Заместителю Председателя
Ярославской областной Думы
Заяшникову Е.Н.
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЗАПИСКА
О проекте законодательного регулирования выборов в Ярославской области
В связи с внесением на рассмотрение Ярославской областной Думы Губернатором Ярославской области совместно с Избирательной комиссией Ярославской области проекта закона Ярославской области «О выборах в Ярославской области» (24.02.2011) аналитическим управлением аппарата Ярославской областной Думы подготовлена справочная информация о предложениях по обновлению законодательства Ярославской области о выборах, учитывающих требования федерального законодательства, а также подходы разработчика к определению концепции и некоторых конкретных положений законопроекта в рамках полномочий регионального законодателя (вопросы проведения референдумов в Ярославской области в соответствии с Программой законопроектной работы Ярославской областной Думы на 2011 год планируется рассмотреть в июне текущего года).
Указанным проектом закона Ярославской области предлагается установить порядок подготовки и проведения выборов депутатов Ярославской областной Думы, депутатов представительных органов и глав муниципальных образований Ярославской области. Перечень вопросов регулирования представлен в пояснительной записке к законопроекту. В данном перечне вопросов следует обратить внимание на ряд особенностей документа.
Первое.
Из проекта закона исключены положения, дублирующие Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и не несущие самостоятельной правовой нагрузки. Кроме того, исключены положения, относящиеся к компетенции Ярославской области как субъекта Российской Федерации, но урегулированные Уставом Ярославской области и другими областными законами (об Избирательной комиссии Ярославской области, о статусе депутата Ярославской областной Думы и представительного органа муниципального образования, о правовых актах Ярославской области). Это позволило значительно сократить объем документа: проект закона состоит из 25 статей и не содержит приложений, в то время как в действующем Законе Ярославской области «О выборах в органы государственной власти Ярославской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области», который предлагается признать утратившим силу, имеется 102 статьи и 5 приложений.
Такой точечный подход к построению регионального закона о выборах имеет право на существование. Более того, он свидетельствует о высоком качестве законотворческой работы. Однако, на этом пути возникают и некоторые затруднения, а именно: ослабляется целостное восприятие избирательного процесса, что при не достаточно внимательном прочтении может привести на практике к путанице и нарушению закона по недоразумению. Последнее, впрочем, можно исключить, издав инструкцию, комментарии или иные справочные материалы к действующему законодательству о выборах на территории Ярославской области.
Второе.
Следует отдельно отметить, что в настоящее время вступило в силу новое положение Федерального закона (в редакции от 20 марта 2011 года № 38-ФЗ) прямого действия о применении пропорциональной избирательной системы на выборах не менее половины депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов с численностью 20 и более депутатов. В соответствии с требованием Федерального закона в проекте закона Ярославской области «О выборах в Ярославской области», внесенном Губернатором Ярославской области, нашла отражение норма о том, что к распределению депутатских мандатов в указанных представительных органах муниципальных образований Ярославской области допускаются списки кандидатов по единому избирательному округу, получившие не менее 5 процентов голосов избирателей.
Третье.
В проекте закона имеются новые положения по сравнению с действующей редакцией закона. Так, предлагается, чтобы участковая избирательная комиссия формировалась не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования (в действующей редакции – не позднее чем за 28 дней) в составе от 3 до 20 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса (в действующей редакции установлены различные верхние и нижние пределы количества членов участковой избирательной комиссии в зависимости от численности избирателей).
Более существенное значение имеет двукратное увеличение предельных сумм расходов за счет средств избирательных фондов (в руб.):
Выборы | Действующая редакция | Проект закона |
Депутат Ярославской областной Думы | ||
для избирательного объединения | 5 000 000 | 10 000 000 |
для кандидата | 1 500 000 | 3 000 000 |
Глава муниципального образования | ||
с числом избирателей более 150 тысяч | 3 000 000 | 6 000 000 |
с числом избирателей более 30 тысяч | 1 500 000 | 3 000 000 |
с числом избирателей от 10 до 30 тысяч | 1 000 000 | 2 000 000 |
с числом избирателей не более 10 тысяч | 750 000 | 1 500 000 |
Депутат представительного органа муниципального образования | ||
с числом избирателей более 150 тысяч | 1 000 000 | 2 000 000 |
с числом избирателей более 30 тысяч | 500 000 | 1 000 000 |
с числом избирателей от 10 до 30 тысяч | 300 000 | 600 000 |
с числом избирателей не более 10 тысяч | 200 000 | 400 000. |
Четвертое.
Федеральным законом субъектам Российской Федерации предоставлено право регулировать отдельные вопросы порядка подготовки и проведения выборов на региональном и местном уровне, которым они могут и не воспользоваться. Так, внесенным проектом закона Ярославской области, в частности, не предусмотрены особые, более мягкие требования к кандидатам при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со сравнительно не большим числом избирателей:
а) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов при проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч. При этом сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов мог бы и не проводиться;
б) законом субъекта Российской Федерации также может быть установлено, что на выборах в представительные органы муниципальных образований при числе избирателей в избирательном округе не более пяти тысяч зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной службе, на время их участия в выборах могут не освобождаться от выполнения должностных или служебных обязанностей.
в) есть ряд дополнительных возможностей конкретизации участия регионов в законодательном регулировании выборов в части избирательных комиссий.
Начальник управления А.А. Ерошин
Ушаков М.А., 40-10-32
Также в разделе
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
28 | 29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 |
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 |
Участие в заседании Государственной Думы при рассмотрении вопроса «Об основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» (в режиме ВКС)
Время: 13:00Проведение урока парламентаризма для учащихся специальности «Право и организация социального обеспечения» Ярославского Градостроительного колледжа