29 октября 2013 года в 10.00 состоялось очередное заседание Ярославской областной Думы шестого созыва. На заседании было зарегистрировано 48 депутатов областной Думы. В заседании приняли участие: Губернатор Ярославской области Ястребов С.Н.; главный федеральный инспектор по Ярославской области Несветайлов В.Ф.; заместитель Прокурора Ярославской области Попов Н.Г.; депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Свергунова М.Н.; заместители Губернатора Ярославской области; работники аппарата Думы.
Время окончания заседания: 14.00.
Принятые законы
1. «О внесении изменения в статью 2 Закона Ярославской области «О транспортном налоге в Ярославской области»
Законом с 1 января 2014 года предусмотрено снижение налоговой ставки транспортного налога на гидроциклы:
- для мощности двигателя до 100 л.с. – с 125 до 30 руб.;
- для мощности двигателя свыше 100 л.с. – с 250 до 50 руб.
2. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Социальный кодекс Ярославской области»
Законом, начиная с 1 января 2014 года, вводится ежемесячная денежная выплата в размере 2000 рублей на ребенка до достижения им возраста 18 лет семьям, где оба (единственный) родителя (усыновителя) являются инвалидами 1 или 2 групп. Одновременно с 1339 до 2000 рублей будет увеличена ежемесячная выплата на ребенка-инвалида.
3. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
Закон принят в связи с необходимостью корректировки доходной и расходной частей областного бюджета, в том числе с учетом решений федеральных органов государственной власти.
В целом доходы областного бюджета увеличиваются на 175,9 млн. рублей за счет увеличения безвозмездных поступлений из федерального бюджета (дотация на сбалансированность) и составят 50813,5 млн. рублей.
Расходы за счет областных средств увеличиваются на 175,9 млн. рублей и составят 58746,0 млн. рублей, в том числе:
110,6 млн. рублей - на работы по берегоукреплению в г. Мышкин, в связи с включением Ярославской области в ФЦП «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах» и привлечением 368,6 млн. рублей средств федерального бюджета.
52,0 млн. рублей – для приобретения жилья детям-сиротам в рамках РП «Стимулирование развития жилищного строительства на территории Ярославской области» в целях исполнения соответствующих полномочий Ярославской области,
13,3 млн. рублей – увеличение средств резервного фонда Правительства Ярославской области для оказания помощи лицам, пострадавшим в результате пожаров и оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
4. «Об установлении величины прожиточного минимума для детей в Ярославской области на 2014 год в целях осуществления ежемесячной денежной выплаты на третьего и последующих детей»
Величину прожиточного минимума для детей на очередной финансовый год необходимо установить до 1 ноября текущего года в силу требования Закона ЯО «О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Последний предусматривает ежемесячную денежную выплату семьям, в которых после 31 декабря 2012 года родился третий или последующие дети, в размере прожиточного минимума для детей. Согласно названному Закону право на выплату имеют семьи, чей среднедушевой доход ниже среднедушевых доходов населения ЯО. Величина рассматриваемого показателя определяется на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания. Законом прожиточный минимум для детей в Ярославской области на 2014 год установлен в размере 7599 рублей, что на 1212 рублей больше, чем на текущий год.
5. «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Ярославской области на 2014 год»
В соответствии с федеральным законодательством величина прожиточного минимума пенсионера определяется ежегодно как на общероссийском уровне (в законе о федеральном бюджете), так и на уровне субъектов РФ (через принятие специальных законов). Данный показатель определяется на основании потребительской корзины и статистических данных об уровне потребительских цен на продукты питания и используется для установления доплаты к пенсии. Доплата устанавливается тем лицам, чья пенсия с учетом иных выплат меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в субъекте РФ. Если размер регионального прожиточного минимума пенсионера ниже федерального, доплата осуществляется из средств Пенсионного фонда РФ. В случае, когда величина прожиточного минимума пенсионера, установленная в субъекте РФ, выше федеральной, то доплату к пенсии производит регион из своего бюджета. Законом прожиточный минимум пенсионера в Ярославской области на 2014 год установлен в размере 6252 рублей, что на 417 рублей (7%) больше, чем на 2013, и на 210 рублей ниже аналогичного показателя, установленного в целом по Российской Федерации на 2014 год.
6. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты»
С учетом изменившегося федерального законодательства и в связи с необходимостью уточнения положений областного законодательства внесены изменения и дополнения в следующие Законы Ярославской области:
1) «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений на территории Ярославской области»;
2) «Об организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярных перевозок в Ярославской области»;
3) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области»;
4) «О мерах по противодействию коррупции в Ярославской области»;
5)«О защите населения и территорий ЯО от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
6) «О пожарной безопасности»;
7) «О государственных информационных ресурсах Ярославской области».
8) «О выборах в органы государственной власти ЯО и органы местного самоуправления муниципальных образований ЯО»
9) «О порядке перемещения транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, возврата транспортных средств»
10) «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области».
7. «О физической культуре и спорте в Ярославской области»
Закон определяет организационные основы реализации полномочий Ярославской области в сфере физической культуры и спорта. К основным направлениям деятельности органов государственной власти Ярославской области отнесены:
- взаимодействие органов исполнительной власти области с органами местного самоуправления муниципальных образований области, физкультурно-спортивными организациями, профессиональными союзами в сфере физической культуры и спорта и иными субъектами физической культуры и спорта;
- развитие сети физкультурно-спортивных организаций на территории Ярославской области;
- государственная поддержка физкультурно-спортивных организаций на территории Ярославской области;
- кадровое обеспечение физической культуры и спорта;
- развитие материально-технической базы физической культуры и спорта.
Кроме того, Законом предусмотрено право на улучшение жилищных условий и бесплатное предоставление земельных участков для спортсменов, добившихся высших достижений, а также их тренеров.
8. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О нормативах бюджетного финансирования образовательных учреждений»
Законом предусматривается увеличение размеров нормативов бюджетного финансирования на реализацию основных общеобразовательных программ в общеобразовательных учреждениях, а также нормативов бюджетного финансирования предоставления услуг по дошкольному образованию детей в связи с повышением с 1 сентября 2013 года базовых окладов следующим категория работников:
- педагогическим работникам учреждений общего образования – на 20%,
- педагогическим работникам дошкольных общеобразовательных учреждений – на 35%,
- административному персоналу указанных учреждений - на 10%.
9. «Об инвестиционном фонде Ярославской области»
Закон предусматривает создание с 1 января 2014 года инвестиционного фонда Ярославской области для реализации на территории Ярославской области инвестиционных проектов, осуществляемых на принципах государственно-частного партнерства. Наличие в субъекте Российской Федерации регионального инвестиционного фонда является обязательным условием для предоставления субсидий за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию проектов, имеющих региональное и межрегиональное значение, реализуемых на принципах государственно-частного партнерства. Законом определяется понятие регионального инвестиционного фонда, цели его создания, условия формирования и направления использования бюджетных ассигнований регионального инвестиционного фонда.
10. «О внесении изменений в закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2013 год»
Закон предусматривает включение в прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2013 год продажу земельного участка, расположенного по адресу: Ярославская область, Ярославский район, Некрасовский сельский округ, в районе поселка Михайловский, с размещенными на нем 20 объектами недвижимого имущества (17 зданий, строения и сооружения). На базе указанного комплекса недвижимого имущества функционировал детский оздоровительный лагерь имени Лени Голикова.
Кроме того, в соответствии с решением Ярославской областной Думы о дополнительном рассмотрении вопроса о продаже акций открытого акционерного общества, создаваемого в результате преобразования государственного унитарного предприятия «Переславское автотранспортное предприятие», Закон предусматривает сокращение ожидаемых доходов областного бюджета в 2013 году на сумму от продажи акций указанного открытого акционерного общества.
11. «О депутате Ярославской областной Думы»
Закон принят с учетом изменений норм федерального законодательства и законодательства Ярославской области, а также с целью актуализации и структурирования норм действующего закона, регулирующего статус депутата Ярославской областной Думы.
Закреплены принципы и гарантии деятельности депутата, детализируется процедура досрочного прекращения полномочий депутата (в частности, определен момент прекращения полномочий), подробно освещены формы деятельности депутата:
1) участия в заседаниях Ярославской областной Думы, комитетов и иных рабочих органов Ярославской областной Думы, депутатских слушаниях и других мероприятиях, организуемых Ярославской областной Думой;
2) участие в работе депутатских объединений (фракций) Ярославской областной Думы;
3) взаимодействие с избирателями;
4) правотворческая деятельность;
5) депутатский запрос;
6) участие в заседаниях Правительства Ярославской области, коллегиальных органов, создаваемых органами исполнительной власти Ярославской области;
7) участие в заседаниях и иных мероприятиях федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, образуемых ими коллегиальных органов;
8) обращение к Губернатору Ярославской области и иным должностным лицам;
9) получение и распространение информации;
10) взаимодействие со средствами массовой информации;
11) исполнение должностных обязанностей по замещаемой государственной должности в Ярославской областной Думе.
Закон предусматривает право не менее чем одного депутата, избранного в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Ярославской областной Думе, и право каждого депутата, избранного в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат в соответствии с законом Ярославской области, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» осуществлять депутатскую деятельность на профессиональной постоянной основе, а также замещать руководящие должности в Ярославской областной Думе, к которым относятся должности Председателя Ярославской областной Думы, заместителя Председателя Ярославской областной Думы, председателя комитета Ярославской областной Думы и заместителя председателя комитета Ярославской областной Думы.
Фракции (депутатскому объединению) предоставляется право определить для входящего в неё депутата (с его согласия), избранного по одномандатному избирательному округу, дополнительную территорию области для поддержания связи с избирателями.
Уточнен порядок приема на работу помощников депутата, а именно введена норма, согласно которой помощник депутата нового созыва может быть оформлен на работу не ранее дня начала работы Ярославской областной Думы нового созыва.
Законопроекты, принятые в I чтении
1. «Об отдельных вопросах организации деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований»
Законопроектом предлагается устранить пробел в законодательстве Ярославской области с учетом требований Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», установив:
1) порядок и форму уведомления председателя контрольно-счетного органа муниципального образования (далее – контрольно-счетного органа) об изъятии документов и опечатывании отдельных помещений проверяемых организаций;
2) предельный срок в 14 календарных дней предоставления организациями, в отношении которых может осуществляться внешний муниципальный финансовый контроль, информации по запросу контрольно-счетного органа для проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
3) предельный срок в 5 рабочих дней представления проверяемой организацией пояснений и замечаний к акту контрольно-счетного органа, составленному при проведении контрольных мероприятий.
2. «О внесении изменений в статьи 5 и 8.1 Закона Ярославской области «О развитии малого и среднего предпринимательства»
В связи с изменением федерального законодательства проектом закона предусмотрены следующие изменения Закона Ярославской области.
1) Признаются утратившими силу положения регионального закона о максимальном размере площади арендуемого помещения, которое может приобретаться субъектами малого и среднего предпринимательства при реализации преимущественного права на выкуп.
2) Нижняя граница срока рассрочки оплаты имущества, приватизируемого субъектами малого и среднего предпринимательства, приравнивается к трём годам.
3) Полномочие по разработке и реализации «межмуниципальных» программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства из компетенции Правительства области исключено как излишнее и не соответствующее федеральным требованиям.
Норма о распространении действия предлагаемого закона области на прошлый период обусловлена сроком вступления в силу соответствующих положений Федерального закона от 02.07.2013 № 144-ФЗ (действуют с 1 июля 2013 года), а также интересами обеспечения равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению гарантированных федеральным законодательством льгот.
3. «О государственной поддержке садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений на территории Ярославской области»
Законопроект определяет полномочия органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, устанавливает принципы и меры поддержки садоводов, огородников, дачников и их садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях на территории Ярославской области.
Устанавливаются основные направления государственной поддержки садоводов:
- информационное обеспечение граждан в сфере организации ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, а также предоставление им консультационной помощи;
- содействие в землеустройстве и организации территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- развитие инфраструктур территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- строительство и ремонт автомобильных дорог;
- создание и восстановление, ремонт линий электропередачи на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений;
- содействие в обеспечении пожарной и санитарной безопасности на территории садоводческих некоммерческих товариществ.
В целях обеспечения взаимодействия между органами государственной власти Ярославской области и садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями создается Совет по развитию садоводства, огородничества и дачного хозяйства. Положение о Совете и его персональный состав утверждаются постановлением Ярославской областной Думы.
Отклонённые законопроекты
1. «О внесении изменений в статьи 4 и 5 Закона Ярославской области «О межбюджетных отношениях»
Законопроектом предлагалось изменить формулировку Закона, исключив запрет на внесение поправок к проекту распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (далее – распределение дотаций) при рассмотрении в Думе проекта областного бюджета на очередной финансовый год без внесения изменений в порядок и методику распределения дотаций. Согласно предлагавшейся новой формулировке: нельзя вносить поправки к проекту распределения дотаций «без соблюдения установленных настоящим Законом порядка и условий» распределения. Согласно пояснительной записке к законопроекту речь шла о том, чтобы дать депутатам возможность вносить поправки в отношении величины коэффициента выравнивания бюджетной обеспеченности (коэффициента «К»), утверждаемого законом Ярославской области об областном бюджете.
2. «О временных мерах социальной поддержки «детей войны» в Ярославской области»
Законопроектом предлагалось предусмотреть в областном законодательстве такую категорию лиц как «дети войны», отнеся к ней граждан, родившихся не ранее 21 июня 1928 года и не позднее 4 сентября 1945 года, и установив для них, начиная с 1 января 2014 года, следующие меры социальной поддержки: 1) ежемесячную денежную выплату в размере 558 рублей, 2) 50 % скидку по оплате за проезд в пригородном железнодорожном и внутреннем водном транспорте в период с 1 мая по 30 сентября, 3) 50 % скидку по оплате за проезд в городском (внутримуниципальном) транспорте общего пользования, а также в межмуниципальном автомобильном общественном транспорте; 4) внеочередное медицинское обслуживание; 5) внеочередное обслуживание на дому или в учреждениях соцзащиты; 6) бесплатное протезно-ортопедическое обслуживание.
3. «О внесении изменений в Закон Ярославской области «О прогнозном плане (программе) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2013 год»
Законопроект предусматривал исключение из прогнозного плана (программы) приватизации имущества, находящегося в собственности Ярославской области, на 2013 год, ГУП Ярославской области «Переславское автотранспортное предприятие», подлежащее преобразованию в открытое акционерное общество.
Рассмотренные вопросы
1. Принято постановление о досрочном прекращении полномочий депутата Ярославской областной Думы шестого созыва Лисицына А.И. с 16 октября 2013 года в связи с избранием представителем от Думы в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
2. В связи с заявлением об отставке досрочно освобождена от замещаемой должности аудитора Контрольно-счетной палаты Ярославской области Смирнова О.П.
3. Принято постановление о переносе срока рассмотрения принятого в первом чтении проекта закона «О содержании домашних животных в Ярославской области».
4. На основании предложений Правительства ЯО и решения комитета по социальной, демографической политике и здравоохранению от 18.10.2013 принято постановление о внесении в состав областной комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий при Правительстве Ярославской области следующих изменений:
1) вывести из состава комиссии: Антропова А.К., Бусыгина С.А., Зайцева В.Н., Князькова Л.А.;
2) ввести в состав комиссии:
- Кондрашова А.В. – заместителя начальника УФСБ России по ЯО (по согласованию);
- Ушакову Л.Ю. – депутата ЯОД;
- Ямщикова И.А. – заместителя директора департамента – начальника отдела по взаимодействию с ветеранскими организациями и казачьими обществами (по согласованию).
5. Депутат Сдвижков Е.Н. включен в состав комитета по бюджету, налогам и финансам.
6. Сформирован новый состав попечительского совета Общественного молодёжного парламента при Ярославской областной Думе, в который вошли депутаты Думы Воробьев А.В., Исаев П.В., Капралов А.А., Потапов А.В., а также представитель Избирательной комиссии Ярославской области Карнюхина В.А. (по согласованию).
7. Дума приняла постановление об обращении в Государственную Думу Федерального Собрания РФ с ходатайством о награждении Почетной грамотой за существенный вклад в развитие законодательства и парламентаризма в РФ, а также за активную общественно-политическую деятельность депутата Государственной Думы Ярославской области I-IV созывов, депутата Ярославской областной Думы V созыва Цветкова А.И.
8. Почетной грамотой Ярославской областной Думы награждены:
- Деева Надежда Владимировна - главный государственный таможенный инспектор отдела таможенного контроля после выпуска товаров Ярославской таможни - за особые заслуги в обеспечении законности, правопорядка и в связи с празднованием Дня таможенника РФ;
- Логинов Александр Борисович - директор государственного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детско-юношеская спортивная школа тенниса» - за особые достижения в обеспечении социального, экономического и культурного развития Ярославской области и в связи с 20-летием со дня образования учреждения;
- Чумбарова Марина Анатольевна - ведущий специалист-руководитель группы центра развития персонала ОАО «Автодизель» (Ярославский моторный завод) - за особые достижения в обеспечении социального, экономического и культурного развития Ярославской области.
9. Дума поддержала 3 проекта федеральных законов:
1) № 340551-6 «О внесении изменений в статьи 72 и 79 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части установления дополнительных оснований для расторжения договора аренды лесного участка и оснований для отказа в доступе к участию в аукционе);
2) № 231742-6 «О внесении изменения в статью 79 Лесного кодекса Российской Федерации» (в части сокращения срока размещения на официальном сайте в сети «Интернет» извещения о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка)
3) № 325474-6 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об ужесточении ответственности собственников за неэффективное использование земель сельхозназначения).
Подготовлено аналитическим управлением аппарата, тел. (4852) 40-10-46