комиссия формировалась не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования (в действующей редакции – не позднее чем за 28 дней) в составе от 3 до 20 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (в действующей редакции установлены различные верхние и нижние пределы количества членов участковой избирательной комиссии в зависимости от численности избирателей).

Более существенное значение имеет двукратное увеличение предельных сумм расходов за счет средств избирательных фондов (в руб.):

Выборы

Действующая

редакция

Проект

закона

Депутат Ярославской областной Думы

для избирательного объединения

5 000 000

10 000 000

для кандидата

1 500 000

3 000 000

Глава муниципального образования

с числом избирателей более 150 тысяч

3 000 000

6 000 000

с числом избирателей более 30 тысяч

1 500 000

3 000 000

с числом избирателей от 10 до 30 тысяч

1 000 000

2 000 000

с числом избирателей не более 10 тысяч

750 000

1 500 000

Депутат представительного органа муниципального образования

с числом избирателей более 150 тысяч

1 000 000

2 000 000

с числом избирателей более 30 тысяч

500 000

1 000 000

с числом избирателей от 10 до 30 тысяч

300 000

600 000

с числом избирателей не более 10 тысяч

200 000

400 000.

 

Четвертое.

Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать отдельные вопросы порядка подготовки и проведения выборов на региональном и местном уровне, которым они могут и не воспользоваться. Так, внесенным проектом закона Ярославской области, в частности, не предусмотрены особые, более мягкие требования к кандидатам при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со сравнительно не большим числом избирателей:

а) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч. При этом сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов мог бы и не проводиться;

б) законом субъекта Российской Федерации также может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.

в) есть ряд дополнительных возможностей конкретизации участия регионов в законодательном регулировании выборов в части избирательных комиссий.

 

Начальник управления А.А. Ерошин

Ушаков М.А., 40-10-32



Дополнительные материалы


Также в разделе

Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
Время: 12:00

Участие в заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (в режиме ВКС)

Время: 13:00

Проведение урока парламентаризма для учащихся специальности «Право и организация социального обеспечения» Ярославского Градостроительного колледжа